Лечение по аюрведе. Аюрведическое лечение болезней. Инфекции

Для достижения собственных целей всем необходимо умственное и физическое здоровье. Действительно, человек, главным жизненным приоритетом которого является чувственное удовольствие, понимает важность хорошего здоровья. Ведь при его отсутствии, органы чувств функционируют не очень хорошо, а значит и наслаждения будет меньше. Также и трансценденталисту, посвятившему свою жизнь служению Богу, необходимо здоровое тело для успешного выполнения духовных практик. И первому, и второму поддержать собственное здоровье поможет аюверда. Это часть ведического знания, которое Бог передал людям ещё в незапамятные времена. В этой статье мы попытаемся ответить на вопрос: «Аюверда, что это такое?» и рассмотрим ключевые моменты Итак, приступим.

Определение

Слово «аюверда» переводится с санскрита как «наука о жизни». Её цель - научить людей поддерживать равновесие ума, баланс главных составляющих физического тела и гармоничные отношения с окружающим миром.

В современной жизни возникает много различных факторов, нарушающих наше естественное равновесие. Но чтобы следовать канонам аюверды, не обязательно жить на Вместо этого нужно использовать правила «науки о жизни» для обнаружения признаков нарушения равновесия в организме и принимать соответствующие меры для восстановления естественного баланса. И каждый может научиться выявлять эти признаки до появления самой болезни, которая будет причинять страдания и неудобства. Также правила науки жизни справедливы в отношении снижения веса. О том, как используется аюверда для похудения, мы поговорим ниже. А сейчас немного дополним определение.

Профилактический подход

Аюверда, отзывы о которой в основном положительные, делает упор на профилактику болезней и поддержание здоровья. Лечение появившихся заболеваний - это уже вторичная цель. В дополнение к гимнастике и диете аювердическая медицина даёт рекомендации по соблюдению рассматривает принципы образа жизни при разных сезонах года, лунных циклах и типах конституции. Также она рассказывает о правилах поведения человека в обществе. Всё вышеперечисленное помогает предупредить развитие болезней. Аюверда - это не пассивная форма терапии. Согласно её канонам, человек полностью принимает на себя ответственность за собственную жизнь.

Натуропатия

Частично мы ответили на вопрос: «Аюверда - что это такое?» Но есть ещё ряд важных моментов, которые необходимо рассмотреть. И одним из них является натуропатия. Аювердическая терапия предполагает использование только природных, натуральных средств - растений, минералов, металлов… В первую очередь в ход идут растения, произрастающие в естественных условиях, или те, которые культивируются по причине повышенного спроса или редкости, но выращиваются без использования искусственных удобрений. В Аюверде нет химически синтезированных лекарственных препаратов и витаминно-минеральных комплексов.

По своей структуре и составу натуральные продукты соответствуют тканям нашего организма, поэтому легко им перевариваются и хорошо усваиваются. Конечно, синтезированные лекарства помогают снизить температуру и снять боль, но так как у них много побочных эффектов, они наносят нашему организму непоправимый вред. Особенно при длительном использовании. Важно понимать, что фармакологические препараты способны только на подавление симптомов заболевания. Саму причину они не устраняют. А это ведёт к хроническому течению болезни. В аювердической терапии используются только натуральные компоненты. Они укрепляют внутренние органы, так как имеют сходную с ними структуру.

Пища как лекарство

Аюверда, отзывы о которой есть на тематических форумах, считает идентичными компоненты пищи и лекарственные ингредиенты. То есть лекарство может быть использовано как пища, и наоборот. Поэтому природные, не токсичные, естественные применяются в аювердической терапии, как для здоровых, так и для больных пациентов. У первых они укрепляют организм и повышают иммунитет, а для вторых - это средство для лечения болезни. Очень важно все, что предлагает препараты аюверда, использовать с соблюдением индивидуальных дозировок. В противном случае они принесут человеку вред и вызовут осложнения.

Организм как единая система

Современная медицинская система является узкоспециализированной, так как рассматривает каждый конкретный орган отдельно от других. Совсем по-другому подходит к этой проблеме аюверда: лечение осуществляется комплексно, с учётом взаимосвязи с остальными системами организма. Если заболевание сосредотачивается в каком-то определённом органе или области тела, то исследуют как эту, так и остальные части организма. Современные исследования подтверждают - 70% болезней имеют системный характер.

Лечить не болезнь, а пациента

В науке о жизни есть очень важный момент. Как гласит аюверда: лечение можно назначать лишь в том случае, если помимо симптомов болезни известны особенности самого пациента. Это размеры тела, режим питания, возраст, ментальная природа и др. То есть двум пациентам с одинаковым заболеванием могут быть назначены разные курсы лечения. Аюверда практикует индивидуальный подход к каждому больному.

Ликвидация причины заболевания

Согласно науке о жизни, болезнетворные микробы - это вторичная причина возникновения заболеваний. Первичный фактор - дисгармония трёх дош: капхи, питты и ваты (три интегральных принципа управления нейроэндокринной системой). Если почва достаточно плодородна, то попавшие в неё семена быстро прорастут и распространятся. Когда равновесие трёх дош нарушено, для микробов как раз и появляется такая плодородная почва. Они быстро размножаются в организме и ведут к появлению заболевания. Поэтому главная задача науки о жизни - поддержание равновесия трёх дош.

Методы диагностики

Раскроем ещё одну тему, которая поможет полнее ответить на вопрос: «Аюверда, что это такое?». И эта тема - методы диагностики. В западной медицине для этих целей используют сложные инструментальные и биохимические исследования. Но в аюверде совсем другой подход. Самое важное - это опыт, внимательность, интуиция и проницательность врача. Используемые им способы доступны, просты и не требуют значительных затрат. И главным их них является метод «пяти зеркал», когда диагностика осуществляется по кожным покровам, глазам, языку и пульсу.

Важность диетологии

Для полноценного лечения заболеваний питание по аюверде должно быть правильным. Эта тема детально раскрывается в древних трактатах, предписания из которых активно используют в своей практике вайдьи. Формула аюверды звучит так: «Если человек соблюдает необходимую диету, то ему не нужно лечение, если нет, то вряд ли что-то ему поможет». Болезни не возникают при правильном питании, а при неправильном - прогрессируют, несмотря на вмешательство докторов. Также как вода подтачивает камень, так и заболевания могут укреплять или разрушать тело. Наука о жизни учитывает не только энергоинформационное, но и биохимическое действие пищи. Многие спрашивают: «Как используется аюверда для похудения?». Ответ очевиден - с помощью соблюдения диеты, которая не является ограничением. Придерживаться диеты - это значит следовать своей естественной природе.

Аюверда косметика

Особое место в индийской культуре занимает уход за ногтями, зубами, волосами и кожей. Для этого есть средства, произведённые как в домашних условиях, так и промышленным способом. Аювердическая косметика существует несколько тысячелетий, и её рецепты описаны во многих древних трактатах. Так что она прошла серьёзное испытание временем. Главная особенность данной косметики - полное отсутствие синтетических компонентов.

Переселение души

Теперь вы знаете ответ на вопрос: «Аюверда, что это такое?» Осталось рассмотреть последний момент. Тема играет в аюверде важную роль. Плохие и хорошие поступки прошлой жизни влияют на условия рождения в нынешней. Последствия этих поступков формируют карму человека. Если в прошлой жизни он накопил плохую карму, то это может стать причиной многих болезней, связанных с воздействием негативных стереотипов. Такие патологии нельзя вылечить с помощью стандартных терапевтических средств. Кармические болезни лечатся путём осознания и искупления грехов, а также с помощью выполнения духовных практик и религиозных предписаний.

О заболеваниях и травмах суставов, костей, сухожилий и связок многие знают не понаслышке. Малоподвижный образ жизни современного горожанина, плохая экология, несбалансированное питание, постоянные стрессы приводят к тому, что не только пожилые, но и совсем юные молодые люди страдают сегодня такими заболеваниями как: сколиоз, артрит, артроз, ревматизм, остеохондроз, ишиас, подагра, протрузии, боли в суставах, мышцах и позвоночнике, а так же частые переломы и вывихи. В большинстве случаев единственно возможная терапия, которую предлагает современная медицина - это операционное вмешательство, прием дорогостоящих синтетических и гормональных препаратов, либо физиотерапевтические процедуры, которые устраняют болевые ощущения, но не решают проблемы в корне. Именно поэтому все большее число людей обращаются сегодня к альтернативным способам профилактики, диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые предлагает древняя индийская медицинская система аюрведа.

ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЙ В СУСТАВАХ ПО АЮРВЕДЕ

Боли в суставах в подавляющем большинстве случаев возникают у людей старше 40-45 лет и сигнализируют о том, что опорно-двигательный аппарат перестал функционировать полноценно. На языке европейской медицины заболевание, которое проявляется через боль, отечность и скопление жидкости в суставах, именуют «артритом» (от греч. «arthron» - «сустав»), а в аюрведической медицине многозначительным словом «амавата», (от санскр. «ама» - «непереваренное» и «вата» - «энергия движения»). Таким образом, уже в самом названии аюрведа сообщает о глубинной причине этого заболевания: в результате неправильного образа жизни, питания и психоэмоциональных нарушений происходит дисбаланс внутренних энергий (Ваты, Питты или Капхи), который ослабляет метаболические процессы в организме и приводит к скоплению токсинов (Амы). Через толстую кишку токсины разносятся по всему организму и оседают в конечной точке - костной ткани (астхи дхату), в результате чего скелет человека лишается гибкости, становится тугим, непластичным и болезненным. Именно поэтому первое, что рекомендует сделать аюрведа для лечения артрита - это вывести из организма токсины.

ТИПЫ БОЛЕЗНЕЙ СУСТАВОВ ПО АЮРВЕДЕ

Как мы выяснили, болезненные ощущения в суставах возникают из-за дисбаланса внутренних энергий организма - дош. Таким образом, Аюрведа выделяет три типа артритов, для каждого из которых предлагается собственная программа профилактики и лечения.

Заболевания суставов Вата-типа.

Основные симптомы: хруст и скрипы в суставах; пульсирующая боль, локализованная не только в самом суставе, но и в близлежащих тканях, которая обостряется на холоде и при движении, ослабевает в тепле и при статичном положении; кожа над местом воспаления сохнет и шелушится.

Побочные симптомы: боли в позвоночнике; метеоризм: повышенная нервная возбудимость.

Лечение:

Питание. Употреблять в пищу преимущественно теплую пищу и напитки. Исключить салаты из свежих овощей и зелени, кукурузу, бобовые, томаты и баклажаны.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Вата-типа: масло Маханараян, таблетки «Йогарадж гуггул», «Трифала».

Асаны. Стоит обратить внимание на упражнения в составе которых есть «маха мудра», «колени к груди» и «наклон вперед».

Заболевания суставов Питта-типа.

Симптомы: покраснение и жжение кожи; ярко выраженный воспалительный процесс, который может сопровождаться повышением температуры; отечность суставов; болевые ощущения, ослабевающие на холоде и усиливающиеся в тепле.

Побочные симптомы: повышенная потливость, диарея, вспыльчивость и раздражительность.

Лечение:

Питание. Исключить из рациона острую и слишком горячую пищу, томаты, соленые и маринованные продукты, зелень.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут холодные компрессы, а так же сандал и кокосовое масло, которые следует наносить на поврежденный сустав. Рекомендуется принимать такие лечебные травы, как: маргоза, шафран, куркума, сандал, гуггул, чапарель.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Питта-типа: таблетки «Кайшоре гуггул» и порошок «Сударшан».

Пранаяма. Регулярное выполнение дыхательного упражнения «Ситали»: сверните языук трубочкой, сделайте глубокий вдох ртом с помощью живота, задержите дыхание, выдохните через нос.

Асаны. Можно выполнять любые упражнения, уравновешивающие доши: «приветствие луне», «голова коровы», «кузнечик», «лук», «верблюд» и др.

Заболевания суставов Капха-типа.

Симптомы: постоянная ноющая боль со стабильной локализацией, которая усиливается в сырых, прохладных помещениях и в статичных положениях, и, напротив, затихает при активном движении и в тепле; сильная отёчность вокруг воспаленного сустава; кожа над местом повреждения эластичная и маслянистая.

Побочные симптомы: тяжелое дыхание; резкие и кратковременные боли в шейном отделе позвоночника; увеличение выработки слизи организмом.

Лечение:

Питание. Следует исключить из рациона молочные продукты, в особенности холодные, сахар и все жирное. Рекомендуется использовать при приготовлении пищи следующие специи: имбирь, корица, куркума, красный перец.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут разогревающие процедуры и самомассаж с использованием горчичного масла, красного перца, порошка вача, а так же компрессы из сухого молотого имбиря в сочетании с боэргавией.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Капха-типа: таблетки «Пунарнава гуггул».

Асаны. Уравновесить капха-дошу помогут асаны «треугольник», «скручивание», «дерево», «наклон вперед».

Обращаем ваше внимание на то, что для постановки точного диагноза лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному аюрведическому врачу, потому что типы заболеваний суставов, описанные выше, зачастую проявляют себя не в чистом, а в смешанном виде и требуют индивидуального подхода к лечению с учетом целого ряда факторов.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СУСТАВОВ С ПОМОЩЬЮ АЮРВЕДИЧЕСКИХ МАСЕЛ

Особое место в аюрведической терапии болезней суставов занимает использование различных масел. Для того, чтобы понять какое действие оказывает употребление в пищу масел, а так же проведение регулярного массажа и самомассажа с их использованием, достаточно представить себе две высушенные палки, одну из которых на несколько дней помещают в масляный состав. Очевидно, что промасленная палка окажется более эластичной и выдержит бОльшую нагрузку, чем сухая, которая сломается даже при легком ударе или попытке сгибания. Таким образом, аюрведа полагает, что промасливание - это один из самых действенных способов сохранения и восстановления здоровья суставов. При этом, те или иные масляные средства должны подбираться индивидуально, с учетом особенностей вашей конституции и специфики заболевания.

Самые популярные аюрведические масла для суставов:

- это масло применяют при повреждении и растяжении связок, мышц и суставов, снимает мышечное онемение, спазмы, помогает при судорогах. Снимает болезненные ощущения при рематизме, суставных отеках и опухолях, болях в шее.

- в состав масло входят двенадцать уникальных растений. Успокаивает жжение и боль, снимает отеки и онемение, помогает, когда мышцы "тянет" и "скручивает".Применяется при поясничных болях и радикулите, при ревматизме, подагре, артритных состояниях: болях, отечности, жесткости, онемении, ограниченной подвижности суставов. Идеально подходит для лечения суставных заболеваниях Капха-типа.

- кунжутное масло с действующим компонентом - ашваганда. Снимает болезненные ощущения, отечность, улучшает кровообращение, восстанавливает поврежденные при ушибах и травмах ткани.

- масло, способствующее растворению и последующему выводу из организма солевых отложений в суставах, заживляет небольшие ранки, ожоги и другие повреждения кожи, обладает охлаждающим, лечебным и обезболивающим эффектами.

- обеспечивает противоотечный, успокаивающий, рассасывающий, детоксикационный эффект и улучшает питание тканей не только внутри, но и снаружи, придавая коже здоровый внешний вид. У детей и подростков в периоды интенсивного роста костей масло Астикар ослабляет болевые и судорожные симптомы, улучшает кровообращение и обеспечение кислородом всех тканей тела.

- классическая аюрведическая формула массажного масла создана для коррекции и помощи при нарушениях вышедшей из баланса Вата доши. Подходит для общего массажа или применяется локально при любых проблемах с суставами.

Другие аюрведические средства для лечения костей, суставов и мышц:

- это натуральный гель от различных видов суставной и мышечной боли, применяется для восстановления двигательных функций пораженных суставов, устранения отеков и воспаления.

- классическая аюрведическая таблетированная форма препарата, которую применяют при неврологических заболеваниях и проблемах опорно-двигательного аппарата, связанных с дисбалансом Вата доши. Рецептура Йогорадж Гуггул довольно сложна и включает в себя около 30 компонентов, обладающих мощным целебным и антитоксичным действием, направленным на опорно-двигательную систему. Он будет полезен как для поддержания здоровья суставов, мышечной ткани, нервов, так и здоровья в целом.

- смесь эфирных масел и других природных компонентов, приготовленная по древнейшим индийским и китайским рецептам с применением современных технологий и систем контроля качества. Помогает при простуде, болях в мышцах и суставах. Снимает усталость. Обладает выраженным разогревающим действием.

- натуральный аминокислотный коктейль, источник коллагена, кальция, ценных пищевых волокон. Рекомендуется употреблять при ежедневных повышенных нагрузках на суставы и позвоночник для защиты и питания всей костной системы, связок и мышц.

- традиционный аюрведический растительный монопрепарат в виде таблеток для оздоровления суставов. Содержит экстракт Boswellia serrata (Шаллаки).

- растительный комплекс, который объединяет два принципа борьбы с заболеваниями суставов, костей и мышц: оказывает быстрый противовоспалительный и обезболивающий эффект плюс направляет энергию организма на восстановление поврежденных тканей и укрепление хряща.

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

Когда именно зародилась наука Аюрведа, точно неизвестно. В Индии, Непале, Бирме и Индонезии она повсеместно практикуется и по сей день. Но и в других странах мира растет количество приверженцев Аюрведы.

Что такое аюрведа — принципы лечения

Являясь неким симбиозом философской системы санкхьи и науки, она используется в указанных странах для диагностики, лечения и профилактики самых разных хворей. Но что такое Аюрведа и в чем ее секреты? Как стоит понимать ее? Эта наука особенная, так как ее принципы базируются на естественности и простоте, поэтому она доступна каждому, независимо от страны проживания, вероисповедания и жизненных взглядов. Науку повсеместно практикуют сикхи, буддисты, и индуисты.

Аюрведа – что это?

Само слово «аюрведа» с санскрита переводится как «наука жизни и долголетия» («аюс» – жизнь, «веда» – знание) . Но неправильным будет считать, что это всего лишь наука. Это и философское течение, и система медицины, и образ жизни. Принято считать, что на ее основе возникли главные направления медицины, в том числе Китайская и Тибетская. Упоминания об Аюрведе можно отыскать, прежде всего, в Ведах, но также и в Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Упанишадах, Йога-шастрах. Некоторые источники предполагают, что этому научно-философскому направлению не менее пяти тысяч лет.

Да, с помощью аюрведических знаний можно без применения каких-либо сложных диагностических методов точно выявить заболевание и вылечить его . Но основная цель – это предотвращение развития недуга, то есть профилактика. Аюрведа учит умению поддерживать здоровье путем гармонизации души и тела, уравновешивания первоэлементов, спокойствия и взаимопонимания с окружающей средой. Только умиротворение может обеспечить баланс физического и духовного. При этом, данная наука не накладывает строгие ограничения и не навязывает что-то. Она всего лишь рекомендует, что можно делать для поддержания здоровья.

Для того, чтобы предотвратить недуги, Аюрведа предлагает искать причины заболеваний, обращая внимание на тесную связь нехороших мыслей с телесными нарушениями.

Трактаты, посвященные аюрведическим знаниям, выделяют восемь направлений этой научно-философской системы, каждая из которых занимается своей областью медицины:

  • Каумара Бхритья – педиатрия. В этом направлении уделяется внимание беременности, правилам и проблемам вскармливания материнским молоком потомства. Еще трактат содержит рекомендации по воспитанию и правильному уходу за детьми разного возраста .
  • Кайя Чикитса. Слово «кайя» дословно переводится как «все тело». Считаясь одним из самых важных разделов медицины, рассматривает причины и способы лечения болезней, которые «не привязаны» к определенному органу . Например, сахарный диабет и истерия.
  • Агада Тантра – направление, занимающееся проблемами интоксикации и выведении ядов из организма. Также рассматривает, что делать, если человек подвергся укусу ядовитого существа .
  • Шалакья Тантра – раздел, направленный на лечение заболеваний глаз .
  • Бхутавидья. По праву считается самым таинственным направлением, так как в этом трактате уделено внимание колдовству. Сегодня же расцениваются как методы психологического воздействия на сознательное и бессознательное психики человека (например, гипноз) .
  • Шалья Тантра – содержит знания о хирургии и акушерстве .
  • Ваджикарана Тантра – знания о лечении бесплодия и других проблем репродуктивной функции .
  • Расаяна Тантра – секреты долголетия .

Стоит отметить, что Аюрведа предлагает самим принимать ответственность за свой образ жизни и поступки, влияющие на физическое и душевное здоровье .


Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют . Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Аюрведа учит, как следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.


Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Теория трех дош гласит, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий . Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Так, Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех трех дош.

Для Аюрведы теория трех дош – одна из основных. Глубокие знания последователя этой науки помогают выявить болезнь уже тогда, когда она только зародилась.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Зачастую в конкретный момент в человеке берет верх одна из трех гун, определяя его поведение и помыслы личности, что влияет на баланс первоэлементов .

Также вы можете ознакомиться со статьей ««.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.


Натуральность – основа лечения в Аюрведе

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего. В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна . Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги. Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться. А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Помимо лекарственных средств натурального происхождения, Аюрведа в лечении располагает такими средствами, как: аюрведический массаж, йога, Марма-терапия (воздействие на биологически активные точки организма), медитации, назначение индивидуальной диеты.

Важность питания и диетологии в лечении

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек . Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны. Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство .

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические способы лечения здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Инфекционные заболевания связаны преимущественно с высокой питтой.

Для лечения инфекционных заболеваний используются травы-антибиотики с горьким вкусом. В Аюрведе это чаще всего катука, а также чиретта, горечавка, барбарис и вайда. В китайской медицине наряду с коптисом (основной травой для лечения инфекций), используются жимолость, форсития, вайда, шлемник байкальский, ежеголовик, горечавка и ревень. В западной фитотерапии наиболее популярна «золотая печать», а из других горечей используются барбарис, горечавка, эхинацея, одуванчик, сассапариль и узнея. Полезны и другие травы с охлаждающей энергетикой.

Мы рассмотрим здесь лечение таких распространенных инфекционных заболеваний, как фурункулы и карбункулы.

Фурункулы и карбункулы

Фурункулы и карбункулы - это локализованные инфекционные поражения кожи и волосяных мешочков, вызываемые стафилококком или другими бактериями. Они представляют собой токсические состояния крови и характеризуются припухлостью, болью, лихорадочным состоянием и выделением гноя. Чаще фурункулы образуются на спине и ногах, но могут появиться и на других частях тела. Акнэ можно рассматривать как легкую форму данного состояния и лечить теми же методами.

В западной медицине причиной образования фурункулов считаются внешние факторы. В Аюрведе же основной причиной возникновения фурункулов считается внутренняя загрязненность организма, и появление фурункулов указывает на необходимость очищения. Это состояние амы (токсичности), вызываемое неправильным питанием и другими причинами. Основную роль при этом играет печень, поэтому любые ее токсические состояния могут сопровождаться появлением фурункулов.

Особенности проявления (типы) фурункулов
Фурункулы питта-типа сопровождаются покраснением, припухлостью, жаждой и лихорадочным состоянием; фурункулы капха-типа - обильным образованием гноя, ощущением тяжести, отупения и вялости; для фурункулов вата-типа характерны болезненность, замедленное созревание, распространение на другие части тела.

Обычная причина появления фурункулов - загрязненность пищи и воды, а также злоупотребление пряной, горячей, кислой или соленой пищей, которая повышает питту. Фурункулы могут появиться и вследствие избытка сладкой, маслянистой или жирной пищи (сладкий вкус в больших количествах вызывает закисление крови). Определенную роль могут сыграть пребывание на солнце или на жаре, чрезмерное увлечение горячими ваннами или сауной и другие факторы, возбуждающие питту, в том числе и психические (гнев, раздражительность, стресс, подавленные эмоции). Фурункулы могут возникнуть и при посещении стран с жарким климатом и с высоким уровнем бактериального загрязнения.

В западной медицине основным средством лечения фурункулов являются антибиотики. Главная опасность при этом заболевании состоит в том, что локальная инфекция может приобрести септический характер, распространиться по всему организму с поражением внутренних органов и даже привести к смерти.

Общие принципы лечения фурункулов
При острых состояниях необходима диета, способствующая очищению организма от шлаков и снижению питты, с употреблением салатов, проращенных зерен и овощных соков, желательно свежих. Следует избегать употребления молочных продуктов, хлеба, сладостей, мяса, рыбы, грибов. Запрещаются любые несвежие, подвергнутые повторной тепловой обработке, консервированные и прочие неполноценные в питательном отношении продукты. Исключаются специи (кроме куркумы и кориандра). Тело не следует смазывать никакими маслами, на лоб же можно наносить эфирные масла из сандала или гардении. Недопустимы большие физические нагрузки и аэробные упражнения. Полезны травы с горьким вкусом, а также, в небольшом количестве, вяжущие травы. Можно пить чаи из трав, очищающих кровь: люцерна, клевер, лопух, одуванчик. Применяются природные антибиотики, а также особые травы, способствующие рассасыванию гноя.

Травы не только принимают внутрь, но и используют наружно: к фурункулам прикладывают компрессы или примочки. Из аюрведических трав в таких случаях эффективны манжишта, катука, маргоза, вайда, куркума и барбарис. Можно пить сок алоэ с куркумой (по 2 ст. л. 3 раза в день). В качестве наружного средства помогает гхи (лучше старое гхи, даже если оно и приобрело неприятный запах).

Из трав китайской медицины используются жимолость, форсития, вайда, коптис, шлемник байкальский и ежеголовик. Из трав, известных в западной фитотерапии, используют оказывающие мягкое действие: лопух, сассапариль, сассафрас и клевер, а также мирру, мокрицу, одуванчик, барбарис, «золотая печать», которые оказывают сильное действие.

Дифференцированное лечение фурункулов
Фурункулы вата-типа возникают чаще под воздействием ветра, вследствие сухости крови, а также при вздутии живота и запорах. Хорошо помогают послабляющие средства, например состав трипхала. Эффективны трипхала гуггул и настойка мирры. Можно использовать сассапариль; иногда помогает чеснок.

Фурункулы капха-типа обусловлены загрязненностью лимфатической системы и могут быть одним из проявлений болезней, связанных со скоплением слизи. Для лечения применяют отхаркивающие средства (поскольку гной можно рассматривать как нечто вроде подкожной слизи), а также специи. Из трав хороши корица, дудник, куркума, сассафрас и аир. Можно использовать и многие из трав, применяемых для лечения фурункулов питта-типа, а также состав трикату или сухой имбирь.

Кожные болезни

Все разнообразие кожных заболеваний: псориаз, экзема, сыпи, дерматит и т.д. - в Аюрведе классифицируется согласно трем дошам. Любое кожное заболевание можно соотнести с какой-то из дош. Кожные заболевания, вызванные воздействием на кожу ядовитых веществ, например ядовитого дуба или плюща, можно лечить как нарушения питты.

Кожным заболеваниям в большей степени подвержены люди питта-конституции, поскольку питта может перегревать кровь, что неблагоприятно сказывается на состоянии кожи. Заболевания с нарушением пигментации кожи, например лейкодерма, обычно тоже представляют собой состояния питты, так как именно эта доша ответственна за внешний вид и цвет кожи.

В число факторов, вызывающих предрасположенность к кожным заболеваниям, входят неправильное питание, злоупотребление кислым, соленым или острым вкусом, слишком тяжелой, сладкой или маслянистой пищей и алкоголем, а также неблагоприятные погодные условия и увлечение косметикой. По своей природе эти заболевания схожи с фурункулами, карбункулами и другими токсическими состояниями крови, поэтому и лечатся они схожим образом.

Кожа может быть входными воротами болезни. Кожа тесно связана с плазмой и кровью и, таким образом, с легкими и печенью. Поэтому важной составной частью лечения кожных заболеваний является использование отхаркивающих и потогонных средств, способствующих очищению легких, а также улучшающих обмен веществ средств и горьких тоников, что позволяет очистить печень.

Принципы лечения кожных заболеваний
Для очищения хороши многие травы, в том числе и широко распространенные: одуванчик, лопух, клевер, подорожник, тысячелистник и черноголовка. Из аюрведических трав используются куркума, барбарис, сандал и гуггул, а из средств китайской медицины: жимолость, форсития, вайда и володушка.

Все названные травы помогают в большинстве случаев при острых состояниях. При хронических заболеваниях требуются смягчающие и тонизирующие травы: алтей, солодка, шатавари, гокшура.

Для лечения лейкодермы и восстановления нормальной пигментации кожи в Аюрведе применяется бакучи, которая считается омолаживающим средством для кожи, ногтей и волос. Из нее можно приготовить лекарственное масло. Порошок бакучи принимают по 5 г 2 раза в день перед едой, добавляя немного кориандра и меда, чтобы смягчить горький вкус этой травы.

Травы можно применять как внутрь, так и наружно. Травяные отвары используют для промываний, примочек и пластырей, применяют и травяные масла.

При воспалительных заболеваниях кожи, высыпаниях и ожогах хорошим наружным средством является гхи. Для этой цели его лучше готовить следующим образом: гхи помещают в медный сосуд, добавляют воды в соотношении 2:1 и выдерживают в течение месяца, время от времени перемешивая медной ложкой. Со временем гхи белеет, приобретает приятный запах и лучше впитывается кожей. В Индии можно купить аналогичный препарат шатодхара грита. Его получают в более короткий срок путем интенсивного перемешивания воды и масла в медном сосуде.

Почти при всех видах кожных высыпаний помогает сок алоэ. При аллергических состояниях кожи полезен сок кинзы. Хороша и аюрведическая мазь из куркумы, особенно для лечения акнэ и улучшения цвета лица. Следует, однако, заметить, что некоторые аюрведические мази на основе куркумы содержат много эфирных масел, в частности сандаловое, которые могут вызвать раздражение кожи.

Специальным средством для питания кожи является шафран, который принимают в виде молочного отвара (1 г на чашку), а также зола жемчуга (моти басма) и порошок из жемчуга.

Иногда в процессе выведения из организма токсинов и жара может наблюдаться обострение течения кожных заболеваний, но спустя какое-то время наступает улучшение. В таких случаях, если, конечно, диагноз не вызывает сомнений, лечение не следует преждевременно прерывать.

Особенности проявления (типы) кожных заболеваний
Кожные заболевания питта-типа проявляются покраснением, опуханием, лихорадочным состоянием, инфицированием и раздражительностью, которые усугубляются под воздействием жары и солнечных лучей. Наружное применение масел, как правило, ухудшает состояние.

При кожных заболеваниях вата-типа кожа становится сухой или шелушащейся, зудящей, отмечаются вздутие живота и запоры. Состояние ухудшается под воздействием ветра и сухости, а нанесение тяжелых масел, особенно кунжутного, приносит облегчение.

Кожные заболевания капха-типа сопровождаются появлением мокнущих язв, наблюдаются закупорки, отеки и зуд, усугубляемые холодом и влажностью, а также применением масел.

Дифференцированное лечение кожных заболеваний
Больным с питта-конституцией и при заболеваниях питта-типа необходима диета, уменьшающая питту. Исключаются продукты, которые могут вызвать аллергические реакции: пасленовые (особенно помидоры), персики, клубника, кисломолочные продукты. Полезны кокосовое молоко и кинза. Следует избегать пребывания на жаре и на солнце. Наружно применяют кокосовое масло и сок алоэ. При высыпаниях на голове и шее полезны масла «Брами» и «Брингарадж», а также отвары этих трав. В большинстве своем эффективны травы, улучшающие обмен веществ, например лопух или клевер. Полезны горькие послабляющие - ревень или алоэ.

При вата-конституции и заболеваниях вата-типа используется диета, снижающая вату. На кожу наносят оказывающие успокаивающее действие масла, например, кунжутное, используют послабляющие средства и клизмы. Регулярно принимают состав трипхала (по 5-10 г перед сном), а также состав трипхала гуггул и настойку мирры.

При капха-конституции диета направлена на снижение капхи; следует избегать употребления тяжелой, жирной и маслянистой пищи, а в особенности - сыра и йогурта. Масла не используются ни внутрь, ни наружно. Помогают диуретики, в частности, подорожник, семена лопуха и зимолюбка. Из препаратов используются гокшуради гуггул и трипхала гуггул.