Инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних. Презентация: Инновационные технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями

О внедрении инновационных форм работы в сфере социальной реабилитации ветеранов и инвалидов на базе ОГКУ «Волгореченский КЦСОН»

В любом обществе существует немалая доля людей, чьи возможности в сохранении независимого образа жизни ограничены. Вследствие различного рода травм или врожденных или приобретенных заболеваний, в силу возрастных изменений может наблюдаться утрата или ослабление различных функций организма (двигательный, сенсорных и т.д.). Специалисты отделения ведут работу с инвалидами от общего заболевания и пенсионерами, инвалидами с нарушениями, с детьми инвалидами. В реабилитационных группах оказываются социально-медицинские, социально-психологические услуги, проводится работа с семьями инвалидов, нуждающимися в психологической помощи.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Медицинское направление

Одним из направлений деятельности по восстановлению, сохранению и укреплению здоровья является медико-социальная реабилитация с ее традиционными методами. Социально-медицинские услуги включают в себя: лечебную физкультуру (по каждому направлению разработан комплекс упражнений), занятия в тренажёрном зале, беседы о здоровом образе жизни.

В отделении имеется спортивный зал, оснащенный физкультурно-оздоровительным оборудованием (тренажеры, модули) занятия лечебной физкультурой проводятся индивидуально и по подгруппам. Подбор упражнений определяются возрастными и индивидуальными особенностями человека.

С сентября м-це в Центре возобновляются занятия ЛФК. Во втором полугодии продолжит свою работу «Школа здоровья» для пенсионеров и инвалидов.

В этом году инструктор по ЛФК проводит занятие по программе «Бодифлекс». Цель программы - сбросить столь обременительные нам килограммы без вреда для здоровья путем несложных гимнастических упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой. Ценность программы заключается в её простоте и непродолжительности. На каждую проблемную зону приходится одна поза. И все они приносят пользу. Группа энтузиастов из 12 человек с удовольствием осваивают программу 2 раза в месяц.

Психологическое направление

В этом году Центр социального обслуживания получил возможность открыть сенсорную комнату. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности - все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, хроническими заболеваниями, посттравматическими болями, а также для людей, нуждающихся в восстановлении психоэмоционального равновесия.

В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

· снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

· активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

· стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

· создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

В 2013 году сотрудники социально-реабилитационного отделения нашего Центра социального обслуживания начали обучение пенсионеров и инвалидов навыкам компьютерной грамотности по адаптированной программе. В первом полугодии данной услугой воспользовались 26 человек, из них десять пенсионеров, имеющих инвалидность. Курсы обучения основам компьютерной грамотности проводятся бесплатно. Два раза в неделю желающие могут пользоваться компьютерами. План занятий компьютерного класса включает два уровня: "нулевой" - по обучению основам компьютерной грамотности; "продвинутый" - по обучению навыкам пользования сетью Интернет.
15 граждан, прошедшие обучение компьютерной грамотности по 20-часовой программе, получили сертификаты. Среди них бывшие учителя, врачи, библиотекари, почтовые работники, чиновники и люди других профессий.

В апреле специалисты отделения, учитывая актуализацию потребности наших реабилитантов к открытию своего внутреннего мира, осознанию своей индивидуальности, применили на практике новый вид социально-культурной реабилитации - гарденотерапию, направленную на расширение жизненного пространства, улучшение социального функционирования.

Практика показала, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психологическую направленность, что позволяет использовать его в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Сейчас метод гарденотерапии привлек 6 человек, имеющих различные заболевания.

В дальнейшем специалисты отделения решили проводить занятия гарденотерапии совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, фото- дизайном, оригами.

Одной из наиболее эффективных мер индивидуального мотивирования жизненной активности людей, является работа с биографией человека. Во втором полугодии специалисты Центра подготовили к реализации один из методов социальной реабилитации - биографический. Его использование направлено на осознание пожилым человеком влияния жизненных событий на его жизненный путь.

Метод предполагает разговор специалиста с человеком обо всех возрастных этапах его жизни. Чаще пожилые люди вспоминают свое детство. С готовностью и желанием рассказывают, в какой семье они родились, чем занимались, какое было время. Возвращаясь в детские годы жизни в своих воспоминаниях, пожилой человек вновь начинает «ощущать свое «Я», еще не отягощенное жизненными трудностями, и в нем оживает способность чувственного и образного видения мира. Постепенно в его представлении выстроится цепочка ощущений, каждое из которых в той или иной форме есть ощущение собственной необходимости кому-либо, необходимости, полезности».

Иллюстрации биографического метода могут служить описания жизни и судьбы граждан, посещающих реабилитационное отделение ОГКУ «Волгореченский КЦСОН».

Метод кондуктивной терапии содержит систему индивидуальных занятий с пациентом, направленные на восстановление двигательных навыков у пациентов с двигательными и когнитивными нарушениями вследствие заболеваний нервной и психической системы. В основе метода лежат нейропсихологические механизмы опосредованного воздействия на резервные возможности мозга и на подсознательном уровне достигается ослабления выраженности соматической болезни, полного или частичного восстановления нарушенных функций, обеспечение условий для социальной адаптации индивида. Анализ взаимосвязей и взаимовлияний между неврологическим заболеванием и психикой больного представляет собой один их важнейших аспектов реабилитологии, ибо человек может очень многого достичь за счет мотивационной деятельности, силы воли, психологических форм компенсации. С помощью данного метода реализовывается восстановление нарушенных двигательных и когнитивных функций.
Применять данную технологию имеет право специалисты, работающие в реабилитационных учреждениях здравоохранения, социальной защиты, образования (врач, психолог, педагог-дефектолог, социальный работник, инструктор лечебной физкультуры), имеющие свидетельство об обучении методу кондуктивной терапии.

Метод кондуктивной терапии впервые предлагается к использованию на территории Российской Федерации. Аналогичными существующими реабилитационными технологиями за рубежом являются метод кондуктивной педагогики Пето (1945-1967), метод Монтессори (Харди И. Врач, сестра, больной. Издательство Академии наук Венгрии, 1988.; 20 Jahre Aktion Son- nenschein und Kinderzentrum Munchen. - Jahresbericht, 1988. - 160 S.; Bobath K. The Motor Deficit in Patients with Cerebral Palsy // Clin. Develop. Med. - London. - 1966. - P.60-65; Хилтунен Е. "Монтессори-Педагогика").
Преимуществом данного метода является создание опосредованных нейропсихологических условий для активизации познавательных навыков и устранение двигательной недостаточности. Метод программирует активное участие пациента в реабилитационных мероприятиях, усиливает мотивацию и силу воли.

Показания к использованию

Заболевания: детский церебральный паралич, последствия спинальной и церебральной травмы, инсульта и других заболеваний нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями. (парезы верхних и нижних конечностей, нарушения координации движений, нарушения осанки, нарушение памяти, речи, внимания, коммуникативных связей).

Противопоказания к использованию

1) все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии обострения
2) тяжелые соматические заболевания в стадии декомпенсации
3) сахарный диабет в стадии декомпенсации;
4) обширные трофические язвы и пролежни;
5) острые и хронические инфекционные заболевания, в т.ч. туберкулез, СПИД и др.
6) тяжелые формы эпилепсии и эписиндромы
7) больные с психическими заболеваниями;
8) больные острыми инфекционными и хроническими кожными заболеваниями, в том числе экзема, нейродермит, чесотка и др.;
9) больные с венерическими заболеваниями.

Материально-техническое обеспечение

Метод не требует дорогостоящих средств оборудования, используется:
1. Гимнастические стулья, скамейки.
2. Сенсорные мячи.
3. Дидактический материал.
4. Магнитофонная запись с аутотренингом.
5. Наборы по бытовым и трудовым навыкам.
6. Кукольный театр, арт-студия.
7. Предметы самообслуживания.
8. Музыкальные альбомы.
9. Музыкально-световая дорожка.

В основе медицинской технологии метода кондуктивной терапии лежит система последовательных реабилитационных мероприятий, который содержит нейропсихологическое тестирование пациента, исследования функциональных нарушений в двигательной сфере, прогноз реабилитации реабилитационный потенциал и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации при участии специалистов центра (отделения) Реабилитационные мероприятия фиксируются в картах кондуктивной терапии, которые сопровождают на протяжении курса реабилитации специалисты каждый по своему по профилю. В них отражается динамика реабилитационного процесса, результативность, при необходимости вносятся дополнительные изменения, а также даются рекомендации по дальнейшему маршруту инвалида на последующих этапах реабилитации.
Таким образом, в рамках кондуктивной терапии проводится:

2.1.1. Нейропсихологическое исследование пациента

Прежде всего обращаете внимание на общее состояние пациента, внешность, физическое состояние, поведение, коммуникабельность.
Исследование начинается с изучения движения. У ребенка (а также у взрослого) исследуется мышечный тонус, мышечная сила, активные движения в конечностях, сухожильные рефлексы, координации движений, способность ходить, держать позу. Затем переходит к исследованию различных видов праксиса:
- Кинестетического
- Пространственного
- Динамического
- Бимануально-реципрокной координации
Кинестетический праксис - исследование сохранности проприоцептивной афферентации двигательного акта. Ребенку предлагаются пробы на “праксис поза”: сложение по подражанию I и II пальцев в кольцо; вытягивание I и III, либо II и IV пальцев. При этом может использоваться игровая форма задания: вытягивание II и V пальцев “сделай козу рогатую” или “забодай медвежонка”, поза II и III пальцев - “сделай зайчика”, поза сложения I и II пальцев в кольцо - “сделай “кольцо” и посмотри через него на меня”. Кроме воспроизведения положения пальцев руки по предлагаемому зрительному образцу, т.е. по подражанию, используется возможность воспроизведения позы руки по тактильному образцу и переменой поз. Ребенок сидит с закрытыми глазами. Врач придает руке ребенка определенную позу (например, пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты), а затем снимает ее.
Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. В пробах поз врач придает руке ребенка определенную позу, ребенок должен воспроизвести ее другой рукой.
Пространственный праксис - используется в пробах на зрительнопространственную организацию движения. Предварительно выявляется, усвоено ли понятие “левой” и “правой” руки. Затем врач садится напротив ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки: “голосование” - рука согнута в локте и поднята вверх, рука горизонтально перед грудью ладонью вниз и т.д.
К этим пробам относятся и пробы Хеда - воспроизведение положения руки исследующего, сидящего напротив испытуемого.
Динамический праксис - оценивается при выполнении серии движений. Ребенку предлагается последовательно сменить три положения кисти - положение кулака, распрямленной кисти, расположенной “ребром”, и ладони, ударяющей по столу плашмя. Можно использовать пробу на “перебор пальцев” - поочередное прикосновение больших пальцев ко II, III, IV, V пальцам, которые должны производиться одновременно обеими руками.
Сюда же относится графическая проба, при которой предлагается как можно быстрее рисовать узор, состоящий из двух последовательных звеньев.
Бимануально-реципрокная координация (пробы Озерецкого) - исследуется динамическая организация двигательного акта. Ребенку предлагают положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая выпрямлена. Затем предлагается одновременно менять положение обеих кистей, поочередно сжимая и разжимая их.
Исследование слухового гнозиса включает в себя исследование возможности узнавания и повторения мелодий, определение звуков в пространстве, изучение возможностей оценки ритмичных структур.
При проведении проб на слухо-моторные координации проверяется возможность оценки предложенных ритмических групп на слух и по речевой инструкции. Врач стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он стучит. Затем предлагается воспроизвести ритмы по образцу и выполнить задание по речевой инструкции: стучать по два раза, по три раза и т.д.
Исследование сомато-сенсорного гнозиса. Включает в себя исследование простых и сложных форм чувствительности.
Проводятся пробы на локализацию прикосновения: ребенку предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке.
Используя возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка.
Проводится оценка сохранности стереотаксического чувства - при закрытых глазах ребенка врач вкладывает предмет в его руку, ребенок должен на ощупь узнавать.
Исследование зрительного гнозиса - в пробах по исследованию зрительного гнозиса изучается возможность узнавания реальных объектов, знаменитых изображений, узнавание контурных и перечеркнутых изображений, а также наложенных друг на друга изображений - прием Поппельрейтера.
Затем ребенку предлагаются серии последовательных картинок, содержание которых надо оценить.
Исследование зрительной памяти включает в себя возможность запоминания нарисованных фигур и букв. Ребенку предлагается срисовать образец из 5 фигур (или букв), после чего образец убирается и он должен воспроизвести его по памяти. Образец может показаться повторно при невозможности воспроизведения, но не более 5 раз.
Исследование оптико-пространственного гнозиса - анализируется понимание сложно-геометрических конструкций (например, крест над кругом, точку внутри квадрата и т.д.). Проверяется возможность построения пространственно-ориентировочных фигур: срисовывание и зеркальное изображение фигур, выполнение из кубиков и т.д.
Исследование речевых функций и слухоречевой памяти. Исследование данных функций начинается с изучения состояния мышечного аппарата языка, губ и лица. Затем предлагаются пробы на оральный праксис - простые (высунуть язык, надувать щеки) и сложные (посвистеть, пощелкать языком, задуть свечу и т.д.) движения губ и языка.
Исследование сенсорной функции речи включает в себя возможность понимания команд, речи, а также показа называемого врачом объекта.
Моторная функция речи исследуется в пробах на повторение отдельных звуков, слогов, слов и фраз.
Фонематический слух исследуется в текстах на повторение парных фонем: дизъюнктивные пары (б-н, к-с, м-р), оппозиционные (б-п, д-т), коррелирующие (г-к, к-г, р-л, л-р); а также серий из трех звуков (б-п-б, д-т-д), или простых слогов (би-ба-бо, ба-би-бо и т.д.).
Вслед за этим изучается возможность названия предметных изображений - функция речи.
Анализируется также понимание логико-грамматических конструкций: флективных (“покажи ключом карандаш”), сравнительных (“Оля выше Кати, но ниже Лены. Как их поставить по росту?”), выражений со страдательным залогом (“Катю ударил Петя. Кто драчун?”).
Исследование слухо-речевой памяти включает возможность непосредственного воспроизведения и прочности удержания речевого материала. Ребенку предлагается повторить 2 серии слов по 3 слова, редко из 10 слов при пятикратном предъявлении, 2 предложения (“За высоким забором в саду росли яблони”, “На опушке леса охотник убил волка”), 2 коротких рассказа (“Муравей и голубка”, “Ворона и голуби”). Исследуется непосредственное воспроизведение и воспроизведение в условиях интерференции (ребенка просят назвать домашний адрес или посчитать от 1 до 10 и обратно, а затем снова повторить только что заученное.
Чтение исследуется в текстах на возможность названия отдельных букв, ребенку предлагается прочесть отдельные слова, короткие фразы.
Навыки письма исследуются в заданиях на списывание и написание под диктовку.
Счет исследуется в следующих заданиях: ребенка просят посчитать от 1 до 10 и обратно, сравнить равные и неравные по численности множества (“Сколько палочек в первой коробочке? Сколько в другой? Одинаково? Где больше? На сколько?); выполнить счетные операции устно и письменно, решить предложенные задачи.
Исследование мышления - проводится на протяжении всего нейропсихологического исследования, например, при изучении последовательных сюжетных картин, при составлении рассказа по картинкам и пр. Могут предлагаться специальные тесты - понимание переносного смысла фразы, пословицы, поговорки, методика “четвертый лишний” (ребенку предлагается выделить один предмет из 4, а 3 остальных назвать обобщающим словом).
Специальное место занимает исследование внимания и динамики психических процессов, которые оцениваются при исследовании любой функции (движения, речи, памяти).
Нейропсихологическая оценка становится исходным пунктом действий во имя ребенка (взрослого).
Оформляется кондуктивная документация, отражающая алгоритм сотрудничества с пациентом.

2.1.2. Кондуктивная терапия и ее документация

Кондуктивный статус
Кондуктивные карты
Индивидуальная программа реабилитации пациента по кондуктивной терапии составляется на основе кондуктивного статуса пациента.
Кондуктивный статус пациента включает обследование когнитивных функций (память, мышление, гинозис, праксис и т.д., см. приложение), состояние двигательной сферы, бытовых и профессиональных навыков.
Программа индивидуальной реабилитации, ее содержание зависят от полученных данных обследования пациента (воспитанника).
Алгоритм сотрудничества пациента (воспитанника) и кондуктора (педагога, инструктора ЛФК, по труду, социального работника, воспитателя, психолога) отражены, в так называемых, картах кондуктивной терапии.
Карты кондуктивной терапии являются документом, который содержит данные нарушенных функций и социальной недостаточности пациента.
В картах кондуктивной терапии отмечается результативность реабилитационных мероприятий, динамика освоения пациентом познавательных, бытовых и профессиональных навыков.
Каждая кондуктивная карта имеет свою специфическую направленность.
Карта №1 по образовательной программе. Содержание программы направлено на развитие познавательных и образовательных навыков у пациента (воспитанника).
Кондуктор-педагог (а им может быть врач, психотерапевт, социальный работник, педагог-дефектолог и т.д.), разрабатывает обучающие занятия, которые проводятся в сюжетно-игровой, опосредованной форме. Кондуктор-педагог развивает и улучшает у пациента (воспитанника) память, речь, мышление, от которых зависит его дальнейшая способность к обучению в тех или иных образовательных учреждениях, его социальная адаптация.
Карта №2 по физической реабилитации. Содержит задачи и методики на развитие координированных движений, восстановление ходьбы, развитие ловкости, умелости, физического восстановления здоровья, которые, в свою очередь, ускоряют развитие познавательных способностей пациента, улучшают общую динамику реабилитации.
В этих целях используются нейродинамические методики кинезиоте- рапии (аналог PNF), а также элементы лечебной гимнастике по Бобат, Войта, как наиболее эффективные методы восстановления нарушенных двигательных функций у неврологических больных (взрослых и детей).
Карта №З по развитию бытовых навыков. Эта карта содержит алгоритм опосредованных занятий на бытовые темы: обучение этике поведения, приема пищи, умению сервировать стол, ухаживанию за жилищем, комнатой, навыками домоводства и т.д.
Занятия могут сопровождаться выездами в общественно значимые учреждения (почта, вокзал, музей, кафе, магазины и т.д.). У пациента формируется независимость в быту и социуме.
Карта №4 по развитию профессиональных навыков. Определяет высшую степень реабилитации, ее конечную цель, социальную адаптацию инвалида, приобщение его к общественно-полезному труду, направлена на освоение профессиональных навыков и обучение профессии.
Профессиональная реабилитация для нашего контингента пациентов на ближайшем этапе оптимальна по следующим направлениям:
- кулинария;
- швейное дело;
- прикладное искусство (художественная роспись по дереву, дымковская игрушка и т.д.);
- рисование;
- вязание;
- ЭВМ;
- картонно - бумажное дело;
- сельское хозяйство;
- социальный работник.
Кондуктор по кондуктивной терапии создает психотерапевтические условия пациенту для его мотивации в реабилитационном процессе. Мотивационная ситуация меняется по мере достижения поставленной цели.
Усложняющиеся занятия развивают у пациента способность к его возрастающей деятельности, где важным фактом в реабилитационном процессе является осознание себя личностью, который делает полезное дело. Пациенту всегда наиболее интересны занятия, приносящие наибольшую практическую пользу. Это побуждает его к освоению различных навыков по общественно-полезному труду в рамках его притязаний.
Таким образом, обучение произвольной двигательной активности и коммуникабельности происходит в рамках активной повседневной жизнедеятельности, т.е. составляет часть жизни самого пациента.
Пример обзорного, нейропсихологического, кондуктивного обследования пациента и составление индивидуальной реабилитационной программы.
Пациент В. - 15 лет.
Диагноз: ДЦП, спастико-ригидная форма, смешанная дизартрия, пограничная интеллектуальная недостаточность, двигательная активность №1 - ходит самостоятельно на расстояние до 3ОО м.
Краткое описание кондуктивного обследования:
Пациент удерживает позу, но статико-динамическое равновесие нарушено. Передвигается на небольшие расстояния с затруднением. В ходьбе опирается на наружную поверхность стоп с большой площадью опоры на пальцы стопы. Предметы в руках удерживает уверенно. Разделся самостоятельно, действия были последовательны. Повороты туловища на 180-90° выполнил с затруднением. Пробу нарисовать человечка на бумаге выполнил, но с нарушением пропорций тела. Фигуру из отдельных фрагментов собрал с трудом. Речь смазана, невнятна, растянута. Механическая память хорошая, рассказ по картинкам составил последовательно. Словарный запас ограничен, имеет затруднение в пояснении некоторых пословиц и метафор. Быстро утомляется. В успех реабилитации не верит. К своему состоянию относится критически, не преувеличивает свои возможности.
Самостоятельно может пришивать пуговицу, обслуживать себя, но готовить пищу не умеет. Имеет склонность к рисованию, профессиональными навыками не владеет.
Задачи и методы реабилитации по данным кондуктивного обследования пациента В., 15 лет:
1.) работать на статико-динамическое равновесие, координацию движений, развитие кинестетического аппарата. Тренировать пространственный праксис;
Методы: PNF, М. Монтессори, сюжетно-игровая композиция на координацию, ловкость, танцевальные фрагменты на музыкальной световой дорожке (кондуктивная карта по физической программе №2);
2.) работать над развитием познавательных функций, тренировать ассоциативно-логическую память, развивать речь, обогащать словарный запас, обсуждать рассказы, рисунки, дифференцировать акустические и артикуля- торно близкие речевые звуки, производить фонематический анализ слов, рядоговорение. Развивать динамический и пространственный праксис.
3.) развивать бытовые навыки по схеме «Приготовь пищу сам» (кондуктивная карта №3);
4.) развивать профессиональные навыки. Обучение рисованию (кондуктивная карта №4).

Кондуктивный статус (Образец)

Карта кондуктивной терапии №1

Карта кондуктивной терапии №3

Учебная программа "Прикладное искусство"

2.1.3. Дидактический материал кондуктивной терапии

Для развития мышечно-суставного чувства, кинестетического, пространственного, динамического праксиса, бимануально-реципрокной координации используется проприоцептивная гимнастика. В зависимости от степени от двигательных нарушений используется в занятии по кондуктивной терапии специальная гимнастика для верхних конечностей, направленная на тренинг крупной и мелкой моторики, а также используется проприоцептивная гимнастика для нижних конечностей. В паттернах проприоцептивной гимнастике заложены нейрофизиологические механизмы активизации проприорицепторов, вследствие чего развивается у пациента двигательная активность, восстанавливается праксис позы, создаются условия для облегчения выполнения повседневных движений у больных, имеющих парезы разной степени тяжести. Проприоцептивная гимнастика может быть вводным тренингом перед основной частью сюжетно-ролевой формы опосредованного занятия, и может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе реабилитационных мероприятий, направленных на развитие познавательных, бытовых, профессиональных навыков. Проприоцептивная гимнастика активизирует усвоение пациентом познавательных, бытовых, профессиональных навыков. Здесь уместно напомнить высказывание Л.С.Выготского: «Через движение к познавательным навыкам и в дальнейшем к независимости инвалида в социуме».

Проприоцептивная гимнастика в методе кондуктивной терапии «Виктория»

2.1.4. Программное содержание сюжетно-ролевого тренинга

Проблемным полем кондуктивной терапии является социализация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, достижения им в процессе реабилитации максимально возможной функционального, независимого образа жизни. Методика кондуктивной терапии в реабилитации использует принципы специальной педагогики, при этом учитывается этиология и симптоматика функциональных нарушений у инвалида (больного) приведшая к ограничению его повседневной жизнедеятельности, что способствует системному видению реабилитационных мероприятий. Оно предусматривает в программном содержании занятий физиологические, психологические и социальные аспекты., обеспечивает особую терапевтическую среду, ускоряющие процесс реабилитационных мероприятий.
В зарубежной и отечественной практике все чаще применяют опосредованные формы занятий, которые с помощью дидактических паттернов активизируют мотивацию у пациентов к тренингам в заинтересованном сотрудничество по достижению конкретных целей в устранении социальной недостаточности. Сюжетно-игровая, опосредованная форма занятий может осуществляться индивидуально и в группе. В последнем случае группа может быть неоднородна по степени двигательных и когнитивных нарушений, а также по возрасту, чем приветствуется оказание помощи и взаимопомощи, преодолевается чувства мало- ценности, формируется адекватная форма социального поведения.
Сюжетно-игровое занятие мячах, тренинг статико-динамического равновесие.

Программное содержание тренинга:
1. Вводная часть
Информация о занятии, ее цель, задачи, ход занятия, использование дидактического материала Проводится непосредственно кондуктором.
Представление участников тренинга, в том числе кондуктора педагога.
Распределение ролей участников в сюжетной игре: «Удержи равновесие».
Словесное проигрывание сценария. Капитан «дядя Равиль» на самом большом мече. Пассажиры: Катя, Маша. Кондуктор - ваш воспитатель, к примеру Галина Ивановна.
Сидя на мячах проводится проприоцептивная гимнастика (5-8 минут).
Аутотренинг «Я все могу» (5-7 минут).
2. Основная часть.
Игра. Удержатся на мяче.» Море волнуется раз, море волнуется два и т.д.». Проговаривание действий.Тренинг правильных падений. Удержание позы сидя, взявши друг друга за руки. Исполнение четверостишья в положении стоя, попеременно на одной ноге для разрыва патологической позной установки, создания нейрофизиологических условий для равновесия.
3. Заключительная часть.
Кто был самый лучший. Демонстрация достигнутых результатов, пусть даже самых небольших.
Задание на дом.

Сюжетно-игровой тренинг "Кукольный театр", развитие речи, памяти, мелкой моторики (групповое занятие 8-10 человек).

2.3. Практическое занятие методом кондуктивной терапии (образец)

(Для пациентов с двигательными и когнитивными нарушениями).
Диагноз: ДЦП, диплегическая форма, смешанная дизартрия, пограничная интеллектуальная недостаточность.
Тренинг двигательных и когнитивных функций в сюжетно-игровой форме на тему: Времена года.
Реабилитационное оборудование:
- художественные картины, тематические пейзажи;
- кассета с музыкой П.И. Чайковского «Времена года»;
- куклы в тематических костюмах: «Весна, Осень, Зима, Лето».
- спортивные коврики;
- сенсорные мячи;
- музыкально-цветовая дорожка для тренинга координации движения.
Задачи:
1. Развивать гнозис (зрительный, слуховой, тактильный).
2. Развивать праксис (пространственный, динамический, кинестетический).
3. Развивать ассоциативное мышление, сопоставлять время года.
4. развивать фонематический слух, узнавать музыку П.И. Чайковского к временам года: «Весна», «Осень», «Зима», «Лето».
5. Развивать тактильные ощущения, найти на ощупь с закрытыми глазами предметы на учебном столе, характеризующие времена года.
6. Развивать координацию движений, статико-динамическую устойчивость в сюжетно-игровой композиции "Хоровод" под музыкальное сопровождение.
7. Развивать речь и слухо-речевую память, рассказать о себе и товарищах, уметь поблагодарить друг друга за участие в игре.
Вводная часть
Аутотренинг для пациентов с нарушениями удержания позы и передвижения.
(Используется по ситуации)
Музыка тихая, спокойная 15-20 минут
На ее фоне начинайте говорить с небольшими паузами, душевно, доверительно.
- Вы на берегу голубого, ласкового моря, оно спокойно и приветливо.
Вы слышите музыку, она журчит как маленький ручей... Ласкает Ваш слух... Ваши глаза, руки, лицо. Вы полны желания заниматься собой, управлять своим телом, руками, настроением. Никакого напряжения в лице, оно спокойно, еще спокойнее... Вам приятно. Вы чувствуете, как теплая морская волна коснулась ваших пальчиков. Вам стало легко... Вы уверены в себе. Ваша походка легка. Движения Ваши свободны, осанка правильная.
Вы способны самостоятельно тренировать свое тело. Ноги. Руки.
Вы кружитесь, вы идете вперед спиной. лицом. Вы идете по узкой дорожке, у Вас все получается... Ваши тело, руки и ноги послушны. Вы не боитесь упасть... Вы уверенно идете. Ноги легки, они слушаются Вас...
Вам хорошо... Вы уверены в себе, у Вас все отлично получается. Вы умеете самостоятельно одеваться. кушать. вдыхать ароматы цветов, дотрагиваться до своих друзей. рисовать пейзажи. узоры, строить домики, лепить игрушки.
Вы готовы к тренингу Музыка...
Разминка. Выполняются с помощью кондуктора по ЛФК:
Элементы проприоцептивной гимнастики. 15 мин. (см. Проприоцептиную гимнастику «Виктория»).
Основная часть. Использовать танцевальные движения, хоровод с целью тренинга развития координации движений статико-динамического равновесия, активизировать подсознательные глубинные чувства, мотивацию пациента к сотрудничеству для достижения конечной цели.
Заключительная часть
Провести совместно с пациентом обсуждение эффективности проведенного тренинга направленного на восприятие себя глазами других, самовыражение в группе, переживание положительных эмоций по отношению к другим, умение общаться на сюжетную тему, формировать адаптацию к окружающей среде, подчеркнуть, что одной из главных особенностей в реабилитационных мероприятиях методам кондуктивной терапии остается активное участие пациента. Реабилито- лог-кондуктор (а им может быть педагог, врач, инструктор, логопед и т.д.) и пациент должны всецело посвятить себя достижению конкретных целей. Реабилитолог- кондуктор и пациент - это, по существу, особая форма кондуктивного сотрудничества.
Реабилитолог-кондуктор в конкретных условиях составляет индивидуальную этапную программу реабилитации, развивает у пациента познавательные навыки, способности к самообслуживанию, определяет его профориентацию, в ко нечном итоге развивает у больного функциональную независимость в быту и обществе.

Возможные осложнения при использовании метода и способы их устранения

При правильном использовании метода осложнения не возникают.

2.4. эффективность использования медицинской технологии

Результаты обследования 114 больных с различными формами неврологических двигательных и когнитивных нарушений свидетельствуют об эффективности медицинской технологии «Кондуктивной терапии».
У всех больных существенно улучшились двигательные и когнитивные функции.
У больных с диплегической формой ДЦП (28 человек) значительно улучшились позотонические реакции развилась способность стабильного удержания в исходном положении стоя без поддержки, улучшилась координация движения вследствии чего уменьшился неврологический дефицит в корди- наторных пробах (пальцы-носовая, пяточно-коленная).
По данным динамометрии отмечалось значительное увеличение силы мышц верхних конечностей: справа на 2,4+0,1 кг (контроль 0,88+0,28, р<0,001); слева на 2,2+0,2 кг (контроль 1,2+0,34, р>0,01). Существенно увеличивался объем движений в тазобедренных суставах (сгибание): по данным углометрии он составил справа 9,3+0,85 (контроль 5,06+0,87, р<0,01), слева 8,2+0,86 (контроль 4,00+0,53, р>0,01). Благодаря положительной динамике по регрессу двигательного дефицита 13 человек стали передвигаться без посторонней помощи остальные стали передвигаться на костылях на значительные расстояния. У всех больных наблюдался положительный эффект по восстановлению речи, памяти, улучшился праксис, восстановился гнозис на узнавание предметов, расширился словарный запас, улучшились коммуникативные навыки. Самообслуживание по гигиеническим навыкам освоили все пациенты, взятые на реабилитацию «Методом кондуктивной терапии», трудовые навыки освоили -30% от общего числа пациентов, профессиональные навыки освоили - 27,8% гот общего числа реабилитированных, в том числе по швейному делу - 12 человек, росписи по дереву - 8 человек.
«Метод кондуктивной терапии» позволяет восстановить не только нарушенные двигательные функции больного, но и существенно влияет на восстановление нарушенных когнитивных функций, способствует реализации социальной адаптации, снижает инвалидизацию и создаёт условия для интеграции больного в привычную для него общественно полезную среду.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

ПЛАН.

1 .Мультидисциплинарный подход как основополагающий принцип

теории и практики реабилитации детей с ограниченным возможностями .

2. Специфика методологии реабилитационного процесса. Традиционное и инновационное в сфере реабилитационных технологий.

3. Концепция интерактивного подхода к работе с родителями как приоритетное направление методологических изысканий.

4. Долгосрочная эффективность - основной критерий целесообразности метода. Составляющие эффективности.

Введение.

Мультидисциплинарный подход и специфика методологии реабилитационного процесса.

Современная жизнь сложна и динамична. В нашу повседневность прочно вошли телевидение, телефон, компьютер, мобильная связь, множество бытовых приборов. Еще 20 лет назад мы не могли и предположить, что появится сотовый телефон, а мир опутает Интернет. Человечество шагает в будущее семимильными шагами. Однако у любой медали две стороны. Расплатой за прогресс становится ухудшение экологической ситуации, увеличение числа техногенных катастроф, появление новых, ранее не встречавшихся заболеваний, а также снижение общего уровня здоровья населения.

В России следует учитывать еще и влияние неблагоприятных социально-экономических факторов, а также состояние постоянного психоэмоционального стресса, испытываемого большинством граждан нашей страны, независимо от социального положения и благосостояния. Неуверенность в завтрашнем дне, материальные проблемы, тревога за судьбу детей - вот только малая часть опасений современных россиян. Все это не могло не отразиться на демографической ситуации, причем не только на количественной составляющей, но и, если так можно выразиться, на ее количественной стороне. Все меньше рождается детей, не имеющих проблем со здоровьем и развитием, все раньше у детей и подростков выявляются такие заболевания, о которых педиатры 20-30 лет назад и не слышали. Диагноз «язвенная болезнь» в 10-12 лет сейчас уже никого не удивляет. Такая же неутешительная статистика и по заболеваниям бронхо-легочной, мочеполовой и других систем организма. Нарушение опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопие и т.п.) встречаются у 7 из 10 школьников. Частота детской инвалидности в России за последнее десятилетие возросла вдвое, соответственно и количество детей «группы риска» увеличилось в несколько раз. На первый взгляд эти проблемы носят чисто медицинский характер, однако врачи воздерживаются от столь односторонней категоричности, т.к. обладают значительным объемом информации о многообразии факторов, оказывающих влияние на организм человека и его здоровье.

Здоровье человека - это интегральный показатель, отражающий взаимодействие самого организма и различных факторов окружающей среды, как естественных, так и искусственных. При наличии тех или иных нарушений включается механизм адаптации, т.е. совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования индивидуума в конкретной ситуации развития. У детей с ограниченными возможностями этот механизм нарушен и для нормальной жизнедеятельности им требуется помощь взрослых. Комплекс мероприятий, имеющих целью восстановление здоровья и трудоспособности, возврат к активной жизни (по возможности), т.е. реабилитация, показана как детям с ограниченными возможностями, так и детям часто болеющим или группы риска. В последнем случае реабилитационная программа дает возможность избежать инвалидности. Специфика реабилитационного воздействия предполагает всемерное соблюдение основополагающего принципа – принципа мультидисциплинарного подхода или, иначе говоря, комплексности.

Феномен реабилитации состоит в том, что трудно выделить ведущий компонент, от которого в конечном итоге зависит эффективность процесса. Это видно даже в профессиональной терминологии. Достаточно редко встречаются термины медицинская, педагогическая, социальная и другая реабилитация, но медико-социальная, социо-культурная, психолого-педагогическая, художественно-творческая, социо-бытовая и т.д. прочно вошли в теорию и практику реабилитологии. Вопреки устоявшемуся мнению, медицинская программа реабилитации – лишь начальное звено в системе оказания помощи, поскольку заболевший человек, естественно, нуждается прежде всего в медицинском наблюдении, однако все другие направления: психолого-педагогическое, социально-экономическое и пр. проводятся наряду с медицинской, в прямой связи с ней и в дальнейшем выходят на первый план.

Мультидисциплинарность выражается и в том, что в системе реабилитации работают специалисты самых различных профилей: врачи, психологи, педагоги, социальные работники, юристы, представители творческих профессий, специалисты в области ЛФК и массажа, дефектологи, логопеды и даже строители и архитекторы, от которых зависит проектирование и возведение объектов удобных для жизни людей с ограниченными возможностями. Кроме того, им свойственна высокая профессиональная компетентность не только в своей области, но и в смежных специальностях. Так, например, педагог не просто владеет общей методикой, но и методикой обучения ребенка с той или иной патологией, учитывает особенности нозологии, а также адаптирует различные методики с учетом структуры дефекта. Психолог не только работает со страхами, но и знает, для какого заболевания характерны те или иные их виды, как работать с психосоматической патологией и т.д. Врач же, в свою очередь, владеет навыками психологической помощи пациенту, умеет вести обучающие семинары. Таких примеров множество и они подтверждают тезис о целесообразности комплексного подхода к проблемам реабилитации как единственно верного с точки зрения эффективности, особенно в сочетании со строгим соблюдением принципа индивидуальности воздействия.

Особое значение в коррекционно-восстановительной работе имеет выбор методов работы. И именно в этом вопросе наиболее ярко проявляется мультидисциплинарность подхода. Все многообразие медицинских, педагогических, психологических, социальных и других технологий не только нашло достойное место в практике реабилитации, но и тесно переплелось и взаимообогатилось.

Специфика методологии реабилитационного процесса парадоксальна по сути своей. С одной стороны специалист в выборе методов строго ограничен особенностями патологии индивидуума, с другой стороны – неограниченность возможностей для профессионального творчества, поиска новых путей и методов на основе мультисистемного подхода. Так, например, если ребенок страдает ДЦП средней тяжести, то, как правило, овладение любыми графическими навыками (будь то письмо или рисование) с помощью традиционных методов весьма проблематично. Структура дефекта такова, что нарушен сам механизм движений, особенно тонкомоторных. Но это не значит, что ребенок с таким недугом будет лишен возможности изложить свои мысли на бумаге или выразить себя в изобразительном творчестве.

Учитывая уровень развития современных технологий, нами была разработана программа по обучению детей с ДЦП печатанию на компьютере, т.к. работа с клавиатурой и мышью несравнимо проще с точки зрения кинетики тонкомоторных навыков, нежели письмо. Что касается рисования, то здесь помогает широкое использование нетрадиционных методов: пальчиковое рисование, рисование тычком, клеевой кистью, использование штампов и трафаретов, техника коллажа и т.п., кроме того, эта деятельность носит яркую арт-терапевтическую направленность.

За годы работы сотрудниками центра был накоплен уникальный научно-практический материал, получивший высокую оценку наших коллег по всей стране.

Опыт внедрения инновационных технологий психолого-педагогической реабилитации в МУ РЦ «Радуга».

Особое внимание в своей работе мы придаем не только сохранению и углублению проверенных методик, но и внедрению новых высокоэффективных технологий. Самой актуальной на данный момент является группа методик, которые условно можно назвать реабилитационные экотехнологии. Общим моментом для всех них является использование коррекционно-восстановительного и оздоровительного потенциала природных объектов во всем многообразии их проявлений. Гарденотерапия, анималотерапия, ландшафтотерапия, «сенд-плей» терапия – вот лишь некоторые из экотехнологий. Общение с природой – естественная потребность человека, забывая об удовлетворении которой он ставит под угрозу свое физическое и психическое здоровье. Взаимодействие с природными объектами дает мощный развивающий импульс, стабилизирует психо-эмоциональное состояние, помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь состояния умиротворения и гармонии.

Как показывает опыт нашей работы, одной из самых интересных и доступных методик является гарденотерапия . Это целое направление в социально-трудовой реабилитации в основе которого лежит приобщение детей с ОВ к работе с растениями. Плоды этой работы имеют ярко выраженный наглядный характер. К сожалению, климат нашей страны не позволяет выращивать растения в открытом грунте круглый год, хотя именно это наиболее желательно. Однако не меньший интерес представляет работа с комнатными растениями, рассадой овощных и цветочных культур, использование растительных компонентов в дизайне интерьера. Единственным залогом эффективности гарденотерапевтических мероприятий является строгое соблюдение двух правил:

1.Растения должны отвечать следующим требованиям:

    абсолютная безопасность;

    простая агротехника;

    достаточно короткий период вегетации (от всходов до результата);

    ярко выраженный практический и эстетический эффект.

2.Возможность использования в различных видах деятельности.

Практика показала, что дети с легкой физической недостаточностью, дефектами сенсорных анализаторов, элементами аутизма очень чутко воспринимают сигналы о состоянии растений, чувствуют их потребности, тщательно и заботливо ухаживают за ними. Кроме того, многообразие растительного и природного материала позволяет ребенку получить бесценный сенсорный опыт. Совершая манипуляции с семенами, шишками, корой, мхом, веточками и прочими объектами он не просто развивает тактильные анализаторы, но воздействует на биологически активные точки, которыми богата кожа кистей рук. Таким образом, происходит стимуляция коры головного мозга и одновременно ведется работа по профилактике ряда заболеваний, что способствует общему оздоровлению организма. Это особенно важно для часто болеющих детей и детей группы риска, а также тех, кто по каким-то причинам не может применять традиционные формы закаливания.

Вокруг этого направления легко организовать дополнительную работу как прикладного, так и оздоровительного характера: занятия флористикой, конструирование из природного материала, различные подвижные и развивающие игры, оформление интерьера, введение элементов фито- и ароматерапии (при отсутствии противопоказаний).

Давно известно о целительной силе общения с животными. В настоящее время сложилась целая система оздоровления через непосредственный контакт с «братьями нашими меньшими» - анималотерапия. Еще в 70-е годы прошлого столетия американскими учеными был доказан факт положительного влияния общения с дельфинами на детей с аутизмом. Дельфины стали для ребенка «мостиком к исцелению», дали импульс к преодоления недуга. Подобный опыт существует и в нашей стране, только роль дельфинов взяли на себя лошади. Метод получил название «иппотерапия». Он дает стойкий положительный эффект при работе с детьми, страдающими ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Мы проверили это на собственном опыте. Некоторое время у нас была возможность заниматься иппотерапией на стадионе «Строитель». Дети с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата получили мощный заряд положительной энергии, наметился явный прогресс в их развитии. Однако, по ряду объективных причин занятия были временно приостановлены, но при первой же возможности мы возобновим их.

Общение с животным стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться и трудиться, дает возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка. При этом самым ценным личностным сдвигом, происходящим в процессе реабилитации, можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть болезнь, осознание своей полноценности.

Особо ценным в анималотерапии признается возможность ребенка приобрести личный опыт проявления доброты, великодушия, сочувствия. Ребенок с особыми образовательными потребностями, лишен возможности проявлять эти чувства в повседневной жизни, т.к. по определенным причинам он, как правило, окружен опекой взрослых, которая зачастую оказывается чрезмерной. Это крайне отрицательно сказывается на психическом благополучии ребенка, без которого резко снижается результативность коррекционно-восстановительных мероприятий. Нами замечено, что дети, общающиеся с животными, дают лучшую динамику показателей эффективности реабилитации, чем дети лишенные этой возможности. Причем это наблюдение касается и психолого-педагогического, и медицинского, и социального аспекта реабилитации.

В литературе встречаются данные о том, что животные каким-то образом оздоравливают то место, где находятся. В частности приводятся ссылки на эксперимент французских ученых. Суть его состояла в следующем. Собаку поместили в изолированное помещение, атмосфера которого была заражена болезнетворными объектами (вирусы, бактерии, грибки и т.п.). Через некоторое время бокс открыли. Собака была жива и абсолютно здорова, в то время как все возбудители болезней погибли, и воздух стал практически чистым. Вообще давно известно, что в домах, где держат животных, болеют значительно реже.

Сравнительно недавно была выделена в самостоятельный вид психотерапевтического воздействия ландшафтотерапия. В основе метода лежит использование созерцания естественных ландшафтов для стабилизации психо-эмоционального состояния и активизации творческих способностей индивидуума. Для работы мы используем не только естественные ландшафты, но и их фото- и видеоизображения, а также компьютерные версии. Хотя, конечно же по силе воздействия они не сравнятся с натуральными природными видами, где задействуются все анализаторы организма, включая зрение,обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат. Ландшафтотерапия может применятся для решения широкого круга задач – не только психотерапии и психокоррекции, но и психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, улучшения психологического климата в семьях и различных малых группах, велики ее возможности в укреплении и восстановлении здоровья, т.к. гармоничное сочетание природных факторов имеет мощный оздоровительный потенциал.

Не менее эффективной в стимуляции развития ребенка может быть «сенд-плей» - терапия или «песочная терапия». Ее принцип был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Сейчас она используется в самых различных целях. Песок может помочь в развитии мелкой моторики, в коррекции звукопроизношения, в обучении грамоте и счету. Но самое главное, «песочные» творения ребенка расскажут о его внутреннем состоянии, конфликтах и противоречиях больше, чем любые расспросы. Играя с песком, ребенок может разрешить какие-то свои проблемы, «отыграть» острые ситуации да и просто снять напряжение. Оказывается, что, создавая картину из песка и разыгрывая различные сюжеты, человек (независимо маленький или большой), переносит на «песочный» лист ландшафт своего внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.

Мы используем удивительные возможности песка на прогулках в теплое время года, а в скором времени планируем создать условия для круглогодичной работы с песком в помещении.

Большое значение в работе педагогов и психологов нашего центра имеет использование законов видеоэкологии – науки об организации визуального пространства человека. Для психики любого человека, особенно ребенка, губительны однородные видимые поля (черно-белая клетка, горошек, повторяющиеся рисунки на здании, окна в многоэтажке и пр.). Они могут вызвать приступы немотивированной агрессии даже у очень спокойного человека. Поэтому взрослые должны позаботиться о том, чтобы детей окружала как можно более разнообразная среда, богатая предметами на которых может остановиться взгляд. Это во многом способствует профилактике неврозов и неврозоподобных состояний у детей и стимулирует их познавательное развитие. Из этого следует, что интерьер любого учреждения, а тем более, детского, не имеет права быть скучным и однообразным, и за это отвечаем мы - взрослые.

В нашем центре вся визуальная среда организована с учётом законов видеоэкологии. Нет однообразных интерьеров, агрессивных видимых полей, стены украшают изделия художественно-прикладного творчества, созданные руками детей и сотрудников.

Оформление центра несет на себе не только эстетическую нагрузку, но и является важным звеном в процессе комплексной реабилитации. Так, например, в холле у кабинета врача висит тактильное панно, сделанное руками детей из природного и бросового материала. Гречка, скорлупа фисташек, детали из солёного теста, кусочки ткани, клеёнки, тесьмы – вот лишь некоторые элементы из которых изготовлена картина. Оригинальное цветовое решение, разность фактур, интересный сюжет привлекают внимание ребёнка, стимулируют его познавательную и двигательную активность, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Исследуя панно, ребенок не только получает положительные эмоции, но и обогащает свой сенсорный опыт.

Немалую роль играет внешняя среда в создании положительного психоэмоционального настроя и налаживании доверительных отношений между сотрудниками и посетителями центра. Вся атмосфера дышит теплом и домашним уютом, а дома, как известно, и стены помогают. Это отмечено не только нами, но и многочисленными посетителями и гостями из различных уголков нашей страны и из-за рубежа.

Реабилитация – процесс сложный и многогранный. От слаженной работы всех его составляющих зависит в конечном итоге долгосрочный результат. Но специалисты не могут находиться с ребенком постоянно, поэтому огромное значение мы придаем привлечению родителей к активному участию в коррекционно-восстановительной работе. Обучение методикам, подбор литературы, семинары-практикумы, консультации, дни открытых дверей – это лишь некоторые формы работы с родителями. Нами была разработана и внедрена программа «Интерактивные методы в работе с родителями». В ее основе лежит принцип активного взаимодействия с родителями и быстрое решение возникающих проблем организации работы. Трудности, запросы, пожелания родителей отслеживаются на всех этапах реабилитационного процесса, что помогает гибко реагировать на изменение ситуации и вносить необходимые коррективы. Интерактивность понимается нами как прямой диалог с родителями в режиме обратной связи. Основной метод работы в этом направлении – анкетирование. Нами была разработана особая форма анкеты, которая так и называется «Обратная связь». Анализ первых результатов обнадеживает. Родители охотно идут на контакт, высказывают свои пожелания и предложения, обозначают круг вопросов, интересующих их и, что, особенно приятно предлагают помощь в оформлении центра, проведении культурно-досуговых мероприятий. На основании анкет нами были сделаны выводы о наиболее эффективных методах работы. Самыми непопулярными оказались общие родительские собрания, а самыми приемлемыми консультации и обучающие занятия. Эти сведения помогли внести коррективы в планирование работы с родителями. Они стали не пассивными созерцателями работы специалистов, а активными, заинтересованными участниками процесса от которых в значительной степени зависит результат реабилитации.

Показателем работы любого специалиста, а тем более, целого коллектива, служит высокая эффективность в конечном результате. Но есть немало примеров того, когда достижения ребенка без соответствующей работы со стороны родителей сводились к нулю. Родители были просто не готовы к тому, чтобы прикладывать усилия к дальнейшему процессу развития и закрепления полученного результата. Особенно это заметно при работе с детьми с ограниченными возможностями. Нашу задачу мы видим в том, чтобы создать у родителей устойчивую мотивацию к поддержанию и сохранению здоровья ребенка, а также созданию такой мотивации у самого ребенка.

Нам хотелось бы привести слова одного из пропагандистов здорового образа жизни: «Основной потребностью человека является потребность быть здоровым, только, к сожалению, осознается она тогда, когда удовлетворить ее уже нет никакой возможности». Задача врачей, педагогов, психологов, просто людей думающих о будущем детей пробудить в общественном сознании стремление осознать значение основополагающей потребности - быть здоровым. Это в конечном итоге и будет показателем долгосрочной эффективности нашей с вами работы.

- 84.58 Кб

Новой мерой социальной поддержки инвалидов стало внедрение услуги «тревожная кнопка». Услуга «тревожная кнопка» - это технология предоставления системы экстренной социально-медицинской помощи инвалидам, осуществляемой с привлечением специализированных служб скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, милиции и других служб, в течение 24-х часов в сутки. Посредством связи с диспетчерами центра обработки вызовов, имеющими медицинское и социальное образование, осуществляется связь, как на дому, так и вне дома.

Услуга «тревожная кнопка» рассчитана, в первую очередь, на защиту и поддержку одиноких людей, а также тех, кто в течение дня остается один, когда их родные уходят на работу. Наличие «тревожной кнопки» не требует присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для человека с ограниченными возможностями. Система позволяет человеку нажатием всего одной кнопки в любое время связаться с оператором-врачом и получить консультацию медицинского, социального и бытового характера.

Инновационность технологии «тревожная кнопка» заключается в системном подходе организации и предоставления самой услуги, в использовании современных информационных технологий, в применении отечественных разработок. Кроме того, инновацией является реализация принципов государственно-частного партнерства, обеспечивающих экономичную, оптимальную по затратам и качеству экстренную социально-медицинскую помощь населению. Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так получили распространение следующие инновационные терапевтические технологии: Арттерапия 15 - способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме .

Лица, профессионально осуществляющие арттерапию, специально подбирают художественные произведения - картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения. Основными функциями арттерапии являются:

1. Компенсирующая. С помощью восприятия произведений искусства или активной художественной деятельности могут быть компенсированы неразрешимые проблемы реабилитируемого.

2. Развивающая. В этом случае восприятие искусства или активная художественная деятельность ориентированы на развитие навыков, уже имеющихся у субъекта реабилитации, но не используемые им в нужной мере.

3. Обучающая. В этом случае арттерапия используется с целью формирования у субъекта новых навыков, которыми он ранее не владел .

Только при отчетливом представлении реабилитационных функций арттерапия может быть использована эффективно. Библиотерапия - метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего больному пути разрешения конфликтных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному .

Музыкотерапия - использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях - улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больных, если она не соответствует его эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой .

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия 16 . Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Лошадь возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя полностью зависимыми членами общества.

Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом. В сущности, иппотерапия - есть не что иное, лечебной физкультуры, где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Верховая езда требует от инвалида концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Использование этого метода в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты: облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги, организует адаптацию к реальному пространству и времени, способствует достижению самостоятельности .

Игровая терапия 17 , как один из видов инновационных технологий реабилитации детей - инвалидов. Чтобы понять детей, найти подход к ним нужно взглянуть на ребенка с точки зрения развития. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игровая терапия - это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Она менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт, что позволяет распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми аффектами

Применение новых технологий социального обслуживания получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к человеку, имеющему инвалидность, основанному на уважении к нему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение инновационных технологий позволяет существенно повысить эффективность и результативность реабилитации, добиться заметных преимуществ перед другими поставщиками и, тем самым, повысить свою конкурентоспособность на рынке реабилитационных услуг.

Инновационные технологии реабилитации инвалидов могут отражать различные аспекты системы и процесса реабилитации: организационные, управленческие, технологические, технические и т.п. Но их суть одинакова – они относятся к категории нововведений, опирающихся на достижения науки и техники в области реабилитации инвалидов.

Нововведения приводят к позитивным качественным изменениям в системе и процессе реабилитации, позволяют более рационально и эффективно использовать материальные, экономические, социальные и иные ресурсы.

Эволюция инноваций в области реабилитации инвалидов представляет собой системный процесс. Простой переход от идеи к новой реабилитационной услуге развивается по линейной траектории движения от нового знания к новому продукту. Системный процесс включает в такой переход дополнительные промежуточные элементы и обратные связи: внешнюю среду, взаимодействия между людьми, взаимодействия людей со средой, организационные взаимодействия, перекрёстные взаимодействия и т.д.

Инновационные технологии предоставления реабилитационных услуг, являясь составной частью инновационной стратегии реабилитации инвалидов, тесно взаимосвязаны с другими областями этой стратегии: инновационными продуктами, организацией, процессами, инновационным маркетингом. Инновационные технологии реабилитации инвалидов должны внедряться в практику поэтапно. Слишком высока цена возможных рисков. В этом смысле разумный консерватизм является лучшим спутником социальных инноваций. На первом (подготовительном) этапе одним из необходимых условий внедрения инноваций является установление партнёрских отношений с клиентами реабилитационных учреждений, для которых создаются инновации. Это предусматривает вовлечение инвалидов, членов их семей, попечителей, общественные организации в качестве соинноваторов, которые сотрудничают в процессе внедрения новых реабилитационных услуг с руководителями реабилитационных учреждений, разработчиками инноваций, участвуют в работе коллегиальных органов, взаимодействуют с персоналом и т.д.

Другим важнейшим условием, формируемом на подготовительном этапе, является готовность реабилитационного учреждения к инновационной деятельности. Это предполагает, прежде всего, готовность руководителей, сотрудников, персонала учреждений квалифицированно осуществлять инновационную деятельность, а также формирование рабочей среды, обеспечивающей внедрение инноваций. Руководители реабилитационного учреждения должны формировать инновационный стиль работы, задавать тон и определять направления инновационной деятельности, формировать «прокладывающие путь» кросс-функциональные 18 мультидисциплинарные команды. С этой целью в реабилитационном учреждении должна быть создана корпоративная архитектура нормативных документов, обеспечивающих его инновационное развитие. Структура корпоративной архитектуры может включать оформленные надлежащим образом политику учреждения, уставные документы, регламенты, положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты, программы, планы, порядки, методики, модели, нормативно-справочную информацию. Сотрудники-инноваторы и персонал учреждения должен быть наделён определёнными обязанностями и полномочиями, закреплёнными в указанных документах.

Рабочая среда реабилитационного учреждения должна состоять из процессов, практик и систем, поддерживающих инновации, иметь корпоративную культуру, воспринимающую инновации, как очевидную необходимость для развития учреждения, опираться на участие сотрудников и персонала в реализации поставленных целей и их осознанную поддержку этой деятельности. После подготовки почвы, для того, чтобы «зёрна инноваций» проросли, можно приступать ко второму этапу (инновационной диагностики). На этом этапе необходимо спрогнозировать и предусмотреть возникновение возможных проблем, связанных с конкретным нововведением, процессами, условиями и средой его внедрения, определить пути их решения.

Третий этап (внедрения) предусматривает реализацию нововведения в рамках чётко очерченной схемы. Такая схема одновременно должна быть и достаточно гибкой, перенастраиваемой, предусматривать возможность оперативной корректировки реабилитационного воздействия в зависимости от информации, поступающей по каналам обратной связи (результаты измерений, социологических опросов, ситуационных факторов и т.п.). На четвёртом этапе (оценки ближайших и отдалённых последствий) проводят окончательное сравнение полученных результатов и поставленных целей, осуществляют заключительные корректировки, утверждают нормативный документ, регламентирующий внедрение инновации, по возможности, в установленном порядке юридически закрепляют авторские права. Безусловно, предлагаемый алгоритм внедрения инновационной реабилитационной технологии, является примерным и может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий и особенностей деятельности реабилитационного учреждения. Возможная средняя продолжительность реализации такого алгоритма может составлять от одного до трёх лет.

Важной задачей специалистов по социальной работе является внедрения в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологических процедур. Использование новых эффективных методов социальной работы с людьми с ограниченными возможностями позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося. Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации. Не следует прекращать поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у человека с ограниченными возможностями не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холостова, Е.И.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии [Текст]: / Е.И. Холостова.- М.: МГСУ, 2003.- 310 с.

2. Маренков, Н.Л. Инноватика [Текст]: учеб. пособие. – / Н.Л. Маренков.- М.: Ком. Книга, 2005.- 304 с.

3. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами [Текст]: дис. д-ра соц. наук: / Дятченко Леонид Яковлевич.- М.,2002.- 274 с.

4. Иванов, В.Н. Социальные технологии [Текст]: учеб. пособие /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев - М.: Муниципальный мир,2004.- 345 с.

5. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Текст]: принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. №181

6. Дэндрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений [Текст]: / Г.Л. Дэндрет. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 310с.

7. Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 27 июля 1992 г. №802

8. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 25 марта 1993 г. №394

9. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 1 июня 1996 г. №1011 (с изм. от 27 апреля 2000 г.).

10. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» [Текст]: №927 от 12 августа 1994 г.

Описание работы

Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время численность инвалидов в России приближается к 13 млн. чел. (около 9% населения) и продолжает расти. Работа с людьми с ограниченными возможностями относится к категории сложнейших аспектов в социальной работе и предполагает особое внимание и социальную защиту со стороны государства. Необходимость совершенствования системы социального обслуживания, улучшение качества услуг на основе учета специфических потребностей клиентов, расширения рынка социальных услуг при помощи внедрения в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологий - все это позволит сделать жизнь инвалидов максимально комфортной и незави-симой.
Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ 7
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
2.1 Традиционные технологии социальной работы с людьми с
ограниченными возможностями 11
2.2 Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ