Какой врач лечит заикание? Заикание у взрослых – недостаток или болезнь Ребенок заикается к какому врачу обратиться

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Именно с этим речевым расстройством чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Именно с этим речевым расстройством чаще всего сталкиваются родители и педагоги. Проблеме заикания посвящено множество научных трудов неврологов, логопедов и психологов. В данной статье мы рассмотрим лишь общие вопросы, связанные с этой проблемой.

Причиной заикания может служить как наследственная предрасположенность, так и тяжелое течение беременности и родов. Однако, чаще всего начало недуга родители малыша связывают с испугом, с сильным эмоциональным потрясением или последствиями перенесенной травмы. Нарушения речи бывают различными: это могут быть единичные «запинки», в случае волнения, или особо тяжелые формы, которые проявляются в судорогах и логофобии (страх речи).

Чем старше становится ребенок, тем тяжелее он переносит свое заикание. Малышам, как правило, это не мешает общаться с близкими и сверстниками, а в школьном возрасте заикающиеся дети стараются говорить как можно реже, боясь насмешек и стесняясь своей проблемы. У таких детей происходит резкое изменение восприятия окружающего, складывается невротический тип поведения, и, как следствие, логоневроз.

Чтобы не допустить подобных проблем, родители должны знать, как себя вести, как помочь ребенку, и к каким специалистам необходимо обратиться. Очень важно не пропустить первые признаки заикания:

Ребенок внезапно отказывается говорить. Такое состояние может длиться от нескольких часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.
Употребление перед некоторыми словами лишних звуков.
Повторение первых слогов или целых слов в начале предложения.
Вынужденные остановки в середине слова, фразы.
Затруднения перед началом речи.

Прежде всего, не следует показывать ребенку своей тревоги. Не смейтесь над ним, не ругайте, не кричите, не стыдите. Как можно раньше обратитесь к детскому невропатологу. Одновременно с этим, в первые недели при начальном заикании рекомендуется создать ребенку максимально комфортные условия в семье, исключить излишние эмоциональные нагрузки. В присутствии ребенка говорите медленно, негромко, четко. Недопустимы семейные скандалы и бурные выяснения отношений между родственниками. Ребенка следует оградить от активных игр, от длительного общения с телевизором и компьютером. Лучше как можно чаще гулять с ребенком (но не в местах большого скопления людей, и не в шумных местах) и читать ему добрые книжки.

Если ребенок заикается достаточно давно, то, кроме врача-невролога, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Логопедические упражнения научат преодолевать заикание и помогут выровнять плавность и ритм речи.

Когда настает время идти в школу, а проблема все еще существует, родителям следует помнить, что занятия с логопедом создают дополнительную нагрузку на ребенка. Многие родители из лучших побуждений стараются загрузить ребенка разными занятиями, что оказывается для него несоизмеримо тяжело, создает постоянную усталость, на фоне которой форма заикания приобретает более тяжелый характер. На этот период следует освободить ребенка от занятий в различных кружках и секциях.

Как правило, учителя всегда помогают, и идут навстречу детям с заиканием. Например, дают возможность ответить на задание в спокойной обстановке, или письменно. Конечно, проходить проверку на технику чтения заикающиеся дети не должны, но зато выученные наизусть стихи, как правило, они читают очень выразительно и без запинок, а еще лучше они умеют петь.

Успешное разрешение проблемы зависит не только от врачей и педагогов. Заикание поселяет в ребенке тревогу от мысли, что он не такой как все, что он хуже, чем другие дети. От родителей должна исходить постоянная эмоциональная поддержка, чтобы ребенок был полностью уверен в том, что его любят таким, какой он есть. В некоторых ситуациях, конечно, нужно уметь выдерживать характер. Если ребенок совершил какой-то поступок, за который его следует отругать — отругайте. Но именно за поступок, и ни в коем случае не говорите ему, что он плохой. Например: «Я очень люблю тебя! Ты добрый, ты славный, но сегодня ты вел себя очень плохо. Мне не хочется с тобой общаться, пока ты не поймешь, в чём был неправ, и что так себя вести нельзя».

Ребенку с заиканием живется намного сложнее, чем его сверстникам. Не менее важная задача, чем избавиться от заикания — избавить ребенка от комплекса неполноценности, который он испытывает. В школьном возрасте нужно обязательно выявить склонность ребенка к тому или иному умению и развить его — будь то музыка, спорт или рисование. Осознание того, что он умеет что-то делать лучше других, значительно повышает самооценку и переключает внимание с недуга на другое действие. Ребенок чувствует в себе способности, он увлечен любимым делом — это сводит к минимуму его тревожность и приводит к значительному снижению заикания, а иногда и к полному его исчезновению.

Читайте также:

Навязчивый тик
Детские неврозы: ищем выход
Чтобы что-либо произнести, надо сначала это услышать. Заметки логопеда

Заикание. Причины, виды, лечение патологии.

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу.

Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
  • На заметку!

    У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

    Периферический отдел

    • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
    • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
    • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
    • * Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

      Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

      * Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

      Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

      Механизм формирования речи

      В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

      Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

      Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

      Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

      Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

      И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

      Механизм развития заикания

      Сложный и не до конца установленный процесс.

      Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

      Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

      То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

      Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

      Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

      Новая теория в развитии заикания

      Причины развития заикания

      Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

      Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

      Заикание у детей

      Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

      Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

      Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

      Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

      Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

      Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

      Факторы риска развития заикания у детей

      Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

      Эмоционально лабильная нервная система

      Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит, они привязаны к маме.

      Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

      Ранее начало речи

      В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

      В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

      Позднее начало речи

      Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

      Заикание у одного из членов семьи

      Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

      Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

      Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

      Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

      Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

      Особенности становления речи

      В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

      Физическое состояние ребенка

      Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

      Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

      Овладение двумя или более языками одновременно

      Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

      Завышенные требования к ребенку

      Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

      Половой признак

      Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

      Леворукость

      Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

      Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

      Причины развития заикания у детей

      Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

      Состояние центральной нервной системы

      К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами, простейшими, бактериями, грибами) и другие патологии.

      После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

      Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

      Перенесенные психические травмы

      Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

      Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

      Заикание у взрослых

      Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

      Факторы риска развития заикания у взрослых

      Мужской пол

      Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

      Наследственная предрасположенность

      Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

      Причины развития заикания у взрослых

      Стрессовые ситуации

      Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

      Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

      Заболевания центральной нервной системы

      Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты, менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

      У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

      Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

      Виды заикания

      Виды заикания по форме судорог

      • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог, следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
      • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
      • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

      Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

      Виды заикания по течению

      • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
      • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
      • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.
      • Виды заикания по клиническим формам

        Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

        Невротическая форма

        У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

        Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

        Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

        Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

        Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

        Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

        У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

        Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

        При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

        Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

        Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

        При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

        У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

        У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

        Неврозоподобная форма

        У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности, была угроза выкидыша, асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

        Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

        Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

        В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

        Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

        У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

        Симптомы

        У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

        В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

        Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

        Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

        При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

        У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

        При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

        Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

        Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

        К какому врачу обращаться?

        К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

        Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

        Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

        Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

        Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

        Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

        Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

        В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

        Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

        Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

        Лечение заикания

        Методики лечения заикания

        Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

        В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

        Устранение заикания у дошкольников

        «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

        Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

        Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

        Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

        Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

        Цели

        • Обеспечение коррекции речи и личности
        • Развитие чувства ритма и темпа речи
        • Улучшение внимания и памяти
        • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
        • Развитее речевой и двигательной координации
        • Методика Силивестрова

          Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

          Методика включает три этапа:

          I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
          II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
          III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

          Устранение заикания у подростков и взрослых

          Методика В.М. Шкловского

          В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

          Методика включает четыре этапа:

          I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
          II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
          III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

          Методика Л.3. Арутюнян

          Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

          Методика состоит из нескольких этапов:

    Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

    Что такое заикание?

    Спровоцировать заикание может сильный испуг или психоэмоциональное потрясение.

    Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

    Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

    Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

    У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

    Причины заикания

    Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

    При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

    Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

    1. Физиологические нарушения:
    • поражение нервной системы после родовой травмы;
    • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
    • наследственная предрасположенность;
    • травма ;
    • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
    • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания ( , инфекционных болезней);
    • переучивание левши на правшу.
    1. Психологические причины:
    • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
    • потеря близких;
    • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
    • выраженное чувство обиды, ревности;
    • желание привлечь внимание родителей;
    • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
    1. Социальные причины:
    • чрезмерная родительская строгость;
    • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
    • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
    • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
    • перевод малыша в другой детский сад или школу;
    • переезд на другое место жительства.

    К провоцирующим факторам можно отнести:

    • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
    • семейные неурядицы и скандалы;
    • проблемы в школе;
    • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
    • период прорезывания зубов и переходный возраст;
    • нарушения эндокринной системы;
    • инфекционные заболевания.

    Тактика поведения родителей


    Если у ребенка появилось заикание, родителям рекомендуется не заострять на этом свое внимание, а создать комфортную психологическую обстановку в семье.

    При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

    Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

    Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

    Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

    • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
    • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
    • можно разучивать с ребенком песни;
    • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
    • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
    • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
    • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
    • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
    • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
    • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.

    В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

    • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
    • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
    • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
    • короткие слова и фразы выговариваются легко.

    Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

    Лечение заикания


    Занятия с логопедом помогут избавиться от заикания.

    Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

    Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

    Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

    Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

    Существует достаточно много методов лечения заикания :

    • логопедические уроки;
    • дыхательные упражнения;
    • компьютерные программы;
    • точечный массаж;
    • лечение гипнозом;
    • медикаментозное лечение;
    • общеукрепляющее лечение.

    На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

    Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

    Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

    При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

    Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

    Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

    Медикаментозное лечение вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, . Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

    Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

    Врачи определяют заикание как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением звуков, слогов, или слов, и (или) частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое плавное течение.

    Причины заикания

    Американская Национальная Ассоциация Заикания проводит аналогию между этой болезнью и верхушкой айсберга, при этом подводная невидимая часть этого айсберга - страхи, чувство вины, тревоги, трудности установления контакта с людьми и одиночество, уход от реального мира.

    Очень часто заикание встречается у детей в возрасте 4-5-ти лет, особенно у мальчиков. Обычно оно возникает на фоне нормального развития ребенка, но все же большинство врачей считают, что главным условием возникновения заикания является органическое поражение головного мозга ребенка (возможно, во время беременности или в родах, а также в раннем младенческом возрасте), которое может не давать никаких других симптомов и поэтому остается незамеченным как родителями, так и врачами.

    Примерно у 17% пациентов заикание имеет наследственную природу .

    Также причиной временного заикания может стать психологическая травма (например, сильный испуг, семейные конфликты). Такое заикание называют психогенным , и у практически 90% детей оно проходит к подростковому возрасту (при условии прекращения психотравмирующей ситуации).

    Кроме собственно заикания и параллельно ему у детей нередко можно выявить и другие нарушения в психическом состоянии. Например, при заикании, обусловленном психотравмирующей ситуацией, возможны нарушения сна , настроения , страхи, повышенная утомляемость и раздражительность, а как следствие - нарушения поведения или успеваемости. У более старших детей снижение успеваемости может также происходить за счет появления так называемой социофобии – боязни публичных выступлений. Такой ребенок обычнохорошо знает материал, но при ответе у доски не сможет изложить свои мысли, растеряется и получит низкую оценку. Длительная социофобия и психотравмирующие ситуации могут привести к изменению характера ребенка – он станет нелюдимым, нерешительным, замкнутым.

    При заикании, обусловленном органическим поражением мозга или наследственностью, психотравмирующих ситуаций, связанных с появлением заикания, выявить, обычно, не удается. Невролог при обследовании такого ребенка обычно находит небольшие отклонения, на электроэнцефалограмме также будут изменения. При возникновении стрессовой ситуации заикание может усиливаться.

    При возникновении заикания нужно обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных проблем адаптации ребенка к взрослой жизни в будущем. Врач (обычно это детский психоневролог) проводит лечение в тесном сотрудничестве с логопедом.

    Попытки самостоятельно справиться с проблемой чреваты серьезными осложнениями. Родителям трудно определить тип заикания, а при разных формах заикания лечение значительно различается. Кроме того, нарушения речи у ребенка возможны и при наличии более серьезных заболеваний (умственная отсталость, детский вариант шизофрении, неврозы), достоверно исключить наличие которых может только специалист в области детской психиатрии.

    Обследование ребенка с заиканием

    Обследование ребенка с заиканием включает в себя консультацию невропатолога, логопеда, детского психоневролога. Обязательно делают электроэнцефалограмму. Иногда врачу может потребоваться и обследование психолога, анализы крови, мочи.

    Лечение заикания

    Лечение ребенка с заиканием тесно связано с причиной такого состояния. Если заикание не связано с психотравмирующей ситуацией, то назначают ноотропные препараты (например, фенибут), а также средства, расслабляющие мускулатуру (такие как мидокалм). Прием этих препаратов способствует улучшению работы мозга и снижает повышенный тонус мышц, участвующих в речи, что нередко наблюдается при этом варианте заболевания. Обязательно посещение логопеда.

    В лечении заикания, вызванного стрессовой ситуацией, большое значение придается психотерапии. В основном, это релаксирующие методики («режим молчания», гипноз), также широко применяются различные варианты семейной и групповой психотерапии, аутотренинг. При наличии нарушений сна, тревоги, расстройств настроения возможно назначение транквилизаторов (чаще небольших доз феназепама), антидепрессантов (например, имипрамина).

    Во время лечения необходимо строго соблюдать назначения врача и сообщать о любых изменениях в состоянии. Некоторые лекарства, использующиеся в лечении заикания можно купить без рецепта врача (например, фенибут, пирацетам и другие ноотропные препараты), но применение их необходимо согласовывать со специалистом во избежание неприятных побочных эффектов в виде головных болей, бессонницы, вплоть до усиления заикания.

    Родителям детей, страдающих заиканием, нужно стараться создавать благоприятную семейную атмосферу, избегать выяснения отношений в присутствии ребенка. Необходимо следить, чтобы ребенок высыпался, не проводил много времени наедине с телевизором или компьютером. Современные телепередачи содержат много негатива, компьютерные игры часто излишне жестоки по содержанию, а в интернете очень много сайтов, просмотр которых отрицательно сказывается на детской психике. Родителям следует ограждать ребенка от такого бесполезного времяпрепровождения и в то же время мягко и ненавязчиво стимулировать его к общению со сверстниками, посещению каких-либо кружков в соответствии с интересами, что препятствует социофобии, а ей так подвержены заикающиеся дети.

    Помните, что без лечения заикание не пройдет, а вылечить заикание у взрослого гораздо труденее, чем у ребенка.

    После излечения от заикания полезно поддерживать контакт с лечащим врачом, по его приглашению приходить на профилактические осмотры. Часто нелишним оказывается и дальнейшая семейная психотерапия, помогающая нормализовать отношения между родственниками, что является хорошей профилактикой возобновления психогенного заикания.

    Иногда родители заикающегося ребенка, да и взрослые, страдающие этим недугом, предпочитают обращаться к представителям так называемой народной или нетрадиционной медицины. Травники используют для лечения заикания сборы из цветков календулы, мелиссы, березовых листьев, зверобоя и других растений. Используются для восстановления речевой функции и ароматические масла – розмарина, сосны, базилика, сандала, розы, бергамота. Однако средства народной медицины не всегда дают какой-либо эффект, а чрезмерное увлечение ими может принести ощутимый вред здоровью, ведь лекарственные растения содержат активные вещества, которые могут вызвать аллергии, эфирные масла могут приводить к головным болям и нарушениям сна. Но как дополнительный метод лечения, одобренный врачом, растительные препараты могут быть полезны.

    Осложнения заикания

    Осложнением заикания у детей можно назвать невротические расстройства во взрослом возрасте. Ребенок с заиканием часто становится изгоем среди сверстников, хуже учится при неплохих интеллектуальных способностях. Это мешает ему адаптироваться к современному миру, делает излишне зависимым от родителей. На такой почве успешно развиваются различные психические отклонения – от разнообразных страхов (кроме уже упомянутой социофобии возможно развитие клаустрофобии - боязни замкнутых пространств или, наоборот, агорафобии - боязни открытых местностей) до тревожных расстройств (панических атак, невроза тревоги).

    Иногда наблюдается так называемое патологическое развитие личности – т.е. формирование таких черт, как стремление к одиночеству, ранимость, неспособность к проявлению чувств и других особенностей характера, существенно осложняющих повседневную жизнь. Вовремя пролеченное заикание дает возможность ребенку сформироваться в полноценную в психическом отношении личность и успешно построить совою жизнь.

    Профилактика заикания

    Профилактикой психогенного заикания является создание дружелюбной семейной атмосферы, правильная организация досуга детей (с ограждением от просмотра пугающих телепередач или компьютерных игр), своевременное прохождение диспансеризации с осмотром невропатолога. Достаточной профилактикой заикания, связанного с органическим поражением головного мозга является охранительный режим беременной женщины, соблюдение рекомендаций гинеколога, что повышает шанс благоприятного протекания беременности и родов. А это, в свою очередь, приводит к снижению риска внутриутробного поражения нервной системы плода и родовой травмы у ребенка.

    Родители многое могут сделать для здоровья своих детей. Проблему заикания можно решить, если не впадать в уныние и заручиться поддержкой специалистов.

    Врач психиатр Бочкарева О.С.

    Навигация

    Логоневроз, или заикание – распространенное коммуникативное расстройство, которое встречается в любом возрасте. Чаще всего в качестве пациентов выступают дети 2-7 лет. Мальчики страдают в три раза чаще девочек, в их случае клиническая картина имеет более устойчивый характер. Практически в 20% случаев у пациента выявляется наследственная предрасположенность к нарушению речи. В отличие от множества других неврологических заболеваний заикание не является необратимым. При своевременном начале терапии от расстройства удается полностью избавиться или хотя бы максимально его скорректировать. Современной медицине известно множество методик лечения различных форм заикания у детей, надо только подобрать подходящий вариант для конкретного случая.


    Виды недуга

    Заикание у детей разделяется на группы по ряду признаков. По выраженности оно может быть легким, средним и тяжелым. По причине возникновения расстройство речи делят на невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Первое становится результатом негативного воздействия на организм психоэмоциональных факторов.

    Второе является последствием органического поражения церебральных тканей.

    Логоневроз у детей может принимать вид одной из следующих форм:

    • патологическая – представлена речевыми проблемами, возникающими под влиянием генетических факторов или имеющими врожденный характер;
    • тоническая – проявляется в расстановке ненужных пауз в словах и растягивании гласных, что значительно увеличивает время разговора;
    • клоническая – ребенок начинает заикаться из-за неспособности выговорить отдельную букву или слог, их частного повторения;
    • комбинированная – сочетает признаки тонического и клонического заикания, нарушения правильной интонации. По этой причине считается самой сложной формой нарушения речи.

    По типу течения выделяют такие формы заикания:

    • стабильная – диагноз ставится при постоянном характере проблемы;
    • нестабильная – пациент заикается не постоянно, а только в определенных условиях, под влиянием конкретных факторов, например, в состоянии стресса или напряжения;
    • циклическая – проблема проявляется время от времени, периоды нормальной речи чередуются с рецидивами, которые могут быть ничем не обусловлены.

    Подход к лечению заикания зависит от формы заболевания, поэтому при появлении проблемы надо обратиться к врачу, который поставит правильный диагноз.

    Еще, установив тип недуга, проще выявить причину расстройства.

    Стадии заикания

    Если ребенок вдруг начал заикаться, важно оценить степень поражения речевой функции. Чем более развита патология, тем сложнее с ней бороться, но даже в самых запущенных случаях всегда есть шансы на успех терапии.


    Заикание у детей условно разделяют на четыре стадии:

    • первая – сбой произношения обычно затрагивает первые слова предложений, а также самые короткие части речи. Он может быть редким или систематическим. Малыш не реагирует на проблему, говорит без ограничений, не избегает общения;
    • вторая – нарушения очевидны и регулярны, особенно ярко проявляются во время быстрой речи. У ребенка возникают проблемы с произношением многосложных слов. Пациент замечает свои трудности, но не признает у себя заикания;
    • третья – судорожный синдром закрепляется. Если дети и признают наличие у них речевых расстройств, то не испытывают из-за них неловкости;
    • четвертая – столь запущенная стадия заикания обычно выявляется у ребенка старше 3 лет. Он осознает возникшие сложности с коммуникацией, у него возникает эмоциональный ответ на ситуацию. В результате малыш старается избегать речевого общения, а в дальнейшем и других контактов.

    Установить стадию заикания у детей 2 или 3 лет непросто. Их речевые навыки еще не совершенны и даже не сформированы до конца, что путает клиническую картину.

    Внимательные родители все же быстро выявляют наличие у ребенка проблем, а постановка диагноза отводится врачу.

    Причины

    Заикание у детей может быть результатом влияния внешних и внутренних факторов, некоторые из них начинают действовать еще до рождения малыша или в процессе родов. В ситуации, когда ребенок заикается уже в 2-3 года, в 95% случаев недуг оказывается врожденным. Его развитию могут способствовать патологии беременности, осложнения в родах, генетическая предрасположенность. Важную роль играет темперамент детей – повышенная нервозность холериков выступает как один из факторов риска формирования речевого расстройства.


    Распространенные причины приобретенного заикания:

    • психоэмоциональная травма – испуг, потеря кого-то из близких, переезд, новый коллектив, затяжной стресс или другое эмоциональное событие могут заставить ребенка заикаться. По статистике, речевое расстройство примерно с равной частотой выявляется у детей, обделенных вниманием родителей, или слишком избалованных. Недуг может стать следствием подсознательного страха малыша не соответствовать требованиям близких;
    • нахождение ребенка в неблагоприятном психологическом климате – жизнь в семье, где часто случаются ссоры или допускаются физические наказания. В качестве провокатора выделяют развод родителей. Особую группу риска составляют дети, слишком много проводящие в виртуальном мире и отвыкшие от живого общения;
    • физиологическая реакция – некоторые малыши в возрасте 5-6 лет начинают заикаться по «естественным» причинам. В этот период активно зреют полушария головного мозга, многие процессы проходят в тестовом режиме. Такое расстройство не имеет выраженной клинической картины и быстро проходит самостоятельно;
    • органическое поражение головного мозга – недуг может оказаться проявлением заболевания ЦНС, его последствием или осложнением. Особую опасность представляют инфекционные и воспалительные болезни мозга, травмы головы. Иногда заикание развивается на фоне сахарного диабета, тяжелого течения гриппа или ОРВИ;
    • ложное заикание – состояние, при котором ребенок начинает заикаться, копируя дефект кого-то из близких. Хоть у самого пациента функциональной проблемы нет, явление нуждается в коррекции, пока не вошло в привычку;
    • реакция организма на попытки родителей переучить леворукого ребенка – распространенное явление, в основе которого лежит сильный стресс.

    Приобретенное заикание обычно проявляется у детей старше 4-5 лет. Такая патология лучше подчиняется терапии и в большинстве случаев оказывается обратимой.

    Признаки и диагностика

    Первые симптомы патологии обычно становятся очевидны в 3-5 лет, но многое зависит от того, в каком возрасте малыш начал говорить. Обычно наличие проблем очевидно, нередко клиническая картина не ограничивается одними лишь речевыми дефектами.

    Моменты, которые могут указывать на заикание у ребенка и признаки расстройства:

    • малыш внезапно замолкает, отказывается общаться или просто начинает говорить меньше, чем раньше;
    • перед словами идут вставки из отдельных коротких или затяжных гласных звуков;
    • повторяются слоги первых слов фразы или целые части речи;
    • в середине слов или предложений возникают паузы, не обусловленные ее смыслом;
    • начало речи сопровождается судорожным сокращением рта;
    • во время разговора ребенок активно использует мимику, например, часто моргает или раздувает крылья носа;
    • речь сопровождается глубокими вдохами, особенно, перед сложными словами;
    • дети постарше пытаются маскировать проблему, разбавляя речь кашлем, вздохами, паузами, улыбками.

    Обследование детей с признаками заикания нередко позволяет выявить дополнительные симптомы. Это могут быть возросшая агрессивность и раздражительность, капризность или слезливость. Возможно ухудшение настроения, потеря интереса к любимым игрушкам и делам, развитие нервного тика.

    Иногда у ребенка, который начинает заикаться, нарушается сон, появляется энурез, пропадает аппетит.

    По перечисленным признакам опытный невролог способен быстро поставить диагноз, назначить лечение. Для установления причины недуга необходимо сделать полное обследование головного мозга, позволяющее исключить органическое поражение ЦНС.

    Когда нужно к врачу

    Заикание может стать последствием патологии головного мозга, поэтому врачи советуют не медлить с проведением диагностики, независимо от выраженности проблемы. С целью прохождения обследования можно отправиться к неврологу, логопеду или педиатру. В соответствии с особенностями случая специалист подскажет, к кому обратиться дальше. С постановкой диагноза особенно опасно медлить в ситуации, когда расстройство речи сопровождается неврологическими симптомами.


    Особенности ухода

    При нарушениях речевых функций ребенок нуждается в особом уходе. Ему требуется повышенное внимание, но без фанатизма. В режим дня включается ряд ограничений и пожеланий, с помощью которых можно ослабить выраженность клинической картины.

    • его нельзя перебивать, стараться «помочь» закончить слово или фразу, агрессивно реагировать на трудности малыша или стараться поменьше с ним общаться;
    • важно создать благоприятную атмосферу без ссор, выяснения отношений, повышения голоса;
    • ребенка надо хвалить за успехи, но не льстить ему на пустом месте и не баловать;
    • психоэмоциональное давление и физические наказания, как метод воспитания, под запретом;
    • для пациента надо составить распорядок дня, которого он должен придерживаться;
    • каждый день с малышом надо заниматься речью, но не перегружать его заданиями или информацией. Процесс должен доставлять ему удовольствие, способствовать расслаблению.

    Порой даже таких изменений в жизни больного оказывается достаточно для избавления от речевого расстройства или его регресса. Таких правил рекомендуется придерживаться и после окончания терапии для профилактики рецидивов.

    Методы лечения

    При ранней диагностике и правильном определении причины расстройства в большинстве случаев врачам удается избавить ребенка от всех проявлений заикания. Устранение провокатора состояния – лишь первый этап терапии. К борьбе с проблемой надо подходить комплексно, обратившись за помощью к профессионалам.

    Иногда приходится потратить несколько месяцев или даже лет, чтобы у ребенка навсегда вылечить заикание. Начать надо с посещения логопеда и других профильных специалистов, подбора упражнений и гимнастических техник.

    Массаж

    Практика показывает, что от речевых расстройств хорошо избавляют классический, точечный и сегментарный виды массажа. Их можно использовать отдельно или в комплексе. Подходы безопасны и доступны, сеансы могут проводиться самими родителями после получения консультации специалиста. Главное, выполнять массаж в соответствии с инструкций, проводить процедуры каждый день, не сокращать продолжительность курса, не отказываться от других методов терапии.


    Народные средства

    Помимо традиционных подходов к лечению заикания существуют и другие варианты. В частности, это применение средств народной медицины.

    Хороший эффект дают ванны с хвоей, ромашковым отваром, листьями мяты или мелиссы.

    Такие процедуры снимают у ребенка нервное напряжение, способствуют расслаблению мышц, избавляют от внутренних тревог. Дополнительно малышу рекомендуется пить ромашковый или зеленый чай, если нет ограничений по состоянию здоровья.

    Чего делать нельзя?

    Борьба с речевыми расстройствами в детском возрасте редко подразумевает прием медикаментов. Некоторые средства действительно способны ускорить выздоровление пациента, но назначать их могут только логопед, невролог, педиатр или психотерапевт. Самостоятельно давая малышу ноотропы, миорелаксанты, нейролептики и даже витамины, родители рискуют усугубить положение, спровоцировать развитие осложнений.


    Прогнозы

    Заикание может стать причиной развития невроза, психоза, социальной отрешенности ребенка, депрессии. Такого негативного сценария можно избежать, если вовремя обратиться за помощью к профессионалам. В 90% случаев качественно проведенное лечение обеспечивает полное избавление от недуга или максимально сглаживание клинической картины.

    Главное, что родители должны помнить – если проблема возникла однажды, она может вернуться. Мало вылечить речевое расстройство, надо еще и не допустить рецидива.

    Профилактические меры

    Правильно организованный распорядок дня, а также благоприятные условия роста и развития – лучший способ предупредить появление проблем с речью в детском возрасте. Дополнительно стоит позаботиться о постоянном расширении кругозора малыша, профилактике его психоэмоциональных перегрузок. Важную роль играют правильное питание, полноценный отдых, его совместная работа с родителями над речью и развитием интеллекта. Дети должны по графику проходить все профилактические осмотры у врачей, надо вовремя лечить возникающие у них заболевания.

    Заикание у детей в большинстве случаев хорошо поддается лечению, что позволяет вырастить уверенного в себе человека. Игнорирование проблемы и надежда на то, что все наладится самостоятельно, может привести к негативным последствиям.

    У многих взрослых затруднение речи начинается ещё в детстве и не оставляет их после эпизодического лечения. Люди часто смиряются со своим положением и считают его безнадёжным. Это мнение абсолютно несостоятельно, почему — поможет разобраться данная статья.

    История и описание заболевания

    Затруднение речи в виде заикания было описано ещё в античные времена.

    До конца 19 века попытки исследования природы заикания были единичными, методик его лечения не существовало.

    Это объяснялось двумя причинами:

    • заикание всегда оставалось редким явлением, не представляющим опасности для других;
    • ещё более редкими были случаи избавления заикающихся от недуга в результате врачебных манипуляций.

    Страдающий человек оставался наедине со своей проблемой, при общении он вызывал досаду и сочувствие одновременно. С пренебрежительным отношением к людям, произносящим слова с многократными запинками, можно встретиться и сейчас.

    Поэтому заикающиеся стараются меньше говорить, особенно в присутствии незнакомых, ограничивают контакты, сознательно сужают круг общения. В 20-м веке медицинская наука полностью признала необходимость и актуальность специализированной помощи заикающимся.

    Медицина считает заикание болезнью, имеющей речевое проявление и психоневрологическое происхождение.

    Современные методики коррекции заикания у взрослых пациентов учитывают их индивидуальные особенности, включают детальное обследование организма и имеют позитивную динамику в результате предпринятого лечения.

    Внешние симптомы, особенности проявления и диагностики заикания

    Логопедам хорошо известно, что для эффективной помощи пациентам с трудностями в речевом общении требуется участие многих специалистов – неврологов и психологов, в первую очередь.

    Какие симптомы считаются главными для постановки диагноза «заикание»?

    Диагноз ставится взрослому пациенту в случаях явно выраженного отклонения речи от нормального ритма и артикуляции.

    Затруднения усугубляются непроизвольными гримасами и повторяющимися движениями мышц лица – тиками.

    Различаются две формы нарушений в произношении слов, обусловленные типом судорог дыхательных, артикуляционных и голосовых мышц:

    • тоническая – с растягиванием гласных и сонорных звуков, с неестественными паузами между словами, с разрывом произношения звуков внутри слога,
    • клоническая – с кратным повторением одних и тех согласных звуков, слогов или коротких слов.

    Встречается смешанная, тонико-клоническая форма, совмещающая перечисленные симптомы. При всех формах заикания выражен прерывистый, спастический характер речи.

    Звуки блокируются в горле, и создаётся впечатление, что человек прилагает значительные усилия, чтобы их «вытолкнуть».

    Прерывистая речь может быть особенностью произношения и у людей без заикания. Врач обращает внимание на сравнительную частоту и продолжительность прерывания плавного течения речевого потока:

    • Существует методика подсчёта числа перерывов на 100 слов. В норме этот показатель составляет 7%. Тогда замедление речи не определяется как неестественное. Заикающийся человек прерывается в 10% из сотни слов и более.
    • Длительность перерывов в произношении у «проблемного» пациента выражена явно, составляет от одной до 30 секунд и сопровождается заметным напряжением мышц.

    Заикание, возникшее во взрослом возрасте, является особенностью внешней речи больного. Исследованиями установлено, что внутренняя речь человека остаётся абсолютно свободной, даже в случаях максимальных проявлений дефекта.

    Этот факт считается важным доводом в пользу возможности излечения взрослых пациентов от заикания.

    Мужчины предрасположены к возникновению дефектов речи гораздо сильнее женщин. Медицинская статистика свидетельствует о том, что на пятерых страдающих заиканием мужчин приходится лишь две женщины. Особенности строения женского мозга представляют естественную защиту от речевого недуга.

    Причины возникновения заикания у взрослых

    Принято различать невротическое заикание (логоневроз) и органическое, или неврозоподобное.

    В беседе с пациентом врач выясняет, являются ли симптомы постоянными или их проявление зависит от обстоятельств речевого акта. Больному назначается исследование мозга в виде электроэнцефалограммы.

    Если энцефалографическое обследование выявляет наличие отклонений в функционировании мозговых структур, ответственных за речевые функции, то заикание классифицируется как органическое.

    Для него характерны постоянные симптомы, имеющие место даже в спокойной и привычной для больного обстановке:

    • У взрослых пациентов органическое заикание возникает как осложнение после перенесённых , иных заболеваний с поражением моторной сферы.
    • в мозгу могут механически препятствовать прохождению нервных импульсов и быть причинами речевых нарушений.

    Логоневрозы у взрослых имеют в качестве причины стрессовые ситуации и глубокие нервные потрясения. В этих случаях заикание не закреплено физиологически и в значительной мере зависит от уровня эмоционального напряжения человека.

    Невротическое заикание усиливается при необходимости говорить в непривычной обстановке или перед несколькими людьми. Известны случаи временного заикания, которое появляется сразу после сильного испуга, аффекта, гнева и проходит по истечении некоторого времени, вместе со снижением напряжённости ситуации. Для эффективной помощи человеку бывает достаточно горячего питья или небольшой дозы алкоголя.

    Своевременная квалифицированная помощь при стрессовом логоневрозе особенно важна. В противном случае формируется патологический стереотип, заикание переходит в хроническую форму, к внешним речевым проблемам присоединяются судорожные синдромы, и подёргивания. Психологический дискомфорт нарастает, общение с другими людьми становится утомительным до изнеможения.

    Наиболее многочисленной является группа людей, страдающих заиканием с раннего возраста. Первичные причины нарушений могут быть органическими или невротическими, но главная особенность пациентов этой группы состоит в том, что заболевание имеет укоренившийся, устойчивый характер.

    Картина осложняется наследственной предрасположенностью и уже сформированными речевыми привычками. Курсы лечения таких пациентов могут длиться несколько лет.

    На видео врач рассказывает, что является истинной причиной, а что пусковым механизмом заикания:

    Методы лечения заикания у взрослых людей

    Исследователи заикания единодушны во мнении о том, что для успешного преодоления проблемы необходим комплексный подход, учитывающий биологический, психологический и социальный аспект явления.

    Методики коррекции заикания у взрослых включают медикаментозные, логопедические и психотерапевтические мероприятия.

    Медикаментозный метод лечения

    Данный метод ориентирован на снятие судорожных синдромов и стабилизацию нервных реакций при помощи различных лекарств:

    Логопедические приёмы лечения заикания у взрослых пациентов

    Ориентированы на изменение стереотипных речевых привычек.

    Методы коррекции заикания можно разделить на три группы:

    • формирование у человека новой, правильной техники речи, включая постановку дыхания, владение голосом, естественную артикуляцию;
    • освоение выработанных навыков на сложном материале – при чтении и свободном рассказе;
    • автоматизация навыков при моделировании различных речевых ситуаций, выработка эмоциональной устойчивости к возможным трудностям при разговоре с другими людьми.

    Эта схема достаточно условна, поскольку логопедические методики постоянно совершенствуются и применяются с учётом индивидуальных особенностей пациентов, персонально или в группах. Как вылечить заикание у взрослых решает лечащий врач, с учетом всех условий и общего состояния здоровья пациента.

    Известна методика лечения заикания Л. З. Арутюнян , нацеленная не на коррекцию отдельных нарушений речи, а на формирование абсолютно нового речедвигательного навыка.

    Психотерапевтические методы преодоления заикания

    Включают рациональную и суггестивную терапию, в дополнение больные обучаются аутотренингу:

    • Рациональные методы реализуются в виде бесед врача с пациентами, с целью формирования адекватного, конструктивного отношения больного к решению своей проблемы.
    • Суггестивная методика состоит в прохождении пациентом одного или нескольких сеансов гипноза. Во время внушения врач уделяет внимание эмоциональной сфере пациента и состоянию его дыхания, артикуляции и голосового аппарата.
    • Овладение приёмами аутотренинга позволяет заикающимся оказать себе помощь самостоятельно. Эти навыки остаются с ними на всю жизнь и закрепляют результат лечения.

    Лечебная физкультура успешно дополняет специальные курсы лечения. Несложные упражнения не только помогают укрепить речевые мышцы, но благотворно влияют на общее состояние нервной системы страдающих от заикания людей.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой , занятия по системе йогов под руководством опытного инструктора дадут пациенту основу, на которой он сможет в дальнейшем базировать самостоятельные занятия.

    Есть данные о положительном влиянии акупунктуры и иглоукалывания на решение проблем речи.

    Если человек, страдающий от заикания, решится прибегнуть к нетрадиционной методике лечения, то ему следует выбрать специалиста с хорошей репутацией, достойного доверия, имеющего все нужные документы для ведения такой деятельности.

    Существуют также и сомнительные методы лечения, например такие как, молитва от заикания. В медицинской практике они применяются редко, поскольку научно не доказано, что при их помощи можно избавиться от заикания.

    Как долго следует лечить заикание и сколько стоит лечение

    Обещания за один сеанс гипноза навсегда избавить от заикания не должны вводить в заблуждение современного человека.

    Моментальное исцеление может оказаться иллюзией, которая быстро исчезнет при первом же стрессе. Настрой на длительное лечение у грамотных специалистов – самая лучшая позиция для преодоления трудной речевой проблемы.

    Конкретные сроки будут определены медиками, в зависимости от состояния пациента. Если в состав лечения входит базовый курс в стационаре, то он длится около 30 дней и может быть продлён в амбулаторных условиях ещё на 3-6 месяцев или на год. Нередки ситуации, когда целесообразно повторять курсы ежегодно, в течение нескольких лет.

    Позитивные сдвиги в состоянии больных воодушевляют их и делают лечение желанным и ещё более плодотворным. Вопрос о цене процедур актуален, но различные возможности прохождения курсов и сочетания процедур позволяют выбрать оптимальный вариант.

    Больному следует помнить, что избавление от заикания с высокой степенью гарантии от рецидивов – это работа высокопрофессиональных специалистов разных сфер медицины.

    Средние цены на лечение составляют:

    • в ЦКР в Москве – от 60 до 100 тыс. руб.,
    • в ЦКР в Киеве – 50 тыс. руб.,
    • в клинике «Хадасса» в Израиле – 55-60 тыс. долларов,
    • в МЦ «Надежда» в Минске – 45-50 тыс. руб. (RUR),
    • в Центре здоровой речи в Екатеринбурге – 100 тыс. руб.

    Разобраться в том, что же такое вегетативный криз, и из-за чего он возникает поможет ссылка .

    Как не допустить развития заикания, и реально ли полное излечение

    К профилактическим мерам, предохраняющим от речевых нарушений, относится забота о собственном душевном здоровье. Застраховать себя от стрессов нельзя, но повысить устойчивость психики вполне возможно.

    Даже единичные проявления неконтролируемых сбоев речи во время нервного напряжения должны заставить человека обратиться за помощью к врачу.

    Информация о солидных клиниках, принимающих пациентов с заиканием, доступна в интернете. С большим успехом применяются комплексные системы реабилитации взрослых пациентов, авторы которых – Н. М. Асатиани и Н. А. Власова, Ю. Б. Некрасова, В. М. Шкловский.

    Системы объединяют усилия врачей разных специализаций – логопеда, психиатра, психотерапевта, невропатолога.

    Результаты работы специализированных клиник внушают обоснованные надежды тысячам больных. С уверенностью можно утверждать: человек, страдающий от заикания в зрелом возрасте, должен и может получить действенную и эффективную медицинскую помощь.

    Врач Снежко Р.А. говорит о том, как следует бороться с заиканием и возможно ли полное излечение при применении современных методов лечения: