Панчакарма, или как сохранить здоровье и исцелять болезни? Очистительная процедура панчакарма и как она проводится

Легче оставаться здоровым, чем лечить болезнь, особенно если она уже достигла поздних стадий. Поэтому в аюрведической медицине постоянно делается акцент на профилактике. В этой статье мы рассмотрим основные методы, рекомендуемые в Аюрведе для поддержания здоровья.

Осознавание

Ключом к сохранению здоровья является осознавание. Если вы знаете свою конституцию и можете оставаться бдительным к тому, как ваши тело, ум и эмоции реагируют на перемены в окружающей среде и во всех аспектах взаимодействия с ней, например в питании, вы сможете адекватно реагировать на них, чтобы оставаться в добром здравии.

Причина является скрытым следствием, а следствие – проявленной причиной, подобно тому как семя содержит в себе потенциал дерева. Если у человека с капха-конституцией в весенний сезон регулярно возникают связанные с капхой проблемы, например сенная лихорадка, простуда, гайморит, застойные явления, увеличение веса и т.д., то ему необходимо обратить внимание на свою диету и исключить из нее пищу, порождающую капху: пшеницу, арбузы, огурцы, йогурт, сыр, конфеты, мороженое и холодные напитки (у людей капха-конституции охлажденная пища склонна вызывать застойные явления) и т.д.

Чтобы сохранять здоровье, достаточно знать причины заболевания, понимать, что «подобное увеличивает подобное», а «противоположности уравновешивают друг друга», и корректировать отклонения в самом их начале с помощью постоянного осознавания своего поведения.

Если я живу осознанно, то, например, смогу заметить, что когда 2 недели назад я съел йогурт, у меня затем были застойные явления и развилась простуда. Потом я поправился и несколько дней чувствовал себя хорошо. Когда мне снова попадется йогурт, разум моего тела напомнит мне: «Когда ты последний раз ел йогурт, ты заболел!» Если я прислушаюсь к своему телу, то услышу: «Я не хочу йогурта!».

Прислушиваться к мудрости тела, к интеллекту тела – значит быть осознающим, и это один из самых эффективных методов предотвращения заболеваний.

Развитие осознавания для раннего распознания нарушающих равновесие факторов является первым и необходимым шагом к сохранению здоровья. Второй шаг состоит в принятии корректирующих мер, то есть в совершении определенных действий.

Принятие корректирующих мер

Вы не можете управлять погодой, но можете одеваться так, чтобы холодный ветер, дождь или летняя жара не возбуждали доши. Перемены погоды являются потенциальной причиной нарушения равновесия дош. Ветреная, холодная, сухая погода будет возбуждать вату; жаркая и влажная – питту; холодная, облачная и сырая – капху. Коль скоро вы обладаете знанием и пониманием, пора предпринимать действия – надеть шляпу, шарф, теплое пальто; избегать прямых солнечных лучей и т.д.

Факторы, стремящиеся нарушить равновесие, постоянно воздействуют как изнутри, так и извне. Меняется погода, меняется наше непосредственное окружение, меняются мысли и чувства, приходят и уходят стрессовые ситуации. В ответ на эти перемены мы должны адекватно действовать. Как сказано в Бхагавад-гите : «Умение совершать правильные действия называется Йогой» .

Приходится быть весьма сообразительным, чтобы, зная свою прошлую историю, извлекать из нее уроки. Например, когда я ем горох, у меня обычно расстраивается живот, так что и сейчас мне нежелательно его есть. Однако, если кроме гороха есть больше нечего, мне следует добавить к нему молотого кумина, гхи и немного горчичного семени, и тогда он станет вполне съедобен для меня. Влажное гхи и согревающие специи скорректируют ватогенные свойства гороха.

Существенную часть раздела Аюрведы о приготовлении лекарств составляет искусство приготовления пищи, поскольку пища рассматривается как одно из лекарственных средств. Добавление специй изменяет свойства пищи и способно сделать «запрещенную» пищу, которая провоцирует нарушение равновесия, вполне приемлемой. Например, некоторые люди чувствительны к картофелю. От картофеля у них образуются газы и появляется легкая ломота и боль в мышцах и суставах. Однако, если приготовить картофель с гхи и небольшим количеством куркумы, горчичного семени, молотого кумина и кориандра, это смягчит возбуждающее вату качество картофеля, и организму будет легче переварить его. Таким образом, если принять меры для коррекции причины, то реакция организма будет иной, и данный фактор не будет иметь неблагоприятных следствий.

Этот принцип в равной мере применим и к психическим факторам. Предположим, что просмотр фильмов со сценами насилия выводит вас из душевного равновесия, и в результате вам снятся кошмары. Если вы заметите, что образы насилия нарушают равновесие ваших дош, вызывая тревогу и страх, то в следующий раз, когда вам «подворачивается случай» посмотреть кино со сценами насилия, вы можете осознанно отказаться от этого.

Вышесказанное основывается на той же центральной идее – осознавании, выяснении для себя вопроса: «Что со мной происходит в этой ситуации? Что я знаю? Что я могу сделать?»

Восстановление равновесия

Первый шаг в поддержании здоровья – развитие осознавания потенциальных причин болезни. Второй шаг – принятие мер для их коррекции. Следующий шаг – это восстановление равновесия, если оно все же нарушается. Основным методом, используемым для этой цели, является применение противоположных качеств.

Если вы замерзли, съешьте немного горячего супа или выпейте чего-нибудь теплого. Если вы взволнованны или расстроены (быть может, вопреки своему здравому смыслу вы все же посмотрели фильм со сценами насилия), сядьте и немного позанимайтесь медитацией, чтобы успокоить свои эмоции и ум. Если вашу питту спровоцировали и вас обуревает гнев, поплавайте в прохладной воде или съешьте какой-нибудь сладкий охлаждающий фрукт.

Этот принцип выглядит простым и очевидным, но в повседневной жизни о нем нелегко вспомнить. Однако он является очень мощным и действенным. Применяя его, вы со временем обнаружите, что способны быстро и без особых усилий восстанавливать умственное и физическое равновесие.

Методы очищения

Теперь следует рассмотреть еще один способ исцеления. Предположим, вы были неосознанны, не приняли корректирующие меры для восстановления равновесия и начали заболевать. Что делать в этом случае?

Применение принципа противоположностей является почти универсально действенным и полезным на любой стадии заболевания. Однако, если болезнь уже начала развиваться, его одного будет недостаточно. На этой стадии необходимо дополнительно использовать методы очищения тела от избытка дош и образовавшихся ядов.

Возбуждение дош из-за плохого или неправильного питания, нездорового образа жизни, отрицательных эмоций или других факторов нарушает работу агни (метаболического огня тела, который управляет перевариванием и усвоением пищи). Когда агни ослабевает или нарушается, пища не переваривается должным образом. Непереваренные и неусвоенные частицы пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и превращаются в ядовитую липкую субстанцию, называемую ама. На третьей стадии (стадии распространения) болезненного процесса ама засоряет кишечник, и ее избыток, распространяясь через каналы тела, такие как кровеносные сосуды и т.д., засоряет ткани и вызывает заболевание.

Ама является ключевым звеном в процессе заболевания. Присутствие амы в организме ощущается в виде утомления или чувства тяжести. Она может вызывать запор, несварение, метеоризм, понос, дурной запах изо рта, неприятный вкус во рту, ригидность мышц и помрачение ума. Легче всего обнаружить аму по налету на языке.

Болезнь является «кризисом амы», при котором тело стремится устранить накопившиеся яды. Таким образом, чтобы остановить развитие заболевания, нужно помочь телу избавиться от ядов.

Для удаления амы из организма в Аюрведе используются многие программы внутреннего очищения. Одной из них, наиболее широко известной на Западе, является состоящая из 5-ти процедур программа под названием «панчакарма» (что в переводе означает «пять действий»). Программы панчакармы, применяемые в аюрведических лечебных центрах, включают в себя подготовку к очищению и собственно очищение.

Первым подготовительным шагом является «внутреннее промасливание». Пациент ежедневно в течение нескольких дней принимает определенное количество жидкого гхи (топленого сливочного масла). Масло образует в каналах тела тонкую пленку, которая смазывает их и позволяет осевшей в соединительных тканях аме лучше продвигаться к желудочно-кишечному тракту, не прилипая при этом к стенкам каналов.

«Внутреннее промасливание» проводится в течение 3-5 дней или дольше, в зависимости от состояния пациента.

За этим следуют «внешнее промасливание» (снехана ) и пропотевание (сведана ). Масло наносят на все тело с помощью специального массажа, который помогает движению ядов к желудочно-кишечному тракту. Кроме того, массаж размягчает поверхностные и глубокие ткани, помогая ослабить в них напряжение и укрепить нервную систему. После этого пациент потеет, например парится в бане, что еще больше высвобождает токсины и усиливает их движение к желудочно-кишечному тракту.

После 3-7 дней таких процедур доши становятся достаточно «созревшими», и тогда врач решает, что пациент готов к устранению избытка дош и скоплений амы. В качестве путей для удаления избыточных дош выбираются наиболее подходящие из следующих 5-ти процедур (карма):

  • Лечебная рвота (вамана ) для удаления ядов и избытка капхи из желудка;
  • Слабительные средства (виречана ), чтобы удалить аму и избыточную питту из тонкого и толстого кишечника, почек, желудка, печени и селезенки;
  • Лекарственные клизмы (басти ), для удаления избытка ваты из толстой кишки. Возбужденная вата является одним из главных этиологических факторов в проявлении заболеваний. Если мы сможем контролировать вату, используя басти, то устраним причины большинства заболеваний;
  • Введение лекарств через нос (насья ). Сухие порошки трав или масла, вводимые через нос, помогают удалению дош, накопившихся в голове, пазухах и носоглотке, и приводят в порядок дыхание;
  • Очищение крови (ракта мокша ), которое традиционно осуществляется 2-мя способами. Одним из них является кровопускание, когда из вены выпускают небольшое количество крови, однако в США, например, этот метод считается незаконным и потому недоступен. Второй способ предполагает использование кровоочистительных трав, например таких, как лопух.
  • Панчакарма – не единственный метод, используемый в Аюрведе для удаления амы из организма. В зависимости от общего состояния человека и от серьезности заболевания используется один из двух основных подходов. Если человек слаб или изнурен, а болезнь сильна, следует отдать предпочтение методам, которые приносят временное облегчение и успокоение (шамана ), когда ама нейтрализуется с помощью более мягких методов очищения, включая травы. Если у пациента больше сил и энергии, а болезнь является не столь серьезной или протекает без осложнений, то больше показаний для применения панчакармы.

    Важное примечание: панчакарма является интенсивной процедурой, для проведения которой нужен надлежащим образом обученный персонал, а не просто кто-то с умеренной аюрведической подготовкой. Панчакарма проводится индивидуально для каждого человека, с учетом его конституции и состояния здоровья, и требует внимательного наблюдения и контроля на каждой стадии, в том числе в восстановительный период после очищения.

    Очищение в домашних условиях

    И для периодической профилактики (с целью предотвращения накопления амы), и для лечения нарушений здоровья панчакарма является превосходным средством. Но если у вас нет возможности пройти панчакарму в аюрведической клинике под наблюдением опытного врача, вы можете выполнить упрощенную программу очищения в домашних условиях.

    Домашняя программа очищения начинается с внутреннего промасливания. 3 дня подряд принимайте с утра по 50 г подогретого жидкого гхи. Если у вас вата-конституция, принимайте гхи с щепоткой каменной соли; при питта-конституции принимайте гхи без добавок. Людям с капха-конституцией следует добавлять к гхи щепотку трикату (смесь равных количеств имбиря, черного перца и пиппали).

    Гхи обеспечивает «внутреннее промасливание» и смазку, что необходимо для того, чтобы ама и токсины начали выходить из тканей в желудочно-кишечный тракт.

    После «внутреннего промасливания» следует приступить к «внешнему промасливанию». В течение последующих 5-7 дней наносите на тело 200-250 мл подогретого (но не горячего) масла, тщательно втирая его в направлении от головы к пальцам ног. Для людей вата-конституции лучше всего подходит тяжелое и согревающее кунжутное масло, людям питта-конституции следует использовать менее согревающее подсолнечное масло, а при капха-конституции наилучшие результаты дает кукурузное масло. Масляный массаж проводится в течение 15-20 минут.

    После этого примите горячую ванну или горячий душ. Затем вымойтесь каким-нибудь аюрведическим травяным мылом. Старайтесь не смывать все масло, пусть на вашей коже остается некоторое его количество.

    В классических текстах по Аюрведе, чтобы смыть масло, рекомендуется растирать кожу мукой из нута. Это очень хороший способ, однако имейте в виду, что масло, мука и горячая вода, соединяясь, образуют набухающую массу, которая может засорить канализацию. Чтобы этого избежать, промывайте сливную трубу дополнительным количеством горячей воды сразу после того, как закончите мыться. Вместо нута можно использовать размолотый в кофемолке ячмень, овес, горох и другие крупы, которые не содержат клейковины и которые можно легко вычесать из волос. Главное здесь – удалить избыток масла. Обычное мыло не подходит, так как содержащиеся в нем химикаты, соединяясь с остатками масла, засоряют кожные поры.

    Каждый вечер во время домашнего очищения, по меньшей мере через час после ужина, принимайте от 1/2 до 1 ч. л. трипхалы. Добавьте к трипхале примерно полчашки кипящей воды и дайте настояться, пока жидкость не остынет до приемлемой температуры, после чего выпейте ее. Наряду с многими целебными и питательными свойствами трипхала обладает мягким, но эффективным слабительным действием. Такое ее применение обеспечит очищение, сходное с обычной виречаной, но в более мягкой форме.

    В завершение домашнего очищения последние 3 дня после смывания масла делайте лекарственные клизмы (басти). Для клизмы используйте отвар дашамула (если у вас нет возможности достать состав дашамула, используйте для очищения обычную чистую воду). Чтобы приготовить этот отвар, кипятите 1 ст. л. травяной смеси дашамула в 0,5 л. воды в течение 5 минут. Полученный отвар остудите, процедите и используйте для клизмы. Удерживайте жидкость в себе как можно дольше, пока это не вызывает выраженного дискомфорта. И не беспокойтесь, если жидкость не выходит или почти не выходит обратно. У некоторых людей, особенно принадлежащих к вата-типу, толстая кишка может быть настолько сухой и обезвоженной, что способна впитать всю жидкость. Это не вредно.

    Описанные здесь снехана («внутреннее и внешнее промасливание»), сведана (пропотевание в ванне или душе) и виречана (очистка) с использованием трипхалы, за которыми следует басти (клизмы) из отвара дашамула, составляют упрощенную разновидность панчакармы, которую вы можете проводить самостоятельно в домашних условиях.

    В течение всего этого времени важно достаточно отдыхать и соблюдать легкую диету. С четвертого по восьмой день от начала программы очищения ешьте только кичади (рис басмати и лущеный маш, взятые в равных количествах и приготовленные с кумином, горчичным семенем и кориандром, с добавлением примерно 2 ст. л. гхи). Кичади – это питательная и сбалансированная пища с хорошим сочетанием белков. Она легко переваривается, полезна для всех трех дош и оказывает очищающее действие. Проводить очищение лучше во время смены сезонов. Регулярно проводя очищение, вы начнете испытывать огромную перемену в своих мыслях и чувствах и все больше будете любить свою жизнь. Примите на себя ответственность за собственное здоровье.

    Следует ли вам использовать гхи?
    Применение гхи душ «внутреннего промасливания» рекомендуется большинству людей. Однако тем, у кого повышено содержание холестерина, триглицеридов и сахара в крови, не следует использовать гхи. Поэтому, прежде чем начинать домашнее лечение, обратитесь к врачу для проведения биохимического анализа крови с тем, чтобы определить значение этих показателей.

    Если эти показатели у вас в пределах нормы, то вы можете использовать гхи. Если же они выше нормы, используйте вместо гхи льняное масло. Оно содержит жирные кислоты, снижающие уровень холестерина.

    Льняное масло следует принимать по 2 ст. л. 3 раза в день за 15 минут до еды в течение 3-х дней.

    3 предостережения относительно проведения панчакармы в домашних условиях
    Панчакарма даже в упрощенном виде оказывает мощное действие, и ее следует проводить лишь тем, кто имеет достаточно сил. Если у вас малокровие, если вы чувствуете себя слабым и истощенным, то даже этот упрощенный метод очищения – не для вас.

    Нельзя проводить панчакарму при беременности.

    Одним из результатов панчакармы, даже в мягком домашнем варианте, является то, что глубокие соединительные ткани могут наряду с амой и избыточными дошами начать высвобождать не нашедшие выхода прошлые эмоции, такие как скорбь, печаль, страх или гнев. Если такое произойдет, приготовьте себе немного «чая безмятежности» и помедитируйте, используя или любой другой знакомый вам метод. Имейте в виду, что высвобождение эмоций может произойти спустя несколько недель или даже месяцев после того, как вы завершили домашнюю панчакарму.

    Расписание домашней панчакармы

    Омоложение и перестройка

    Цель панчакармы – не просто оздоровление, а такое очищение и укрепление тела, чтобы предотвратить развитие болезней в будущем и прожить долгую жизнь. В этом отношении панчакарму можно рассматривать как предварительную подготовку к омоложению. Панчакарму можно образно сравнить со стиркой, а омоложение – с крашением. Если вы захотели покрасить рубашку, вы не сможете сделать это качественно, пока она грязная. Сначала вы стираете ее, а потом уже красите.

    Аюрведические омолаживающие средства – расаяны – приносят обновление и долголетие клеткам тела, а когда клетки живут дольше, то и человек живет дольше. Расаяны дают силу, жизненность и долголетие, повышают тонус, увеличивают энергию и укрепляют иммунитет. Все виды агни в организме становятся более сильными и здоровыми, и потому здоровье в целом улучшается.

    Для вата-индивидов прекрасный омолаживающий тоник – растение ашваганда. Принимайте 1 ч. л. ашваганды в чашке горячего молока 2 раза в день утром и вечером. Для питта-индивидов отличное омолаживающее средство – шатавари. Принимайте его по 1 ч. л. 2 раза в день в чашке теплого молока. Люди капха-типа могут использовать боэргавию по 1 ч. л. в чашке теплой воды 2 раза в день.

    Вы также можете использовать препараты из трав, обладающих тонизирующим действием, например чаванпраш.

    Чтобы сделать процесс омоложения более эффективным, уделите какое-то время для укрепления своих сил. Независимо от того, имеются ли в вашем распоряжении выходные дни, неделя, месяц или даже больше, целенаправленно используйте это время для отдыха, расслабления и перенастройки тела, ума и духа. Вот несколько советов:

  • побольше отдыхайте;
  • воздержитесь от секса, чтобы не растрачивать свою жизненную энергию;
  • питайтесь осмотрительно, особенно тщательно придерживаясь рекомендаций для вашей конституции;
  • регулярно медитируйте и занимайтесь Йогой.
  • Самоуважение

    Самоуважение играет большую роль в исцелении. Поскольку ум и тело связаны друг с другом, наше чувство собственного достоинства – это чувство собственного достоинства наших клеток. Согласно Аюрведе, каждая клетка представляет собой центр разума и осознавания. Каждая клетка имеет самоощущение и стремится к выживанию. Именно самоощущение клетки обеспечивает поддержание ее формы и размера. Чувства собственного достоинства, уверенности в себе и самоуважения укрепляют клеточный разум, который необходим для правильного функционирования клетки и сильного иммунитета.

    Хотя современная наука только теперь начинает признавать важность связи между умом и телом, это знание было составной частью Аюрведы на протяжении пяти тысячелетий. Такие феномены, как самоощущение, отношение к окружающему, суждения и чувства, осуществляются как в психической сфере, так и в теле и имеют свои следствия. Самоуважение оказывает укрепляющее действие на клетки и на все аспекты нашего тела. Недостаток самоуважения и любви к себе может быть пагубным.

    Рак – один из примеров этого недостатка. Раковые клетки теряют связь с разумом тела и растут отдельно от него. Они неправильные, сильные и обладают изолированным эгоистичным самоощущением, которое вступает в противоречие с жизнью нормальных, здоровых клеток. Когда случается рак, происходит как бы война между раковыми и нормальными клетками. Если здоровые клетки проявляют достаточно уважения к себе и своей среде обитания, они способны побеждать и убивать раковые клетки. Но если у нас не хватает самоуважения, то раковые клетки будут побеждать и покорять здоровые клетки.

    Таким образом, самоуважение необходимо для иммунитета. Если вы полюбите себя таким, какой вы есть, у вас появятся силы противостоять болезни.

    "Аюрведа: человек может и должен быть здоровым!"

    Основная задача этой древнейшей ведической системы из Индии не только лечение, но и профилактика болезней. Для достижения полного здоровья человеку необходимо с точки зрения древней гармоничное сочетания тела и разума, равновесие личности и окружающей среды, гармония с окружающей и своей истинной природой. Всё, что вокруг нас: природа, люди, животные, растения оказывает прямое воздействие на состояние здоровья. Если приспособиться к окружающему миру, жить полной и интересной жизнью, не допуская неправедных дел, негативных мыслей, тогда можно достичь здоровья и долголетия.

    Аюрведическая медицина проводит лечение болезней по четырём направлениям:

    • терапия с помощью лекарственных средств ;
    • пять (панча) действий (карма);
    • гармонизация режима ;
    • упорядочивание образа жизни и мышления .

    Согласно этому индийскому учению, заболевание физического тела является лишь следствием нарушения сознания, повреждения психической оболочки, . Если болезнь не устранить на этой стадии, происходит разбалансировка слаженной работы всего организма. Восстановить утраченное равновесие и тем самым обеспечить терапевтическое воздействие призвано очищение по Аюрведе, в частности Панчакарма.

    Панчакарма - генеральная чистка организма

    На сегодняшний день этот способ очистки организма от шлаков является самым эффективным и популярным во всём мире. Недаром известные VIP-персоны и члены правительства не только Индии, но и других стран регулярно принимают процедуры Панчакарма .

    Цели Панчакармы

    Цели у этой системы следующие:

    • очищение тела от шлаков/токсинов посредством выведения пота;
    • «торможение» процессов старения, омоложение телесной оболочки;
    • улучшение зрения;
    • очищение ума через устранение стрессов;
    • восстановление баланса трех дош (Капха, Вата, Питта);
    • общее улучшение психического и эмоционального состояния;
    • восстановление иммунитета;
    • в духовное, творческое развитие личности путем открытия тонких каналов.

    Пять действий

    Как вы уже поняли, Панчакарма в переводе - это пять действий. Что это за действия?

    Процедуры включают в себя:

    1. Рвота (вамана ), вызываемая специальными травами и препаратами. Цель её - ликвидация излишков доши капхи (вся система аюрведической медицины держится на "трех китах", так называемых , элементы: воздух (вата), вода (капха), огонь (пита). Индивидуальная конституция человека складывается из пропорций Дош, болезни возникают от дисбаланса Дош)
    2. Терапевтическое очищение желудочно-кишечного тракта (виречана ), благодаря которому убирается избыток доши пита.
    3. Клизмы с применением лекарств (васти ), устраняющие излишки доши ваты.
    4. Закапывание носа или вдыхание лекарственных средств через нос (насья ), способствующее излечению заболеваний головы и шеи.
    5. Кровопускание (ракта-мокша), оказывающее положительный эффект при болезнях крови.

    Это те основные действия, которые были изначально в Панчакарме. Позже как дополнительные действия по необходимости, появились масляный массаж головы () и - расслабляющий массаж с использованием натуральных масел.

    Все эти процедуры удаляют токсины, шлаки, свободные радикалы и другие отходы жизнедеятельности организма. В результате очищаются не только отдельные органы и системы, но и каждая клетка организма, и даже ткани, расположенные настолько глубоко, что иными методами очистки до них невозможно добраться. Как утверждают, с таким глубоким очищением по Аюрведе не сравнится ни лечебное голодание, ни средства для снижения веса, ни какие-либо другие методы.

    Масляный массаж

    Кому показана Панчакарма , сроки проведения

    Пройти процедуры, влекущие очищение и омоложение Панчакарма , может любой желающий независимо от вероисповедания, национальности и пола. Проводится эта процедура, как правило, раз в год. Она показана даже практически здоровому человеку с целью профилактики накопления в организме шлаков и токсинов. Чем человек старше, тем более его организм нуждается в таком очищении. Если вредные вещества копились десятилетиями, не стоит надеяться, что они выйдут из организма на протяжении одного лишь цикла Панчакармы , поэтому необходимы повторные курсы.

    Полный курс составляет 28 дней , но пациент может и сам выбрать для себя наиболее желаемый период очищения по Аюрведе , минимум 7 дней. По прошествии даже столь небольшого времени можно почувствовать положительные изменения в своём самочувствии, хотя, конечно, они будут не такими значимыми, как при полном прохождении Панчакармы.

    В некоторых запущенных случаях требуется очищение и более длительное - до 45 дней. Этот вопрос решает врач в каждом конкретном случае, принимая во внимание возраст, степень зашлакованности организма и тяжести недугов.

    Время и место процедуры Панчакарма

    Опытные врачи-аюрведисты считают, что очищение и омоложение по системе Панчакарма лучше всего проводить в межсезонье - в конце зимы и начале весны или в конце осени - начале зимы . Регулярно в течение нескольких лет проводя в эти периоды аюрведические очистительные процедуры можно избежать даже заболеваний, обусловленных генетически.

    Проводить же Панчакарму следует в месте, климат которого приближен к родному климату пациента. Более десяти лет назад некоторые составляющие классического комплекса начали предлагать московские СПА-центры. Каждый желающий здесь может проконсультироваться у специалистов-индусов по вопросам своего здоровья, а также узнать, как чиститься по методу Панчакармы. Сегодня в нашей стране работает совсем небольшое количество центров, где можно получить относительно полный, качественный, но довольно дорогой очистительно-омолаживающий комплекс.

    Добрые индусы в Аюрведическом центре города Керала, ждут вас


    Однако те, кто ездил за здоровьем, подаренным древней, как сам мир, Аюрведой в Индию, говорят, что отечественная Панчакарма не идёт ни в какое сравнение с местной . Вопреки ожидаемому, цены в Индии вполне демократичны. Особенно восторженны отзывы многочисленных гостей о южной части страны - родине Аюрведы городе Керала . Здесь есть всё: и свежайшие препараты, и благоустроенные кабинеты, и наставники - мудрые и опытные индусы, которые проведут диагностику и составят эффективную программу омоложения и очищения организма от шлаков.

    Доброго здоровья Вам!

    Индийцы давно славятся своими необычными способами и методами, позволяющими поддерживать и укреплять за счет способности организма к самовосстановлению. Одной из таких методик является панчакарма, которая применяется в Индии на протяжении многих веков.

    Что это?

    В переводе с индийского языка слово «панчакарма» означает «пять действий» . Сама же методика подразумевает проведение пяти основных процедур, действие которых направлено на устранение , улучшение самочувствия, выведение шлаков и из организма. После последовательного выполнения всех процедур улучшается физическое и духовное состояние человека, нормализуется работа внутренних органов, устраняется опасность возникновения заболеваний.

    Что это за система оздоровления панчакарма, зачем, когда и как проводить процедуры, описанные в ней, можно узнать, ознакомившись с информацией, размещенной в последующих разделах.

    Влияние на организм

    Основной целью панчакармы является поддержание стабильного , восстановление работоспособности внутренних органов, активизация

    Уникальность этой методики заключается в том, что ее влияние направлено на приведение в порядок организма человека, а не на борьбу с каким-либо заболеванием. Человеческое тело имеет способность самостоятельно обновляться и исцеляться при условии, что пищеварение не ослаблено, нет накопления шлаков и токсинов и не нарушено душевное равновесие.

    Современная экология, неправильный образ жизни, постоянные стрессовые ситуации приводят к ухудшению общего состояния человека. Панчакарма, даже в домашних условиях, позволяет вывести из организма все вредные вещества и одновременно вернуть душевное равновесие вместе с .


    Основные процедуры

    Знания о принципах аюверда позволяют самостоятельно Выполнение различных процедур проводятся в соответствии с канонами двух школ: Северной и Южной. Выбрать направление в соответствии с реальным состоянием здоровья поможет специалист, с которым следует проконсультироваться.

    Северная школа

    Является представителем классической панчакармы, базирующейся на пяти процедурах:

    • ваман - очищение желудка методом провоцирования рвотного рефлекса с последующей рвотой. Перед этой процедурой выполняется масляный с посещением ;
    • виречан - прием слабительных средств вместе с подогретым ;
    • васти , разделяется на снеха-васти и кашайа-васти - первая представляет собой стандартную масляную клизму, вторая имеет индивидуальный подбор содержания клизмы для конкретного человека;
    • насья - очищает , пазухи. При помощи массажа втирается в на , груди и плечах и создаются условия для интенсивного потения. Затем через ноздри, на вдохе, вводится и снова проводится масляный массаж носа, груди, ладоней и ступней;
    • ракта-мокша - проведение кровопускания.

    Южная школа (керальская)

    Процедуры этой школы более популярны, так как они заключаются только в прогревании, промасливании и массаже. Количество, разновидность и порядок их выполнения подбирается индивидуально для каждого человека, с учетом общего состояния и рекомендованных показаний.

    К основным процедурам относятся:

    • абхйанга - втирание масла и умащение всего тела;
    • широдхара - поливание маслом ;
    • пинда сведа - прогрев и массаж при помощи мешочков, в которых находятся лекарственные составы;
    • мукхабхйанга - лицевой массаж с применением лекарственных и эфирных масел;
    • катибасти - горячая масляная ванна для и . Вместо масла могут использоваться отвары лечебных трав;
    • сарвангадхара - непрерывный полив на тело лечебного масла с одновременным глубоким массажем;
    • удвартана - массаж с особыми порошками, который способствуют устранению и ;
    • падабхйанга - массаж с лечебным маслом (подошвы стопы).

    Показания к процедуре

    • бронхолегочные патологии (астма, бронхит);
    • расстройства пищеварительного аппарата;
    • нарушения в эндокринной системе ();
    • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (остеопороз, подагра, артрит);
    • гинекологические заболевания, в том числе ;
    • заболевания кожи.

    Панчакарма в домашних условиях

    Домашняя панчакарма занимает от 5 до 10 дней и проводится в три этапа:

    • подготовка;
    • очищение;
    • восстановление.
    На это время желательно взять отпуск, так как некоторые процедуры связаны с необходимостью свободного доступа к санузлу.

    Подготовка

    Перед началом следует посетить врача, который проведет общий осмотр и составит индивидуальную программу, включающую в себя следующие пункты:

    • режим на каждый день;
    • рекомендованное ;
    • прием препаратов из трав;
    • прием масла в соответствии с показаниями;
    • перечень промасливаний аюрведа, пригодных для использования в домашних условиях.
    Последний пункт может быть расписан следующим образом:
    • абхъянга (массаж с маслом);
    • удвартан (массаж с маслом и растиранием лечебными травами);
    • подикилли (массаж с маслом и простукиванием мешочками с травами);
    • пицичили (поливание всего тела маслом);
    • гаршан (массаж всего тела руками в шелковых перчатках);
    • вишеш (глубокий массаж всего тела с маслом);

    Важно! Для этих процедур подходят только специальные аюрведические масла.

    Очищение

    Это второй этап, который начинается с утреннего приема (3 дня) на голодный желудок 50-ти грамм подогретого масла Ги (растопленное особым образом сливочное масло). Для более легкого употребления следует запивать горячей .

    Для худощавых людей к маслу добавляется щепотка . При среднем телосложении масло выпивается в чистом виде. Для полных людей рекомендуется добавить щепотку красного, черного перца и , перемешанных в одинаковых пропорциях.

    Важно! Завтракать можно не раньше чем через полчаса после принятия масла Ги.

    В случае, когда такое количество масла выпить за один раз не удается, его прием можно разбить на три раза в день - по две столовые ложки, за 15 минут до приема пищи.

    Очистительные басти (клизмы для толстого кишечника) проводятся перед , после принятия или . Раствор готовится из одной столовой ложки аюрведического сбора Дашамула и полулитра воды, который необходимо прокипятить в течение 5 минут. После остывания до комнатной температуры отвар следует процедить. Для людей с худощавым телосложением к раствору следует добавить 150 мл кунжутного масла.

    ПАНЧАКАРМУ , как «генеральную уборку» в организме, желательно проводить регулярно даже здоровому человеку, предотвращая таким образом накопление шлаков и токсинов и обеспечивая себе здоровье и молодость на долгие годы. И чем старше человек, тем необходимость в регулярном очищении больше. Если это панчакарма, выполняемая профессионалами в аюрведическом центре, то вполне достаточно проводить ее один раз в год.

    Если же у Вас нет возможности ежегодно посещать аюрведический центр, а только через несколько лет, то в эти годы желательно проводить панчакарму в домашних условиях + строго следовать системе по поддержанию конституционного типа в балансе, которой мы обучаем наших пациентов на аюрведической базовой консультации. Для определенных конституционных типов лучше вместо «домашней» панчакармы, проводить другие очистительные мероприятия в домашних условиях, о чем можно узнать также в ходе аюрведической базовой консультации. Тогда Вы сумеете поддержать себя в хорошей форме до следующей профессиональной панчакармы в аюрведическом центре.

    «Домашняя» панчакарма, конечно, не настолько глубока и эффективна, как профессиональная панчакарма в аюрведическом центре. Однако даже панчакарма, проведенная в домашних условиях, оказывает явное очистительное воздействие на все органы и системы организма.

    Проводить «домашнюю» панчакарму эффективнее всего в периоды смены сезонов (весна, осень) 2 раза в год.

    Ниже проводится один из вариантов «домашней» панчакармы .

    Первый этап – внутреннее промасливание. В течение 3-х дней следует принимать на голодный желудок утром по 50 г теплого жидкого гхи (сливочного топленого масла), запивая его горячей водой. Представителям конституционного типа Вата - с небольшим количеством (щепотка) каменной соли, Питта – без каких-либо добавок, Капха – с небольшим количеством (щепотка) смеси порошка имбиря, красного перца и черного перца в равных пропорциях. Принимать первую пищу можно не ранее, чем через 30 мин после приема гхи, так как до поступления новой пищи гхи должно полностью усвоиться в желудочно-кишечном тракте. Если Вы решительно не можете выпить разом 50 г жидкого масла, то принимайте по крайней мере по 2 столовые ложки теплого жидкого гхи 3 раза в день за 15 мин до еды или просто на голодный желудок. Посредством гхи осуществляется внутреннее промасливание, что обеспечивает выход амы (шлаков и токсинов) в желудочно-кишечный тракт. (Если Ваш анализ крови показывает повышение холестерина, сахара или триглицеридов, то вместо гхи следует принимать льняное масло, которое содержит жирные кислоты, снижающие показатели холестерина. Льняное масло следует принимать также 3 дня подряд по 2 столовые ложки не менее чем за 15 мин до еды 3 раза в день).

    Второй этап – внешнее промасливание. (Если же у Вас недостаточно времени, то разрешается начать внешнее и внутреннее промасливание в один день, тогда время Вашей «домашней» панчакармы сократится от 10 до 7 дней). В течение следующих 7 дней ежедневно не менее чем через 2 часа после еды выполняется самомассаж теплым маслом. В течение 15-20 минут масло тщательно втирается в кожу всех частей тела, начиная от макушки головы и заканчивая пальцами ног. Лучше выполнять эту процедуру вечером перед сном. Для Вата используется кунжутное масло, для Питта – подсолнечное масло, для Капха – горчичное (или кукурузное) масло. Масло должно быть в обязательном порядке нерафинированное. В комнате, где проводится самомассаж должно быть очень тепло, чтобы тело не остывало.


    После самомассажа следует принять либо горячий душ, либо горячую ванну. Смывать масло мылом или другим моющим средством не следует. После ванны или душа оботритесь полотенцем. На Вашей коже останется некоторое количество масла, оно необходимо для того, чтобы масло после массажа глубже впитывалось в ткани, обеспечивая эффективное внешнее промасливание.

    В течение всех 7 дней перед сном, по крайней мере через 2 часа, а лучше больше, после ужина, следует принимать 1-2 чайные ложки трифала чурны . (Аюрведические препараты можно приобрести через многие существующие сейчас аюрведические интернет-магазины). Вы должны сами подобрать подходящую дозировку в соответствии с реакцией Вашего организма: на следующий день утром стул должен быть размягченным или жидковатым, но не слишком жидким, водянистым. Если стула утром не было, то через час после завтрака нужно принять еще одну порцию трифала чурны . Трифала чурну заливают стаканом или половиной стакана кипятка, перемешивают и оставляют настояться минут 15-20. Потом взбалтывают и выпивают вместе с осадком. Трифала чурна оказывает мягкий слабительный эффект, а также тонизирует и активизирует функции многих органов и систем организма.

    Заключительный этап «домашней» панчакармы – очистительные клизмы, которые выполняются после ванны или душа в последние 3 из 7 дней . Для приготовления клизм используется аюрведический сбор дашмула . Для приготовления отвара 1 столовую ложку дашмулы помещают в 0,5 л кипящей воды и кипятят 5 минут. Далее отвар остужают до температуры тела или чуть выше, процеживают и используют для клизмы. В случае Вата-конституции для клизмы отвар дашмулы смешивают с 150 мл теплого кунжутного масла. (Если Вам не удалось найти дашмулу, используйте вместо нее смесь сухого имбиря, фенхеля и аира в равных пропорциях). Отвар следует удерживать в кишечнике как можно дольше, как минимум 20 мин. В некоторых случаях жидкость не выходит или почти не выходит обратно. Это не должно вызывать беспокойства. Так бывает обычно у людей Вата-типа, у которых толстый кишечник может быть очень сухим и обезвоженным.

    Панчакарма, даже в домашних условиях, требует от организма много сил. Поэтому в эти дни нужно давать телу и уму достаточно отдыха и не допускать физических, эмоциональных и умственных перегрузок. Желательно предусмотреть, чтобы Ваш рабочий график был не слишком перенапряженным. Лучше всего, если Вы на этот период сможете освободиться от работы. После панчакармы приступать к работе тоже нужно постепенно, не допуская перегрузок в первые дни после окончания программы.

    Также в течение всей программы рекомендуется соблюдать специальную очистительную вегетарианскую диету, которая состоит и блюда под названием кичри (или кичади) и травяного чая со специями (базилик, или тулси, чабрец, ромашка, мята, корень одуванчика, корень лопуха + имбирь, гвоздика, корица, кардамон, черный перец на Ваш выбор). Можно также употреблять мед, лучше старый засахаренный. В течение дня Вы должны есть столько раз, сколько у Вас возникает голод. Голодать во время программы не рекомендуется. По окончании программы в первый день следует есть только кичри , приготовленное вместе с овощами, а начиная со второго дня переходить к диете, рекомендованной для Вашего конституционного типа.

    Рецепт кичри (или кичади) :

    Вам потребуются рис (лучше басмати) и маш (бобовый, который обычно можно купить на рынках в палатках, где продают сухофрукты и орехи, т.к. растет он в южных республиках бывшего СССР) в равной пропорции. А также специи – небольшое количество куркумы, кориандра, кумина, имбиря и горчичного семени, или порошка. Можно добавить каменной соли. Маш для улучшения усвоения следует замочить на ночь в холодной воде, утром воду слить и готовить в чистой воде. (Если Вы покупаете лущеный, или желтый, маш, который жители Москвы могут приобрести в магазине «Индийские специи», то его замачивать не надо).

    Для приготовления блюда хорошо использовать скороварку (достаточно одного свистка и кичри готово). Можно также варить в обычной кастрюле. Кладем маш, рис, специи, соль в кастрюлю, заливаем водой (чем больше воды, тем более жидким получится блюдо; вы можете выбрать любую консистенцию - от супа до рассыпчатой каши), доводим до кипения, кипятим 5 мин без крышки, периодически помешивая. Уменьшаем огонь, накрываем крышкой, оставляя маленькую щель и варим еще 25-30 мин, пока рис и маш не станут мягкими. Перед подачей на стол в тарелку добавляют 2 столовые ложки гхи (сливочного топленого масла).


    Также следует отметить некоторые ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ .

    Во-первых, панчакарма даже в облегченном варианте оказывает мощное воздействие на организм. Если Вы ощущаете слабость, истощение, у Вас мало сил, то лучше не использовать этот метод. Этот метод для тех, кто достаточно крепок.

    Во-вторых, во время беременности панчакарму, также как и другие виды очищения, проводить нельзя.

    В-третьих, одновременно с оттоком токсинов на физическом уровне, могут начать оттекать «психические токсины». В поверхностный слой сознания могут начать подниматься подавленные ранее негативные воспоминания и эмоции, такие как злоба, страх, печаль и др. Это весьма благоприятная часть процесса очищения. Таким образом человек избавляется от вытесненных в подсознание психических блоков, которые во многих случаях становятся глубинными причинами болезней и душевных страданий. Если с Вами начнут происходить такие процессы, то их надо принять как позитивную часть процесса очищения. Рекомендуется пить успокаивающие травяные чаи + использовать любой привычный для Вас метод медитации. Эмоциональный сброс может случиться даже через несколько недель или месяцев после окончания «домашней» панчакармы.

    Аюрведа по-нашему – это наука о жизни. То есть в буквальном смысле про всё. Принцип аюрведы – соединять телесное, ментальное, духовное, эмоциональное. Всё то, что мы в 21 веке узнаём из продвинутых тренингов и от мощных психологов, давно открыли до нас.

    Аюрведа как система исцеления ставит очень не простой вопрос: кто ты? Да, вот так сразу и по существу. Кто, ты, есть. Перевожу: каковы твои физические, эмоциональные и духовные особенности? Каким образом энергия и информация со всего мира превращается в твои личные надежды и мечты? Как это влияет на твою работу, взаимоотношения с людьми, еду, реакцию на стрессы и даже на то, во сколько ты ложишься спать, во сколько встаёшь и какие сны тебе снятся. Что делает тебя не таким, как другие люди, и что у вас с ними общего? Какие твои сильные и слабые стороны? Согласно Аюрведе, ответы на все эти вопросы могут быть выражены через индивидуальную конституцию тела, уникальную взаимосвязь мыслей, чувств и физических проявлений.

    От природы у каждого из нас есть три фундаментальных признака. Примерно как в эйчаре и коучинге: кто ты по D.I.S.C., MBTI или соционике. Огонь или вода? Активный или пассивный? Мир воспринимаешь в розовом цвете или чёрном? Больше склонен к конкурентности и борьбе или бежишь от этого во глубину собственной ракушки? В Аюрведе данные от природы состояния, или признаки, называются доши. Есть более воздушный (летающий, мечтательный) тип, есть огненный прорывной (деятельный), и есть земной (стабильный, медлительный). В каждом из нас присутствуют все три, вопрос в балансе. Иногда обстоятельства жизни или собственные действия выводят из равновесия то одно, то другое.

    Например, я. От природы огненно-водная доша (питта), для меня нормальна кипучая деятельность, бесконечный поиск целей и их же постоянное достижение. Природа сделала меня такой, я и заложник этого и причина.

    Однако тот самый природный огонь всё равно выбивает меня из умиротворённого состояния. Мне бы сидеть спокойно, ну или лежать на худой конец, мечтательно глядя в потолок. А я мечтаю исключительно вперёд и вверх, как пламя. Плохо ли это? Навряд ли. Это же естественно для меня, в этом вся я. Можно ли мне помочь быть при этом гармоничнее и сбалансированнее в мыслях и чувствах по отношению к самой себе, не спиногрызить и не самоедствовать? – да. На это в Аюрведе есть свои приёмы.

    Как машине делают развал-схождение, чтобы она шла по трассе ровно, так же и человеку показано время от времени проводить балансировку шариков да роликов, чтобы они не заезжали друг за друга. Древнейшая процедура панчакарма – это современный детокс, очищение, перезагрузка. Есть разные формы, сложные и простые, жёсткие и мягкие, но каждый раз это индивидуальная, подобранная для конкретного человека система шагов по приведению его в баланс. Причём телом, умом и духом.

    Панча – пять, карма – действие. Пять действий для очищения одновременно тела, мыслей и души: расслабляюще-ублажающий массаж с промасливанием, индийская парилка, приём масла внутрь, очищение пищевода через клизмы и рвоту, очищение слизистых носа, кровопускание, специальная диета. Собственно, всё идёт от запроса. Хороший аюрведический доктор начинает приём с вопроса: Зачем вам это? И сразу после этого задаёт вопрос – кто ты?

    Мой запрос был - сбалансироваться в мыслях и чувствах, охладить внутренний пыл (привет, огонь!) и, чего уж таить, выедать два персональных часа в день с полным отключением головы и сознания.

    Я проходила панчакарму не в Индии и даже не в Москве, а у самого Чёрного моря – в Сочи, в Центре «Аюрведа Гуру» доктора Бонда, который сам получил степень MS в Индийской академии, награждён медалью Парацельса и носит звание почётного натуропата Европы. За время общения с доктором погрузилась в это дело настолько, что теперь сама могу рассказывать о разных видах, формах и даже школах панчакармы с видом знатока.

    1. Первый этап – как в хорошем тренинге – постановка цели и проработка плана. Для начала меня протестировали по авторской методике доктора Бонда и определили дисбаланс в дошах. Для этого доктор замеряет пульс в нескольких точках предплечья, проводит общий осмотр (тело, слизистые, глаза, температура, общая конституция), задаёт вопросы, причём не только о здоровье тела, но и о здоровье ума и эмоций.
    2. Затем начинается подготовительный эта п – промасливание снаружи и изнутри. Масло гхи натощак до еды даёт слабительный эффект. Почему масло вовнутрь? Потому что оно способствует расщеплению и выведению токсинов из тела. Причём в панчакарме используются все сплошь самые редкие и драгоценные масла – от кунжутного до масла маханаяраны (не спрашивайте, из чего оно добывается и где растёт).
    3. Третий этап . В тот же день процедура мягкого масляного массажа в две или четыре руки с последующим пропариванием в индийской сауне. Лежишь горизонтально в закрытой деревянной бочке, голова снаружи, и это полезнее обычной финской сауны или русской бани. Замечу, что это самый приятный и длительный этап – промасливание с пропариванием проводится все 10 или 20 дней курса, и это такой отдых, что не хочется вылезать оттуда.
    4. Основной этап – очищение всех возможных каналов. У меня была версия лайт: без рвоты и пиявок, а в качестве слабительного мягкая трава сенна (вместо традиционного касторового масла). Также можно поиметь удовольствие разнообразных клизм и промываний желудка, но это, опять же, по назначению доктора в каждом индивидуальном случае.
    5. Конечно панчакарма предполагает очищение с помощью диеты. Обычно придерживаются вегетарианского питания, подобранного индивидуально в зависимости от баланса дош и запроса. Например, в моём случае нужно было исключить продукты, разжигающие огонь пищеварения (не рекомендованы чай и кофе, пшеница, шоколад).
    6. Заключительный этап – широдхара, капание струйки тёплого масла на лоб. Успокоение потока мыслей и снятие ментального напряжения.

    Что я получила в итоге?

    Не буду говорить штампами о «заново родилась», «перезагрузилась по полной», «успокоила душу и мысли» - потому что вы мне всё равно не поверите, - эмоции ведь передать невозможно. Но вот очень конкретно – то, что можно пощупать и потрогать:

    • Кожа . Она промаслилась, кажется, с обеих сторон – внутренней и внешней. Внешне я стала похожа на розовощёкого младенческого поросёнка (так мне сказала моя мама).
    • Аппетит . Очевидно меньше стало хотеться есть. Повторю, у меня не было задачи похудеть или сбалансировать диету, не та ситуация, но приятные эффекты в виде снижения зверского жора – плюсую.
    • Два часа личного времени с собой в мурчании от удовольствия . Мамочки четырёхмесячных малышей, ну вы же меня понимаете? Да и любые мамочки, товарищи женщины, девочки… Время с собой, время подумать, время понять саму себя. Каждой из нас это надо, и каждая из нас об этом часто забывает, на находит времени в рутине таких-остро-важных-дел.
    • Новый взгляд на систему своего тела. Да, именно на систему. Разговоры с доктором дорогого стоят. Достойная альтернатива психотипированию и тренингам. Важно – выбирайте своего доктора и проверенные места, не доверяйте тело-душу-мысли кому попало - вы у себя одна.
    • Свежие мысли и идеи . Например, у меня по ходу панчакармы появилась идея участия в Школе Forbes и в то же время я придумала новогодний творческий подарок для всей семьи. Всё взаимосвязано: баланс в теле – баланс в мыслях.

    Почему я рекомендую эту процедуру современной городской барышне? Потому что часто мы бежим «залечивать» проблемные зоны, они же телесные или душевные раны, к тренерам, психологам, коучам. Забываем о балансе внутреннего и внешнего. Бежим, когда уже поздно что-либо менять. При этом есть проверенные методы, которые эффективно работают уже тысячелетиями, и которые балансируют нас изнутри и снаружи так, чтобы не приходилось залечивать. Перезагружайтесь вовремя, и пусть баланс будет изнутри наружу.

    Екатерина Иноземцева – основатель Школы Авторов ОЖ (school.the-oj.ru), которая помогает начинающим авторам создавать тексты, публиковать их в СМИ и развивать личный бренд. Автор бестселлера «Стартап без купюр» о буднях предпринимателей. Практикует йогу 10 лет, марафонец и триатлет.