И заниженной самооценки приводит к. По каким причинам могут происходить сбои в самооценке? А что такое оценка


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Любой возраст может оказаться ареной для розыгрыша сценария « », однако корни его всегда скрываются в детстве. Нередко эта проблема мешает полноценно жить и что самое важное – самовыражаться. Человека сопровождают чрезвычайная стеснительность, неуверенность в себе, робость в решениях и поступках, завистливость на фоне яркого себялюбия, боязнь перед тем, чтобы оказаться смехотворным.

Вполне возможно, что заниженная самооценка не даст человеку никогда добиться каких-либо успехов и занять в жизни достойное положение.

Причины заниженной самооценки

Если говорить о причинах заниженной самооценки, то они укоренены в детском возрасте, когда ребенок неспособен выносить самостоятельную оценку собственным поступкам, но мнение о себе формирует на основании высказываемых суждений в рамках своего ближайшего окружения. Чаще всего речь идет о реакции на действия ребенка со стороны его родителей, об отсутствии любви к нему, ласки, о чрезмерно высоких требованиях, сопровождаемых беспрестанной критикой. В результате критика становится нормой его жизни, а самоуважение падает.

В качестве следующей причины формирования заниженной может быть рассмотрен метод воспитания, предполагающий постановку образца для подражания. Например, ребенку говорят: «Смотри, какой у тебя успешный дедушка, делай как он». На подсознательном уровне генерируется образ идеальной модели поведения, однако попытки воплотить ее в жизнь наталкиваются на препятствия реальности, в результате – отсутствие соответствия между действительностью и образцом, а оттуда – внутренний конфликт.

Болезненность в детстве, либо некие изъяны внешности, в свою очередь могут стать причиной снижения самооценки. Глумление ровесников над недостатками обязательно вызовет прогрессирование низкой самооценки. Исполнение задач, удачное или не очень, нередко на протяжении жизни становится причиной чьей-либо критики и если такую критику принимать близко к сердцу, это также будет отражаться на уровне собственной оценки.
Бывает и так, что люди из-за отсутствия опыта ставят перед собой исполнение нереальных целей за слишком короткие промежутки времени. При естественном их не достижении, такие люди ощущают проблемы ухудшения самооценки. Наблюдается потеря веры в себя и в собственные силы, прекращается борьба за мечту.

Признаки заниженной самооценки

Характерной чертой, определяющей индивидуальный уровень самооценки, оказывается оценка личности со стороны окружающих. Ведь то, как относится человек сам к себе, в значительной степени отражается в отношении к нему окружающего социума. Человек, который не любит себя, вероятнее всего не завоюет и сторонней любви. Самоуничижение – прямой путь к низкой оценке в чужих глазах.
Естественным стремлением индивида с признаками заниженной самооценки будет поиск и выбор соответствующих партнеров. Поведение подобное для людей нерешительных и неуверенных в себе вполне естественно. Постоянные жалобы на жизнь и на ее неустроенность, на обстоятельства и рок беспомощности – удел людей с низкой самооценкой.
Неумение и нежелание управления собственной жизнью приводит таких людей к неуемной жалости в отношении себя. Они идут на то, чтобы окружающие ранили их, подвергали критике, даже злили и все это из-за зависимости собственного характера, из-за стремления к внешнему вниманию любой ценой. Особую радость вызывает возможность заболеть, в результате чего близкие люди проявляют к ним повышенное внимание, готовность услужить.
У людей с заниженной самооценкой наблюдается ярко выраженная склонность обвинять во всех сваливающихся на них проблемах кого угодно, только не самих себя, с возложением ответственности на обстоятельства, на случай, на других. Из-за ощущения себя неполноценной личностью у них возникает желание унижать и оскорблять окружающих. Нередко те черты, которые им не нравятся в себе, они видят в тех, кто находится рядом, обвиняя их в несуществующих грехах и осуждая за несуществующие действия и недостатки.

Проблемы заниженной самооценки проявляются не только в действиях и в оценках, но . Если адекватно оценивающий себя и собственные поступки человек выглядит раскрепощенным и расслабленным, то тот, кто страдает от собственной недооценки, будет выделяться из общей массы опущенными плечами, понуренной головой, грустью в мимике, стесненностью движений. Немало скажет и манера одеваться, ведь то, как человек следит за собой, во многом говорит о его самооценке.

Если обратить внимание на реакцию относительно критических высказываний в сторону людей с низким уровнем самооценки, то каждое замечание и реплику они мгновенно принимают на собственный счет. Если же такой человек допустил ошибку и происходит разбор, из-за чего она могла произойти, конструктивизм с его стороны отсутствует, а попытка оппонента докопаться до сути ошибки воспринимается им как личное глубокое оскорбление.
Из-за проблем самооценки люди не в состоянии отмежеваться от проблемы, они склонны увязывать диссонансные ситуации с собственной личностью. Нередко хвастливость и фамильярность, излишне громкое самовыражение (смех, разговор) сопровождают общение с такими людьми, старающимися надевать различные маски, но не быть самим собой. Маски используются для сокрытия от людей собственной несостоятельности и неуверенности в собственных силах, что является попыткой компенсации отсутствия или недостатка внутреннего достоинства.

Часто индивиды, страдающие от заниженной самооценки, не имеют близких друзей. Зависимые от неприязни к самим себе, они превращаются в одиночек, выпадающих из социума, часто превращаясь в особей чрезмерно агрессивных и придирчивых, настырных и одновременно критичных. Все это отнюдь не благоприятствует формированию дружеских отношений.
Доминанта боязни совершения ошибок, склонность к беспрестанным сомнениям и колебаниям приводит к тому, что индивид прекращает какую-либо активность, либо откладывает ее на неопределенные сроки. Человек уходит от принятия решений ввиду неумения делать выбор. Так, предположим в семье, такое положение вещей может привести к разводу. Нередко распадаются браки, где у одного из партнеров имеется стойкое стремление к постоянному доминированию, контролю действий супруга.

Как избавиться от заниженной самооценки

Низкая или же преувеличенная оценка самого себя – суть фронт и аверс медали неприятия собственной личности. При маломальском неуспехе происходит немедленное преобразование завышенной самооценки в заниженную. Либо наоборот, пусть даже небольшой успех заниженную самооценку трансформирует в завышенную. В обоих случаях самооценка совершенно не соответствует действительному положению дел. Отсюда вывод – обе самооценки могут уживаться в одном человеке.

Чтобы понять, как необходимо выявить причины ее зарождения и выполнить их переоценку. Прежде всего, необходимо понять, что наряду с осознаваемыми недостатками имеются реальные достоинства, следует удостовериться в том, что есть действительно сильные стороны, которые могут получить высокую стороннюю оценку. Чтобы побороть проблему, следует начать получать от жизни радость и удовольствие, а для этого – выстраивать сначала несложные планы и их реализовывать, поднимая себе настроение и вызывая тем самым улыбку.

Чтобы избавиться от низкой собственной оценки стоит начать любить себя таким, как есть, со всеми недостатками и совершаемыми ошибками. Вместе с тем следует уразуметь, что, как и у всех людей, помимо недостатков имеются еще и добродетели. Примечательно, что контролирование своего внешнего вида, походки, манеры держаться, приводят к заметным улучшениям. Если вдруг заметили, что сгорбились, опустили взгляд под ноги, тут же разверните плечи, взгляните на мир открыто, улыбнитесь, вспомнив что-нибудь приятное, идите вперед, наслаждаясь каждым шагом, вдохом.

Для борьбы с низкой самооценкой следует научиться себя ценить, может помочь интенсивное чтение или занятие тем, что вызывает подлинное удовольствие, что действительно интересно. Возможно, необходима смена места работы, а если возможность такая отсутствует, то неплохо найти для себя увлекательное хобби.
Чтобы побороть заниженную самооценку, необходим самоконтроль и воспитание в себе целеустремленности, чему способствует каждодневная физическая активность, укрепляющая не только тело, но и дух. Благоприятное отношение к окружающим, любовь к ближнему, стремление не только получать от окружающих, но помогать им. Все это существенно влияет на улучшение самооценки и придает каждому человеку вес в собственных глазах. Чтобы измениться, стоит начать верить в себя, в свой собственный потенциал и возможности, избавиться от тягостных мыслей о своих недостатках.

Самооценка - это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки - достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

Причины заниженной самооценки

Несмотря на то, что самооценка - это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида - кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.

Следует помнить, что критические замечания - это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

Существуют три состояния самооценки:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.

Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических - голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.

На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение - побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок - кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением - имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, - крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.

У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

Чем опасна заниженная самооценка?

Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, - «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.

Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения .

Заниженная самооценка: признаки

В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.

В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.

Как повысить заниженную самооценку?

Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.

В статье рассматривается феномен заниженной самооценки: общее понятие, причины и способы коррекции мнения человека о себе самом.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно сначала рассмотреть общее понятие о самооценке.

Итак, у человека есть два представления о себе – «я» реальное и «я» идеальное. Реальное «я» – это мнение человека о самом себе настоящем, о том, какой он есть. «Я» идеальное – это то, каким бы ему хотелось быть.

Самооценка характеризует удовлетворенность человека своим движением от реального «я» к идеальному. Если самооценка высокая, то человек близок к своему личностному идеалу, а когда низкая, то бесконечно от него далек.

Самооценка может быть: адекватной и неадекватной. Адекватная оценка человеком самого себя может быть высокой, средней или низкой.

Такая самооценка не является для человека проблемой, если он трезво оценивает себя, т.е. знает свои сильные и слабые стороны и нацелен на гармонизацию своей личности и приближение к идеальному «я».

Психология рассматривает как проблему только завышенную или заниженную самооценку и считает ее неадекватной.

В нашей статье мы оставим в стороне завышенную самооценку и сосредоточимся на заниженном мнении человека о своей персоне и рассмотрим его основные причины, признаки и поговорим о том, как бороться с заниженной самооценкой.

В фокусе нашего внимания будут:

  • мужчины;
  • женщины;
  • дети;
  • подростки;

Причины

У мужчин

Самооценка мужчины складывается из нескольких факторов:

  1. Социальный статус . Для современного мужчины важно, какое положение он занимает в обществе, насколько он востребован. Мужчина намного болезненнее женщины переживает отсутствие работы и невозможность реализоваться в социуме, он сильно страдает от невозможности применить себя. Естественно, что это влияет на его самооценку.
  2. . Если мужчина чувствует себя специалистом, когда дело у него спорится, то это благотворно влияет на его самооценку. В противном случае, когда человек так ничего и не добился на профессиональном поприще, или он работает не по специальности, то оценка его падает.
  3. Соотношение удач и неудач . Так же очень важный фактор, влияющий на самооценку человека. От соотношения побед и поражений в жизни каждого человека зависит его мнение о себе самом.
  4. Мнение окружающих. Если мужчина тщеславен и жаден до комплиментов, восторгов и славы, то он будет зависеть от общественного мнения. От того, что о нем говорят другие люди.
  5. Успешность мужчины на любовном фронте . Параметр последний в списке, но не последний по значению. По некоторым мужчинам, для которых внимание женщин важнее карьеры, признания окружающих и даже материальных благ, больнее всего бьют именно неудачи на любовном фронте, а невозможность создать крепкую и гармоничную семью сильно сказывается на самооценке.

У женщин

Самооценка женщины складывается из тех же блоков, что и у мужчины, но их соотношение немного другое:

  1. Успешность женщины на любовном фронте . Плохо или хорошо, но у большинства женщин самооценка напрямую зависит от их успешности на рынке невест. Девушки очень расстраиваются, когда из парней на них никто не смотрит.
  2. Социальный статус (семейное положение) . Для большинства девушек социальный статус замыкается на их семейном положении. И девушка, которой уже за 20, 25, 30, но она еще не замужем, тяжело переживает свое одиночество, и самооценка, соответственно, падает.
  3. Мнение окружающих . Поверхностны девушки или глубоки, так или иначе, больше мужчин зависят от мнения окружающих. И даже если женщины самостоятельны, цельны и стремятся к профессиональной и личной самореализации, они все равно трепетно прислушиваются к шепоту других людей о себе.
  4. Компетентность или уровень профессионализма . Для тех женщин, для которых свет клином не сошелся на мужчинах, семье и детях, также очень важна профессиональная самореализация, и они очень расстраиваются, когда общество пытается им навязать гендерную и социальную роль «матери», «жены» или «любовницы» и похоронить их в этих рамках.
  5. Соотношение удач и неудач. Наименее женщины зависимы от побед и поражений, потому что они значительно гибче мужчин в психологическом плане. Как бы ни было плохо, они все равно смогут справиться со всеми проблемами.

Таким образом, причины понижения самооценки как у мужчины, так и у женщины вырастают из несоответствия между тем, что есть и тем, чего человеку хочется, т.е. между «я» реальным и «я» идеальным.

Повинны в дисгармонии могут быть как один из заявленных выше параметров, так и их группа. Вариации несовпадений настолько многообразны, что их невозможно даже сосчитать.

У подростков

Ведущими потребностями подростка (возрастной период от 11 до 17 лет) выступают:

  • жажда приятия;
  • стремление к пониманию.

Причем подросток должен быть принят и понят прежде всего своей референтной группой, т.е. друзьями, для него это очень важно. Родители и родственники в этот отрезок времени для подростка далеко не на первом месте, но было бы неплохо, если родители тоже в это время будут окружать ребенка теплом и пониманием.

Соответственно, если указанные потребности не удовлетворяются, то самооценка человека пойдет резко вниз.

У детей

С детьми еще проще, чем с подростками. В маленьких детях как в зеркале отражаются отношения в семье. Разумеется, на самооценку ребенка влияют также такие факторы, как:

  • количество детей в семье;
  • достаток семьи;
  • положение ребенка в семье (старший, средний, младший).

Признаки

Главный симптом заниженной самооценки – это неуверенность в себе и своих силах. Неуверенность и страх накрывают все возрастные группы, только выражается это у каждой группы по-разному:

  1. Мужчины и женщины не берут на себя ответственность (на работе или в любовных отношениях). Они боятся, «как бы чего не вышло». Неуверенность бросает огромную тень на всю их жизнь: работа, семья и жизненные перспективы оказываются под большим вопросом. В обществе сейчас больше всего ценится эффективность человека, а неуверенность снижает быстродействие и оставляет как женщину, так и мужчину за бортом личных и социальных свершений.
  2. Дети и подростки . Заниженная самооценка и ее спутница неуверенность делает детей малоподвижными и замкнутыми, а подростков нелюдимыми и агрессивными.

Что делать с собственной неуверенностью

Ребенку

Человек, который только вступил в этот мир, сам ничего не может сделать со своей неуверенностью. Он не в силах от нее избавиться самостоятельно. Родители, прежде всего, должны задуматься об отношениях, царящих в семье. Если ребенок ушел в глухую оборону и не рассказывает о своих проблемах, то его можно отвести к психологу.

Уровень уверенности у ребенка можно повысить, если в семье восторжествует любовь, взаимное уважение, и маленький человек будет погружен в атмосферу всеобщего доверия.

Подростку

Парень или девушка уже не так зависимы от родителей. Они могут самостоятельно поднять уровень уверенности в себе. Есть два пути:

  1. Компенсация . Допустим, у человека есть комплекс – он физически слаб. Но вместо того чтобы «умирать» в тренажерном зале парень (или девушка) идет в кружок рисования или пения и «выбивается в люди» с помощью вновь приобретенных умений.
  2. Гиперкомпенсация . У парня не хватает физической силы, и он не хочет искать легких путей, а идет прямиком в спортзал и там наращивает мышечную массу (случай Арнольда Шварценеггера) или в секцию кикбоксинга (случай Жан-Клода Ван Дамма). И тем самым убивает сразу двух зайцев: с одной стороны, становится сильнее, а с другой стороны, заслуживает уважение сверстников.

Компенсация и гиперкомпенсация существуют друг от друга независимо и никак морально не окрашены. Каждый человек выбирает тот путь, который близок именно ему.

Компенсация и гиперкомпенсация сходны лишь в одном – это коррекция, которая предполагает мощнейшую внутреннюю работу человека.

Мужчине

Для мужчины единственный путь повысить самооценку – это учиться. Современный мир предполагает постоянное самосовершенствование. Если человек не хочет развиваться, то он быстро отстает и, соответственно, самооценка падает по объективным причинам.

Если же мужчину парализует низкая самооценка, и он не может решиться действовать, даже несмотря на то, что он многое может, многое умеет, то ему нужно обратиться к психологу, чтобы получить необходимый заряд уверенности, занять волю.

Самостоятельные техники работы с сознанием малоэффективны, тем более тогда, когда у человека нет привычки к внутренней работе.

Расчет здесь очень простой: мужчина учится, повышает квалификацию и профессионализм, добивается успеха, идет вперед, повышает социальный статус, заслуживает уважения окружающих, любовь женщин и зависть других мужчин. Все, он победитель.

Женщине

Чтобы повысить самооценку женщине нужно из себя действительно что-то представлять. Сейчас нельзя быть просто «матерью», «женой» и «любовницей». Вернее, можно, конечно, но такие женщины не конкурентно способны и тотально зависимы от мужчин, что не очень хорошо, прежде всего, для самих представительниц прекрасного пола.

У женщин есть прекрасное преимущество – они могут быть беспечными и владеть техникой самообмана, они способны впрыскивать себе инъекцию уверенности, не обращаясь к психологам и психотехникам.

Как? Очень просто: новые знакомства, новая одежда и уход за собой. Если женщина поймет, что она красива и желанна, и это убеждение закрепится парой побед на любовном фронте, то самооценка резко повысится.


Подводим итоги

Таким образом, заниженная самооценка страшна, прежде всего, неуверенностью в себе. Победить неуверенность можно разными способами, и для каждого человека есть свой индивидуальный рецепт обретения силы.

Тем не менее можно обобщить выше сказанное и сформировать несколько емких правил для женщин, мужчин, подростков и детей:

  • Взрослые мужчины и женщины могут победить неуверенность в себе, только постоянно самосовершенствуясь. Для этого необходимо трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, не бояться и не скрывать их от своего внутреннего взора. Нужно сделать обучение в глобальном смысле своей главной жизненной деятельностью. Чем больше люди будут знать, тем больше успеха им будет сопутствовать в жизни. Конечно, есть и ограниченные люди, которые совершенно не страдают от низкой самооценки, но это не то, к чему следует стремиться.
  • Подросткам может помочь компенсация или гиперкомпенсация. Например, мальчик слаб и тщедушен. Его обижают в школе, но он не стенает, не плачет, а идет учиться играть на гитаре, и вот через два-три года, он уже любимец девушек и кумир парней – это компенсация. Или другой вариант: все тот же парень вместо музыкальной школы идет в секцию карате, и вот через несколько лет он уже гроза школы – это гиперкомпенсация.
  • Маленькие дети зависимы от родителей, поэтому рекомендации скорее вторым: больше любить, больше проводить времени со своим ребенком. В семье должна царить атмосфера любви, заботы и понимания между всеми членами семьи, и тогда у ребенка будет высокая самооценка.

Следует помнить также и то, что самооценка – это характеристика относительная и все время плавающая. Кроме того, низкое, высокое или среднее мнение о самом себе ничего не гарантирует, это только инструмент.

Есть хорошие профессионалы с общей низкой самооценкой, но они добиваются в жизни большего, чем самодовольные неучи. И тем не менее себя лучше уважать, любить и постоянно работать над собой.

Видео: Проблема низкой самооценки

В самом слове «самооценка» уже заложено его значение. Это то, как мы представляем и оцениваем сами себя, свои качества и возможности, свое место среди других людей. То есть самооценка - это наше субъективное мнение о собственной личности. И к сожалению, это мнение часто бывает ошибочным.

А ведь от уровня самооценки напрямую зависят взаимоотношения человека с окружающими, а также его требовательность к себе и отношение к собственным достижениям и неудачам. Адекватное восприятие самого себя - залог гармонии и успеха в жизни. Тогда как низкая самооценка часто становится непреодолимым препятствием для счастья человека. В самом деле, как можно чего-то добиться - будь то профессиональная или личная жизнь, если ты сам не веришь в собственные силы, считаешь себя недостойным подарков судьбы?..

Но даже достигнув определенных высот, неуверенный в себе человек может все это подсознательно разрушить, полагая, что он попросту не заслуживает никаких жизненных благ. Тем самым он лишний раз и даже с некоторым изощренным удовлетворением укрепляется в негативном мнении о собственной персоне.

Робость, застенчивость, обидчивость, обостренное самолюбие, ревность, зависть, неуверенность в собственной привлекательности, боязнь получить отказ или показаться смешной - все это спутники низкой самооценки. Теперь вы понимаете, почему так важно ее повышать? Об этом мы и поговорим. Но для начала давайте разберемся, откуда у этой распространенной проблемы «растут ноги».

Главные причины низкой самооценки

Их три. Первая родом из детства, как и многие наши личностные проблемы. Маленькие дети очень внушаемы, к тому же они еще не умеют сами оценивать свое поведение. Поэтому представление о самих себе они получают в основном от ближайшего окружения, значимых для них людей. Главным образом - через реакцию родителей на свои действия. И если ребенка в детстве постоянно критиковали («неряха», «растяпа», «бестолочь»), одергивали, смеялись над любыми проявлениями неловкости, сравнивали не в его пользу с другими детьми, ребенок волей-неволей проникнется чувством вины и поверит в то, что он плохой. А повзрослев, уже сам возьмет на себя роль собственного критика, начнет постоянно себя ругать и выискивать различные недостатки, в большинстве своем - мнимые.

Еще одна распространенная родительская ошибка - так называемая тирания долженствований, когда ребенку настойчиво внушают, например, «ты должен учиться только на отлично», «ты должен беспрекословно слушаться взрослых». В итоге у него формируется чувство гиперответственности, складывается модель некоего эталона поведения, при воплощении которого ребенок будет хорошим. Но вступив во взрослую жизнь и осознав, что в жизни реализовать эту модель невозможно, человек начинает мыслить категориями «раз я не могу быть совершенством, значит, я ничтожество».

Нельзя всю оставшуюся жизнь винить родителей в собственных проблемах. Гораздо более конструктивный подход - не допустить аналогичного поведения в общении с собственными детьми. И это, поверьте, потребует от вас немалых усилий, ведь тип взаимодействия «родитель - ребенок» тоже формируется в детстве, как и самооценка.

Вторая причина - кризис среднего возраста. В жизни каждого взрослого человека неизбежно наступает такой период, когда он начинает осмыслять свою жизнь, подводить некоторые итоги. И если он находит их неудовлетворительными, его самооценка подвергается большому испытанию. У особо чувствительных натур она буквально рассыпается в пух и прах. В чем же причина такой фатальности кризиса среднего возраста? По мнению американского психолога Джеймса Холлиса, в это время человек производит сверку существующих целей с теми целями, которых бы ему действительно хотелось достичь. И часто оказывается, что вся предыдущая жизнь была «ненастоящей», то есть прошла под давлением стереотипов, навязанных из вне - родителями или окружением. И чтобы достичь гармонии с самим собой, человек должен кардинально сменить жизненный курс.

И наконец, третья причина - наступление так называемой черной полосы в жизни. Цепочка неудач и несчастий (болезнь, развод или расставание с любимым, увольнение или понижение по службе, потеря близких) способна даже самого позитивного и стрессоустойчивого человека повергнуть в депрессию и, как следствие, снизить уверенность в себе до уровня «ниже плинтуса».

Методы самообороны

Заниженная самооценка - не приговор, это не врожденное, а приобретенное и усугубленное качество. С ней можно и нужно бороться. Главное, осознать, что проблемы с самооценкой - это всего лишь образ мыслей, ставший привычкой. Вы просто привыкли думать о себе негативно: «у меня ничего не получится», «я этого не достойна»...

Между тем от качества наших мыслей зависит качество нашей жизни. Поэтому надо в корне менять собственное мышление. Где-то мне встретилась гениальная фраза: «Алмаз может думать о себе все что угодно, но от этого не перестанет быть алмазом. Но если он будет думать о себе позитивно, то превратится в бриллиант». В самую точку.

Вот несколько приемов борьбы с низкой самооценкой.

ПРИЕМ 1. Принять и полюбить себя такой, какая вы есть

Когда человек собой дорожит - это норма. Именно из любви и уважения к себе рождается наша любовь к окружающим и, напротив, окружающих к нам. Примите все свои недостатки и изъяны (уверена, что в основном надуманные) как гармоничные составляющие вашей личности.

А еще осознайте простую истину - совершенных людей нет. Это миф. Поэтому позвольте себе быть несовершенной. Никто не ждет, да и не вправе ожидать от вас безупречности во всем.

ПРИЕМ 2. Хвалить себя

Если у вас что-то получилось, не надо списывать это на везение, удачное расположение звезд или стечение обстоятельств. В этом всецело ваша заслуга.

Поэтому находите любой, даже маленький повод и хвалите себя, как мама хвалила вас в детстве за любой пустяк. Можно даже по голове себя погладить, если никто не видит. Работу сдала в срок? Молодчина! Сделала с ребенком уроки? Умница! Еще и шарлотку успела вечером испечь? Просто само совершенство!

А то ведь как зачастую бывает? Наметит себе женщина список из десяти дел, восемь переделала, а два - не успела. И начинает самоедством заниматься, ругая себя на чем свет стоит.

ПРИЕМ 3. Прекратить сравнивать себя с другими людьми

Всегда будут те, у кого доходы больше, мужья заботливее, дети способнее, ноги длиннее и т. д. Но поверьте, людей, которые добились гораздо меньше, чем вы, тоже предостаточно. И не надо забывать, что наше видение успехов и достоинств других людей - это всего лишь... наше видение. Объект вашей зависти может совсем по-иному оценивать происходящее в его жизни.

Гораздо полезнее сравнивать себя вчерашнего с собой сегодняшним. И если сравнение в пользу последнего, значит, процесс самосовершенствования налицо.

ПРИЕМ 4. Разрешить себе ошибаться

Перестаньте пилить себя за каждый промах и уж тем более делать из него глобальные выводы по поводу собственной персоны, типа: «У меня никак не получается заполнить декларацию - я никудышный работник», «Пригорели котлеты - я плохая хозяйка». Такое нелогичное обобщение сильно бьет по уверенности в себе - психика чувствует несправедливое к себе отношение и угнетается еще больше. В конце концов, если в июле вдруг резко холодает, вы же не делаете вывод, что наступила осень...

Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Ну или робот. Любой просчет - это бесценный опыт и своеобразный трамплин для последующих достижений. Надо не сокрушаться по поводу своей никчемности, а проанализировать допущенные ошибки, чтобы впредь постараться их не допускать.

ПРИЕМ 5. Не зависеть от мнения окружающих

То, что говорят или думают о вас другие люди, конечно, играет некоторую роль, но их мнение не определяет вашу сущность, не решает, кто вы есть на самом деле.

Человек с адекватной самооценкой воспринимает мнение окружающих лишь как дополнительный фактор, отнюдь не самый значимый. И рассматривает он это мнение в общей совокупности и временной перспективе. То есть он не делает далеко идущие выводы из одной неосторожно сказанной фразы, а собирает информацию из нескольких источников и за какой-то период времени.

Учитесь воспринимать критику в свой адрес спокойно, извлекая из нее полезные уроки, но решительно отвергая неправомерные обобщения или негативные ярлыки. Если вы не можете повлиять на излишне критично настроенного человека, то, может быть, стоит подумать над тем, чтобы ограничить или даже полностью прекратить общение с ним. Хотя бы на время.

ПРИЕМ 6. Научиться принимать комплименты

Не надо отвечать на комплимент в духе «да ничего особенного, просто голову помыла» или «этому платью уже сто лет». Тем самым вы как бы отклоняете его и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не заслуживаете похвалы. Поэтому достойно принимайте все то хорошее, что говорится в ваш адрес. Помните, как в фильме «Служебный роман»: «Людмила Прокофьевна, вы сегодня прекрасно выглядите!» - «Так я теперь буду выглядеть всегда!»

ПРИЕМ 7. Избавиться от привычки ругать себя

Думайте и говорите о себе по возможности только в положительном ключе. А за фразы типа «вот я глупая (толстая, некрасивая и т. д.)» платите сами себе штраф, рублей по 100. Потом купите себе какой-нибудь наряд.

ПРИЕМ 8. Не жаловаться на жизнь

Вечно ноющие люди вызывают у окружающих в лучшем случае жалость, а в худшем - презрение. К тому же нытье отпугивает не только людей, но и удачу.

ПРИЕМ 9. Помогать другим

Без добрых дел человек затухает, ему неоткуда черпать энергию. Да и ничто так не повышает самооценку, как убеждение в собственной нужности. И речь идет не только и не столько о финансовой помощи. Оглянитесь вокруг, есть множество людей, которым необходимо элементарное сострадание. Просто поговорить по душам с подругой, которой сейчас нелегко, - уже большое дело.

ПРИЕМ 10. Не оправдываться

В противном случае вы производите впечатление жертвы. Если вы в чем-то оказались не правы, можно просто извиниться, и то, если считаете нужным. Но не нужно объяснять мотивы своих слов или поступков, если вас об этом не просят.

Серафим Саровский говорил, что «самоуничижение паче гордыни», иными словами, низкая самооценка - грех ничуть не меньший, а может, и больший, чем гордыня. Если я не самый великий, не самый умный, не самый богатый, так хотя бы я буду самым глупым, самым незначительным. Главное, чтобы все-таки «самым»! Согласитесь, не самая приглядная картина.

Поэтому составьте список (хотя бы мысленно) своих достоинств и постоянно его пополняйте все новыми пунктами. И помните: человек, который не видит и не признает своих достоинств, обречен, ему по жизни не на что опираться, у него нет уважения к себе, он ничего достойного не удержит. Такие люди внутри себя уверены, что их участь - страдать, а не быть счастливыми. Вы же не из их числа, правда?