Как далеко слышит человек. Особенности восприятия звука человеком

Человек каждую секунду своей жизни окружен всевозможными звуками. Слух является неотъемлемой частью полноценного восприятия картины мира. Звучит все. Но не все слышит человек. Однако звуки, которые неспособен уловить человеческий слух, тем не менее, влияют на его организм. Это влияние сказывается на нашем самочувствие и здоровье в целом.

ЧТО ТАКОЕ КИМАТИКА
Последние исследования физиков говорят о том, что абсолютно все в нашем мире имеет волновую природу, вплоть до человеческих мыслей и чувств. Как все мы знаем, звук- это тоже волна. Из этого следует, что человек воспринимает информацию от любого объекта, зачастую, неосознанно.
Существует такая наука как киматика, она изучает формообразующие свойства волн. Основоположником ее является швейцарский доктор медицины Ганс Йенни. Он провел серию удивительных опытов, создав видимую среду звука. На металлические пластины, прикрепленные к прибору, способному производить тысячи частот, ученый помещал песок, пластмассу, смолу, глину, пыль, воду и иные жидкости. При создании и изменении частот, вещества складывались в удивительные и разнообразные симметричные узоры. Чем выше была частота вибраций, тем сложнее становились формы. А некоторые из них походили на традиционные мандалы (сакральное схематическое изображение, используемое в буддийских и индуистских религиозных и эзотерических практиках). Эти эксперименты доказали, что звук обладает способностью творить форму. Киматика доказала, что вибрация организует материю. Следовательно, гармоничные звуки создают порядок из хаоса.

С течением времени, ученые стали понимать, что различные частоты имеют определенное влияние на организм человека. Как благотворное, так и, наоборот, – губительное.

КАКИЕ ЧАСТОТЫ ВОСПРИНИМАЕТ ЧЕЛОВЕК
Звуковые частоты, воспринимаемые ухом человека, лежат в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Менее 20 Гц – это инфразвук, который человеческое ухо не воспринимает. Инфразвук содержится в шуме атмосферы, леса и моря. Источником инфразвуковых колебаний являются грозовые разряды, а также взрывы и орудийные выстрелы. В земной коре наблюдаются сотрясения и вибрации инфразвуковых частот от самых разнообразных источников, в том числе от взрывов обвалов и транспортных возбудителей. Для инфразвука характерно малое поглощение в различных средах, благодаря этому инфразвуковые волны в воздухе, воде и в земной коре могут распространяться на очень далёкие расстояния. Распространение инфразвука на большие расстояния в море даёт возможность предсказания цунами. Звуки взрывов, содержащие большое количество инфразвуковых частот, применяются для исследования верхних слоев атмосферы, свойств водной среды.
Частоты более 20 000Гц зовутся ультразвуком. В природе ультразвук встречается в качестве компонента многих естественных шумов: в шуме ветра, водопада, дождя, морской гальки, перекатываемой прибоем. Многие млекопитающие, например кошки и собаки, обладают способностью восприятия ультразвука частотой до 100 кГц, а локационные способности летучих мышей, ночных насекомых и морских животных всем хорошо известны.
Не стоит забывать, что способность воспринимать звуковые колебания у всех разных людей разная. На нее влияют и наследственность, и тренированность, и возраст, и, даже, пол.

ЧТО ТАКОЕ ШУМ
Шум – громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Например, человеческий шёпот – это шум силой примерно 20 дБ. Негромкая же человеческая речь (30 – 40 дБ) оказывает влияние на сон спящего человека, мозг которого, реагируя на звук такой интенсивности, начинает генерировать сновидения. Разговор на повышенных тонах (50 – 60 дБ) снижает не только внимание и реакцию человека, но и ухудшает зрение. Вечеринки и дискотеки (80 дБ) вызывают изменения кровотока в кожных покровах, возбуждает нервную систему.
80 ДБ это и есть допустимая граница терпимого шумового воздействия на организм человека. Звук в 130 децибелов уже вызовет болевые ощущения, а 150 станет для него непереносимым. В средние века даже существовала казнь “под колоколом”. Во времена Ивана Четвертого Грозного она являлась способом медленного убийства приговоренного с помощью колокольного звона. Гул этого звона мучил и медленно убивал осужденного. Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека.

Как выяснилось, абсолютная тишина также неблагоприятно влияет на состояние человека. Например, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они стали нервничать и терять работоспособность. Еще одним открытием стало то, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Чересчур шумная современная музыка, кстати, также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

КАК ЗВУКИ ВЛИЯЮТ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВРЕД
Как показали исследования, звуки не слышимые человеком также могут оказать вредное воздействие на его здоровье. Так, инфразвуки особо сильно влияют на психическое состояние человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, падает настроение, порой человек ощущает себя растерянно, испытывает тревогу, испуг, страх, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Люди, подвергшиеся воздействию инфразвука, испытывают примерно те же ощущения, что и при посещении мест, где происходили встречи с призраками. Попадая в резонанс с биоритмами человека, инфразвук особо высокой интенсивности может вызвать мгновенную смерть. Инфразвук действует не только на уши, но и на весь организм. Начинают колебаться внутренние органы – желудок, сердце, легкие и так далее. При этом неизбежны их повреждения. Инфразвук даже не очень большой силы способен нарушать работу нашего мозга, вызвать обмороки и привести к временной слепоте. В начале 1950-х годов французский исследователь В. Гавро, изучавший влияние инфразвука на организм человека, установил, что при колебаниях порядка 6 Гц у добровольцев, участвовавших в опытах, возникает ощущение усталости, потом беспокойства, переходящего в безотчетный ужас. Гавро вспоминал, как пришлось прекратить опыты с одним из генераторов. Участникам эксперимента стало настолько плохо, что даже спустя несколько часов обычный низкий звук воспринимался ими болезненно. Был и такой случай, когда у всех, кто находился в лаборатории, задрожали предметы, находящиеся в карманах: ручки, записные книжки, ключи. Так показал свою силу инфразвук с частотой 16 герц.

Инфразвуки слабой мощности, но длительные по своему звучанию наносят не меньший урон человеческому здоровью.

По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, обусловлены многие нервные болезни жителей мегаполисов. Некоторые объясняют феномен Бермудского треугольника именно инфразвуком, который генерируется большими волнами: люди начинают сильно паниковать, становятся неуравновешенными (могут поубивать друг друга).
Ультразвуки тоже занимают заметное место в гамме производственных шумов, и они не менее опасны, чем вышеперечисленные частотности. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы: изменения происходят не только в органах слуха, но и на клеточном уровне, где ультразвук вызывает кавитацию – образование полостей в клеточных жидкостях, что приводит к гибели клеток. Ультразвук угнетает иммунную систему, приводит человека в пассивное состояние. При фокусировке звукового пучка можно поразить жизненно важные центры головного мозга и буквально распилить череп пополам. Применив внезапный импульс, можно остановить сердце. Частоты свыше 100 кГц имеют уже тепловые и механические эффекты воздействия, вызывая головную боль, конвульсии, расстройства зрения и дыхания, потерю сознания.

КАК ЗВУКИ ВЛИЯЮТ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПОЛЬЗА

Однако стоит отметить, что из этого частотного диапазона человек сумел извлечь для своего здоровья и пользу. Созданы медицинские аппараты, умеющие проводить ультразвуковой микро-массаж, улучшающий кровообращение, что способствует, к примеру, ускорению регенерации тканей организма после различных поражений. Есть также медицинские установки, которые под действие ультразвука разрушают бактерии и вирусы, такие как стрептококки и вирус полиомиелита.
Конечно, есть и звуки не только губительные, но и полезные для здоровья человека. Так, кошачье мурлыканье улучшает работу сердечно-сосудистой системы и нормализует артериальное давление, улучшает сон. Успокаивающим эффектом обладает классическая музыка. Кроме того, она еще и замедляет частоту сердечных сокращений. Ещё более благотворным влиянием обладают звуки природы. Они находятся в таком частотном диапазоне, который наиболее соответствует человеческой природе. Человек как бы вибрирует с природой на одной частоте. Так, пение птиц бодрит, поднимает настроение, а шум дождя успокаивает, расслабляет. Просыпаться под щебетание птиц намного легче, как, впрочем, и засыпать под шум дождя.

ЧТО ТАКОЕ ШЕСТЬ ЧАСТОТ СОЛЬФЕДЖИО
Существует также шесть «частот Сольфеджио», их еще называют «частоты Вознесения». Музыка Частот Вознесения была заново открыта Доктором Джозефом Пулео, который изучал древние манускрипты Григорианских монахов и обнаружил, что их Песнопения являлись могущественными целителями именно благодаря специальной аранжировке шести тонов сольфеджио. Эти уникальные звуковые частоты были составной частью музыкальной школы античности, их использовали древние египтяне и греки, а затем были переняты христианством во времена папы Григория Великого в начале 7 века н.э. и стали базовыми тонами древних григорианских песнопений. Ближе всего по звучанию они к тибетским поющим чашам. Каждый тон имеет электромагнитную волну и частоту, которая соответствует определенной чакре.
1. Корневая чакра / 396 Гц / нота До / Освобождение вины и страха; превращение горя в радость. Интересно, что в начале 20 в. величайший гений Никола Тесла высказался: «Если бы вы только знали великолепие 3, 6 и 9, то у вас был бы ключ ко Вселенной».
2. Сакральная чакра / 417 Гц / нота Ре / Отмена ситуаций и содействие изменению
3. Чакра солнечного сплетения / 528Гц / Ми /Преобразование и Чудеса. Оказалось, что та же частота используется для исправления повреждений ДНК современными биохимиками-генетиками
4. Сердечная чакра / 639 Гц / нота Фа / Единение; отношения, связывающие с духовной семьей
5. Горловая чакра / 741 Гц /нота Соль / Выражение; Решения
6. Чакра третьего глаза / 852 Гц /нота Ля / Пробуждение Интуиции; Возвращение к духовному порядку

С новыми открытиями в науке разворачивается картина возможностей частот Сольфеджио по управлению всеми процессами в нашем организме и в нашем сознании.

Мир звуков кажется нам таким близким и понятным, но при этом имеет множество загадок и тайн. С каждым днем увеличивается количество техногенных, искусственных звуков и они оказывают влияние на психику и здоровье человека. Естественно, полностью избежать всего того многообразия частот, негативно влияющих на человеческое физическое и ментальное состояние мы не в силах. Но в рамках существующих возможностей, ограждать себя от деструктивных волн и занимать свой слух благоприятными звуками, все таки, является нашей непосредственной задачей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Тематики аудио стоит рассказать о человеческом слухе несколько подробнее. Насколько субъективно наше восприятие? Можно ли протестировать свой слух? Сегодня вы узнаете самый простой способ выяснить, полностью ли ваш слух соответствует табличным значениям.

Известно, что среднестатистический человек способен воспринимать органами слуха акустические волны в диапазоне от 16 до 20 000 Гц (в зависимости от источника - 16 000 Гц). Этот диапазон и называется слышимым диапазоном.

20 Гц Гул, который только ощущается, но не слышится. Воспроизводится преимущественно топовыми аудиосистемами, так что в случае тишины виновата именно она
30 Гц Если не слышно, вероятнее всего, снова проблемы воспроизведения
40 Гц В бюджетных и среднеценовых колонках будет слышно. Но очень тихо
50 Гц Гул электрического тока. Должно быть слышно
60 Гц Слышимая (как и все до 100 Гц, скорее осязаемая за счёт переотражения от слухового канала) даже через самые дешёвые наушники и колонки
100 Гц Конец нижних частот. Начало диапазона прямой слышимости
200 Гц Средние частоты
500 Гц
1 кГц
2 кГц
5 кГц Начало диапазона высоких частот
10 кГц Если эта частота не слышна, вероятны серьёзные проблемы со слухом. Необходима консультация врача
12 кГц Неспособность слышать эту частоту может говорить о начальной стадии тугоухости
15 кГц Звук, который не способна слышать часть людей после 60 лет
16 кГц В отличие от предыдущей, эту частоту не слышат почти все люди после 60 лет
17 кГц Частота является проблемной для многих уже в среднем возрасте
18 кГц Проблемы со слышимостью этой частоты - начало возрастных изменений слуха. Теперь ты взрослый. :)
19 кГц Предельная частота среднестатистического слуха
20 кГц Эту частоту слышат только дети. Правда

»
Этого теста достаточно для приблизительной оценки, но если вы не слышите звуки выше 15 кГц, то стоит обратиться к врачу.

Обратите внимание, что проблема слышимости низких частот, скорее всего, связана с .

Чаще всего надпись на коробке в стиле «Воспроизводимый диапазон: 1–25 000 Гц» - это даже не маркетинг, а откровенная ложь со стороны производителя.

К сожалению, компании обязаны сертифицировать не все аудиосистемы, поэтому доказать, что это враньё, практически невозможно. Колонки или наушники, может быть, и воспроизводят граничные частоты… Вопрос в том, как и на какой громкости.

Проблемы со спектром выше 15 кГц - вполне обычное возрастное явление, с которым пользователи, скорее всего, столкнутся. А вот 20 кГц (те самые, за которые так борются аудиофилы) обычно слышат только дети до 8–10 лет.

Достаточно последовательно прослушать все файлы. Для более подробного исследования можно воспроизводить семплы, начиная с минимальной громкости, постепенно увеличивая её. Это позволит получить более корректный результат в том случае, если слух уже немного испорчен (напомним, что для восприятия некоторых частот необходимо превышение определённого порогового значения, которое как бы открывает, помогает слуховому аппарату слышать её).

А вы слышите весь частотный диапазон, который способен ?

Мы часто оцениваем качество звучания. При выборе микрофона, программы для обработки звука или формата записи звукового файла один из самых важных вопросов - насколько хорошо будет это звучать. Но существуют различия между характеристиками звука, которые можно измерить и теми, которые можно услышать.

Тон, тембр, октава.

Мозг воспринимает звуки определённых частот. Это связано с особенностями механизма внутреннего уха . Рецепторы, расположенные на основной мембране внутреннего уха превращают звуковые колебания в электрические потенциалы, возбуждающие волокна слухового нерва. Волокна слухового нерва обладают частотной избирательностью, обусловленной возбуждением клеток кортиева органа, находящихся в разных местах основной мембраны: высокие частоты воспринимаются вблизи овального окна, низкие – у вершины спирали.

С физической характеристикой звука, частотой, тесно связана ощущаемая нами высота тона. Частота измеряется как количество полных циклов синусоидальной волны за одну секунду (герц, Гц). Это определение частоты основано на том, что у синусоидальной волны форма колебаний волн в точности сохраняется. В реальной жизни очень немногие звуки обладают таким свойством. Однако любой звук можно представить набором синусоидальных колебаний. Такой набор мы обычно и называем тоном. То есть, тон – это сигнал определенной высоты, имеющий дискретный спектр (музыкальные звуки, гласные звуки речи), в котором выделяется частота синусоидальной волны, имеющая в этом наборе максимальную амплитуду. Сигнал, обладающий широким непрерывным спектром, все частотные составляющие которого имеют одинаковую среднюю интенсивность, называют белым шумом.

Постепенное увеличение частоты звуковых колебаний воспринимается как постепенное изменение тона от самого низкого (басового) до наиболее высокого.

Степень точности, с которой человек определяет высоту звука на слух, зависит от остроты и тренировки его слуха. Ухо человека хорошо различает два близких по высоте тона. Например, в области частот примерно 2000 Гц человек может различать два тона, которые отличаются друг от друга по частоте на 3-6 Гц или даже меньше.

Спектр частот музыкального инструмента или голоса содержит последовательность равномерно расположенных пиков - гармоник. Они соответствуют частотам, кратным некоторой базовой частоте, самой интенсивной из составляющих звук синусоидальных волн.

Особый звук (тембр) музыкального инструмента (голоса) связан с относительной амплитудой различных гармоник, а воспринимаемая человеком высота тона наиболее точно передает базовая частота. Тембр, являясь субъективным отображением воспринимаемого звука, не имеет количественной оценки и характеризуется только качественно.

В «чистом» тоне присутствует только одна частота. Обычно же воспринимаемый звук состоит из частоты основного тона и нескольких ""примесных" частот, называемых обертонами. Обертоны кратны частоте основного тона и меньше его по амплитуде. От распределения интенсивности по обертонам зависит тембр звука. Более сложным оказывается спектр сочетания музыкальных звуков, называемый аккордом. В таком спектре присутствуют несколько основных частот вместе с сопутствующими обертонами.

Если частота одного звука ровно вдвое превосходит частоту другого, звуковая волна «укладывается» одна в другую. Частотное расстояние между такими звуками называется октавой. Диапазон частот, воспринимаемых человеком, 16-20 000 Гц, охватывает приблизительно десять-одиннадцать октав.

Амплитуда звуковых колебаний и громкость.

Слышимую часть диапазона звуков разделяют на низкочастотные звуки – до 500 Гц, среднечастотные – 500-10000 Гц и высокочастотные – свыше 10000 герц. Наиболее чувствительно ухо к сравнительно узкому диапазону среднечастотных звуков от 1000 до 4000 Гц. То есть, звуки одинаковой силы в среднечастотном диапазоне могут восприниматься как громкие, а в низкочастотном или высокочастотном - как тихие или быть вовсе не слышны. Такая особенность восприятия звука связана с тем, что звуковая информация, необходимая для существования человека – речь или звуки природы – передаётся, в основном, в среднечастотном диапазоне. Таким образом, громкость – это не физический параметр, а интенсивность слухового ощущения, субъективная характеристика звука, связанная с особенностями нашего восприятия.

Слуховой анализатор воспринимает повышение амплитуды звуковой волны за счёт увеличения амплитуды вибрации основной мембраны внутреннего уха и стимуляции всё большего числа волосковых клеток с передачей электрических импульсов с большей частотой и по большему числу нервных волокон.

Наше ухо может различать интенсивность звука в диапазоне от самого слабого шепота до самого громкого шума, что примерно соответствует увеличению амплитуды движения основной мембраны в 1 млн. раз. Однако ухо интерпретирует это громадное различие в амплитуде звука приблизительно как 10000-кратное изменение. То есть, шкала интенсивности сильно «сжата» механизмом восприятия звука слухового анализатора. Это позволяет человеку интерпретировать различия в интенсивности звука в чрезвычайно широком диапазоне.

Интенсивность звука измеряется в децибелах (дБ) (1 бел равен десятикратному увеличению амплитуды). Эту же систему применяют для определения изменения громкости.

Для сравнения можно привести примерный уровень интенсивности разных звуков: едва слышимый звук (порог слышимости) 0 дБ; шёпот около уха 25-30 дБ; речь средней громкости 60-70 дБ; очень громкая речь (крик) 90 дБ; на концертах рок и поп музыки в центре зала 105-110 дБ; рядом с взлетающим авиалайнером 120 дБ.

Величина приращения громкости воспринимаемого звука имеет порог различения. Число градаций громкости, различаемое на средних частотах, не превышает 250, на низких и высоких частотах оно резко уменьшается и в среднем составляет около 150.

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительно­стью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызы­вающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колеба­ния барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной вы­соты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к зву­кам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особен­но резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наиболь­шая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она посте­пенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего воз­раста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет -в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слы­шимого звука, называется порогом слышимости, или порогом слухово­го огцищения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наибо­лее низкими, а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

При нормальном слухе величина порога слухового ощущения равна 0 дБ. Необходимо помнить, что нуль децибел означает не от­сутствие звука (не «нуль звука»), а нулевой уровень, т. е. уровень отсчета при измерении интенсивности воспринимаемых звуков, и соответствует пороговой интенсивности при нормальном слухе.

При увеличении силы звука ощущение громкости звука усили­вается, но при достижении силы звука определенной величины на­растание громкости прекращается и появляется ощущение давле­ния или даже боли в ухе. Сила звука, при которой появляется ощу­щение давления или боли, называется порогом неприятного ощу­щения (болевым порогом), порогом дискомфорта.

Расстояние между порогом слухового ощущения и порогом дис­комфорта оказывается наибольшим в области средних частот (1000-3000 Гц) и достигает здесь 130 дБ, т. е. отношение макси­мальной выносимой для уха силы звука к минимальной ощущае­мой силе равно 10 13 , или 10 000 000 000 000 (десяти триллионам).

Эта способность слухового анализатора поистине удивительна. В технике нельзя найти пример, когда один и тот же прибор мог бы регистрировать воздействия, величина которых разнилась бы на та­кие астрономические цифры. Если бы можно было сконструировать весы, обладающие таким же диапазоном чувствительности, как ухо человека, то на этих весах можно было бы взвешивать тяжести от 1 миллиграмма до 10 000 тонн.

Чувствительность слухового анализатора характеризуется не только величиной порога восприятия, но и величиной разностного, или дифференциального, порога. Разностным порогом частоты на­зывают минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты звука к его первоначальной частоте.

Разностные пороги оказываются наименьшими в диапазоне от 500 до 5000 Гц и выражаются здесь цифрой 0,003. Это значит, что изменение, например, частоты 1000 Гц на 3 Гц уже ощущается ухом человека как другой звук.

Разностным порогом силы звука называют минимальный при­рост силы звука, дающий едва заметное усиление громкости перво­начального звука. Разностные пороги силы звука равны в среднем 0,1-0,12, т. е. для того, чтобы звук ощущался как более громкий, его надо усилить на 0,1 первоначальной величины, или на 1 дБ.

Таким образом, область слухового восприятия у нормально слы­шащего человека ограничена по частоте и по силе звука. По частоте эта область охватывает диапазон от 16 до 25 000 Гц (частотный диа­пазон слуха), а по силе - до 130 дБ (динамический диапазон слуха).

Принято считать, что область речи, т. е. частотный и динамичес­кий диапазон, необходимый для восприятия звуков речи, занимает лишь небольшую часть всей области слухового восприятия, а имен­но по частоте от 500 до 600 Гц и по силе от 50 до 90 дБ над порогом слышимости. Такое ограничение области речи по частоте и интен­сивности может быть, однако, принято лишь весьма условно, так оно оказывается действительным только в отношении наиболее важной для понимания речи области воспринимаемых звуков, но далеко не охватывает всех звуков, входящих в состав речи.

В самом деле, целый ряд звуков речи, как, например, согласные с, з, ц, содержит форманты, лежащие значительно выше 3000 Гц, а именно до 8600 Гц. Что касается динамического диапазона, то нуж­но учитывать, что уровень интенсивности тихого шепота соответ­ствует 10-15 дБ, а в громкой речи имеются такие составные эле­менты, интенсивность которых не превышает уровня обычной ше­потной речи, т. е. 25 дБ. К их числу относятся, например, некоторые глухие согласные. Следовательно, для полноценного различения на слух всех звуков речи необходима сохранность всей или почти всей области слухового восприятия как в отношении частоты, так и в от­ношении интенсивности звука.

На рисунке 17 представлена область звуков, воспринимаемых нормальным ухом человека. Верхняя кривая изображает порог слы­шимости звуков различной частоты, нижняя кривая - порог непри­ятного ощущения. Между этими кривыми располагается область слухового восприятия, т. е. весь диапазон слышимых человеком зву­ков. Заштрихованные части диаграммы обнимают область наибо­лее часто встречающихся звуков музыки и речи.

Слуховая адаптация и слуховое утомление. Звуковая травма. При воздействии звуковых раздражений происходит временное по­нижение чувствительности органа слуха. Так, например, выйдя на шумную улицу, человек, обладающий нормальным слухом, ощуща­ет шум улицы как очень громкий, соответственно его действительный интенсивности. Однако через некоторое время уличный шум ощущается уже как менее громкий, хотя фактически интенсивность шума не изменяется. Это снижение ощущения громкости является следствием понижения чувствительности слухового анализатора в результате воздействия сильного звукового раздражителя. После прекращения воздействия шума, когда, например, человек входит с шумной улицы в тихое помещение, чувствительность слухового ор­гана быстро восстанавливается, и, выйдя вновь на улицу, человек опять будет ощущать уличный шум как очень громкий. Такое вре­менное снижение чувствительности получило название адаптации (от лат. adaptare - приспособлять). Адаптация является защитно-приспособительной реакцией организма, предохраняющей нервные элементы слухового анализатора от истощения под воздействием сильного раздражителя. Понижение слуховой чувствительности при адаптации очень кратковременно. После прекращения звукового раздражения чувствительность органа слуха восстанавливается через несколько секунд.

Изменение чувствительности в процессе адаптации происходит и в периферическом, и в центральном концах слухового анализато­ра. Об этом свидетельствует тот факт, что при воздействии звука на одно ухо чувствительность изменяется в обоих ушах.

При интенсивном и длительном (например, в течение несколь­ких часов) раздражении слухового анализатора наступает слуховое утомление. Оно характеризуется значительным понижением слу­ховой чувствительности, которая восстанавливается лишь после бо­лее или менее продолжительного отдыха. Если при адаптации чув­ствительность восстанавливается в течение нескольких секунд, то для восстановления чувствительности при утомлении слухового анализатора требуется время, измеряемое часами, а иногда и сутка­ми. При частом и длительном (в течение нескольких месяцев или лет) перераздражении слухового анализатора в нем могут возник­нуть необратимые патологические изменения, приводящие к стой­кому нарушению слуха (шумовое поражение слухового органа).

При очень большой мощности звука, даже при кратковременном его воздействии, может возникнуть звуковая травма, сопровождаю­щаяся иногда нарушением анатомической структуры среднего и внутреннего уха.

Маскировка звука. Если какой-либо звук воспринимается на фо­не действия другого звука, то первый звук ощущается менее гром­ким, чем в тишине: он как бы заглушается другим звуком.

Так, например, в шумном цехе, в поезде метро отмечается значительное ухудшение восприятия речи, а некоторые слабые зву­ки в условиях шумового фона совсем не воспринимаются.

Это явление называется маскировкой звука. Для звуков разной высоты маскировка выражена неодинаково. Высокие звуки сильно маскируются низкими и, наоборот, сами оказывают очень неболь­шое маскирующее действие на низкие звуки. Наиболее сильно выра­жено маскирующее влияние звуков, близких по высоте к маскируе­мому звуку. На практике приходится часто иметь дело с маскирую­щим действием различных шумов. Так, например, шум городской улицы оказывает заглушающее (маскирующее) действие, достигаю­щее днем 50-60 дБ.

Бинауральный слух. Наличие двух ушей обусловливает способ­ность определять направление источника звука. Эта способность по­лучила название бинаурального (двуушного) слуха, или ототопики (от греч. otos - ухо и topos - место).

Для объяснения этого свойства слухового анализатора высказа­но три суждения 1) ухо, расположенное ближе к источнику звука, воспринимает звук сильнее, чем противоположное; 2) ухо, нахо­дящееся ближе к источнику звука, воспринимает его несколько раньше; 3) звуковые колебания доходят до обоих ушей в разных фа­зах. По-видимому, способность различать направление звука обу­словлена совместным действием всех трех факторов.

Для точного определения направления источника звука необхо­димо, чтобы слух на оба уха были одинаковым. Слух может быть и пониженным, но при одинаковом понижении на оба уха. Если звук будет услышан, то и направление его будет определено правильно. Следует отметить, что и при асимметричном слухе на оба уха и даже при полной глухоте на одно ухо известная способность к опре­делению направления источника звука может быть выработана пу­тем специальной тренировки.

Слуховой анализатор обладает способностью не только различать направление звука, но и определять местоположение его источни­ка, т. е. оценивать расстояние, на котором находится источник звука. Бинауральный слух дает также возможность воспринимать слож­ные звуковые комплексы, когда звук приходит одновременно с раз­ных сторон, и определять при этом положение источников звука в пространстве (стереофония).

Основные этапы развития слуховой функции у ребенка

Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по, типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движе­ний и пр. В конце первого и начале второго месяцев жизни у ребен­ка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путем многократного подкрепления какого-либо звукового сигна­ла (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать у такого ребенка условную реакцию в виде возникновения сосатель­ных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качест­ву (по тембру, по высоте). По новейшим исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру (например, шумов и стуков - от музыкальных тонов, а также раз­личение тонов в пределах смежных октав), можно наблюдать даже у новорожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечает­ся также возможность определения направления звука.

В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспри­нимаются им на первых порах недостаточно расчленено. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, харак­теризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной ок­раске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже спо­собностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие диф­ференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слухо­вой функции, а с другой стороны - умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшест­вует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство на­ходит свое отражение в том, что дети 2-3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отра­женно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.