Основные понятия возрастной антропологии. Почему биологический и физиологический возраст человека иногда не совпадают? Определение паспортного и биологического возраста

библиографическое описание:
Основные понятия возрастной антропологии / Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

html код:
/ Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

код для вставки на форум:
Основные понятия возрастной антропологии / Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

wiki:
/ Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

В ходе установления личности человека, целесообразно начинать идентификационные исследования с определения общих признаков личности, которые служат не только как источник дополнительной информации, но и позволяют провести судебно-медицинское разграничение объектов подлежащих дальнейшему сравнительному исследованию, тем самым, снижая как объем необходимых сопоставлений, так и вероятность случайной ошибки (Абрамов С.С., 1996). Одним из таких признаков является возраст человека.

Под возрастом человека, в настоящее время понимается отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека.

Столь многогранная характеристика «возраста» обусловлена становлением и развитием геронтологии – науки изучающей старение в разнообразных медико-биологических аспектах.

Во-первых, произошла коренная ломка самого понятия «возраст человека». Раньше возраст однозначно понимали как число прожитых человеком лет, а затем произошло разделение этого понятия на паспортный (календарный, хронологический) и биологический (функциональный) возраст.

Календарный (паспортный) возраст – это показатель хронологической шкалы, определяемый по паспортным данным индивида, и измеряется периодом времени прошедшего в абсолютном выражении (т.е. в годах, месяцах, днях и т.д.) с рождения человека по настоящий конкретный момент.

Биологический возраст – модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития человека. Неравномерность возрастных изменений - одна из важнейших закономерностей индивидуального развития. Именно это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма. (Белозерова Л.М., 2000).

Для биологического определения и понимания сути индивидуального развития используется понятие «онтогенез».

Онтогенез (от греч. ontos - существо и genesis - происхождение) - это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения . Впервые термин был введен Э. Геккелем в 1866 г. при формулировании им своего биогенетического закона, подразумевая под онтогенезом только процесс внутриутробного развития. В настоящее время с этим термином связывается вся последовательность преобразований организма от момента зачатия до окончания жизненного цикла (смерти).

Традиционно жизненный цикл представляется в виде плавно переходящих друг в друга периодов развития, зрелости как этапа стабилизации биологических параметров, и старения – процесса постепенного угасания жизнедеятельности.

Исследование онтогенеза предоставляет своеобразный ключ к пониманию явления биологической изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. Изучение процесса развития важно для выяснения механизмов эволюции человека, так как эволюция морфологических признаков во многом сводится именно к изменению генетически обусловленного роста и развития.

Разные стороны (аспекты) этого явления изучает эмбриология и биология развития, физиология и биохимия, молекулярная биология и генетика, медицина, педиатрия, возрастная психология и множество других дисциплин. Этой же проблеме посвящено отдельное направление биологической антропологии - возрастная антропология или ауксология (от греч. auxano - расти).

В общие задачи возрастной антропологии входит:

  • исследование изменчивости антропологических признаков в процессе роста и развития;
  • выявление механизмов различных преобразований в онтогенезе человека (прежде всего морфологических и функциональных). Следует заметить, что исследования эти ведутся с учетом широкого спектра биологических и социальных факторов - без учета этой информации они просто не имеют смысла;
  • изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особенностей процесса развития человека.

Характерный для человека процесс роста называют в биологии аллометрическим (от греч. allos - иной). В отличие от изометричекого роста (характерного для ряда многоклеточных), в ходе развития органы и части нашего тела увеличиваются непропорционально друг другу. Они растут с разными скоростями по сравнению с остальными соматическими параметрами и относительно друг друга, результатом чего является изменение пропорций тела.

Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать рядом общих особенностей. К таковым относят:

  • Непрерывность - рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу . Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, то есть существует норма реакции. Но наш организм представляет собой открытую биологическую систему - это субъект постоянного непрерывного развития на протяжении всей жизни. Нет ни одного параметра (и не только биологического), который не находился бы на протяжении жизни в развитии или изменении.
  • Постепенность и необратимость - непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии - периоды, или этапы, роста - идущие последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях.
  • Цикличность - хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорости изменений признаков) могут существенно отличаться во времени. У человека существуют периоды активизации и торможения роста . Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса - осенью), а также - суточная (например, наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста (СТГ) и ряд других.
  • Гетерохрония, или разновременность (основа аллометричности), проявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.
  • Чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам - темпы роста ограничива­ются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реак­ции, определенной наследственно. В этих пределах процесс развития удерживается эндогенными регуляторными механизмами. В этой регуляции существенная доля отно­сится к собственно генетическому контролю , реализованному на уровне организма бла­годаря взаимодействию нервной и эндокринной систем (нейроэндокринная регуляция). Есть регуляция иного характера, например, биомеханическая (т.е. взаимозависимость признаков) или тканевая (обусловленная взаимодействием между тканями в процессе роста).
  • Половой диморфизм – как особенность биологической изменчивости человека, проявляется на всех этапах его онтогенеза (хотя и с неодинаковой степенью выраженности для разных систем признаков). Различия, обусловленные "фактором пола", настолько существенны, что игнорирование их в исследовательской практике является недопустимым. Естественно, данные по росту и развитию мужчин и женщин сравни­ваются друг с другом, но ни в коем случае не смешиваются в ауксологических исследова­ниях.

Еще одна фундаментальная характеристика суммируется из всех приведенных выше - это индивидуальность процесса онтогенеза . Люди рождаются, растут, развиваются, ста­реют, умирают в соответствии с некоторыми закономерностями. Но динамика онтогене­тического развития отдельного человека неповторима . Она предсказуема лишь в общих чертах, из прочих - уникальных "деталей" - складывается морфологическая индивидуаль­ность человека.

Попытки периодизации онтогенетического развития человека восходят к античным временам - Пифагору и Гиппократу. С тех пор было предложено огромное количество вариантов деления онтогенеза человека на периоды.

В России вопросами периодизации онтогенеза занимались: А.П. Рославский-Петровский, Н.П. Гундобин, А.Ф. Тур, В.В.Бунак, А.В. Нагорный (Хрисанфова Е.Н., 1996). Однако трудно найти какую либо универсальную схему, поскольку, исследуя различные проявления возрастной изменчивости, специалисты отдают предпочтение тому варианту, который наиболее соответствует объекту изучения.

А.В. Нагорным и его учениками в 60-х годах XX столетия, была разработана общая фундаментальная схема, по которой цикл индивидуального развития человека разделяется на два крупных этапа:

  • период пренатального развития - внутриутробный этап, длящийся от момента об­разования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;
  • постнатальное развитие - земная жизнь человека от рождения до смерти (от пер­вого вдоха до последней мысли).

Этап постнатального онтогенеза, согласно схеме принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва 1965 г.), делится на следующие периоды:

  • Новорожденные – от рождения до 10 дней.
  • Грудной ребенок - от 110 дней до 1 года.
  • Раннее детство - от 1 года до 3 лет.
  • Первый период детства - от 4 до 7 лет.
  • Второй период детства:
    • - 8-12 лет для мальчиков;
    • - 8-11 лет для девочек.
  • Подростковый возраст:
    • - 13-16 лет для мальчиков;
    • - 12-15 лет для девочек.
  • Юношеский возраст:
    • - 17-21 год для мужчин;
    • - 16-20 лет для женщин.
  • Зрелый возраст:
    • первый период
      • - 22-35 лет для мужчин;
      • - 21-35 лет для женщин.
    • второй период
      • - 36-60 лет для мужчин;
      • - 36-55 лет для женщин.
  • Пожилой возраст:
    • - 61-74 года для мужчин;
    • - 56-74 года для женщин.
  • Старческий возраст:
    • - 75-90 лет для обоих полов.
  • Долгожительство - старше 90 лет.

Каждый из этих периодов постнатального онтогенеза имеет свои качественные и количественные возрастные характеристики, но так как жизнь человека не представляет собой равномерно развивающегося процесса, то в течение ее наблюдается несколько более или менее резких сдвигов, из которых каждый отмечает собой начало нового жизненного этапа. Эти сдвиги носят название возрастных кризисов. Важнейшими из них для клиники, и для судебно-медицинской экспертизы возраста являются:

  • Период полового созревания или пубертатный кризис;
  • Период полового увядания или климактерический возрастной кризис;
  • Период постарения или старческий возрастной кризис.

Установление возраста в разные периоды жизни основано на оценке степени выраженности признаков эволюции и инволюции организма. При этом одни и те же признаки в разные возрастные периоды имеют различное идентификационное значение.

Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст

"Сколько вам лет?" - элементарный вопрос, имеющий простой ответ: "Я родился в YY году. С тех пор прошло ХХ лет. Мне ХХ лет".

"А сколько лет Васе (Пете, Маше…)?" Если вы знакомы с этим "Васей" и он сказал вам, сколько ему лет, то вы ответите, особо не задумываясь. То же будет, если вы видели какой-нибудь "Васин" документ, например паспорт.

А теперь подумайте, как вы ответите, если не видели его паспорта, и сам он ничего о своем возрасте не говорил? Вам придется задуматься: "Вася - мой сокурсник - значит ему примерно столько же, сколько и мне… Хотя, нет, бывают же вундеркинды и вечные студенты… Он одевается, как тинэйджер, и у него растет такая реденькая бородка - наверное, он помоложе… Хотя он такой крепкий и мускулистый, как 40-летний мужик… Да и серьезный он такой всегда. Нет, видимо, он все-таки старше…". Так может длиться до бесконечности, пока вы не переберете все возможные социальные, психологические и биологические характеристики, которые наше восприятие соотносит с понятием возраста. А ведь, казалось бы, вопрос был аналогичен.

Вся разница заключалась в том, что мы попросили вас оценить возраст другого человека, а индивидуальный стереотип восприятия возраста имеет каждый из нас. По нему самые разнородные черты (признаки) соотносятся с некоторым уровнем развития (статусом), который мы и считаем типичным, то есть соответствующим тому или иному возрасту. Больше того - этот стереотип зависит от нашего личного опыта, то есть сам изменяется по ходу жизни. В результате, оценки возраста бедолаги "Васи", сделанные нами и другими людьми, могут существенно различаться. То же будет, если свое мнение выскажут специалисты (психологи, антропологи и др.). Их суждение (экспертная оценка) будет ближе к истине, чем наше, и оно будет более обоснованно. Все вместе, мы получим интервальную оценку возраста и, скорее всего, примерно угадаем ту цифру, которая стоит у человека в паспорте и о которой он сам может рассказать.

Не менее важно и то, что мы определим, на сколько лет этот конкретный человек выглядит с точки зрения биологии, психологии и т.п., причем это определение - суждение о темпах индивидуального развития - будет также обоснованным.

Период времени, прошедший в абсолютном выражении (то есть в годах, месяцах, днях и т.п.) с момента рождения человека до данного конкретного момента называется хронологическим, или паспортным, возрастом. Спрашивая человека о возрасте, мы интересуемся этой цифрой.

Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст - это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям. Среди них степень соматической и скелетной зрелости, зубной системы, показатели репродуктивной системы, физиологические и биохимические признаки и др. Логично, что чем больше критериев при этом рассматривается, тем более точной становится наша интегральная оценка морфофункционального статуса.

Введение в научный оборот термина "биологический возраст" связано с именами В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и П.Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего, гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации. Ясно, что эта категория - реалия не только биологического порядка, и можно говорить, например, о психологическом возрасте, его критериях и т.п.

Выше мы рассмотрели схемы периодизации онтогенеза, отражающие наше представление о нормальности ростового процесса. Действительно, в среднестатистической группе людей, скажем, в период от 8 до 12 лет у мальчиков и в 8-11 лет у девочек происходит прорезывание большинства постоянных зубов, начинается развитие вторичных половых признаков, идут характерные изменения психики и т.п. Однако все вместе эти "типичные" изменения характерны только для "среднего" ребенка из этой группы, то есть тех мальчиков или девочек, у которых процесс роста и развития отдельных систем организма наиболее интегрирован (сбалансирован или нормален).

Обычно же, не меньшая часть индивидов отклоняется от этого среднего варианта развития:

их биологический возраст отстает от паспортного - происходит ретардация (замедление развития по данным признакам);

наоборот, их морфофункциональный статус соответствует большим значениям хронологического возраста - то есть развитие ускорено и характерна акселерация.

Из этого следует, что возрастной статус данного индивида определяется по степени близости со средними значениями соответствующего критерия у хронологических ровесников, относящихся к той же группе населения, антропологической выборке или популяции (подробнее, см.: Властовский В.Г., 1976; Павловский О.М., 1987).

Акселерация или ретардация может быть общей, то есть отмечаться по всем показателям биологического возраста, а может быть частной - когда непропорционально ускоряется или замедляется развитие отдельных параметров. В первом случае организм испытывает воздействие общего или ведущего фактора, во втором - фактора, действующего только на определенную систему организма. Эти явления - основа для дифференцированного изучения факторов развития, а также путь для индивидуальной профилактики, реабилитации и лечения.

Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг о друга (отход от широкой групповой нормы реакции), возникает реальная угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития. Нарушается интегрированность регуляции, и даже при устранении ведущего фактора, никакой наверстывающий рост может уже не помочь.

Таким образом, одна из важнейших практических функций изучения биологического возраста - контроль темпов развития отдельных систем организма, поиск соответствий между ними и определение тех из них, которые мы считаем нормальными. Рассматривая в этих исследованиях самые разнообразные эндо- и экзогенные параметры мы максимально приближаемся к пониманию действия конкретных факторов, обуславливающих онтогенетическую изменчивость. Наконец, определение биологического возраста - единственно возможная оценка в палеоантропологических исследованиях и при криминалистической идентификации.

Возраст - продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени. Возраст анатомо-физиологический - возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному возрасту.

Возраст хронологический (паспортный) - период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек.

Кроме этого, существует понятие биологический возраст – это истинный возраст человеческого тела, показывающий, сколько лет человеку на самом деле. Биологический возраст показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело). Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. "Износ" тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью. Тело 40-летнего человека может соответствовать по состоянию здоровья телу 20-30-летнего.

Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.

Формулирование понятия "биологический возраст" имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Почему же люди одного календарного возраста могут выглядеть совершено по-разному? Мы все встречались с такими "взрослыми" людьми, когда даже в присутствии этого человека - своего ровесника чувствуешь себя подростком, по сравнению с ним.

Жизнеспособность нашего тела определяется не прожитыми годами, а степенью износа организма. Пока внутренние органы и системы нормально работают и взаимодействуют друг с другом, поддерживается сбалансированный обмен веществ, происходит обновление старых клеток - организм существует.

С биологической точки зрения, процесс старения организма - это очень медленный процесс. Смерть чаще всего наступает не от самого естественного старения тела, а от сопутствующих ему болезней.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения.

Одна из важнейших закономерностей онтогенеза − это неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма.

Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Биологический возраст – это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.

Основными критериями биологического возраста считаются:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

Показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

Морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений. С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей.

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению.

Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие.

Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

"Биологический возраст" человека отличается от "паспортного" (хронологического) возраста. Он отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. У всех приматов существуют индивидуальные отличия в ростовых процессах. Темп роста, сочетание скоростей роста и развития на разных этапах онтогенеза могут существенно варьировать у разных людей. Это проявляется, например, при исследовании групп людей одного паспортного возраста. Например, в группе 10-летних девочек 50% обследованных по биологическому развитию будут соответствовать "типичному", среднему варианту, остальные будут отклоняться в пределах 1-2 года в ту или другую сторону, т.е. биологический возраст их будет соответствовать 11-12 годам или 8-9 годам.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо - функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Варианты ЗПР.

ЗПР конституционального происхождения .

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме,при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.

Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития. Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия.

ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:

Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно потакая его капризам, и заставляют ребенка поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные, так и мнимые. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.

Развитие личности по невротическому типу наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.

Мы часто слышим фразу: "Так вам столько лет?! А я думал, вы намного моложе!" Или наоборот. Человек, которому по паспорту и 25 лет нет, кажется намного старше. Почему же возраст по паспорту не всегда соответствует реальному, как говорят ученые, биологическому возрасту?

Анатомо-физиологический возраст человека определяется по обменным, физиологическим и структурным процессам в организме. Тогда когда календарный возраст - это период от нашего рождения до текущего момента. А биологический - это уровень физического развития человеческого организма. Все три возрастные состояния могут не совпадать друг с другом. Но именно биологический - настоящий возраст человеческого тела. Он определяет состояние внутренних ресурсов. Следовательно, в календарные шестьдесят физическое развитие человека может быть большим или меньшим даже на несколько десятков лет.

Как определить биологический возраст?

Существует специальный математический метод, помогающий определить, насколько человек соответствует своей возрастной группе в определенной популяции. Например, для анализа выбирают 10000 людей и измеряют их физиологические показатели: рост, вес, состояние сердечно-сосудистой системы, пульс и артериальное давление. Также определяют емкость легких и силу рук. Еще один показатель - сколько времени необходимо человеку, чтобы после 20 приседаний сердцебиение вернулось в норму. После проведенных исследований определяют, насколько биологический возраст отличается от паспортного. Для точности таких тестов делают более двадцати.


Идеальные показатели биологического возраста человека.

Интересно, что в последние несколько лет практикуют молекулярный метод определения биологического возраста. Для этого проводят различные лабораторные исследования: общий анализ крови и мочи, биохимическое определение уровня холестерина, лецитина и сахара в крови. По результатам определяют соответствие состояния тела человека его реальному возрасту. Кстати, специалисты утверждают, что при физиологическом старении организма не должно быть расхождений между паспортным и биологическим возрастом. Если биологический возраст отстает от паспортного, можно определить, сколько человеку осталось жить.

Насколько такой тест правдив?

Биологический возраст во время проведения теста может изменяться. Именно потому его проводят несколько раз. Например, во время простуды, один из показателей увеличивается. В таком случае 35-летнему человеку тест может показывать возраст более 70 лет. Значит, даже если с помощью теста определили, сколько человеку осталось жить, это не означает, что все так и будет. Из-за изменения способа жизни, питания и физической активности человек может добавить или отнять несколько лет жизни.

Когда организм человека начинает стареть?

Старение - это процесс снижения физиологических функций организма и способности к адаптации. Такие процессы проявляются в человеческом организме даже в утробе матери. Первые проявления старения можно заметить в 14 лет. Дело в том, что при рождении у каждого есть загрудинная железа - тимус, что принадлежит к органам иммунной защиты. С 14 лет масса железы постепенно уменьшается и со временем совсем исчезает. Но больше всего процессы старения активизируются после того, как организм выполнит функцию размножения. Они не начинаются все вместе. Первыми проявляются изменения в работе головного мозга - ухудшается память, увеличивается время реакции на определенное событие.


Видео: Как уменьшить свой биологический возраст.


Видео: Тест на биологический возраст. Результаты - не то, что в паспорте!

Кто быстрее стареет - мужчины или женщины?

Можно предположить, что старость скорее приходит к мужчинам. Это связано с тем, что они более склонны к употреблению спиртных напитков и курению, меньше беспокоятся о своем здоровье, ускоряя этим процессы старения.

Кстати, темп старения на 80 % зависит от внешних факторов: способа жизни и активности человека. И всего лишь на 20% - от генетики.

Как замедлить процессы старения

Пока что известен только один способ замедления процессов старения организма. Надо вести здоровый способ жизни, отказаться от вредных привычек и отдать предпочтение правильному рациону питания, насыщенному витаминами. Следите, чтобы соотношение между потраченной энергией и потребляемой пищей было сбалансировано. В таком случае биологический возраст человека будет соответствовать паспортному или даже будет меньшим.

Что такое биологический возраст человека? Почему бывает сложно определить биологический возраст? Почему он порой сильно не соответствует дате рождения? Об этом в видеостудии "Правды.Ру" рассказала эксперт Центра молекулярной диагностики Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотебнадзора Наталья Беглярова.


Биологический возраст: подарок судьбы или плод усилий человека?

— Что такое биологический возраст человека? Достаточно сложно сходу определить биологический возраст, который к тому же далеко не всегда соответствует паспортным данным. Почему не совпадает то, как выглядит человек, и его паспортные данные? Что является главенствующим — генетика, местные условия или что-то еще?

Ведь народности, которые живут в умеренном климате и на Севере, лучше сохраняются, а те, кто обитает в южных странах, стареют быстрее… Однако в горах люди чаще живут дольше. И, кстати, у людей, которые прекрасно выглядят, обычно спрашивают: "В каком холодильнике вы спите?"

— По сути, биологический возраст — это возраст нашего тела. Он зависит от того, как функционирует наш организм. Это понятие появилось не так давно в связи с тем, что стали обращать внимание, что одни люди стареют быстрее, а другие — медленнее. Поэтому люди в одном и том же паспортном возрасте могут совершенно по-разному выглядеть и чувствовать себя.

На темпы старения нашего организма, конечно, сильно влияет именно сочетание, совместное действие генетических факторов и средовых. Но больше влияет, по последним данным, все-таки генетика. Ее вклад вообще в старение, продолжительность жизни — где-то 20-40 процентов. Но и место, где мы обитаем, наша среда и внешнее воздействие тоже очень важны.

— Получается, что какая бы ни была прекрасная генетика у человека, в общем-то, он не должен расслабляться и думать, что если у него такие хорошие гены, то можно пить, курить, вести нездоровый образ жизни и ничего особо плохого не будет. Накопительный эффект рано или поздно все равно даст о себе знать?

— Безусловно. Биологический возраст оценивается прежде всего не по внешнему виду человека, а в основном по состоянию сердечно-сосудистой системы. Поэтому даже если человек будет иметь хорошие внешние данные и обращать внимание на то, что его возрастные родственники хорошо выглядят, это совсем не значит, что у него нет риска заболеваний сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов. Его биологический возраст может в реальности оказаться намного большим, чем внешний вид и даже паспортный возраст.

— То есть можно прекрасно выглядеть и при этом иметь слабое сердце, к примеру?

— Да, на самом деле есть очень много разных интересных систем оценки биологического возраста, в том числе лабораторный —например, уровень холестерина. Таким образом мы смотрим, нет ли повышенного риска атеросклероза. Уровень глюкозы — этот фактор показывает, нет ли риска сахарного диабета.

Учитывается индекс массы тела и многие другие параметры , которые не имеют такого прямого отношения к тому, как человек выглядит.

Северные народы действительно выглядят лучше южных. Есть такой интересный научный факт, что если бы мы понизили температуру тела на два градуса, то могли бы жить до 300 лет. Также считается, что люди, которые предпочитают более холодные температуры, любят, чтобы температура была более низкая, будут дольше жить. Обменные процессы замедляются. Но стоит помнить, что процессы все замедляются.

— И метаболизм?

— В том числе, метаболизм и, в общем-то, интеллектуальные процессы тоже.

— Но ведь метаболизм способствует нашему организму избавляться от шлаков, быстрее перерабатывать пищу, запускает все наши внутренние процессы…

— В любом случае организм так работает, чтобы поддерживать постоянство внутренней среды. Поэтому, в принципе, то, какая температура "за бортом", в общем-то, не так сильно влияет на постоянство внутренней среды организма. То есть организм старается работать в прежнем режиме, поэтому метаболические процессы работают адаптированно.

— Геном долгожителя чем-нибудь отличается от генома обычного человека?

— Геном — это совокупность генетических особенностей, всей генетической информации человека. Что касается отдельных долгожителей и целых народностей, то здесь очень интересно получается. Интересные наблюдения сделал в свое время английский военный врач, который работал в северной Индии, где инфекционные и другие опасные заболевания не редкость.

Он обратил внимание на племя хунзакутов, которые живут в горах. Там еще более трудные, жесткие условия обитания, но жители этих районов ни разу не обращались к нему за помощью. Тогда очень пристальное внимание было уделено этому племени, их особенностям. Сделали перепись населения этого племени, их было около 20 тысяч. И обратили внимание, что средняя продолжительность жизни этих людей — 120 лет. В связи с этим они привлекли еще большее внимание исследователей, были изучены особенности их жизни.

Оказалось, что единственное отличие — это их рацион, то, как они питаются. Их меню очень ограничено в связи с тем, что там достаточно бедная среда проживания. Ведь весь основной суточный рацион — это горстка зерен или зерновая лепешка зимой или весной, еще какие-то сухофрукты, а летом и осенью туда добавляются свежие фрукты и ягоды. Вот и все.

У них очень ограниченный набор продуктов, и суточный рацион крайне низок по калориям. Поэтому и появилась такая теория, что ограничение по калориям способствует увеличению продолжительности жизни.

— Но ведь питание должно быть разнообразным, чтобы получать полноценный набор необходимых веществ.

— Безусловно, здесь просто такой очень интересный факт. Возможно, у людей этой народности есть какие-то генетические изменения, мутации, которые не только адаптировали их к таким условиям жизни, но и способствовали увеличению срока жизни.

Беседовала Оксана Орловская

К публикации подготовил Юрий Кондратьев