Виды неврозов у детей

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

Виды неврозов в детском возрасте

Страх у ребенка может быть проявлением невроза.
  1. Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.

В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

  1. Невроз навязчивых состояний . Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.

Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

  1. Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
  1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.

Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.


Дети, страдающие неврастенией - плаксивы и раздражительны.
  1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.

Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

  1. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
  1. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
  1. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.

Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

  1. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм , разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
  1. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).

Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

  1. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.

К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

  1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
  1. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.

При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

  • плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
  • тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
  • зацикленность на конфликтной ситуации;
  • снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
  • повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
  • трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
  • повышенная потливость, учащенное сердцебиение, .

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, . В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Одинаково вредным будет как полное равнодушие, невнимание к ребенку и его проблемам, так и родительская жестокость, вызывающая постоянное чувство страха. Неудивительным будет проявление агрессивности у таких детей.

Заболеть неврозом могут и дети, так как данное состояние является реакцией на определенные трудные ситуации, очень трудно переживаемые детьми. В первую очередь, они влияют на поведение ребенка. Распространенной формой невроза является , также у детей могут быть , истерические неврозы. Родители должны знать, что у детей неврозы являются обратимыми расстройствами, и такое состояние не влечет за собой искаженной картины мира. То есть, если невроз возник, то следует его устранить, и избавить от него ребенка, будет ошибкой дожидаться, пока состояние нормализуется самостоятельно.

С детскими неврозами мириться нельзя, так как в дальнейшем ситуация может лишь усугубиться. Причем, детские неврозы опасны не своей тяжестью, а отношением к ним. Некоторые родители часто не придают значения первым симптомам невроза у своего ребенка, и считают, что в детском возрасте не бывает серьезных нервных расстройств. Другие родители хотя и замечают такое состояние ребенка, все-равно действуют достаточно поверхностно, и уверены, что все нормализуется самостоятельно. Лишь немногие люди в этой ситуации поступают правильно, и стараются исправить ситуацию. Если ребенок уверен, что ему угрожает реальная опасность, он начинает вести себя замкнуто, старается уединиться. Такое поведение не должно оставаться родителями незамеченным, и следует принять меры. Если же ребёнок считает, что он находится под угрозой, то начинает замыкаться в себе.

Причиной детских неврозов специалисты называют различные травмы психического характера. В том числе, нельзя исключать и генетическую предрасположенность ребенка к данному заболеванию. Но на первый план специалисты ставят неправильные методы воспитания, используемые родителями. Нередко приходится наблюдать ситуацию, когда ребенку позволено абсолютно Каждый поступок любимого чада вызывает у родителей лишь восторг. Поэтому такие дети имеют твердую уверенность в том, что они необыкновенные, и им в самом деле все на свете дозволено. Но спустя время каждый ребенок оказывается в детском коллективе, это детский сад, школа. Там уже он не получает так легко хорошее отношение сверстников, его надо заслужить. Как результат, появляются конфликты с другими детьми, вызывая невроз.

Среди распространенных симптомов невроза выделяются такие признаки, как быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная возбудимость. При этом снижен аппетит, а сон может стать более чутким и тревожным. Когда ребенок начинает волноваться, у него возникают типичные симптомы. Это похолодание конечностей, усиленное отделение пота. Среди факторов, вызывающих раздражение, можно назвать яркий свет, громкие звуки. Нередко ребенок испытывает головную боль, которая сопровождается шумом в ушах. Следует отметить, что состояние ребенка при неврозе крайне неустойчивое. Например, неожиданно ребенок может начать плакать, причем успокоение наступает так же быстро.

Если ребенок страдает истерическим неврозом, то к прочим симптомам могут присоединиться истерические припадки. Многим приходилось видеть, как ребенок бросается на пол, независимо от того, где он находится, начинает громко кричать, стучать по стучать руками и ногами по полу. Подобные сцены можно наблюдать в магазинах детских игрушек, когда избалованные малыши таким образом реагируют на отказ родителей скупить полмагазина. Если имеется невроз навязчивого состояния, он также имеет яркие проявления. Обычно, у ребенка развивается фобия. Он может бояться ездить на лифте, оставаться в темном помещении, или избегать собак, машин, и прочее. У таких детей существуют своеобразные ритуалы для защиты. К примеру, постучать по дереву, или держаться за пуговицу.

Лечение данного заболевания у детей изначально должно заключаться в том, чтобы организовать отдых для нервных клеток. Это значит, что необходимо особое внимание уделить режиму питания и сна, следить за тем. чтобы ребенок чаще бывал на свежем воздухе. Огромная роль при лечении неврозов в этом случае отводится взрослым. Принимается во внимание поведение как самих родителей, так и тех, кто является окружением ребенка. Не следует проявлять повышенную тревогу, и постоянно демонстрировать повышенную заботу. Подобные действия не остаются без внимания ребенка, и такое поведение взрослых способствует закреплению болезненной симптоматики, фиксируют ее состояние.

Если у ребенка истерия, то во время нее такое закрепление наступает достаточно легко. Родители всегда должны настаивать на том, чтобы ребенок неукоснительно исполнял определенные лечебные мероприятия, а также следовал требованиям, которые взрослые предъявляют к его поведению. Многие родители полагают, что ребенка следует баловать, так как он болеет. При лечении неврозов нередко возникают новые условные рефлексы, имеющие вновь образуемые лечебные связи, поэтому они легко переходят в патологически крепкие и инертные. Например, если родители демонстрируют ребенку, что они обеспокоены его отказом от пищи, или излишне озабочены тиками, то подобные явления держатся устойчиво. В том случае, если на подобных явлениях внимание не заостряется, они проходят быстрее.

p{text-align:justify;}

Во-первых, помните, невроз - это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями - навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения - мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза - повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время - истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) - распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма , но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. <>

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация - следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны - противоборства родителей с упрямством детей, фактически же - с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я". Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков - 5; у девочек - 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.
Выраженность "я" - это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства "я", подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

С нервно-соматической ослабленностью. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, "бегут в дом", т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА?

Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада "смех - радость - счастье". Если отрицательные эмоции (страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные - смех и радость - создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что количество детей, которым диагностирован невроз, неуклонно растет. Основными причинами развития неврозов у детей являются биологические - например, наследственность, но в то же время нельзя сбрасывать со счетов обстоятельства, в которых растет и развивается маленькая личность. Неврозы у детей и подростков - это пограничные нарушения психики, на которые не оказывает влияние психотическое состояние. Болезнь относится к единой группе, но вот проявляться может совершенно по-разному. Кроме того, есть и особенности, способные повлиять на ход терапии и динамику заболевания.

Невроз у ребенка - распространенное заболевание, которое может иметь очень неприятные последствия. Важно выявить его на ранней стадии и обратиться к специалисту

Причины развития неврозов

Что же может стать причиной детского невроза вне зависимости от возраста? Чаще всего толчком к развитию невроза у малышей до года и детей дошкольного возраста становятся проблемы в семье - например, если у родителей есть личные проблемы, они придерживаются жестких правил воспитания, и при этом не учитывают индивидуальные особенности ребенка. Эмоциональное расстройство у малыша в этом случае будет прогрессировать, однако проблемы в семье - далеко не единственное, что может стать причиной детского невроза.

Значительно усугубить состояние ребенка могут:

  • изменение ситуации в семье в худшую сторону, к примеру, длительная разлука с мамой;
  • сильный испуг (рекомендуем прочитать: );
  • наряду с тяжелой ситуацией в семье ребенку пришлось пережить дополнительный стресс (он стал свидетелем преступления или несчастного случая с тяжелыми последствиями);
  • родовая травма, а также серьезные стрессы у матери во время беременности.

Если приведенные выше ситуации наблюдаются в комплексе, это вполне может сработать как спусковой крючок для возникновения невроза у детишек любого возраста.

Неблагоприятное развитие беременности может быть компенсировано спокойной семейной обстановкой, а вот тяжелый семейный климат способен только углубить психические расстройства. В случае когда налицо все признаки невроза, особое значение имеет профилактика, однако очень часто родители не обращают внимания на явную невротическую реакцию ребенка. Разумеется, о лечении ребенка в таком случае речь не ведется - в результате неврозы у детей достигают такой стадии, что меняется сам психологический склад личности.



Стрессы при беременности влияют не только на ее течение, но и на характер, склонности самого будущего ребенка

Симптомы заболевания

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Исследования говорят, что главными показателями психического здоровья ребенка является поддержка родителей. Если ребенок растет в неблагополучной семье, у него развивается подозрительность и недоверие к людям, реакции перестают соответствовать ситуациям, становятся неадекватными.

Для малышей в возрасте 2–3 трех лет важно становление самостоятельности. Для ребенка дошкольного возраста - формирование адекватной самооценки и признания самого себя. Все чаще отмечается, что неврозы у детей формируются как результат неверной манеры воспитания - так, эгоцентрическое воспитание может сформировать у ребенка истерию, а отвержение станет причиной неврастении.

Симптомы невротического расстройства не обязательно будут выразительными, однако могут прослеживаться по возрастным критериям. Чаще они указывают на то, что нарушаются функции психики, развивающиеся именно в этом возрасте:

  • от нуля до трех лет нарушения происходят в сомато-вегетативных функциях;
  • от четырех до десяти лет – в психомоторных;
  • от семи до двенадцати лет – разрушаются аффективные функции;
  • от двенадцати до шестнадцати лет – эмоциональные.

Симптоматика заболевания различна: у малышей и дошкольников проявляется в виде страха, когда дети боятся темноты, одиночества, потери родителей. При этом страх парализует ребенка: малыш становится неспособным совершать привычные поступки и чувствует беспомощность. Обычно подобные эмоции связаны с отсутствием поддержки родителей и заботы о малыше, может появиться страх смерти.

Неврозы у детей 7-ми летнего возраста и младших школьников могут выражаться еще и такими симптомами, как потеря аппетита, потливость, нервозность, апатия, вспыльчивость. Также при детском неврозе могут наблюдаться тики, другие виды подергиваний, заикание, энурез и недержание кала (рекомендуем прочитать: ). Дополнительно фиксируются отклонения в поведении (застенчивость, болезненное самолюбие или патологическое фантазирование).

Виды невротических состояний

Всего различают пять основных видов невротических состояний:

Истерия

Истерия или истерические неврозы у детей прежде всего характеризует изменчивость настроения и эгоцентризм . У маленьких детей могут наблюдаться такие симптомы, как аффективно-респираторные приступы (судорожные задержки дыхания), при этом получаются такие истерические припадки у маленького артиста довольно правдоподобно. Подобная ситуация часто возникает, когда из ребенка делают «кумира семьи». Для припадков задержки дыхания характерны театральность и эмоциональные перепады. У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста истерия может проявляться в виде соматического заболевания. Ребенок может жаловаться на головную боль или спазмы желудка.

Неврастения

Не может быть спутана с истерией, поскольку симптомы заболевания отличаются кардинально. Неврастения проявляется признаками депрессии . У трехлетнего малыша это может вылиться в необходимость спать намного дольше положенного, ребенка не интересуют игрушки, а подарки не приносят ему радости. У подростка 13–14 лет неврастения может выражаться частыми жалобами на боли в сердце или желудке (рекомендуем прочитать: ). Ребенок думает, что он смертельно болен. Основными же признаками неврастении у детей всех возрастов являются нарушения сна.


Неврастения у детей может быть выражена меланхоличностью, вялостью, желанием долго спать и слабовыраженной реакцией на происходящее

Неврозы навязчивого состояния

Основная отличительная черта - беспричинный страх . Например, ребенок 4–5 лет боится жуков, при этом речь идет обо всех без исключения представителях этого вида. Для подростка основаниями для страха могут быть уже вещи посложнее, вроде предсказанного в очередной раз конца света или потопа.

Проявляется невроз навязчивых состояний чаще всего в виде разных повторяющихся движений, которые у каждого ребенка могут различаться. Может наблюдаться частое потирание рук или пальцев, непрекращающееся чесание носа или затылка, покашливание, притопывание ногой и т. д. Ребенок не способен контролировать навязчивые движения, даже если кто-либо из взрослых обратит на них его внимание (рекомендуем прочитать: ). Пока не устранена причина навязчивости, не повторять подобные движения очень сложно - если даже усилием воли ребенок отучится, например, передергивать плечами, навязчивость перерастет в другое действие. При этом каждое волнение или тревога могут усугубить навязчивые движения. Заикание и нервный тик также входят в группу навязчивых проявлений (рекомендуем прочитать: ).

Энурез

Зачастую энурез может быть единственным признаком и проявлением невроза. Он относится к заболеванию в случае, когда имеют место травмирующие ситуации и их последствия. При отсутствии надлежащего лечения у подростка, переживающего эту проблему, может наблюдаться озлобленность, замкнутость или излишняя ранимость.

Пищевой невроз

Пищевой поведенческий невроз проявляется нежеланием есть, ребенка часто рвет. Такое заболевание может возникнуть у ребенка в любом возрасте - как у грудничка, так и у подростка. Отсутствие лечения для здоровья ребенка выльется в такие проблемы, как авитаминоз и анорексия. Виноваты в подобном состоянии чаще всего сами родители, поскольку основной причиной возникновения подобного поведенческого невроза является насильственное кормление, которое постепенно формирует у ребенка отвращение к продуктам питания и к самому ритуалу еды. Отсутствие же аппетита у ребенка может свидетельствовать о каких-то внутренних переживаниях.

Что входит в лечение?

В случае, когда невротическое заболевание уже диагностировано, целесообразно обсудить с врачом дальнейшие действия. Сделать это просто необходимо, в противном случае дальнейшее развитие личности ребенка будет идти по невротическому пути. Основой лечения является психотерапия, направленная на исправление обстановки в семье и коррекцию воспитательного процесса.

Медикаментозная терапия в лечении детского невроза имеет второстепенное значение. При этом родителям необходимо понимать, что препараты для лечения неврозов могут назначать только опытные врачи. В большинстве случаев применяют успокаивающие препараты и поливитаминные комплексы.

Виды и задачи психотерапии при детских неврозах

Психотерапия может быть трех видов: индивидуальная, семейная и групповая. Врач должен изучить ситуацию в семье. С маленьким ребенком актуальны будут ролевые игры, хорошие результаты в борьбе с неврозами дают арт-терапия и аутогенные тренировки. Поскольку лечение детского невроза может растянуться во времени, особенное значение имеет активное участие родителей, однако без коррекции ситуации дома психотерапия может иметь только временный эффект.

Так, в одной из статей доктора Комаровского неврозы у детей определяются именно как обратимые расстройства психической деятельности. В отличие от маниакально-депрессивных психозов и шизофрений детский невроз имеет своей причиной психотравмирующий фактор. Основной задачей врача в данной ситуации как раз и является определение такого фактора. Будет устранен психотравмирующий фактор - наступит выздоровление. Самим же родителям определить причину детского невроза бывает крайне тяжело, а подчас и невозможно.

Проводить комплексную терапию невротических состояний у детей разных возрастов могут:

  • невролог;
  • педиатр;
  • психотерапевт.

Обследование ребенка у специалиста поможет выявить тип неврологической проблемы и степень ее развития

Профилактика

Для предотвращения возникновения невроза необходимо понимать особенности его появления. Огромное значение имеет обеспечение благоприятного климата в семье и выбор правильной линии воспитания. Прибегать к лечению у психотерапевтов и неврологов не придется, если у ребенка с самого раннего возраста отрегулирован режим и обеспечены умеренные физические нагрузки.

Основное лечение для детишек до года - это родительская ласка. Только с ее помощью у ребенка формируется фундамент доверия к окружающему миру. Основной стержень для нормального психического состояния ребенка - это поток любви и терпения со стороны родных людей, без этого процесс лечения и профилактики невротических состояний не может быть успешным. Кроме того, далеко не последнюю роль играет обеспечение достаточного и сбалансированного питания, а также формирование благоприятных условий сна, поскольку нарушения сна могут стать причиной формирования астенического состояния.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма , но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки