Отоскопия норма. Отоскопия описание. Нормальная отоскопическая картина

Отоскопия – это такое исследование, которое позволяет оценить состояние барабанной перепонки, ушной раковины, диагностировать патологические процессы в ней и провести небольшие оперативные вмешательства. Метод безопасный и быстрый – диагностика занимает 10 – 15 минут.

Отоскопия уха – метод диагностики заболеваний в отоларингологии. Ее проводят с помощью отоскопа. Этот прибор оснащен подсветкой, оптикой, видеокамерой. Благодаря многократному увеличению изображения на мониторе аппарат позволяет выявить дефекты, детально рассмотреть орган, изучить структуру барабанной перепонки.

Отоскопию используют для диагностики и лечения заболеваний ушных каналов и барабанной перепонки. С помощью этого метода выявляют патологические изменения в ушах (отиты, экземы) и обнаруживают инородные тела.

Показания к проведению процедуры

Отоскопию барабанной перепонки проводит отоларинголог, реже – врачи общего профиля, а в экстремальных условиях – работники скорой помощи с помощью карманных приборов.

Показаниями для отоскопии выступают патологические изменения. Ими могут быть:

  • серная пробка;
  • инфекционные и воспалительные повреждения барабанной перепонки;
  • выделение гнойного экссудата;
  • травмы барабанной перепонки – ватными палочками, другими предметами или в результате ударов по голове;
  • подозрения на болезни уха: отит, экзему и другие;
  • снижение слуха;
  • кровотечения;
  • воспаления ушей, сопровождающиеся болью и зудом;
  • чувство инородного тела или подозрение на его наличие;
  • ощущения ненормальных звуков – всплеска, шороха, шуршания.

Дополнительная информация! В диагностических целях отоскопию используют с целью профилактики или для оценки структуры ушных каналов при изготовлении слуховых аппаратов.

Как подготовиться

Подготовка к отоскопии осуществляется в кабинете врача. Никаких предварительных мер от пациента не требуется. Единственное правило – не пользоваться ушными каплями за 2 – 3 часа до исследования.

Предварительные процедуры начинаются наружным осмотром. Отоларинголог выявляет, нет ли противопоказаний и препятствий для отоскопии. Ими могут быть сильная отечность, травмы или врожденные аномалии, из-за которой невозможно ввести воронку в ушной канал.

Дальнейшая подготовка включает:

  • асептическую обработку инструментов;
  • удаление серных пробок;
  • при необходимости – очистку ушей от гноя и отмерших клеток эпидермиса;
  • подбор ушной воронки необходимого диаметра.

Очистка слуховых проходов проводится 2-мя способами: сухим или промыванием. В первом случае кусочек ваты смазывают вазелином, наматывают на зонд и снимают им серу или гной. Для второй методики в шприц Жанне набирают теплую воду, вводят ее в полость, а после отхождения высушивают ухо тампоном.

Важно! Если у пациента диагностирован разрыв барабанной перепонки, промывать ухо нельзя. Это грозит попаданием жидкости в среднее ухо и развитием воспаления.

Отоскопия: техника проведения

Чтобы осмотреть ушные проходы пациента усаживают напротив врача. Голову больного поворачивают в противоположную сторону от отоларинголога. Затем:

  • подбирают воронку оптимального размера;
  • оттягивают ушную раковину взад и вверх чтобы выпрямить слуховой проход;
  • аккуратно размещают нагретую до температуры тела воронку в перепончато-хрящевой части ушного прохода – в костную область вводить инструмент нельзя, так как это провоцирует болезненные ощущения, также при неправильном введении воронка упрется в стенку прохода;
  • осматривают полость, смещая отоскоп в нужном направлении;
  • при необходимости проводят пункцию барабанной перепонки при отоскопии, микрохирургические вмешательства, удаление инородных тел.

Обратите внимание! Некоторые пациенты во время отоскопии кашляют. Это происходит из-за раздражения прибором блуждающего нерва.

Что такое отоскоп

Такой медицинский прибор как отоскоп, что используется в ЛОР-практике, представляет собой небольшой аппарат для осмотра внешнего, среднего и внутреннего уха. Это сложное оптическое устройство, которое состоит из:

  • длинной ручки для захвата;
  • источника света: галогенного, ксенонового, в дорогих моделях – оптоволоконного;
  • конусообразного наконечника, который вставляется в слуховой проход.

Дополнительная информация! Раньше исследование проводилось с помощью специальных воронок для расширения ушных каналов и рефлектора, надевающегося на лоб врача. Последний необходим, чтобы отразить луч света от лампы и направить его в осматриваемую область. В современных клиниках диагностику осуществляют с помощью специального прибора отоскопа.

Инструмент для отоскопии бывает нескольких типов. У них сходное устройство. Отличаются аппараты дополнительным инструментарием.

Выделяют следующие виды отоскопов:

Особенности проведения у детей

Отоскопия у детей мало чем отличается от проведения процедуры у взрослых. Однако есть несколько ключевых моментов:

  1. Ребенку предварительно объясняют суть манипуляции, успокаивают его, заверяют, что исследование безболезненно.
  2. Родитель или доверенное лицо присутствуют на обследовании. Опекун усаживает малыша к себе на колени, зажимает его ноги коленями, голову прижимает к груди и фиксирует руки в ладонях.
  3. Используют воронки меньшего диаметра.
  4. Главной особенностью проведения у детей отоскопии является направление, в котором оттягивается ушная раковина. Если у взрослых ее отводят кверху и кзади, то у малышей – кзади и книзу.

Важно! Так как у детей барабанная перепонка более чувствительная, возможен дискомфорт или болезненность. Она особенно выражена при патологических изменениях – отите, перфорации, экземе.

Больно ли делать отоскопию

Отоскопия – быстрый, безболезненный и легкий метод диагностики. Она не требует особой подготовки от пациента, а на саму манипуляцию уходит от 5 до 15 минут.

Обычно исследование проходит без боли. Однако при патологических процессах, особенно воспалении, нагноении, повреждении барабанной перепонки, возможны неприятные ощущения.

Что показывает отоскопия

Диагностическая отоскопия обнаруживает:

  • причины непроходимости ушного прохода – серную пробку или инородное тело;
  • патологические выделения – гнойные, кровянистые, водянистые;
  • заболевания и новообразования в наружном, внутреннем или среднем ухе – отит, экзему, отомикоз, фурункулез, полипы, мастоидит;
  • отклонения от нормального состояния барабанной перепонки – ее разрыв, покраснение, отечность, утолщение, втянутость;
  • факторы, приведшие к ухудшению слуха.

Сегодня отоскопия – единственный точный метод диагностирования патологических изменений ушей. Ее также проводят в профилактических целях или для подбора слуховых аппаратов. Кроме того, отоскоп используют для оценки состояния носа и горла.

Программа семинара «Актуальные вопросы болезней уха, горла и носа в общей врачебной практике»

Наружный слуховой проход и барабанная перепонка.


  • Для осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки воспользуйтесь ушной воронкой по возможности большого размера. Поверните голову больного так, чтобы вам было удобно пользоваться инструментом. Для того чтобы выпрямить наружный слуховой проход, возьмите ушную раковину и осторожно оттяните её кверху, кзади и слегка в сторону. Рисунок 5.

  • Держа ручку отоскопа как карандаш, упритесь кистью в щёку больного. Это позволит вашей руке с инструментом смещаться вместе с больным при его неожиданных движениях. (Если для исследования левого уха больного вам неудобно сменить руку, как показано на рисунке,

можете оттягивать ушную раковину левой рукой, а правой, держащей отоскоп, упереться в голову больного позади уха.). Рисунок 6

Осторожно введите ушную воронку в наружный слуховой проход, направляя её несколько вниз и вперёд.

Осмотрите наружный слуховой проход.


  • нет ли выделений,

  • инородных тел,

  • покраснения или отёка кожи.

  • ушная сера может частично или полностью закрывать поле зрения.
Осмотрите барабанную перепонку,

  • цвет и контуры,

  • световой конус,

  • найдите рукоятку молоточка, обратите внимание на её положение, осмотрите короткий отросток молоточка,

  • осмотрите провисающую часть и границы натянутой части барабанной перепонки,

  • обратите внимание на возможное наличие перфораций.
Примерное описание обследования уха в амбулаторной карте:

  • Наружный осмотр. Ушная раковина обычной формы, средней величины, расположение правильное. Лимфатические узлы передней и позади ушной области не пальпируются. Пальпация хрящевой части уха, сосцевидного отростка и надавливание на козелок безболезненны.

  • Отоскопия в норме. Наружный слуховой проход свободен, проходим. Барабанная перепонка перламутро-серого цвета, определяется световой рефлекс.

  • Отоскопия при наружном отите. Сужение, гиперемия, диффузная инфильтрация стенок наружного слухового прохода (выделения есть или нет).

  • Отоскопия при остром среднем отите: гиперемия, инфильтрация барабанной перепонки, точечная или щелевидная перфорация, выделения слизисто-гнойные (скудные или обильные).

  • Отоскопия при фурункуле наружного слухового прохода: сужение, гиперемия стенок наружного слухового прохода, воспалительный инфильтрат в его перепончато-хрящевой части (количество гноя).
Обучение отоскопии на примере клинического случая матери с мальчиком.

Обучение навыка педагогом по шагам:


  1. объяснил ребенку и матери процедуру обследования и проверил готовность инструмента к работе

  2. повернул голову мальчика и осторожно оттянул ушную раковину в сторону - вверх, наружу и назад.

  3. ручку отоскопа держал как карандаш, опираясь кистью в щеку ребенка

  4. при осмотре правого уха отоскоп держал правой рукой стоял, справа от мальчика, при осмотре левого уха отоскоп держал левой рукой и стоял слева от ребенка

  5. осторожно ввел ушную воронку отоскопа в слуховой проход, направляя ее несколько вниз и вперед

  6. осмотрел наружный слуховой проход на наличие выделений, инородного тела, покраснения или припухлости

  7. осмотрел барабанную перепонку, обращая внимание на цвет и контуры, световой конус, рукоятку молоточка, наличие перфорации

  8. осторожно вынул отоскоп из уха, ушные воронки обработал и продезинфицировал

Предоставил возможность каждому курсанту провести отоскопию друг на друге.

Оценил выполнение навыка у 3-4 курсантов.

Показал изображение барабанной перепонки

Прочитайте результаты отоскопии и спросите у курсантов соответствующий диагноз (выделенный черным цветом)

Интерпретация результатов осмотра, если при осмотре выявлено:


  • образование в наружном слуховом проходе, красного цвета, выделения из этого образования, барабанная перепонка без патологии – фурункул наружного слухового прохода

  • барабанная перепонка выпячена, красного цвета - средний отит

  • имеется отверстие в нижнем квадранте барабанной перепонки, выделения светло-желтого цвета – острый средний гнойный отит, перфорация барабанной перепонки

  • барабанная перепонка рубцово изменена, имеется дефект в центре – хронический средний гнойный отит, перфорация барабанной перепонки

2-й день

Для занятия необходимо :

Компьютер, проектор, доска, фломастеры, фармацевтический справочник, отоскоп (риноскоп), камертон, фонарик, кюретка, шприц для промывания уха, около 500 мл теплой воды, лоток медицинский, полотенце.

Цели и задачи занятия

Курсант должен знать :

Анатомию и физиологию уха;

Препараты, вызывающие тугоухость

Причины нейросенсорной и кондуктивной тугоухости

Тактику ведения больных с тугоухостью и отосклерозом.

Курсант должен уметь :

Проводить расспрос и осмотр больных со снижением слуха.

Провести обследование слуха, и дифференциальную диагностику тугоухости по показаниям камертоновых проб

Промывать наружный слуховой проход

Провести риноскопию;

Особенности осмотра и обследования ЛОР больных при снижении слуха, тугоухости, глухоте. Тугоухость у детей, пожилых, отосклероз. Тактика ВОП при боли в горле, тонзиллите, фарингите, ларингите, заглоточном абсцессе, дифтерии у взрослых и детей. Особенности дифференциальной диагностики с обсуждением вопросов анатомии и физиологии горла


Время

Тематика Метод

Детали, заметки для тренера

Материалы

9:00-9:15

(15 мин)


Обзор прошедшего дня. Игра «Найди сюрприз»

До прихода курсантов где-нибудь в невидном месте под столом прикрепите на клейких листках вопросы. В начале занятия скажите курсантам, что некоторые из них найдут сюрпризы-вопросы, на которые они должны ответить.

Вопросы для повторения, призы

9.15-9.20

Обзор предстоящего дня.


Краткое описание программы дня

9:20-9:35

(15 мин)

Обсуждение клинического случая


Дополнительная информация

В) назначаете лечение

Г) посылаете его к ЛОР


9.35-11.00


Презентация Снижение слуха.

Групповая работа

Разбор причин тугоухости.


Снижение слуха, тугоухость, глухота у детей и пожилых.

Диагностика нейросенсорной и кондуктивной тугоухости. Разбейте курсантов на две группы: одна группа разбирает все причины кондуктивной (поражение наружного и среднего уха) тугоухости и вторая работает над причинами нейросенсорной (внутреннее ухо и слуховой нерв) тугоухости.

Презентация работы групп и обсуждение


РР презентация. Компьютер, ЛСД проектор

Флип.карта, Фломастеры,

Протоколы. Учебники.

Алгоритм (см. раздаточный материал).


11.00-11.15

Перерыв

11.15-12.00

Работа в малых группах Ситуационные задачи

Каждая группа должна обсудить задачу, написать на ФК вероятный диагноз и тактику ВОП при этом заболевании, На презентацию каждой группы выделено по 5 мин. и 3-5 минуты на обсуждение.

3-4 ситуационные задачи на тугоухость и глухоту.

12.00-13.00

Практические навыки:

Проверка слуха:

Шепотная речь и

Камертоновые пробы


Пробы Ринне, Вебера. Убедитесь, что каждый курсант может уверенно и правильно выполнять навык.

Волонтеры, пациенты, камертоны.

13:00-14:00

Обед

14.00- 14.20

Клинический случайпациент с охриплостью

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3 . Ваш диагноз и советы больному? – (если не знают, не давайте варианты ответов, скажите, что позже в течение дня они пройдут эту тему)

Ответ: Диагноз - Острый ларингит. Советы: Голосовой режим-молчание, не кричать, курение прекратить, стараться не кашлять - так как кашель провоцирует повреждение связок. При сильной боли - анальгетики (парацетамол). Обильное теплое питье.


Ситуационная задача. Раздаточный материал

14.20-14.40

Мозговой штурм Анатомия горла

Один из тренеров рисует на флипкарте, другой расспрашивает у курсантов анатомию горла: миндалины, глотка, гортань, связочный и мышечный аппарат, иннервация. Обсудите возможные причины патологии.

Слайды,

РМ, муляжи


14.40-15.10

Презентация Заболевания горла.

Фарингит, заглоточный абсцесс, дифтерия, ларингит. Особенности у детей.

Презентация РР

Компьютер, ЛСД проектор.


15.10-15.30

Практические навыки - особенности осмотра больных

Проведение расспроса и осмотра больных с целью выявления причины боли в горле. Осмотр головы, шеи. Исследование ротовой полости и носовых пазух

Раздаточный материал

15.30-15.45

Перерыв

15.45-16.45

Работа в малых группах Тонзиллиты

Ролевая игра консультирование матери ребенка с ангиной


Разделить на 4 группы и дать задание по темам:

1 гр. тонзиллит: виды ангин; 2 гр. клиника и тактика ведения больных с тонзиллитами. 3 гр. разработка профилактических мероприятий в условиях первичного звена

4 гр. готовит советы для родителей детей с тонзиллитами, фарингитами, ларингитами.

Дайте курсантам 10-15 минут на подготовку и работу с учебниками и затем – разберите презентации групп.

Ролевая игра – консультирование матери ребенка с ангиной


Книги, протоколы, фломастеры, ФК Фото в атласе.

16.45-17.00

Обзор дня.

Подведение итогов


Вторую часть обзора дня проведите в виде выращивания дерева с плодами полученных знаний по пройденным материалам


ФК «Дерево знаний», плоды из цветной бумаги.

Вопросы для повторения по теме «Боль в ухе»

Основные причины боли в ухе?

Причины отраженных болей в ухе?

При каких заболеваниях наблюдаются выделения из уха?

Предрасполагающими факторами наружного отита являются

Клиника наружного отита включает?

Принципы лечения наружного диффузного отита?

Тактика лечения фурункула наружного слухового прохода?

Симптомы острого среднего отита?

Отоскопическая картина острого среднего отита?

Лечение острого среднего отита до перфорации?

Лечение острого среднего отита после перфорации?

Триада симптомов хронического среднего гнойного отита?

Отоскопия хронического среднего гнойного отита?

Лечение хронического отита?

Секреторный средний отит?

Клинический случай

Женщина 26 лет жалуется на постоянно усиливающуюся тугоухость и шум в ушах. Она отметила, что в шумной обстановке слышит лучше.

Вопрос 1. Каков дифференциальный диагноз?

Вопрос 2. Какая дополнительная информация будет Вас интересовать?

Дополнительная информация . Уши никогда не болели. Мать больной также страдает от тугоухости.

О каких заболеваниях вы подумали? Сталкивались ли вы в своей практике с подобными больными?

Что вы обычно делаете, когда к вам приходят пациенты с тугоухостью?

А) советуете их родственникам громко кричать, чтоб больной слышал

Б) посылаете больного на курсы сурдопереводчиков

В) назначаете лечение

Г) посылаете его к ЛОР

Д) говорите, что все само по себе пройдет

Презентация «Снижение слуха, тугоухость, глухота у детей и пожилых. Отосклероз»

Тугоухость - это снижение слуха, при котором человек способен понимать смысл громко произнесенных слов.

Глухота - это крайняя степень тугоухости, при которой человек не понимает смысл даже очень громко произнесенных слов или вообще не воспринимает звуки. Существуют: нейросенсорная, кондуктивная и смешанная тугоухость. Распространенность увеличивается с возрастом


  • Легкая степень тугоухости >20дБ, не слышат шепот

  • Умеренная - >40дБ, не слышат разговорную речь

  • Тяжелая - >60дБ, не слышат громкую речь

  • Глухота, когда больные не слышат крик
Тугоухость чаще встречается у женщин, к тугоухости предрасполагает работа в шумном помещении, шум в ушах и тугоухость нередко наблюдаются одновременно. Кондуктивная тугоухость - нарушение проведения звука от наружного уха к внутреннему. Самые частые причины тугоухости - серные пробки, хронический средний отит, наружный отит.

Нейросенсорная - поражение улитки, улиткового нерва, или реже слуховых трактов и коры головного мозга.

Анамнез


  • Начало и развитие заболевания

  • Профессиональные вредности

  • Наследственность

  • Прием ототоксичных лекарств

  • Заболевание ушей

  • Черепно-мозговые травмы и др.
Больные с кондуктивной тугоухостью нередко лучше слышат в шумной обстановке. При нейросенсорной тугоухости восприятие речи в шумной обстановке, напротив, ухудшается. Тугоухость и вестибулярное головокружение наблюдается при синдроме Меньера, рассеянном склерозе, шванноме преддверно-улиткового нерва и сифилисе.

Физикальное исследование:


  • Осмотр головы, лица, ушных раковин.

  • Наружный слуховой проход, барабанная перепонка

  • Трение волос

Рис. 7

Камертоновые пробы

Обычно используется камертон С2 (С512)

Проба Вебера - при нейсенсорной тугоухости выявляется латерализация в сторону лучше слышащего уха, а при кондуктивной - в сторону хуже слышащего.

Проба Ринне в норме восприятие звука через воздух в два раза дольше, чем восприятие через кость (положительная проба Ринне). Рисунок 7 и 8

Рис. 8






Исследование слуха


  • С помощью тональной аудиометрии исследуют порог слышимости звуков разных частот.

  • Тимпанометрия регистрирует изменения давления воздуха в барабанной полости при изменении давления в наружном слуховом проходе. Тимпанометрия позволяет оценивать подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек.

Тугоухость у детей - к сожалению, часто не распознаются. Врожденная и приобретенная тугоухость встречаются у детей одинаково часто.

Основные причины врожденной тугоухости - наследственные синдромы, внутриутробная инфекция, прием матерью во время беременности ототоксичных лекарств, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных

Причины приобретенной тугоухости у детей

Тугоухость следует подозревать у каждого ребенка, который начал поздно говорить или у которого имеются дефекты речи.

Признаки тугоухости у детей


  • Нарушение строения мозгового и лицевого черепа, ушных раковин

  • В 12 месяцев отсутствие гуления

  • В 18 месяцев неспособность произносить слова, непонимание простых слов

  • В 2 года словарный запас менее 20 слов

  • Низкая успеваемость в школе, нарушение поведения

  • Неспособность определить положение источника звука (при односторонней тугоухости).

Лечение

Детей с тугоухостью, вызванной заболеваниями среднего и внутреннего уха направляют на консультацию к ЛОР специалисту.

При неэффективности лечения кондуктивной и при нейросенсорной тугоухости, независимо от степени снижения слуха, показано ношение слухового аппарата и обучение в специализированной школе.

Тугоухость у пожилых


  • Распространенность увеличивается с возрастом.

  • Самая частая форма - старческая тугоухость

  • Носит нейросенсорный характер, двухсторонняя, постепенно прогрессирует

  • Обычно сопровождается с шумом в ушах

Внезапная тугоухость

Это нейросенсорная тугоухость, с повышением порога слышимости до 30-35 дБ, развившаяся в течение 12-72 ч.

Если удается рано выявить причину внезапной тугоухости и начать лечение, то во многих случаях это позволяет сохранить слух.

Причины внезапной тугоухости


  • Черепно-мозговая травма

  • Баротравма при нырянии и авиаперелетах

  • Акустическая травма

  • Вирусные инфекции (грипп, эпидемический паротит, корь, опоясывающий лишай)

  • Прием ототоксичных лекарств

  • Опухоли мостомозжечкового угла.

  • Сахарный диабет, синдром Меньера, отосклероз улитки

Отосклероз


  • Наследственное заболевание заболевания костного лабиринта внутреннего уха.

  • Поражение очаговое в области окна преддверия улитки

  • Это приводит к нарушению подвижности основания стремечка и прогрессирующей кондуктивной тугоухости.

  • Болеют чаще женщины в возрасте 20-40 лет.

  • Для диагностики используют тимпанометрию.

Профессиональная тугоухость - х арактерна для работающих в шумных условиях (ткацкие фабрики, стройки и др.) Опасным считается шумовой уровень более 85 дБ. Сначала появляются шум в ушах, преходящая неспособность разбирать речь. Развивается постоянного снижение слуха. Тональная аудиометрия выявляет повышение порога слышимости. Подбор слуховых аппаратов проводят специалисты.

Алгоритм тугоухости.

Желательно при разборе причин тугоухости пользоваться увеличенным изображением разреза уха, так как это позволит лучше запомнить причины.

Ситуационная задача №1

На приеме молодой человек с жалобами на боли в правом ухе. При осмотре: отек и покраснение в области наружного слухового прохода, сужение его, боль при нажатии на козелок уха и при открывании рта. Справа нарушено восприятие шепотной речи.

Ситуационная задача №2

Пациент жалуется на резкое снижение слуха, ощущение заложенности уха, на резонанс собственного голоса в заложенном ухе. Вероятный диагноз и тактика ВОП?

Ситуационная задача №3

Больной жалуется на боли в левом ухе колющего, пульсирующего характера, усиливается в ночные часы, Боли иррадиирует в зубы, висок и в соответствующую половину головы. Заложенность и шум в ухе. Лихорадка и недомогание. Вы выявили снижение слуха в левом ухе. Отоскопия: Гиперемия барабанной перепонки в месте прикрепления рукоятки молоточка (ограниченная гиперемия).

В какую сторону будет проводиться латерализация звука при пробе Вебера? Вероятный диагноз и тактика ВОП?

Ситуационная задача №4

Мужчина 46 лет жалуется на прогрессирующее снижение слуха. Отмечает также приступы головокружения, тошноту и рвоту, а также шум в левом ухе. Проба Вебера указывает латерализацию звука в здоровую сторону, на правое ухо.

Клинический случай №2

Молодой человек пришел к вам сегодня утром. Он выглядит несколько смущенным. Когда вы спросили его, в чем проблема, он шепотом сказал вам, что проснулся утром и обнаружил, что у него пропал голос.

Вопрос 1 . Какие причины могли вызвать такое состояние?

Вопрос 2 . Какую информацию вы хотели бы получить от осмотра для постановки диагноза?

Ответ: необходимо осмотреть нос, рот, глотку - поиск инфекций ВДП, температура тела,

Вопрос 3 . Ваш диагноз и советы больному? – если не знают, не давайте варианты ответов, скажите, что позже в течение дня они пройдут эту тему.

Презентация: Боль в горле и охриплость, тонзиллит, фарингит, ларингит

Боль в горле - в сегда ищите причину: инфекционный процесс, аллергия, аутоиммунный процесс, гастро-эзофагеальный рефлюкс, тонзиллит, ларингит, простуда (воспаленное горло), опухоль

Фарингит


  • Вирусные (ОРВИ, герпангина, инфекционный мононуклеоз)

  • Бактериальные (стрептококк гр.А)

  • Грибы (кандидоз)

  • Перитонзиллярный абсцесс (анаэробная флора)

  • Неинфекционные причины: аллергический ринит, ротовое дыхание,
Невозможно отличить по клинике бактериальный фарингит от вирусного, оба вида проявляются одинаковыми симптомами:

Боль в горле, лихорадка, боль при глотании и общая слабость. Часто сочетание с кашлем и лимфоаденопатией.

Наиболее частая причина - вирусная. Из бактериальных - стрептококк группы А. В большинстве случаев проходит самостоятельно и не требует назначения антибиотиков. Травма – ожоги горячей пищей, алкоголь, марихуана, острые предметы. Подострый тиреоидит у женщин.

Диагностика

Осмотр горла – увеличение и покраснение миндалин, задней стенки глотки, появление налета или выделения из крипт.

Повышенная температура и увеличенные шейные лимфоузлы. Мазок из зева на стрептококк.

Вирусный фарингит :


  • Герпангина: маленькие везикулы или язвочки на миндалинах, глотке. Лихорадка, головная боль, утомляемость + боль в горле.

  • Инфекционный мононуклеоз: все симптомы + петехии на мягком небе. Подумайте об инфекционном мононуклеозе при сочетанной гепато- и спленомегалии.

  • ВИЧ - боль в горле + лихорадка, головная боль, утомляемость + петехиальная сыпь на небе.

Стрептококковый фарингит


  • Почти не встречается у детей до 3 лет и редко - у взрослых, наиболее часто – в школьном возрасте.

  • Симптомы: лихорадка более 38.5, головная боль, боль в горле, дисфагия

  • Эритема миндалин и глотки с белым или желтым экссудатом, увеличение шейных лимфоузлов.

  • При скарлатине - мелкоточечная сыпь положительный симптом Пастиа (петехии в складках кожи суставов)

  • Боль в животе, рвота и головная боль
Стрептококковый фарингит - при отсутствии необходимого антибактериального лечения может привести к серьезным осложнениям:

В результате нагноения – лимфаденит, скарлатина, перитонзиллярный абсцесс, иммунный ответ на острую инфекцию гломерулонефрит, ревматическая лихорадка.

Фарингит, обусловленный дифтерией


  • Серый плотный налет на слизистой носа, миндалинах, мягком небе, глотке

  • При попытке удалить налет появляется кровотечение

Перитонзиллярный абсцесс


  • Наиболее часто встречается у подростков и взрослых после обострения тонзиллита

  • Частый симптом – постепенно нарастающая одностороння боль в горле и ухе.

  • Дисфагия, дисфония, слюнотечение и тризм встречаются часто

  • Пораженная миндалина часто очень отечна и гиперемирована и может сместить язычок и мягкое небо в противоположную сторону.

  • Отмечается отечность и гиперемия мягкого неба

  • При пальпации пораженной миндалины может быть флюктуация

  • Часто – увеличенные и напряженные лимфатические узлы

  • Немедленная госпитализация в ЛОР отделение

Сбор анамнеза у больных с фарингитами


  • Начало и продолжительность симптомов

  • Есть ли риноррея (насморк) и кашель (говорят о вирусной инфекции)

  • Есть ли тризм, слюнотечение и дисфагия (перитонзиллярный абсцесс)

  • Есть ли ранки или язвочки во рту (герпангина, кандидоз)

  • Есть ли изменения кожи – экзантемы

  • Другие сопутствующие симптомы: боль в животе, головная боль, утомляемость

  • Убедитесь, что боль в горле не приводит к ограничению потребления жидкостей

  • Был ли контакт с больными скарлатиной, ревматической лихорадкой

  • Вакцинация (АКДС - против дифтерии) в срок?
Осмотр

  • Не осматривайте глотку больных (особенно 3-7 лет) с симптомами слюнотечения, стридора, и затруднением дыхания (подозрение на эпиглотит)

  • Жизненно важные признаки – ЧСС, ЧДД, АД, температура

  • Осмотр кожи: цвет и высыпания, пальпация – тургор и гладкость (нет ли чувства «песочной бумаги» - при скарлатине)

  • Осмотрите рот – язвочки, кандидозный налет

  • Осмотр ушей (средний отит?)

  • Осмотр горла и глотки на наличие экссудатов и отечности

  • Пальпация шеи и нижней челюсти – состояние лимфатических узлов, нет ли ригидности шеи

  • Аускультация легких

  • При наличии данных, требующих осмотра половых органов – осмотр половых органов

  • Пальпация живота.

Лечение фарингитов

При вирусных (герпангина, инфекционный мононулеоз) – лечение симптоматическое

Гонорейных фарингитах – цефтриаксон (роцефин) 250 мг в/м

Стрептококковый фарингит : Пенициллин внутрь или в/м: Бензилпенициллин 1 млн ЕД х 4-6 раз не менее 10 дней (детям 500 тыс.ЕД х 4 раза) или бициллин-5 1.5млн ЕД в/м (детям – половина дозы). Альтернативное лечение: эритромицин 250х 4 раза -10 дней (взрослым), детям 40мг/кг/сут в 3-4 приема в течение 10 дней. При повторных эпизодах стрептококкового фарингита - повторите курс тех же антибиотиков или

Назначьте бициллин-5 (экстенциллин) 1 раз в месяц.

Дифтерия - немедленная консультация инфекционист, госпитализация в стационар, введение антитоксина и антибиотиков (группы пенициллина или эритромицин). Обследование всех контактных

Перитонзиллярный абсцесс - срочно отправить в ЛОР отделение, к специалисту. До отправки – ввести пенициллин в/м и дать обезболивающее.

Охриплость - острый ларингит

Причины:

Инфекции верхних дыхательных путей

Гастро-эзофагеальный рефлюкс

Симптомы:

Диагностика

Связь с ОРВИ, профессией (лекторы, преподаватели), образом жизни (болельщики на стадионе, матери маленьких детей)

Гастро-эзофагеальный рефлюкс (ГЭР) - изжога, отрыжка, особенно, если охриплость появилась утром или если больной лег спать сразу же после обильного ужина и выпивки, дурной запах изо рта после пробуждения – еще один признак ГЭР

Наличие стридора и одышки – эпиглотит

Осмотр носа, полости рта, глотки, исключить синусит и тонзиллит

При осмотре гортани искать причины охриплости: отек и неполное смыкание голосовых связок

Лечение

Стараться не кашлять и не прочищать горло

При сухом кашле – амброксол

При сильном отеке – кортикостероиды в/м, они быстро уменьшают отек и возвращают голос

Если инфекции верхних дыхательный путей – нафтизин, псевдоэфедрин – уменьшают отек гортани и заложенность носа

Антигистаминные препараты не стоит назначать, они вызывают уплотнение слизи и высушивание голосовых связок

ГЭР – антациды, Н2-блокаторы (ранитидин), омепразол

В каких случаях требуется консультация специалиста

Связь с травмой

Длительность более 2 недель при отсутствии эффекта от лечения

После интубации трахеи, при наличии боли

Курильщики (риск рака гортани)

У молодых и детей при длительных симптомах – папиллома гортани, которая может привести к обструкции дыхательных путей

Хронический ларингит

Возникает после острого ларингита, беспокоит в течение длительного времени, после инфекции верхних дыхательных путей, напряжения голосовых связок, ГЭР, хронического синусита. Симптомы: хриплый голос, затрудненная речь, может беспокоить боль, одышки обычно нет.

Особенности расспроса и осмотра, больных с заболеваниями горла

Заболеваний, сопровождающихся болями в горле, очень много и поэтому от врачей СВП требуется умение проводить адекватный расспрос и осмотр больных с целью дифференциальной диагностики причины боли в горле.

Осмотр ЛОР органов включает:


  1. Осмотр головы: исследование ротовой полости и горла, ушей, носовой полости

Исследование ротовой полости . Необходимо хорошее освещение, шпатель, зеркало на длинной ручке, марлевые салфетки, перчатки. Осмотрите ротовую полость: зубы, слизистую щек, язык, выходные протоки слюнных желез, миндалины, язычек и заднюю стенку глотки. Напомните курсантам, что если у больного зубные протезы их следует вынуть перед осмотром, чтобы осмотреть десны. Полный осмотр включает также осмотр языка в высунутом состоянии и при его поднятии к твердому небу, пальпацию бороздки между деснами и щеками, дна рта и языка (в перчатках).

При осмотре глотки попросите пациента открыть рот как можно шире, используйте шпатель, чтобы очень хорошо была видна задняя стенка глотки. При осмотре глотки используйте зеркало на длинной ножке. Предварительно согрейте его в теплой воде, чтобы оно не запотело, и обработайте спиртом. Желательно использовать налобное зеркало, так как второй рукой вы будете держать шпатель. Попросите пациента открыть широко рот и расслабить язык, дышать через нос. Задняя часть языка должна быть максимально прижата, чтобы обеспечить большее пространство для зеркала, которое необходимо продвинуть за мягкое небо (рисунок 9). Пациент должен дышать носом, так как это способствует релаксации мягкого неба и его провисание. Осмотрите хоаны, заднюю стенку глотки и отверстия евстахиевой трубы.

При осмотре гортани можно использовать зеркало большего размера. Попросите пациента слегка наклониться вперед, выпрямить спину и слегка вытянуть шею. Язык следует высунуть максимально и врач должен захватить его салфеткой. Осторожно потянуть его вниз. Пациента просят расслабиться и высунуть язык. Зеркало располагают против мягкого неба и продвигают назад. В норме это не вызывает рвотный рефлекс. Зеркало можно поворачивать для лучшего осмотра глотки, гортани, надгортанника.

Осмотр зеркалами не всегда выполним, так как пациенты не всегда могут переносить эту процедуру из-за рвотного рефлекса. Желательно в таких случаях отправить пациента к ЛОР-врачу для фиброволоконной назофарингоскопии под местной анестезией.

Слюнные железы

Околоушная и подчелюстная слюнные железы должны быть осмотрены и пропальпированы для выявления отечности, увеличения из-за объемных образований. Осмотрите отверстия протоков. Отверстие околоушной слюнной железы выходит напротив верхнего второго коренного зуба (маляра). Массаж железы приводит к выделению прозрачной жидкости. Потоки поднижнечелюстной слюнной железы открываются на дне рта под языком. Массаж должен проводиться осторожно, так как слюна может выработаться в большом количестве, излиться с напором и забрызгать врача. При отсутствии выделения слюны следует пропальпировать протоки на наличие камней.

Мягкие ткани шеи

Осмотр шейного отдела головы и шеи должен включать поверхностный осмотр и пальпацию хрящей гортани, щитовидной железы (ЩЖ) и лимфатических узлов. Следует искать патологические объемные образования. При осмотре шеи спереди, попросите пациента сглотнуть, при этом видно движение ЩЖ вверх и вперед в момент глотания. При пальпации шеи лучше располагаться сзади пациента, начиная со средней линии: пальпация гортани и трахеи проводится для исключения их смещения и определения опознавательных знаков, по которым можно ориентироваться при дальнейшем осмотре. Пальпация должна включать и сонные артерии. Продвигать пальцы следует вверх и назад, пальпируя область нижней челюсти, до около- и заушных лимфоузлов, затем затылочные и спускаться вниз по грудино-ключично-сосцевидной мышце к надключичным и подключичным лимфоузлам. Вначале – поверхностная пальпация, а затем – глубокая.

Обычно осмотр ЛОР-органов заканчивается оценкой черепно-мозговых нервов (ЧМН) - оценка слуха, обоняния, вкуса, глотания и фонации, чувствительность определяют, вызывая рвотный рефлекс. Подъязычный нерв оценивается при помощи простого теста – просят пациента упереться языком в слизистую щеки с одной стороны и оценивают силу мышц языка, надавливая снаружи.

3-й день

Для занятия необходимо :

Компьютер, проектор, доска, фломастеры, фонарик, отоскоп (риноскоп).

Задачи занятия:

Курсант должен знать


  • Анатомию и физиологию носа, включая кровоснабжение носа и иннервацию;

  • Классификацию и дифференциальный диагноз ринитов;

  • Основные симптомы и клинические признаки ринитов и риносинуситов

  • Основные причины носового кровотечения (травма, инородное тело, разрыв сосудов) и тактику ВОП

  • Тактику ведения больного с ринитом, гайморитом и фронтитом;

  • Основные причины и особенности течения ринитов у детей;
Курсант должен уметь:

  • Диагностировать, дифференцировать аллергические риниты, гаймориты и фронтиты;

  • Обследовать больного с насморком;

  • Провести риноскопию;

Насморк, заложенность носа. Обследование больного с насморком с обсуждением особенностей анатомии и физиологии носа. Риниты, синуситы, особенности у детей. Носовое кровотечение


Время

Тематика Метод

Детали, заметки для тренера

Материалы

9:00-9:15

Обзор прошедшего дня

Проведите игру «Ромашка». Вырежьте лепестки ромашки, напишите вопросы, а на обратной стороне ответы и прикрепите их на стержень. Попросите курсанта вначале ответить на вопрос, а затем сравнить его с верным вариантом.

Лепестки ромашки с вопросами и ответами

9.15 -9.20

Обзор предстоящего дня

Тренеру необходимо коротко ознакомить с темой, целями и задачами этого дня

Краткое описание программы семинара

9.20 -9.40

Разбор клинического случая

Клинический случай : Молодой человек обратился к врачу с жалобами на постоянное чувство заложенности носа, которое беспокоит его в течение 2 лет. Иногда бывают носовые кровотечения или слизистые выделения из носа. Вопрос 1 . Какие причины могут вызвать подобные жалобы? (риниты любой этиологии, включая вазомоторный, аллергический, вирусный или бактериальный, травмы носа, проблемы крови и т.п.)

Вопрос 2 . Какая дополнительная информация Вас интересует? (есть ли снижение обоняния, извращенные запахи, есть ли сезонность насморка, бывают ли гнойные выделения, были ли травмы носа, занимается ли он спортом?)

Вопрос 3 . Из чего должен состоять осмотр этого больного? (осмотр носа: слизистая, перегородка, пальпация носа, проекции синусов, осмотр горла и ушей),

Основной причиной заложенности носа - явилось искривление носовой перегородки. Сухость рта обусловлена тем, что пациент большую часть воздуха получает через рот


Дополнительная информация в раздаточном материале

9.40 -10.10

Мозговой штурм Причины заложенности носа

Один тренер записывает причины на флипкарте, другой проводит мозговой штурм. Затем обсуждают каждую в отдельности.

Причин заложенности носа может быть много и преподаватель должен заранее иметь список всех причин: синуситы, риниты, ОРВИ, аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки, травмы, опухоли.

Также уделить внимание локализации заложенности носа: 1- или 2-х сторонняя:

Анатомические причины: инфекция, опухоль,

Искривление носовой перегородки, полипы

Гипертрофия носовых ходов, инородное тело


Флип-карты, фламастеры

10.10 -11.00

Самостоятельная работа

Риниты


Разделить на 4 малые группы.

1 группа - клиника, диагностика и лечение аллергических ринитов

2 группа клиника, диагностика и лечение вазомоторных ринитов

3 группа клиника, диагностика и лечение хронических ринитов

4 группа обследование больных с ринитами


Раздаточный материал

11.00 -11.15

Перерыв

11.15 -12.00

Презентация

Заболевания носа


Насморк, заложенность носа, риниты, синуситы

РР. Презентация

12.00 -12.45

Практический навык

Осмотр полости носа с обсуждением особенностей анатомии и физиологии носа.


При обучении практическому навыку вначале разберите анатомию (используя РМ) и физиологию с учетом основных функций (богатая кровеносная сеть - согревание воздуха, эпителий - очищение и защита, наличие носослезного канала - отток слезной жидкости - увлажнение и т.п.).

Покажите риноскоп и как с ним обращаться. Попросите курсантов собрать риноскоп и включить его, как держать и как раздвигать зеркало. Каждый шаг курсанты должны показать навык целиком. В конце разобрать, какие возможные патологические изменения (чувство заложенности носа сопровождается снижением обоняния) и как их интерпретировать


Слайды. Риноскопы. ЛСД. Компьютер. Раздаточный материал. Пациенты, волонтеры

12.45 -13.00

Разбор снимков

Использовать снимки больных с синуситами - затемнение пазух

Рентген снимки

13:00-14:00

Обед

14.00-15.00


Работа в малых группах с ситуационными задачами

Курсанты должны уметь определять диагноз по данным признакам.

Разделите участников на 4 команды, раздайте каждой группе по 1 ситуационной задаче

Задача каждой группы: Какая информация из анамнеза должна вас интересовать? Из чего должен состоять осмотр пациента? Вероятный диагноз? Тактика ВОП? И т.д.


Протоколы, книги, флип карты, фломастеры

15.00 -15.30

Ролевые игры

Консультирование женщины с аллергическим ринитом,

Консультирование женщины с вирусным ринитом по технике использования носовых капель, спреев


Носовые капли, спреи, слайд-таблица,

15.30 -15.45

Перерыв

15.45 -16.15

Практический навык

Менеджмент носовых кровотечений.

Волонтеры

16.15 16.45

Ролевая игра

Оказание экстренной помощи пациенту с носовым кровотечением

16.45 -17.00

Обзор дня.

Подведение итогов


Попросите участников перечислить все мероприятия пройденного дня, а оценку основным моментам, освещенных в течение дня.

Проведите в виде выращивания дерева с плодами полученных знаний по пройденным материалам


ФК «Дерево знаний»

Вопросы для повторения по теме «Тугоухость и боли в горле»


  1. Перечислите 5 причин боли в ухе, связанной с заболеваниями уха

  2. Перечислите 7 причин боли в ухе, не связанных с заболеваниями уха

  3. Назовите 3 препарата, которые применяются при отитах

  4. Перечислите 5 препаратов, вызывающих тугоухость

  5. Перечислите причины нейросенсорной тугоухости

  6. Перечислите причины кондуктивной тугоухости

  7. С помощью какой пробы исследуют нейросенсорную тугоухость?

  8. С помощью какой пробы определяют латерализацию звука

  9. Какая проба считается положительной, если воздушная проводимость лучше костной?

  10. Перечислите 3 причины боли в горле

  11. Перечислите 3 причины охриплости в горле

  12. Дайте 3 совета больному с болью в горле с подозрением на вирусную инфекцию

  13. Какое лечение показано больным со стрептококковым фарингитом?

  14. Какое лечение показано при остром ларингите?

  15. Какие симптомы характерны для хронического тонзиллита?

Риниты

Таблица 1. Классификация ринитов


Частые формы

Редкие формы

Аллергический

Инфекционный

Другие

Часть системного заболевания

Сезонный аллергический ринит (САР)

Острый

Идиопатический

Первичный дефект слизистых клеток:

Муковисцидоз

Синдром Янга


Круглогодичный аллергический ринит (КГАР)

Хронический

НАРЭ (не аллергический ринит с эозинофиллией)

Первичная дискенезия ресничек:

Синдром Картагенера


Профессиональный аллергический ринит (ПАР)

Обусловленный ЛС

(см. таблицу 3)


Иммунологический:

СКВ, РА, СПИД


Местные деконгестанты

Дефицит антител

Автономный (ответ на анти-холинергические средства)

Гранулематозные заболевания

Атрофический

Гормональные

Гипотиреоз

Беременность

Пожилые мужчины


Неопластический

Таблица 2. Диагностика ринитов


ДИАГНОЗ

СИМПТОМЫ

ТЕСТ АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ

ОСМОТР

Чаще при САР

Риноррея


Чаще при ПАР

Заложенность

Пост-назальный катар


Часто при риносинуситах

Выше указанные симптомы +

Головная боль

Лицевая боль

Сниженное обоняние

Утомляемость


Анамнез обострения

Сезонность

Локализация

Факторы


Кожные прик-тесты

Не проводить тестирование если:

В анамнезе выраженные аллергические реакции

Выраженная экзема

Дермографизм

Принимает антигистаминные препараты или стероиды внутрь


*Носовая перегородка смещена

*Расширены ходы

* полипы (бледные, болезненные)

*Секрет (слизь, гной)

*проходимость


Есть ли боль в груди, одышка и другие симптомы грудной клетки? Провести пикфлуометрию. Ринит и астма часто протекают вместе.

После разбора причин ринитов разобрать характерную симптоматику (например, при аллергических сезонных ринитах - чаще чихание, зуд и риноррея слизистыми или водянистыми выделениями, при круглогодичном рините - заложенность носа и постназальный катар).

Хронический ринит .

Хроническое воспаление слизистой носа приводит к появлению клинических проявлений чихания, заложенности носа, ринорреи. У большинства людей это обусловлено ингаляцией аллергенов. Другая частая причина ринитов - не аллергический ринит, еще называемый вазомоторным

Аллергический ринит

Чихание, заложенность носа, чистые выделения из носа и /или зуд глаз

Сезонный (весна и /или осень) или круглогодичный, хороший эффект от антигистаминных препаратов

Обычно не требуется рентгенологические и лабораторные тесты

Вазомоторный ринит

Чихание, заложенность носа и/или чистые выделения из носа

Симптомы провоцируются изменениями температуры и влажности

Нет эффекта от антигистаминных препаратов. Обычно не требуется рентгенологические и лабораторные тесты. Вазомоторный ринит – это не иммунный, а скорее автономный с гиперчувствительностью на физические стимулы такие как изменения температуры, влажности, загрязнение окружающей среды, дым, копоть, испарения, табачный дым.

Третья форма ринитов - медикаментозные риниты , обусловленные постоянным использованием сосудосуживающих капель и спреев.

При сборе анамнеза обращают внимание на вышеуказанные симптомы для дифференциальной диагностики ринитов, обращают внимание на характер выделений из носа:

Если пациентов беспокоят профузные водянистые выделения - причина аллергической природы, гнойные, с плохим запахоминфекционная причина. Обращают внимание на положение при котором происходят выделения из носа: была ли это спонтанная ринорея или выделения появились при высмаркивании или выделения прошли в горло. Если профузные водянистые выделения появились при смене положения или после упражнений - это может быть истечение цереброспинальной жидкости!

Заложенность одинаково ухудшается при аллергических и воспалительных ринитах в положении лежа, особенно в ночное время. Слизистые железы в норме продуцируют около 1 л слизи в день. Эта слизь постоянно выделяется через реснички из синусов через носовую полость в глотку и проглатывается.

Лекарственные препараты, вызывающие обструкцию носовых ходов .

Резерпин, Гидралазин, Пропранолол, Метилдопа, Хлордиазепоксид, Амитриптиллин, Перфеназин, Контрацептивы, Аспирин, НПВС

Дата добавления: 2010-06-14

Продолжительность: 07:11
Озвучивание: Перевод HSN
Формат: avi (Xvid)
Видео: 480x360
Аудио: MP3, 320 kb/s (1 ch)
Размер: 68,6 MB

Обзор.

Средний отит – это общий термин для определения воспалительных заболеваний среднего уха, которые клинически могут быть разделены на острый средний отит и экссудативный средний отит. В обоих случаях имеет место снижение подвижности и помутнение барабанной перепонки. В основном, острый средний отит диагностируется в случае выбухания барабанной перепонки, когда же барабанная перепонка находится в нейтральном положении, или втянута, ставят экссудативный средний отит (Рис.1).

Рисунок 1. Барабанная перепонка: А -выпуклая; В - Нейтральная; С - Втянутая.

Для правильной диагностики среднего отита и дифференцирования его форм необходимо овладение техникой отоскопического исследования.

Показания.

Отоскопическое исследование является обязательным у детей с инфекцией верхних дыхательных путей, с непривычными тянущими ощущениями в области ушей, повышенной раздражительностью, нарушением сна, повышением температуры тела, оталгией, оторреей, или снижением слуха.

Оборудование.

Понадобится отоскоп с хирургической или диагностической головкой с ярким источником света и съемной оптикой. Удаление серных пробок наиболее часто выполняется при помощи отоскопа с хирургической головкой, хотя для этого может быть использована и диагностическая головка. Также будут полезны кюретка ушная, тупая, соответствующего размера (не менее размера «0») и ушной зонд с незазубренным треугольным концом (Рис.2). металлическая кюретка предпочтительней пластиковой – жесткая и тонкая петля металлической кюретки позволяет лучше произвести диссекцию.

Правильное положение.

Старшие дети и сотрудничающие дети более младшего возраста, могут быть обследованы в положении сидя, либо на кушетке, либо на коленях у родителей. Не сотрудничающих детей лучше обследовать в положении лежа, либо на животе, либо на спине. Голова должна быть крепко фиксирована ассистентом. Второй ассистент, обычно родитель, прижимает тело ребенка к кушетке. В зависимости от положения ребенка, один из ассистентов должен крепко фиксировать его руки.

Удаление серных пробок.

После того, как ребенок уложен, и его голова фиксирована ассистентом, доминантной рукой вставьте отоскоп в наружный слуховой проход. Как только отоскоп будет в нужном положении, перехватите его не доминантной рукой. Отрегулируйте или частично извлеките оптику отоскопа, используя доминантную руку, аккуратно введите тупую ушную кюретку через воронку в наружный слуховой проход. Под прямым обзором установите петлю кюретки позади и вокруг комка или слоя ушной серы и осторожно её выскоблите, чтобы не повредить стенки наружного слухового прохода, или барабанную перепонку. Если небольшое количество серы осталось и продолжает закрывать вам обзор барабанной перепонки, плотно обмотайте треугольный конец ушного зонда кусочком сухой, или смоченной в спирте ваты. Аккуратно вставьте зонд приблизительно на 0,5 см в слуховой канал и покрутите его, чтобы вытереть оставшуюся серу. Этот метод так же может быть использован для удаления оторреи у детей с острым средним отитом при повреждении барабанной перепонки. Не слишком сильно зажимайте кюретку, или зонд своим большим и указательным пальцами; если голова ребенка, не смотря на все усилия ассистента, дернется, инструмент просто сдвинется в пальцах, не повредив ушной канал, или барабанную перепонку. Лучшей альтернативой, у детей более старшего возраста, может быть промывание, особенно, если серная пробка плотная и хорошо прикреплена. Для промывания наружного слухового прохода используют металлический ушной шприц, или большой пластиковый шприц, наполненный чуть теплой водой. Следует избегать промывания холодной водой, так как это неприятно и может вызвать нистагм. Для успешного завершения процедуры весьма важны терпение и доброта.

Пневматическая отоскопия.

Определите позицию барабанной перепонки, визуализируя рукоятку и боковой отросток молоточка. Когда барабанная перепонка в нейтральном положении, рукоятка и боковой отросток ясно видны. Когда барабанная перепонка выбухает, боковой отросток не виден и барабанная перепонка выпуклая (Рис.1). Когда барабанная перепонка втянута, рукоятка видна сбоку и боковой отросток начинает выпирать.

Рисунок 2. Инструменты: Тупая кюретка и зонд с треугольным концом.

При наличии экссудата в среднем ухе, барабанная перепонка становится непрозрачной и визуализация ориентиров среднего уха ухудшается.

Определите цвет барабанной перепонки, который может быть изменен из-за экссудата в среднем ухе. Янтарный оттенок может указывать на наличие экссудативного среднего отита. Белесый и желтоватый оттенки могут присутствовать в обоих случаях, как при остром, так и при экссудативном среднем отите.

Ищите области с интенсивной эритемой, которые, при отсутствии травмы, обычно, свидетельствуют об очагах острого воспаления. Если на ряду с этим присутствует помутнение и выпячивание барабанной перепонки, то подобная ситуация свидетельствует в пользу острого среднего отита. Слабая эритема и инъецированность барабанной перепонки не являются специфическими признаками.

В завершение, при помощи отоскопа с диагностической головкой, определите подвижность барабанной перепонки. Следует использовать самую большую воронку, какая только может удобно поместиться в наружном слуховом проходе. Распространенной ошибкой является использование воронки, которая слишком мала, в сравнении с диаметром наружного слухового прохода. При очень большом диаметре канала может понадобиться воронка с мягким наконечником. Чтобы убедится, что система не пропускает, сожмите резиновую грушу и плотно закройте пальцем отверстие воронки. Если утечки нет, груша не расправится, пока вы не уберете палец.

Для определения подвижности, сначала вставьте отоскоп, не сжимая груши. За тем аккуратно сожмите грушу, для создания положительного давления, и определите степень подвижности барабанной перепонки в сторону среднего уха. Для создания отрицательного давления, вставьте отоскоп с частично сжатой грушей. Отпустите грушу и определите степень подвижности барабанной перепонки в направление к вам. В норме барабанная перепонка энергично двигается в обоих направлениях. При наличии экссудата в среднем ухе, как в случае острого среднего отита, так и при экссудативном отите, подвижность в обоих направлениях снижена, или отсутствует. Ухудшение подвижности в ответ на положительное давление, при нормальной подвижности в ответ на отрицательное, выявляется, если барабанная перепонка втянута, что предполагает отрицательное давление в среднем ухе это частое и, обычно, не патологическое явление характерное для маленьких детей.

Резюме.

Правильное применение пневматического отоскопа чрезвычайно важно для точной диагностики острого среднего и экссудативного среднего отита. Для обеспечения оптимальной помощи детям, клиницисты должна владеть техникой необходимой для четкого определения наличия, или отсутствия этой часто встречающейся патологии.


Чтобы легко находить эту страницу добавьте ее в закладки:

Отоскоп - прибор, предназначенный для визуального осмотра наружного слухового канала, ушной перепонки или полости среднего уха при возникновении в мембране прободных отверстий. Для проведения диагностической процедуры используют налобный рефлектор, искусственный источник света, ушные воронки и увеличительные лупы. При оперативном вмешательстве отоларингологами дополнительно используются хирургические микроскопы (отомикроскопы), позволяющие провести операцию по тимпанопункции без повреждения мягких тканей.

Отоскопия уха - универсальный метод обследования, который позволяет осуществлять множество врачебных манипуляций, способствующих устранению патологических процессов в органе слуха. Во время процедуры специалисты оценивают состояние наружного уха и барабанной перепонки, проводят санирующие операции и процедуры по удалению грануляций или полипов.

Устройство отоскопа

Современные отоскопы представляют собой оптические устройства с высокой разрешительной способностью, которые оснащены осветительной лампой, увеличительной линзой и воронкой. В отличие от диагностических операционные отоскопы оснащены более мощной оптикой и дополнительными приспособлениями, которые позволяют использовать различные ЛОР-инструменты для проведения хирургических манипуляций.

Немаловажное значение в устройстве медицинского прибора имеет осветительная система. Во многом точность постановки диагноза зависит от мощности используемых источников света, а также удобства эксплуатации отоскопа. Современные приборы оснащают галогеновыми или ксеноновыми лампами, что обусловлено минимальным искажением естественного цвета осматриваемых тканей. В самых лучших моделях отоскопов применяются оптоволоконные лампы, которые излучают яркий и равномерно рассеянный свет.

Показания к отоскопии

Отоскопические методы исследования уха применяются при проведении профилактического осмотра, диагностике ушного заболевания и совершении физиотерапевтических процедур. Прямыми показаниями для прохождения отоскопии являются:

Современные отоскопы можно использовать для проведения профессиональной гигиены наружного уха. Герметичные устройства беспроблемно дезинфицируются во время санитарно-гигиенической обработки, что снижает риск попадания патогенов в ушной канал.

Существует несколько типов современных отоскопов, отличающихся друг от друга качеством используемой оптики, мощностью источников искусственного света и дополнительными опциями. Условно их разделяют на два типа:

  1. прямые - устройства, в которых источник света расположен на головке отоскопа, благодаря чему световой пучок попадает непосредственно в ушной канал;
  2. фиброоптические - приборы, в которых оптоволоконные лампы расположены в рукоятке отоскопа, что способствует увеличению поля зрения при осмотре наружного уха через воронку.

Во время выполнения инструментальных операций целесообразнее использовать фиброоптические приборы, что обусловлено наличием более совершенной системы освещения.

К числу самых востребованных и практичных отоскопов относятся:

  • диагностические - используются исключительно для визуального осмотра наружного уха. Технически самые простые приспособления, с помощью которых можно диагностировать евстахиит, вялотекущий или острый отит;
  • операционные - многофункциональные приборы с открытой оптикой, к которым можно подсоединить необходимые ЛОР-инструменты для выполнения инвазивных операций. Современные модели операционных отоскопов оснащены видеокамерами, благодаря которым специалист может вывести на экран монитора многократно увеличенное изображение наружного слухового канала;
  • портативные - «карманные» приспособления с автономным источником питания (аккумулятор, Li-Ion батарейки), использующиеся специалистами при проведении осмотров пациентов на дому;
  • пневматические - герметичные приборы, оснащенные видеокамерами, которые подключают к стационарным компьютерам во время санации барабанной полости и проведения несложных операций.

Подбирая подходящий прибор для осмотра уха, отоларинголог должен обращать внимание на кратность увеличительных линз, наличие реостата для регулирования мощности освещения, вид используемых источников света, а также тип питания. Именно от этих составляющих зависит качество отоскопа и, соответственно, точность постановки диагноза.


Методика отоскопии

Отоскопия относится к числу визуальных методов осмотра наружного уха, благодаря которому можно диагностировать наличие прободных отверстий в перепонке, гиперемию тканей, отечность, травмы, экзематозные высыпания и т.д. При помощи диагностических устройств осуществляется первичное обследование пациента, а также простые лечебные манипуляции с применением инсуфлятора.

Во время осмотра воронка отоскопа должна вводиться исключительно в перепончато-хрящевой отдел ушного калана. Это препятствует возникновению механических повреждений в кожных покровах.

Операционные отоскопы дополнительно оснащены инструментальными каналами, которые позволяют совместить прибор с эндоскопическим инструментом. Таким образом специалистам удается провести парацентез и тимпанопункцию без травмирования здоровых тканей. Современная жидкокристаллическая оптика обеспечивает хорошую видимость оперируемых участков, что снижает риск возникновения послеоперационных осложнений.

Ход процедуры

Перед проведением отоскопического осмотра специалист очищает слуховой канал от ушной серы, ороговевших клеток эпителия, гнойных выделений, грязи и т.д. Во время туалета наружного уха отоларинголог должен убедиться в отсутствии фурункулов в перепончато-хрящевом отделе ушного канала. После этого для обследования полости наружного уха врач проделывает следующее:

  1. вводит воронку медицинского прибора в ушной канал на 1.5 см;
  2. осматривает ушную перепонку на предмет целостности и наличия гиперемии;
  3. при необходимости визуализирует многократно увеличенное изображение уха на мониторе;
  4. электронные данные сохраняются для последующего анализа и проведения сравнительных характеристик.

Информативная отоларингологическая процедура дает представление о том, имеются ли деформации и покраснения в ушной перепонке, сигнализирующие о развитии инфекции или получении баротравмы. Если в слуховом канале присутствуют гнойное или серозное отделяемое, это чаще свидетельствует о развитии острого катарального или гнойного отита.

Для осуществления отоскопии используются три прибора: источник прямого освещения (настольная электрическая лампа), рефлектор (лобный) и набор из металлических воронок разной величины. Не рекомендуется осматривать пациента при солнечном свете, этим можно вызвать внутренний ожог. Свет от лампы, попадая на рефлектор, концентрируется и отражается прямо в ухо ребенка, позволяя внимательно все рассмотреть и провести необходимую манипуляцию.

Для большего удобства существуют, снабженные источником света рефлекторы и медицинские отоскопы с отдельным автономным питанием. Изучение внутренней перепонки и ее подвижности происходит с использованием пневматической воронки Зигле. Если ширина наружного канала позволяет, то манипуляцию можно провести и без использования металлической воронки. Для маленьких детей используют более узкие специальные инструменты. Современные отоскопы, снабженные камерами и источником света, позволяют настраивать силу светового пучка и уровень увеличения полученной картинки.

Иногда для углубленного осмотра применяется операционный микроскоп, такую процедуру называют микроскопией.

Видеоскопия - процесс осмотра с помощью маленькой камеры, выводящей полученное изображение на экран монитора.

Процесс проведения процедуры

Подготовка

Перед началом процедуры необходимо поставить в известность врача о всех имеющихся симптомах и хронических заболеваниях ухо-горла-носа. Сам процесс не требует специальной подготовки.

Проведение

Отоскопия у детей проводится в кабинете доктора. Ребенка располагают так, чтобы лампа находилась в 30 см от его правой стороны, на уровне головы. В зависимости от имеющейся проблемы процесс делится на диагностический и лечебный. Если полноценному проведению мешают естественные выделения (гной, сера или сгущенный эпидермис), то их следует вычистить электроотсосом или ватным жгутом. При необходимости загрязнения вымывают небольшой направленной струей.

Голова малыша должна быть повернута на 90° в сторону, противоположную осматриваемой. Врач обследует сначала визуально видимый участок ушка. В случаях выявления следов экземы, трещин, отечности, ранок осмотр проводится более бережно. Если нет никаких препятствий, например, застрявшего инородного тела или воспаленного фурункула, специалист начинает обследование с помощью ушной воронки, которую продвигает внутрь на 1-1,5 см осторожными вращательными движениями. Ее вставляют в проход и фиксируют двумя пальцами одной руки, при этом оттягивая мочку немного назад и вверх второй рукой. У новорожденных из-за анатомических особенностей строения мочку оттягивают вниз, чтобы выровнять изгиб слухового канала. В ходе процесса специалист слегка меняет угол наклона инструмента, чтобы регулировать направление света и его мощность на просматриваемую точку.

При работе с маленькими детьми понадобится помощь медсестры или родителей. Взрослый усаживает малыша к себе на колени и крепко фиксирует голову, ножки зажимает между коленями.

Реабилитационный период

После окончания манипуляций могут наблюдаться некоторые неприятные ощущения в ушном канале, которые постепенно исчезнут.

Показания

Необходимость в отоскопии наступает при:

  • попадании инородного предмета;
  • механических травмах;
  • наружном и среднем отитах;
  • выборе слухового аппарата;
  • экземе наружного уха или подозрении на нее;
  • ушном зуде и ощущениях “плеска”;
  • избыточных выделениях;
  • головной боли и шуме в ушах;
  • острых заболеваниях носоглотки;
  • снижении или полной потере слуха;
  • повреждениях внутренней перепонки;
  • потере способности управлять мышцами с одной стороны лица;
  • болевых ощущениях неясного происхождения.

Основные противопоказания

Противопоказаний для отоскопии не существует. Методика не требует инъекций, наркоза, введения в уши препаратов. Занимает от 5 до 15 минут.

Осложнения

Ввиду абсолютной простоты манипуляции никаких осложнений зафиксировано не было.

Цены и клиники

Проведение данного осмотра возможно только в кабинете отоларинголога в стенах медицинского учреждения. Ознакомиться с полным списком клиник и лечебно-диагностических центров Москвы вы можете на медицинском портале сайт. Здесь вы также найдете основные данные практикующих специалистов и отзывы их пациентов, что существенно упростит поиск врача.