Почему антибиотики вредны. Чем вредны антибиотики? Дисбактериоз от приема антибиотиков

Впервые идея поиска веществ, губительно действующих на микроорганизмы, но безвредных для человека, была четко сформулирована и реализована на рубеже XIX – XX веков Паулем Эрлихом. Такие вещества Эрлих сравнил с «магической пулей». Первые вещества со свойствами «магической пули» были обнаружены среди производных синтетических красителей, они стали применяться для лечения сифилиса и получили название «химиопрепараты», а процесс лечения был назван химиотерапией. В быту сегодня под химиотерапией понимают только лечение онкологических заболеваний, что не совсем верно. Следует признать, что идеальную «магическую пулю» вряд ли удастся найти, поскольку в определенных дозах любые вещества (даже поваренная соль) могут оказывать на организм человека неблагоприятное действие. Но поиск препаратов, способных обезвредить микроорганизмы, продолжался. Несколько позже ученые научились использовать в своих целях такое явление, как противостояние (антагонизм) бактерий. Что это такое? Дело в том, что бактерии распространены в природе практически повсеместно (в почве, воде и т.д.), так же как и другие живые существа, они вынуждены вести между собой борьбу за существование. И основным оружием в этой борьбе являются специальные вещества, вырабатываемые одними видами бактерий, и губительно действующие на другие виды. Именно эти вещества и называются антибиотиками .

Особенности медицинской терминологии

Итак, существуют антибиотики - это вещества природного происхождения и химиопрепараты - это искусственно созданные вещества аналогичного действия, объединяются они общим термином «антибактериальные препараты». Особенности терминологии могут вызвать затруднения у неспециалиста. Иногда в аптеке можно услышать, как покупатель добивается ответа у провизора: «БИСЕПТОЛ (или, например, ЦИПРОФЛОКСАЦИН) это антибиотик или нет»? Дело в том, что оба эти лекарства являются антибактериальными препаратами из группы химиопрепаратов. Но для пациента различия между антибиотиками и химиопрепаратами не очень важны.

Какие бывают антибиотики ?

Важно знать, что процессы жизнедеятельности клеток человека коренным образом отличаются от процессов жизнедеятельности бактериальной клетки. Антибиотики, в отличие от перекиси водорода и этилового спирта, оказывают избирательное воздействие именно на процессы жизнедеятельности бактерий, подавляя их, и не затрагивают процессов, протекающих в клетках человеческого организма. Поэтому известные в настоящее время антибиотики классифицируются на основе их механизма действия и химической структуры. Так одни антибиотики подавляют синтез внешней оболочки (мембраны) бактериальной клетки – структуры, полностью отсутствующей в человеческой клетке. Наиболее важными среди таких препаратов являются антибиотики группы пенициллинов, цефалоспоринов и некоторые другие препараты. Другие же антибиотики подавляют различные этапы синтеза белка бактериальными клетками: это препараты, входящие в группу тетрациклинов (ДОКСИЦИКЛИН), макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, КЛАРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), аминогликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН). Антибиотики существенно различаются по своему основному свойству – противобактериальной активности. В инструкции к каждому антибактериальному препарату приведен перечень бактерий, на который данный препарат действует – спектр его активности; одни антибиотики действуют на многие виды бактерий, другие – только на отдельные виды микробов. К сожалению, до сих пор не обнаружены антибактериальные препараты, которые бы подавляли жизнедеятельность одновременно и бактерий и вирусов, поскольку различия в строении и особенностях обмена веществ у этих микроорганизмов носят принципиальный характер. Лекарственных препаратов, способных действовать на вирусы, несмотря на значительны успехи последних лет, еще явно недостаточно, а эффективность их относительно невысока.

Как формируется устойчивость микроорганизмов к антибиотикам

Все живое, в том числе и бактерии быстро приспосабливаются к неблагоприятным условиям внешней среды. Выработка устойчивости к антибиотикам – один из наиболее ярких примеров такого приспособления. Можно утверждать, что рано или поздно любой вид бактерий сможет выработать устойчивость к любому антибактериальному препарату. Выработка устойчивости происходит тем быстрее, чем в большем объеме применяется данное вещество. По мере того, как бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам, человечество вынуждено изобретать все новые препараты. Поэтому можно предположить, что если сегодня мы будем бесконтрольно назначать антибактериальные препараты всем детям, то завтра внуков нам лечить будет просто нечем. В ходе этой гонки в обществе возникают конфликты интересов. Общество, в целом, заинтересовано в сокращении затрат на антибактериальную терапию и соблюдении баланса между стоимостью и эффективностью лечения. Для достижения этой цели необходимо ограничить применение антибиотиков строгими показаниями, что позволит избежать излишних затрат на разработку и изготовление новых препаратов. Производители же антибиотиков наоборот заинтересованы в увеличении объема продаж (за счет расширения показаний), что неизбежно приведет к более быстрому распространению устойчивости микроорганизмов к лекарствам и, как следствие, необходимости разработки все новых и новых препаратов. К сожалению, массовое и неконтролируемое применение антибиотиков уже привело к широкому распространению устойчивости микроорганизмов к ним. Причем в России неконтролируемое применение антибиотиков (в аптеках возможен их безрецептурный отпуск, что по международным правилам недопустимо) сочетается с дефицитом средств на здравоохранение. На сегодняшний день в нашей стране большинство возбудителей наиболее распространенных инфекций устойчивы к таким препаратам, как БИСЕПТОЛ, ГЕНТАМИЦИН и препаратам группы тетрациклинов. Неоднозначна ситуация с ПЕНИЦИЛЛИНОМ, АМПЦИЛЛИНОМ и АМОКСИЦИЛЛИНОМ, чувствительность к этим препаратам сохраняет только один микроорганизм - пневмококк. Поэтому для выбора препарата для лечения врачу необходимо знать не только каким возбудителем вызвана инфекция, но и то, к какому препарату этот возбудитель чувствителен. Казалось бы, что эта проблема легко решается при проведении лабораторных исследований. Но, увы, при применении современных методов исследований ответ может быть получен лишь через 2 – 3 суток. Вследствие этого в реальной жизни антибиотики назначают эмпирически, т.е. на основании имеющегося практического опыта. Но даже самый блестящий врач не может самостоятельно накопить опыт по применению всех возможных антибиотиков и уверенно сказать, что препарат А лучше чем препарат Б. К тому же необходимо учитывать насколько широко в конкретном географическом регионе среди бактерий распространена устойчивость к конкретному препарату. Врачу неизбежно приходится опираться на результаты специальных исследований, их критический анализ, мировой и национальный опыт, а также на рекомендации по стандартам лечения, разработанные экспертами.

Назначение антибиотиков

После всего сказанного вполне очевидно, что антибиотики следует применять только при инфекциях, вызываемых бактериями. В стационаре при тяжелых и угрожающих жизни инфекционных заболеваниях (например, менингит – воспаление оболочек мозга, пневмония – воспаление легких и др.) ответственность за правильность выбора целиком лежит на враче, который основывается на данных наблюдения за пациентом и на результатах специальных исследований. При легких инфекциях, протекающих в «домашних» (амбулаторных) условиях, ситуация принципиально иная. Врач осматривает ребенка и назначает лекарства, иногда это сопровождается объяснениями и ответами на вопросы, иногда - нет. Нередко врача просят назначить антибиотик. В таких ситуациях врачу иногда психологически легче выписать рецепт, а не подвергать риску свою репутацию и тратить время на объяснение нецелесообразности такого назначения. Поэтому никогда не просите врача назначить ребенку антибиотики , тем более что после ухода врача обычно происходит домашний совет, звонки родственникам и знакомым и лишь затем принимается решение давать ребенку антибиотики или нет.

Как и когда надо применять антибиотики

Рассмотрим некоторые ситуации, которые без сомнения интересует всех родителей. Антибиотики при инфекции дыхательных путей. В этой ситуации прежде всего родители должны четко представлять, что:

  • естественная частота инфекций дыхательных путей у детей дошкольного возраста составляет 6 – 10 эпизодов в год;
  • назначение антибиотиков при каждом эпизоде инфекции – непомерная нагрузка на организм ребенка.

Надежных внешних признаков или простых и дешевых лабораторных методов, позволяющих различать вирусную и бактериальную природу инфекций дыхательных путей, к сожалению, нет. В то же время известно, что острый ринит (насморк) и острый бронхит (воспаление слизистой оболочки бронхов) практически всегда вызываются вирусами, а ангина (воспаление небных миндалин и глотки), острый отит (воспаление уха) и синусит (воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух) в значительной части случаев – бактериями. Естественно предположить, что подходы к антибактериальной терапии отдельных острых инфекций верхних дыхательных путей должны несколько различаться. При остром рините (насморке) и бронхите антибиотики не показаны. На практике все происходит по-другому: один – два дня повышенной температуры и кашля у ребенка родители, как правило, достаточно легко выдерживают без дачи малышу антибиотиков . Но в последующем напряжение возрастает, больше всего родителей беспокоит вопрос, не осложнится ли бронхит пневмонией. Здесь стоит отметить, что развитие такого осложнения возможно, но его частота практически не зависит от предшествовавшего приема антибиотиков . Основными признаками развития осложнения служит ухудшение состояния (дальнейшее повышение температуры тела, усиление кашля, появление одышки), в такой ситуации надо немедленно вызывать врача, который и решит, надо ли корректировать лечение. Если же состояние не ухудшается, но и существенно не улучшается, то очевидной причины для назначения антибиотиков нет, тем не менее именно в этот период некоторые родители не выдерживают и начинают давать препараты детям «на всякий случай». Что можно сказать в этом случае? Назначение антибиотиков детям не должно заменять назначение «валерьянки» родителям! Особо следует отметить, что за этим очень популярным критерием назначения антибиотиков при вирусных инфекциях - сохранение повышенной температуры в течение 3-х дней – нет ровным счетом никаких обоснований. Естественная длительность лихорадочного периода при вирусных инфекциях дыхательных путей у детей значительно варьирует, возможны колебания от 3 до 7 дней, но иногда и больше. Более длительное сохранение так называемой субфебрильной температуры (37,0-37,5° градусов С) может быть связано со многими причинами. В таких ситуациях попытки добиться нормализации температуры тела назначением последовательных курсов различных антибиотиков обречены на неудачу и откладывают выяснение истиной причины патологического состояния. Типичным вариантом течения вирусной инфекции также является сохранение кашля на фоне улучшения общего состояния и нормализации температуры тела. Необходимо помнить, что антибиотики – не являются противокашлевыми средствами. У родителей в этой ситуации есть широкие возможности по применению народных противокашлевых средств. Кашель является естественным защитным механизмом, он исчезает последним из всех симптомов заболевания. Однако если у ребенка интенсивный кашель сохраняется 3 – 4 и более недель, то надо искать его причину. При остром отите тактика антибактериальной терапии иная, поскольку вероятность бактериальной природы этого заболевания достигает 40 – 60%. Учитывая это, одним из возможных подходов может быть назначение антибиотиков всем заболевшим (такой подход до недавнего времени был широко распространен в Северной Америке). Для острого отита характерны интенсивные боли в первые 24 - 48 ч, затем у большинства детей состояние значительно улучшается и заболевание разрешается самостоятельно, лишь у части пациентов симптомы заболевания сохраняются. Существуют интересные расчеты, показывающие, что если антибиотики назначать всем детям с острым отитом, то некоторую помощь (сокращение лихорадочного периода и длительности болей) они могут оказать только тем пациентам, у которых не должно было произойти самостоятельного быстрого разрешения заболевания. Таким может быть лишь 1 ребенок из 20. Что же будет с остальными 19-ю детьми? При приеме современных препаратов группы пенициллинов, таких как АМОКСИЦИЛЛИН или АМОКСИЦИЛЛИН/КЛАВУЛАНАТ, ничего страшного не произойдет, у 2 – 3 детей может развиться понос или появятся кожные высыпания, которые быстро исчезнут после отмены препаратов, но выздоровление не ускорится. Как и в случае с бронхитом, назначение антибиотиков при отите не предотвращает развитие гнойных осложнений. Осложенные формы отита с одинаковой частотой развиваются как у детей, получавших антибиотики , так и у не получавших их. К настоящему времени выработана иная тактика назначения антибиотиков при остром отите. Антибиотики целесообразно назначать всем детям в возрасте до 6 месяцев даже при сомнительном диагнозе острого отита (выяснить, что у маленького ребенка болит именно ухо не так просто). В возрасте от 6 месяцев до 2-х лет при сомнительном диагнозе (или крайне легком течении) назначение антибиотиков можно отложить и ограничиться наблюдением - это так называемая выжидательная тактика. Если в течение 24-48 ч состояние не улучшится, то необходимо начать антибактериальную терапию. Конечно, в этом случае к родителям предъявляются повышенные требования. Прежде всего необходимо обсудить свое поведение с врачом и уточнить, на какие признаки заболевания необходимо обращать внимание. Главное уметь объективно оценить динамику боли, ее усиление или уменьшение и вовремя заметить появление новых признаков болезни - кашель, сыпь и др. У родителей должна быть возможность связаться с врачом по телефону, должны быть наготове антибиотики широкого спектра действия, например, антибиотики пенициллинового ряда (дополнительно, этот вопрос следует решить с лечащим врачом). У детей старше 2 лет первоначальное наблюдение является самой предпочтительной тактикой, за исключением случаев наиболее тяжелого течения (температура выше 39 градусов С, интенсивные боли) болезни. Естественно, во время наблюдения детям необходимо давать обезболивающие препараты и, по необходимости, жаропонижающие. При диагнозе пневмония или серьезных подозрениях на эту патологию тактика антибактериальной терапии отличается от двух предыдущих случаев. Для отдельных возрастных групп детей характерны некоторые особенности преобладающих возбудителей болезни. Так, в возрасте до 5 – 6 лет, по данным некоторых исследователей, до 50% случаев пневмонии могут вызываться вирусами. В более старшем возрасте вероятность вирусной природы пневмонии существенно снижается и возрастает роль бактерий в развитии воспаления легких. Тем не менее во всех возрастных группах частым возбудителем данного заболевания является пневмококк. Именно в связи с высокой вероятностью пневмококковой природы и риском тяжелого течения заболевания пневмония является безусловным показанием для назначения антибактериальной терапии. При легких бактериальных инфекциях, склонных к самостоятельному разрешению, положительные эффекты антибиотиков выражены в незначительной степени

Основные принципы антибактериальной терапии

Беглого взгляда на особенности антибактериальной терапии в приведенных выше примерах достаточно для выделения основных принципов антибактериальной терапии:

  • Быстрое назначение наиболее эффективных препаратов в тех случаях, когда их эффект доказан.
  • Максимальное сокращение применения антибиотиков во всех других случаях.

Выбор антибиотиков

По логике событий, после определения показаний для назначения антибактериальной терапии следует этап выбора препаратов. В настоящее время для медицинского применения в России разрешено около 50 различных антибактериальных препаратов. Вполне очевидно, что выбор правильного препарата для лечения отдельных заболеваний требует значительных профессиональных знаний, во-первых, о спектре действия каждого препарата, и во-вторых, о наиболее вероятных возбудителях отдельных инфекционных болезней. Но есть общие положения, которые необходимо знать и врачам, и родителям маленьких пациентов. Речь пойдет о возможности развития нежелательных явлений после приема лекарства и об ограничениях или запрете на прием отдельных препаратов. Сразу же необходимо оговориться, что все запреты относительны, так как в критических ситуациях, при наличии реальной угрозы жизни, врач может назначить даже запрещенный для детей препарат. В отношении новых препаратов, как правило, действуют ограничения на применение их у новорожденных детей и детей в возрасте до 2 - 6 месяцев. Подобные ограничения объясняются отсутствием опыта применения новых препаратов у детей младших возрастных групп и риском развития нежелательных эффектов, связанных с особенностями возрастной физиологии. В инструкциях к лекарствам в таких ситуациях просто указывают, что данных о безопасности препарата для детей младших возрастных групп нет. Врач должен самостоятельно оценить соотношение пользы и вероятного вреда при назначении препарата. К наиболее частым нежелательным явлениям, встречающимся у 10 – 15% пациентов при приеме всех антибиотиков , относятся расстройства желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, жидкий стул – диарея, боли в животе), головная боль, различная сыпь на коже. Эти явления, как правило, исчезают без последствий после прекращения приема препаратов. Ко второй группе нежелательных явлений относятся аллергические реакции (от сыпи на коже до анафилактического шока), они наиболее характерны для препаратов группы пенициллинов, на препараты других групп они возникают крайне редко. Иногда родители говорят, что у ребенка аллергия «на все». При тщательном анализе каждой конкретной ситуации практически всегда оказывается, что это не так. К наиболее серьезным нежелательным явлениям относятся специфические поражения органов и систем, развивающиеся под воздействием отдельных лекарств. Несмотря на то что современные препараты на стадии разработки проходят крайне жесткий контроль, иногда способность вызывать такие поражения может выявиться только через несколько лет после начала применения препаратов. Именно поэтому к разрешенным для применения у детей младших возрастных групп (и беременных женщин) относятся только хорошо изученные в течение многих лет препараты.

Антибактериальные препараты, особо опасные для детей

Среди всего разнообразия современных антибиотиков следует выделить три группы препаратов, назначение которых возможно только в экстремальных ситуациях. В первую очередь речь идет о ЛЕВОМИЦЕТИНЕ. При приеме этого препарата (иногда достаточно одной таблетки) возможно развитие апластической анемии (тотального угнетения процессов кроветворения в костном мозге), неизбежно приводящей к смерти. Несмотря на то, что указанное осложнение развивается крайне редко, современный уровень развития медицины не позволяет подвергать детей даже минимальному риску. В настоящее время нет таких ситуаций, при которых левомицетин нельзя было бы заменить более эффективным и безопасным препаратом. У детей нельзя применять антибактериальные препараты группы тетрациклинов (ТЕТРАЦИКЛИН, ДОКСИЦИКЛИН, МИНОЦИКЛИН), которые нарушают формирование зубной эмали. Не разрешены к применению у детей препараты важной и перспективной группы фторированных хинолонов, которые легко опознать по названию – все они содержат окончание «-флоксацин» (НОРФЛОКСАЦИН, ПЕФЛОКСАЦИН, ЦИПРОФЛОКСАЦИН, ОФЛОКСАЦИН и др.). Препараты этой группы являются предпочтительными (средствами выбора) при лечении инфекций мочевыводящих путей, кишечных инфекций. Наиболее новые фторхинолоны (ЛЕВОФЛОКСАЦИН, МОКСИФЛОКСАЦИН) высоко эффективны при инфекциях дыхательных путей. Причиной ограничения применения фторхинолонов у детей является экспериментальная находка: было обнаружено, что они нарушают формирование суставных хрящей у неполовозрелых животных (собак). В этой связи уже с момента появления фторхинолонов в медицинской практике их использование у детей было запрещено. В дальнейшем фторхинолоны начали понемногу применять у детей всех возрастных групп при угрожающих жизни инфекциях, если возбудители оказывались устойчивыми ко всем другим препаратам. Однако массово фторхинолоны у детей не применялись, возможно благодаря этому повреждения хрящевой ткани у них не зарегистрированы. Несмотря на всю важность и перспективность группы фторхинолонов для лечения инфекционных болезней об их неограниченном применении у детей не может быть и речи. Не столь категорично, но все же настоятельно следует рекомендовать ограничить применения у детей сульфаниламидов и комбинированного препарата триметоприм + сульфаметоксазол, широко известного под названием БИСЕПТОЛ. Если сульфаниламиды в чистом виде уже практически исчезли из практики, то бисептол еще пользуется значительной популярностью. Существует несколько причин для ограничения применения этого препарата во всех возрастных группах: препарат лишь тормозит размножение бактерий, но не уничтожает их. Среди подавляющего большинства бактерий – возбудителей инфекционных болезней - именно к БИСЕПТОЛУ широко распространена их устойчивость. И наконец этот препарат, хотя и крайне редко, но все же может вызывать тяжелые поражения кожи и печени, а также угнетать кроветворение. Можно сказать, что вероятность отрицательных эффектов БИСЕПТОЛА перевешивает его крайне сомнительные положительные свойства.

Мифы об антибиотиках

Итак, антибиотики , конечно же, могут вызывать вполне определенные нежелательные реакции. Но вдобавок к их истинным грехам иногда приходится слышать и явно незаслуженные обвинения. Достаточно часто не только в научно-популярных, но и в специальных статьях как о чем-то совершенно очевидном говорят о способности антибиотиков угнетать иммунитет. Подобные утверждения абсолютно ничем не подтверждены. Многочисленными исследованиями однозначно установлено, что ни один из разрешенных к применению в медицинской практике антибиотиков при использовании в лечебных дозах не угнетает систему иммунитета. Следующая крайне болезненная проблема: влияние антибиотиков на кишечную микрофлору и дисбактериоз. Здесь стоит сказать несколько слов по вопросу, выходящему за рамки темы настоящей статьи. Более или менее постоянный состав кишечной микрофлоры у ребенка формируется в течение первых 6 – 12 месяцев жизни, а иногда и дольше, в зависимости от вида вскармливания. В течение этого периода функция желудочно-кишечного тракта характеризуется нестабильностью и частыми нарушениями (боли, вздутия живота, понос), а видовой и количественный состав кишечной микрофлоры – более или менее выраженными отклонениями от средних значений. В самом общем виде описанные изменения состава микрофлоры называют дисбактериозом. Однако до настоящего времени нет убедительных обоснований того, какие именно изменения в составе кишечной микрофлоры следует считать патологическими. Используемые критерии нормы и патологии являются сегодня произвольными, а необычайный общественный интерес к проблеме дисбактериоза не имеет под собой серьезных оснований. На фоне приема антибиотиков состав кишечной микрофлоры неизбежно меняется, более того, во время приема наиболее мощных антибактериальных средств (препаратов группы цефалоспоринов III – IV поколений, карбапенемов - ИМИПЕНЕМА или МЕРОПЕНЕМА) на короткий срок можно даже стерилизовать кишечник. Наверное, это можно назвать дисбактериозом, но имеет ли это практическое значение? Если ребенка ничего не беспокоит, то абсолютно никакого. Если же у ребенка на фоне приема антибиотиков развился понос, то необходимо сопоставить тяжесть основного заболевания и потребность в антибактериальной терапии с выраженностью желудочно-кишечного расстройства. Придется либо терпеть и окончить курс лечения, либо отменить антибиотик до окончания поноса. После отмены антибактериального препарата практически всегда функция кишечника быстро нормализуется, но у самых маленьких детей процесс восстановления может затянуться. Основным методом коррекции должна быть оптимизация питания, возможен прием биопрепаратов, содержащих «полезные» лакто- и бифидобактерии, но ни в коем случае не следует пытаться исправить ситуацию назначением новых антибиотиков . С концепцией дисбактериоза связано и представление о неизбежной активизации роста грибов, живущих в кишечнике и потенциально способных вызывать инфекционные заболевания при приеме антибиотиков . Например, на слизистой оболочке половых органов или на небных миндалинах может появиться легко снимающийся рыхлый налет, похожий на творог, при этом самочувствие человека ухудшается. Действительно, у пациентов с иммунным дефицитом, страдающих онкологическими заболеваниями крови или у больных СПИДом, на фоне длительной интенсивной терапии антибиотиками возможно развитие грибковой инфекции. Поэтому им необходимо иногда назначать профилактические курсы противогрибковых препаратов. В других ситуациях профилактика грибковых инфекций (особенно НИСТАТИНОМ) лишена смысла, поскольку такие инфекции практически никогда не возникают. В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что антибактериальные препараты являются единственными эффективными средствами лечения инфекционных болезней. Но, к сожалению, быстрое формирование бактериями устойчивости к антибиотикам , обусловленное нерациональным использованием бактериальных препаратов, приводит к быстрой утрате эффективности последних. Поэтому наряду с поиском препаратов с принципиально новыми механизмами действия необходимы совместные усилия врачей, фармацевтов и пациентов по упорядочению использования антибиотиков и сохранению их для будущего.

Глобальным открытием и настоящей панацеей для человечества стали на основе антибиотиков. Их появление помогло значительно снизить уровень смертности от многих заболеваний, в том числе тех, которые относились к тяжелым и неизлечимым. Сегодня мнения специалистов разделились: пользу или вред антибиотиков следует ставить во главу угла при выборе терапевтической схемы.

Действие антибактериальных препаратов

О том, что человек живет в мире бактерий, стало известно давно. Многие микроорганизмы оказывают благотворное влияние на жизнедеятельность людей, но они же могут и нанести вред, особенно те. которые способны проникать внутрь организма. Сильный удар по болезнетворным бактериям способны нанести антибиотики. Выделены эти штаммы микроорганизмов именно с этой целью и доказали свою эффективность на практике.

Некоторые детские болезни, действительно, поддаются лечению только антибактериальным воздействием. Доктора практикуют антибиотикотерапию при лечении детских болезней в следующих случаях:

  • при ангине;
  • отите;
  • пневмонии и тяжелых бронхитах;
  • воспалительных патологиях мочевыводящей системы.

Правила лечения малышей

Вопрос о лечении малыша антибиотиками принимает педиатр, он же подбирает терапевтический препарат и дозировку для маленького пациента, оговаривает с родителями вопрос о том, без вреда для детского организма.

  1. Важно строго соблюдать дозировку и частоту приёма препарата, назначенную доктором.
  2. Следует соблюдать рекомендованную длительность приёма антибиотика.
  3. Малышу не дают антибиотики одновременно с антигистаминными препаратами.
  4. Следует строго соблюдать диету и принципы кормления ребёнка, рекомендованные доктором на время лечения.

Риск побочных эффектов

Не стоит игнорировать и побочные эффекты, которые вызывают антибиотики. Вред для организма проявляется на фоне того, что препараты антимикробного ряда призваны прицельно воздействовать на болезнетворные бактерии, при этом не исключается их воздействие и на полезную микрофлору.

Назначая своим пациентам антибиотики, доктора учитывают возможные негативные последствия их приема для организма, которые могут проявляться:

  • в тяжелых пороках развития плода у беременных женщин, особенно в первые два триместра беременности;
  • в проблемах со здоровьем и кишечной микрофлорой у грудных младенцев, матери которых принимают антибиотики;
  • в выраженных аллергических реакциях в виде сыпи, зуда, отечности;
  • в церебральных расстройствах, дисфункциях вестибулярного аппарата;
  • в сбоях работы печени, желчного пузыря, желчевыводящих дисфункциях.

Диагностируют доктора у своих пациентов также и эндокринные сбои на фоне одновременного приема антибиотиков и стероидных препаратов. Сложные сбои иммунной системы также способны спровоцировать антибиотики. Вред и польза лечения такими лекарствами обязательно учитываются лечащим доктором, поэтому и решение о тактике терапии стоит доверить специалистам, не допуская самолечения.

Условия эффективного приёма антибиотиков

Несмотря на осторожное отношение к препаратам на основе антибиотиков, спорить об их несомненной пользе очень сложно. Те патологии, которые трудно поддавались излечению, поддаются терапевтической коррекции именно антибиотиками. Современные препараты, созданные на синтетической основе, относятся к относительно безопасным при соблюдении правил их приёма.

Принимать антибиотики без вреда для организма можно, если соблюдать при этом ряд несложных правил:

  1. Прежде чем принимать решение о лечении антибиотиками, следует обязательно проконсультироваться с доктором и строго соблюдать его предписания по дозировке и длительности приёма.
  2. Строго соблюдать время приёма лекарственного средства, обеспечивая тем самым его постоянный уровень в организме.
  3. Самостоятельно не прерывать приём препарата, даже на фоне улучшения самочувствия.

Следует учитывать также, что одни и тот же антибиотики могут реализовываться аптечной сетью под разными коммерческими названиями. Прежде чем приобретать прописанные доктором препараты, стоит выяснить, не являются ли они лекарствами одного терапевтического ряда.

Это событие, по праву считающееся выдающимся достижением медицины прошлого столетия, стало началом эры антибиотиков – веществ, способных подавлять рост микробных клеток.

Пенициллин, массовое производство которого началось в 1943 году, спас жизни сотням тысяч солдат, получивших ранения в ходе Второй мировой войны. Его воздействие предотвращало развитие гангрены, помогало избежать заражения крови, ускоряло заживление гнойных ран.

Успешное использование пенициллина в разных областях медицины (он эффективно применялся при сепсисе, сифилисе, воспалении легких, инфицированных ранах и т.д.) привело к тому, что его стали считать лекарством от всех болезней, назначая даже безнадежно больным.

Когда же выяснилось, что пенициллин способен справиться далеко не со всеми видами болезнетворных микроорганизмов, ученые всего мира занялись активными поисками и разработкой новых видов антибиотиков.

В наши дни биохимиками разработано огромное – насчитывающее сотни видов – количество антибиотических препаратов, имеющих природное, полусинтетическое и синтетическое происхождение.

Было установлено, что благодаря массовому применению антибиотиков средняя продолжительность жизни каждого человека увеличилась на два десятилетия, поскольку болезни, считавшиеся неизлечимыми в прошлом, стали отступать.

В то же самое время наблюдается опасная тенденция, состоящая в том, что антибиотики начинают применяться не только для лечения тяжелых заболеваний, при которых их использование оправданно. Вопреки предостережениям врачей многие люди используют антибиотики как основное лекарство при малейшем недомогании: кашле, насморке или головной боли.

Так вредны ли антибиотики для человеческого организма?

Для чего пьют антибиотики? Их назначают для лечения инфекционно-воспалительных процессов бактериальной этиологии. Польза антибиотиков состоит в том, что данные препараты способны блокировать жизненно важные процессы, происходящие в организме микробов, в результате чего патогены либо погибают, либо утрачивают способность к размножению.

Грамотное применение антибиотиков ускоряет лечение многих тяжелых инфекций, в то время как неправильно подобранный препарат или ошибочная дозировка могут спровоцировать ряд побочных эффектов, способных стать причиной серьёзных проблем со здоровьем.

Вред антибиотиков в случае неоправданного их назначения может отразиться на функционировании:

  • сердечно-сосудистой системы;
  • желудка;
  • печени;
  • кишечника;
  • нервной системы;
  • почек;
  • иммунной системы;
  • костного мозга (угнетение кроветворения);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • сенсорной системы.

Негативное воздействие на печень

Клетки печени, являющейся универсальным фильтром человеческого организма, становятся первыми жертвами негативного воздействия антибиотиков. В результате выведения образующихся метаболитов возможно:

  • возникновение воспалительных процессов в структурах печени и желчного пузыря;
  • ослабление ферментативной функции;
  • появление холестаза и желтухи;
  • возникновение болевого синдрома (в особенности после длительного употребления антибиотических препаратов).

Вредное воздействие на почки

Почки являются вторым органом, очищающим организм больного, принимающего антибиотики, от продуктов их распада. Являясь крайне агрессивными веществами, метаболиты разрушающе воздействуют на эпителиальные клетки, выстилающие внутреннюю поверхность почек.

Длительный прием антибиотических препаратов может спровоцировать:

  • помутнение мочи, изменение ее запаха и окраски;
  • ухудшение всасывающей и выделительной функции почек.

В чем заключается вред для желудка

Попав в желудок, некоторые антибиотики способствуют повышению кислотности внутри него, провоцируя усиленную секрецию желудочного сока, в состав которого входит соляная кислота. Наибольший вред могут принести лекарства, принимаемые без соблюдения рекомендаций, указанных в инструкции.

Также, употребление противомикробных средств натощак часто сопровождается болями в животе, вздутием и тошнотой.

О вредном влиянии на кишечную микрофлору

К самым плачевным последствиям может привести воздействие антибиотиков (особенно широкого спектра действия) на микрофлору кишечника, поскольку в результате него организм больного избавляется не только от патогенных, но и от полезных микроорганизмов.

Полезные бактерии, населяющие человеческий кишечник, выполняют множество важных функций. Они:

  • создают защитный барьер, препятствующий проникновению в органы и ткани вредных микроорганизмов;
  • способствуют перевариванию пищи;
  • принимают участие в выведении отработанных веществ;
  • защищают организм от проникновения грибков (аспергилл, дрожжей), являющихся виновниками гниения и брожения пищи в желудочно-кишечном тракте и провоцирующих развитие аллергических реакций;
  • участвуют в синтезе целого ряда важных веществ.

Последствия нарушенного баланса кишечной микрофлоры человек, принимавший антибиотики, может ощутить ещё до окончания курса лечения. Как правило, симптомы дисбактериоза проявляются в:

  • нарушении работы пищеварительных органов;
  • возникновении метеоризма и вздутии кишечника;
  • активизации процессов гниения и брожения;
  • расстройстве стула (понос 10 и более раз в сутки свидетельствует о возникновении антибиотик-ассоциированной диареи, являющейся тяжелым осложнением, требующим специализированного лечения в стационаре);
  • появлении кожной сыпи или аллергической реакции;
  • развитии дисбактериоза.

О вреде для сердечно-сосудистой и нервной систем

Некоторые виды антибиотических препаратов способны значительно снизить скорость психомоторных реакций, нарушить работу органов чувств и вестибулярного аппарата. Например, при длительном применении стрептомицина могут возникнуть сложности с восприятием свежей информации и с концентрацией внимания, нередко ухудшается память.

Некоторые антибиотики способны нарушать сердечный ритм, повышать или резко понижать артериальное давление.

Вред антибиотиков для детей

Вред антибиотиков особенно заметен в случае их неоправданного применения по отношению к детям, поскольку наиболее распространенными детскими заболеваниями являются острые респираторно-вирусные инфекции, при которых эта категория лекарственных средств совершенно бесполезна.

Несмотря на то, что при ОРВИ антибиотики не могут облегчить состояние маленького пациента, поскольку они не способны ни воздействовать на вирусы, ни снизить температуру тела, педиатры назначают их примерно в 70% случаев амбулаторного лечения и в 95% случаев лечения в условиях медицинского стационара, в то время как целесообразность их применения была подтверждена лишь в 5% случаев. Таковы данные статистики, которыми располагает НИИ педиатрии Российской академии медицинских наук (РАМН).

Основной вред антибиотиков для детей заключается в том, что, уничтожая патогенные микроорганизмы, они так же губительно воздействуют и на полезную микрофлору, населяющую кишечник.

Американский микробиолог Мартин Блейзер после серии клинических исследований установил, что всего лишь один курс лечения антибиотическими препаратами способен почти наполовину снизить количество полезных бактерий в детском организме. Таким образом, практически каждый ребенок к моменту своего шестнадцатилетия успевает пройти не менее десятка таких курсов, причем большая их часть приходится на период раннего детства.

По мнению профессора, вред антибиотиков состоит в:

  • нарушении баланса условно патогенной и полезной кишечной микрофлоры;
  • снижении иммунитета;
  • стимуляции ожирения;
  • способности провоцировать развитие аллергических реакций и сахарного диабета.

Мартин Блейзер ратует не за полный отказ от приема антибиотиков, жизненно необходимых в целом ряде случаев, а за оправданное и разумное их применение.

Многие исследователи считают, что результатом повсеместного и бесконтрольного приема антибиотиков может стать катастрофическая ситуация, при которой они перестанут быть опасными для патогенных микроорганизмов, умеющих быстро адаптироваться к их воздействию.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что, имея большое количество мощных лекарственных препаратов, вдруг утративших свою эффективность, люди могут потерять возможность применять их для лечения болезней.

Осознав вред, наносимый чрезмерным употреблением антибиотиков, для здоровья нации, ученые Китайской Народной Республики разработали и начали внедрять государственную программу, контролирующую деятельность врачей и ведущих медицинских учреждений страны.

Согласно одному из положений этой программы, если после тщательной проверки выяснятся факты необоснованного применения данной категории лекарственных средств, класс инспектируемого медицинского заведения может быть понижен, что сопряжено с целым рядом серьезных финансовых проблем.

В споре о пользе и вреде антибиотиков истина, как всегда, находится ровно посередине. Есть ситуации, когда антибиотики действительно необходимы малышам, вот только назначать их нужно осторожно. Особенно если речь идет о совсем маленьких детях.

Без них не обойтись

При всем том антибиотики бессильны против вирусов, которые, помимо прочего, вызывают большинство простудных болезней. Тем не менее, многие из родителей при простуде частенько дают своим чадам антибиотики, не подозревая о том, что это бессмысленно. Даже если эти препараты и окажут эффект, то случайно — только если причиной болезни стали бактерии, что в ситуации с ОРЗ происходит крайне редко.

Ложка дегтя

Главный недостаток антибиотиков — в том, что они действуют не только на вредные, но и на полезные микроорганизмы (например, на те, что помогают работе кишечника). По этой причине лечение антибиотиками «попутно» вызывает — нарушение . Чтобы предотвратить эту проблему, врачи назначают вместе с антибиотиками или по окончании их приема препараты, которые помогают восстановить здоровую микрофлору кишечника (пре- и пробиотики).

Есть и еще одна проблема: если использовать антибиотики слишком часто, вредные бактерии привыкнут к определенному типу препаратов и перестанут на него реагировать. Например, треть современных пневмококков и гемофильных палочек (они вызывают воспаление легких и ) невосприимчивы к пенициллину, который еще недавно был их злейшим врагом.

Почему же, несмотря на «минусы» антибиотиков, их все же назначают малышам при ОРЗ? Дело в том, что инфекционные болезни, даже на первый взгляд «несерьезные», могут вызвать у малышей осложнения. Еще несколько десятилетий назад не были редкостью случаи, когда обычный отит (воспаление среднего уха) приводил к развитию менингита (воспаление мозговых оболочек). В наши дни условия в больницах и медицинское оборудование стали гораздо лучше, и, если осложнения все-таки возникают, врачам удается быстро выявить их и легче с ними справиться. Так что от прежней традиции назначать антибиотики «на всякий случай» специалисты сейчас отказываются.

Что делать?

Как же лечить малышей от простудных болезней, если антибиотики не приносят пользы? Когда с иммунитетом ребенка все в порядке и он простужается нечасто (3-5 раз в год), его защитная система сумеет справиться с дыхательными инфекциями. Так что если у маленького появился , насморк и небольшая температура, но при этом он по-прежнему с удовольствием играет и хорошо ест, его организм «переболеет» сам. В такой ситуации достаточно ограничиться каплями в нос и микстурой от кашля. А вот если в течение 3-4 дней температура не снижается, малыш плохо ест и спит, а выделения из носа стали густыми и желтоватыми — значит, к вирусной инфекции присоединились бактерии, и без помощи антибиотиков не обойтись! В этом случае нужно вызвать педиатра, он назначит малышу лечение и пропишет антибиотики.

А вот с детишками младше 1,5 лет «выжидательную» тактику использовать нельзя. Их иммунная система работает не так хорошо, как у детей постарше, и может не справиться с бактериально-вирусной атакой. Так что совсем маленького нужно показать врачу сразу же, не надеясь на то, что его организм победит простуду сам.

Никакой самодеятельности!

Анбитиотики нельзя выбирать «на глазок», особенно для детей. Назначить малышу правильный антибиотик может только врач. Иногда, чтобы точно установить «зачинщика» болезни и определиться с выбором препарата, педиатры направляют детишек на анализы крови, мочи или мокроты. Но чаще врачи назначают лечение, исходя из симптомов болезни.

Что же все-таки больше – польза или вред антибиотиков для детей?

Да, без антибиотиков нам уже сложно обойтись. И взрослым, и детям.

Именно благодаря изобретению антибиотиков человечество научилось побеждать различные бактериальные инфекции, увеличивать продолжительность жизни, снижать процент инвалидизирующих осложнений после таких заболеваний, как ангина, пневмония, болезнь Лайма, туберкулез и т. д.

К сожалению, существует и оборотная сторона медали этого прогрессивного открытия…

Как и любые лекарства, антибиотики могут нанести вред организму. Особенно маленькому и неокрепшему.

В последнее время тема вреда антибиотиков для детей очень актуальна, так как все чаще мы сталкиваемся с необоснованным назначением детям антибиотиков, например, при обычной простуде.

Итак, давайте рассмотрим, какой же вред наносят антибиотики детям?

Пожалуй, самым неприятным побочным эффектом антибактериальной терапии является дисбактериоз, то есть, расстройство кишечника.

Вероятно, вам известно, что у нас в толстом кишечнике живут микроорганизмы – бактерии, протисты. Кстати, протисты – это, как и бактерии, одноклеточные живые организмы. Но бактерии не имеют в своей клетке ядра, а протисты имеют ядро.

Симбиоз – это взаимовыгодное сожительство. Вот такое взаимовыгодное сожительство и сложилось у нас с нашей кишечной микрофлорой.

Микробы находят в нашем кишечнике удобное место жительства и питание. Нам же они помогают частично переваривать клетчатку, так как наш организм этого делать не умеет, синтезируют для нас витамины группы B и витамин K (важен для нормального свертывания крови).

Есть и другие процессы в нашем кишечнике, где обязательно участие кишечной микрофлоры.

Однозначный вывод: без микробов в толстом кишечнике нам никак нельзя обойтись.

Что же с этими микробами происходит, когда мы принимаем антибиотики? А то же самое, что и с теми болезнетворными микроорганизмами, против которых мы боремся с помощью антибиотиков.

Исходя из самого названия «антибиотик» (anti – «против» и bios – «жизнь»), понятно, что препарат направлен против живого микроорганизма.

Антибиотик подавляет или убивает всех микроорганизмов, которые к нему чувствительны. При этом он не разбирает, друг это или враг, полезен он нам или вреден.

Действие антибиотиков различных групп направлено на уничтожение (бактерицидное действие) или подавление размножения (бактериостатическое действие) бактерий, которые и вызывают болезнь.

Вместе с тем, губительному действию подвержены не только болезнетворные микробы, но и представители нормальной микрофлоры, например, слизистых оболочек и кишечника.

Результат – нарушается баланс полезной флоры. Гибнут более чувствительные микроорганизмы, выживают более устойчивые.

В кишечнике начинают преобладать грибки или более устойчивая флора, например, стафилококки. Колонии этих представителей флоры разрастаются и, таким образом, появляется «молочница» (кандидоз) или «дисбактериозные» проблемы с кишечником.

Важно: антибиотики на вирусы не действуют!

Надо понимать, что антибиотики – это достаточно сильные и серьезные препараты, назначением которых и детям, и взрослым должны заниматься только врачи.

При правильном применении под контролем грамотного врача о дисбактериозе при коротких курсах антибиотиков не приходится.

Очень часто родители воспринимают разжиженный стул при приеме антибиотиков, содержащих клавулановую кислоту (Амоксиклав или Флемоклав Салютаб), как начавшийся дисбактериоз.

На самом деле сама клавулановая кислота оказывает раздражающее действие на слизистую кишечника и усиливает его моторику, что проявляется учащенным и более жидким стулом.

Но при этом стул не имеет резкого запаха (кислого или гнилостного) и патологических примесей, как при патологическом росте болезнетворных бактерий.

Более того, разжиженный стул в начале курса антибиотика никак дисбактериозом считаться не может. Этот процесс не может развиться моментально.

При длительных курсах антибиотиков (более 7-10 дней) вполне возможно развитие дисбактериоза. Поэтому все чаще параллельно или после приема антибиотиков назначают курс биопрепаратов для восстановления полезной микрофлоры кишечника.

Вынужденный прием более сильного антибиотика

За время существования антибиотиков микроорганизмы научились приспосабливаться к ним. Микробы способны часто мутировать. В результате мутаций появляются и размножаются более устойчивые формы.

Так, многие микроорганизмы получили резистентность (устойчивость) к препаратам. Некоторые даже «научились» вырабатывать специальные ферменты, разрушающие сам антибиотик.

Кстати, упомянутая клавуланавая кислота добавляется к антибиотику Амоксициллину, чтобы предотвратить разрушение антибиотика бета- лактамазами – ферментами, которые научились вырабатывать бактерии.

Чем чаще применяется антибиотик, тем быстрее и успешнее бактерии приспосабливаются к нему, формируют устойчивость.

Возникает необходимость синтезировать и применять все новые, более сильные препараты, даже в детской практике.

Вызываем такую необходимость часто мы сами, неправильно применяя антибиотики или делая неправильные выводы о результатах их действия.

Вот простой пример. Неоправданное назначение антибиотика, например при вирусной инфекции (напоминаю: антибиотики на вирусы не действуют), ведет к тому, что эффекта от него мы не получаем.

И это ложно расценивается как устойчивость к антибиотику. В итоге – следующим назначается более сильный антибиотик… Хотя необходимости в этом, по факту, не было.

Поэтому антибиотики должны назначаться только при подтверждении бактериального процесса.

И к выбору препарата нужно подходить рационально, то есть, исходя из механизма действия и направленности антибиотика (спектра действия) на определенную группу бактерий.

Это одинаково актуально как для взрослых, так и для детей.

Аллергические реакции

Неоправданное или нерациональное назначение антибиотиков детям увеличивает риск развития нежелательных реакций (например, аллергических проявлений), нарушения ферментативной работы желудочно-кишечного тракта и т. д.

Тем не менее, такие реакции не исключены и при антибактериальной терапии по показаниям. Это может случиться, если у ребенка наблюдается повышенная чувствительность к препарату или его компонентам, а также при нарушении инструкций.

Негативное воздействие на органы и системы

Печень является универсальной очистительной фабрикой нашего организма.

Большинство вредностей, с которыми приходится бороться печени, поступает в организм человека через пищеварительную систему.

Поэтому вся кровь, которая оттекает от кишечника, перед тем, как отправиться в сердце, проходит через печень. За все «вкусняшки», которыми мы себя балуем, приходится расплачиваться печени своими погибшими клетками.

Во время лечения антибиотиками нагрузка на печень заметно возрастает.

Поэтому, чем чаще ей приходится справляться с токсическим действием препаратов, тем больший риск повреждения этого органа.

Со временем это может привести к формированию воспалительных процессов в структурах печени и желчного пузыря, ослаблению ферментативной функции.

Почки также являются своего рода фильтрующей станцией. Большинство антибиотиков, точнее, продукты их распада, выводятся из организма именно мочевыделительной системой.

Некоторые продукты метаболизма нефротоксичных (негативно влияющих на почки) антибиотиков способны повреждать эпителиальные клетки, выстилающие внутреннюю поверхность почек.

В детской практике такие препараты не используются. Лишь в некоторых случаях при подтвержденной устойчивости микроба, вызывающего болезнь, по жизненным показаниям может быть назначен нефротоксичный антибиотик. При условии доказанной чувствительности бактерий именно к нему.

Желудок тоже страдает при лечении антибиотиками. Некоторые препараты могут провоцировать усиление секреции желудочного сока. Тем самым они могут способствовать повышению кислотности в желудке.

Поэтому важно такие препараты принимать строго после еды. Это позволяет минимизировать раздражающее действие на слизистую желудка.

Также прием антибактериальных препаратов натощак часто сопровождается болями в животе, вздутием или тошнотой.

Не все антибиотики нужно пить после еды. Некоторые, напротив, принимаются строго за час до еды или через два часа после (Азитромицин, Макропен).

Поэтому соблюдению способа и времени приема антибактериальных препаратов нужно уделять особое внимание, чтобы максимально уменьшить возможный вред от них.

Уши также могут пострадать от применения антибиотиков. Существуют антибиотики с различной степенью ототоксичности.

Ототоксичный эффект препаратов заключается в разрушительном действии медикаментов на чувствительные клетки (волосковые клетки улитки) внутреннего уха и слуховой нерв.

Ототоксичность проявляется:

  • постоянным шумом в ушах;
  • снижением слуха;
  • нарушением работы вестибулярного аппарата (головокружениями при смене позы, неустойчивостью походки).

К ототоксичным препаратам относятся антибиотики группы Аминогликозидов – Стрептомицин, Неомицин, Гентамицин, Амикацин, Тобрамицин, Нетилмицин.

Такие препараты в детской практике применяются только по жизненным показаниям.

Что поможет минимизировать вред антибиотиков для детского организма?

  • Прием по показаниям

Необоснованный или бесконтрольный прием антибиотиков увеличивает риск реализации вышеперечисленных побочных эффектов антибактериальной терапии.

Если антибиотики ребенку назначаются часто и не всегда по делу, то при серьезных бактериальных процессах (пневмонии, пиелонефрите), когда организм действительно в них нуждается, они не смогут помочь. По причине формирования устойчивости бактерий к большинству антибиотиков.

Также, если ребенку доктор назначил антибиотик, который быстро и успешно справился с болезнью, то это совсем не значит, что вы повторно можете лечить якобы «то же самое» тем же антибиотиком самостоятельно.

Родители всегда должны помнить и рассказать врачу, например, попав в стационар, какие антибиотики в последнее время их малыш принимал, на какие лекарства у ребенка были какие-либо реакции или аллергия.

Не можете запомнить сложные медицинские названия – запишите в блокнот. Но эта информация должна быть постоянно под руками.

Следует учитывать также, что один и тот же антибиотик может реализовываться аптекой под разными коммерческими названиями.

Всегда обращайте внимание на международное название препарата, написанное мелкими буквами под основным названием (чаще написано по латыни).

  • Проходим до конца необходимый курс лечения

Вот пример того, как нельзя делать.

При инфекции мочевыводящих путей, например, при цистите, антибиотики очень быстро помогают снять все симптомы. В итоге буквально на вторые сутки ребенок не жалуется на боль и жжение при мочеиспускании, весел и активен.

И родители часто прекращают прием антибиотика на полпути. Следствие – воспалительный процесс не подавлен, а приглушен. Такой процесс быстро из острой формы переходит в хроническую.

Более того не уничтоженные, а «прикормленные» антибиотиком бактерии нередко умудряются воспроизвести обильное потомство, устойчивое к антибиотику.

  • Прием по расписанию

Пропускать прием назначенного антибиотика нельзя. Иначе лечение может не дать необходимого эффекта.

Двукратный или трехкратный прием назначается не зря. Такой прием позволяет обеспечить постоянную концентрацию антибактериального препарата в организме, чтобы не дать бактериям ни малейшего шанса выжить и размножиться.

В современном мире нет никаких проблем установить себе приложение на телефон, которое бы напоминало о приеме лекарства по времени.

  • Прием с другими лекарствами

Некоторые врачи советуют принимать антибиотики с антигистаминными препаратами (лекарства от аллергии).

Такой прием считаю необоснованным, так как усиления лечебного эффекта от такого сочетания нет.

Более того, есть важный отрицательный эффект сочетания антибиотика с противоаллергическим средством.

При развитии аллергической реакции на антибиотик при его приеме «в чистом виде», без сочетания с другими лекарствами, мы можем заметить сыпь уже с первого приема лекарства.

Это позволит вовремя принять нужные меры, например, отменить препарат, заменить его другим.

Тогда как, принимая антибиотик параллельно с противоаллергическими препаратами, велик риск заметить аллергическую реакцию не сразу, а лишь через сутки и более.

В таком случае ребенок выпьет гораздо больше «неподходящего» лекарства. И тогда ситуацию исправить уже гораздо сложнее.

Некоторые лекарственные препараты категорически не могут приниматься одномоментно с антибиотиками, должен сохраняться двухчасовой разрыв во времени их приема.

Таким препаратом является, например, активированный уголь. Всасывая в себя «все и вся», он заметно снижает эффект действия антибиотика.

Также Ацетилцистеин (АЦЦ) не может приниматься с антибиотиком в одно время. Причина – при одновременном применении Ацетилцистеина (АЦЦ) с антибиотиками (Тетрациклином, Ампициллином, Амфотерицином B) возможно их химическое взаимодействие с тиоловой группой Ацетилцистеина.

В инструкции к АЦЦ производитель указывает, что между приемом антибиотика и АЦЦ требуется перерыв 2 часа. Ознакомьтесь с инструкцией перед приемом, а лучше уточняйте правила приема препарата, пока вы в кабинете врача.

Также не стоит путать антибиотик с жаропонижающим средством.

Многие мамы мне задают вопрос: «Если у ребенка температура 38,5 градусов, а я ему уже дала назначенный антибиотик, могу ли я дать ему сразу еще и жаропонижающее? Или антибиотик и температуру собьет?»

Антибиотик не сбивает температуру. Конечно, нужно дать жаропонижающее.

Антибиотик действует на причину заболевания – бактерию, а после устранения причины воспалительные реакции уходят сами собой.

Только борьба антибиотика и бактерий не дает результата одномоментно. Поэтому на фоне лечения антибиотиками температура некоторое время может сохраняться. И в этот период требуется дополнительно применять жаропонижающее.

Реабилитация после антибиотика: нужна ли?

Многие родители после перенесенной серьезной бактериальной инфекции (ангины, пневмонии) не придают значения рекомендациям врачей о щадящем режиме для ребенка.

Режим этот заключается в ограничении контакта с больными детьми после болезни, соблюдении умеренности в пище, особенно если речь идет о животных жирах, укреплении здоровья, прогулках на свежем воздухе, умеренной физической активности и т.д.

И когда эти рекомендации не соблюдаются, ребенок идет в коллектив и там снова заболевает, то, как правило, винят не серьезную инфекцию, которая подкосила здоровье ребенка, а тот «несчастный» антибиотик, которым он лечился.

Резюме этой статьи: несомненно, антибиотики не так уж безопасны, но оставлять без них ребенка с бактериальной инфекцией – значит, подвергать его гораздо большему риску осложнений, чем при лечении антибиотиками.

Именно поэтому решение вопроса о назначении антибиотика должен принимать врач, оценив состояние ребенка и результаты его обследования.

О вреде антибиотиков для детей вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.