Инфекционные заболевания детей первого года жизни. Детские инфекционные болезни

Существует ряд заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей. Меры профилактики помогут избежать их, а своевременное лечение избавит от тяжелых последствий и осложнений.

«Дети очень часто болеют» - такую фразу нередко можно услышать от многих родителей. Так ли это на самом деле?

Это далеко не всегда является правилом, которое будет обязательно актуально и для вас, если с раннего детства правильно следить за здоровьем своего малыша и выполнять все меры по профилактике и своевременному лечению заболеваний.

Тем не менее, в детском садике детей очень много и велика вероятность, что один ребенок заразит второго, третьего и т. д.

Поэтому необходимо знать, какие заболевания чаще всего встречаются и как действовать в том случае, если болезни избежать не удалось.

Отит

В силу своего строения детские уши наиболее восприимчивы к этому заболеванию, чем уши взрослого. Возникает на фоне простудных заболеваний, сопровождается зудом, снижением аппетита, повышением температуры.

Ангина

Существует 2 разновидности: простудная и вызванная инфекцией. Второй вариант более опасен и без лечения антибиотиками обойтись не получится. Симптомы: боли в горле, температура, болезненное глотание.

Ларингит

Осиплость в горле и кашель - основные симптомы данного заболевания. Причина - вирусная инфекция, которую необходимо лечить под тщательным контролем доктора.

Гайморит

Развивается на фоне насморка. Его основные симптомы: гнойные выделения из носа, болит голова. Также боль может увеличиваться при наклонах головы, кашле. Ребенок ощущает снижение обоняния, голос становится гнусавым. Если его не долечить, то заболевание быстро переходит в хроническую стадию.

Ветрянка

Характеризуется пузырьками на теле, которые лопаются и образуют корку. Практически все знают, что ветрянкой лучше переболеть в детстве, так она легче переносится. Это действительно так, после болезни вырабатывается стойкий иммунитет к ней и заболеть повторно ей практически невозможно.

Коклюш

Передается воздушно-капельным путем. Сопровождается стойким кашлем, который, как правило, имеет приступообразный характер. Иногда это заболевание лечат антибиотиками на начальной стадии.

Корь

Встречается не так часто, т. к. от данного заболевания планово делают прививки. Но если прививки вовремя не сделать, то заболеть возможно. Симптомы следующие: резкое повышение температуры, ринит, кашель. После этого начинается сыпь, через пару недель ребенок выздоравливает. Опасность этого заболевания в том, что оно может дать осложнения на легкие или какие-либо другие органы.

Профилактика заболеваний

Мер профилактики детских заболеваний очень много. Если все их использовать, то велика вероятность, что здоровье вашего ребенка будет крепким.

Вакцинация. Сейчас существует множество расхожих мнений о том, стоит ли делать прививки детям, безопасно ли это. Мнение докторов однозначно - прививки делать нужно, и их делают для выработки стойкого иммунитета к самым распространенным и очень опасным заболеваниям. Поэтому если вы хотите предотвратить возможность заражения некоторыми из заболеваний, то прививки делать, безусловно, стоит.

Гигиена. Необходимо приучить ребенка тщательно мыть руки после туалета, перед едой. Мыть фрукты и овощи перед употреблением. Также необходимо тщательно готовить остальную пищу, употреблять только кипяченую воду. Подробнее об этом вы можете узнать на сайте http://dkb-nnov.ru/

Закаливание и физические упражнения. Если ребенок занимается спортом, проводит много времени на свежем воздухе, то хорошее физическое развитие повышает сопротивляемость различным инфекциям и заболеваниям.

Правильный режим и правильное питание с достаточным количеством витаминов. Гигиена постели, одежды, игрушек - тоже важная составляющая.

Если по каким-либо причинам избежать болезни не удалось, то стоит незамедлительно обращаться к специалисту и тщательно соблюдать все его рекомендации. Вовремя проведенное лечение - гарантия быстрого выздоровления и хорошего самочувствия.

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Инфекционные болезни - это болезни, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи от заболевшего человека, животного здоровому человеку.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ У ДЕТЕЙ

Характеристика патогенных микроорганизмов

Все микроорганизмы, распространенные в природе, делят на патогенные (болезнетворные), способные вызывать различные заболевания, и непатогенные (сапрофитные), которые не вызывают заболеваний.

Существуют также условно- патогенные микроорганизмы, вызывающие заболевания только в определенных условиях при снижении устойчивости (резистентности) организма под влиянием неблагоприятных факторов.

В зависимости от формы все бактерии подразделяются на палочки (бациллы), кокки, имеющие круглую форму (стрептококки, стафилококки), вирусы, грибы, простейшие и т.д.

К числу важнейших свойств микроорганизмов относятсяпатогенность ивирулентность .

Под патогенностью понимают способность микроорганизма вызывать инфекционное заболевание, а под вирулентностью меру патогенности, которая различна у тех или иных болезнетворных микроорганизмов.

Тот или иной тип микроорганизмов вызывает строго определенный специфический вид заболевания, выделяя при этом токсины (экзо- и эндотоксин).

Экзотоксин выделяется при жизни клетки (бактерии столбняка, дифтерии, ботулизма). Они могут быть специфичны по своему влиянию на организм человека. Одни из них преимущественно действуют на ЦНС (токсины ботулизма, столбняка), а другие - на те или иные системы организма.

Эндотоксин выделяется при разрушении микробной клетки и вызывает общую интоксикацию.

Патогенные микроорганизмы в естественных условиях питаются за счет питательных веществ, находящихся в клетках и межклеточных жидкостях макроорганизма.

Все микроорганизмы по типу дыхания делятся на две группы: 1)аэробы , которые хорошо развиваются при наличии кислорода (дизентерийные бактерии, холерный вибрион и др.) и 2)анаэробы , которые хорошо размножаются только при отсутствии кислорода (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены и др.).

Изменчивость микроорганизмов

Под действием неблагоприятных для микроорганизмов факторов (физических и химических) в процессе жизнедеятельности может изменяться ряд их признаков и свойств, которые в ряде случаев могут закрепляться и передаются по наследству. Так образуются устойчивые к лекарственным препаратам и другим вредным воздействиям микроорганизмы, имеющие по сравнению с исходными формами ряд новых признаков: измененную антигенную структуру, пониженную вирулентность и др.

Изменчивость имеет большое практическое значение: изменяется клиническая картина заболеваний, затрудняются диагностика, лечение и профилактика; изменяется лекарственная устойчивость. Можно контролировать эту изменчивость, направлять ее с целью получения антигенных штаммов с определенными свойствами. Это используется при получении вакцин.

Инфекционный процесс у детей и его развитие

Инфекцией в биологическом смысле называют возникшее в процессе эволюции взаимоотношение между микро- и макроорганизмами, при котором микроорганизм обитает в макроорганизме. Применительно к человеку и высшим животным понятие «инфекция» означает состояние зараженности, проявляющееся в виде болезни или носительства.

Возбудитель (патогенный микроб), проникнув в организм человека, находит в нем оптимальные условия для питания, роста, размножения. В свою очередь организм человека, используя механизмы защиты, стремится воспрепятствовать проникновению микробов в свою внутреннюю среду, органы, ткани и ведет борьбу с возбудителем - болезнь не возникает. Если возбудитель проник во внутреннюю среду организма, но защитные силы организма воспрепятствовали развитию патологического процесса, развивается носительство.

Таким образом, сущностью инфекционного процесса является антагонистическое противоборство двух живых систем - организма человека с болезнетворными микробами. В тех случаях, когда сила воздействия микробов высока, а защитно-приспособительные механизмы человека оказываются не в состоянии противостоять их вредоносному воздействию, возникают повреждение анатомических структур и нарушение нормальной жизнедеятельности организма как целого, т. е. развивается клиническая картина болезни.

В течении инфекционной болезни различают следующие периоды развития: 1) инкубационный (скрытый); 2) начальный, или продромальный; 3) период основных проявлений болезни; 4) период выздоровления (реконвалесценция).

Период от момента проникновения микробов в организм до видимого проявления болезни называютинкубационным (скрытым ). Этот период в зависимости от характера возбудителя и состояния организма может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев. В этот период микробы размножаются в организме человека, не вызывая внешних болезненных проявлений. Знание продолжительности инкубационного периода различных болезней необходимо для определения сроков изоляции лиц, соприкасавшихся с больным (карантина).Начальный , илипродромальный ,период характеризуется общими проявлениями болезни, обусловленными симптомами интоксикации: недомогание, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д. Как правило, в этот период отсутствуют специфические симптомы болезни. Начало заболевания может быть острым или постепенным.

Период основных проявлений болезни характеризуется появлением специфических симптомов болезни. Так, характер температуры тела (температурная кривая) при многих заболеваниях типичен и является важным диагностическим признаком. При многих инфекционных болезнях появляется сыпь. Характер сыпи, ее локализация и время появления также являются важными диагностическими признаками. Жидкий стул, его характеристика, время появления, кашель, характер мокроты, наличие судорог и т.д. - важные симптомы при диагностике инфекционного заболевания.

Период реконвалесценции - это период, в котором происходят постепенное улучшение самочувствия больного, исчезновение симптомов заболевания, восстановление трудоспособности.

Эпидемический процесс у детей, его основные факторы и закономерности

Эпидемический процесс - это процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе. Он состоит из трех взаимодействующих звеньев: источник инфекции, механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания, восприимчивость населения. Без этих звеньев не могут возникнуть новые случаи заражения.

Источником инфекции является зараженный человек или зараженное животное. Они могут быть источником инфекции на протяжении болезни, в период выздоровления (реконвалесценции) и в период носительства. Предметы внешней средыне могут быть источниками инфекции, так как на них возбудители выживают ограниченный срок, а организм человека или животного для патогенных микробов является единственной и оптимальной средой для размножения.

Механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания это способ перехода возбудителя из зараженного организма в незараженный. Существует три фазы перемещения возбудителя: выделение из источника во внешнюю среду, пребывание во внешней среде и внедрение в новый организм.

Известны четыре основных механизма передачи инфекционных заболеваний, каждый из которых определяется первичной локализацией возбудителя в той или иной системе организма:фекально-оральный ,капельный (аэрогенный ),контактный игемоконтактный (гемотрансфузионный).

Элементы внешней среды, обеспечивающие переход возбуди теля из одного организма в другой, называются путями и факторами передачи.

Прифекально-оральном механизме возбудители выделяются в окружающую среду с испражнения. Путями передачи являются водный, пищевой контактно-бытовой а факторами передачи зараженные продукты питания, вода, грязные руки, предметы обихода и ухода за больным

Капельный механизм передачи возбудителя реализуется двумя основными путями передачи - воздушно-капельным и воздушно-пылевым. К факторам передачи относятся микроскопические капельки слизи больного пыль, на которую осели возбудители стойкие к высушиванию

Приконтактном механизме передач и возбудитель передается при непосредственном общении больного человека со здоровым (прямой контакт) или через зараженные патогенными микроорганизмами предметы окружающей среды (непрямой контакт) Факторами передачи могут быть зараженные вещи больного или изделия из кожи и шерсти больных животных

Гемоконтактный механизм передачи реализуется при попадании возбудителя непосредственно в кровь здорового человека Путями передачи могут быть переливание крови или ее компонентов, а факторами передачи - инфицированные инструменты, кровососущие насекомые в организме которых возбудитель дополнительно размножается (вши, комары, блохи, клещи),

Третьим звеном эпидемического процесса является восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Она характеризуетиндексом контагиозности - отношением числа заболевших к числу контактных, не болевших данной инфекцией. Индекс контагиозности выражается десятичной дробью или в процентах. Так, при кори этот показатель равен либо приближается к 1, или 100 %, что указывает на степень вероятности заболевания при контакте с источником инфекции. Следует учитывать, что иммунизация населения приводит к снижению индекса контагиозности.

Эпидемией называется значительное (в 3-20 раз) увеличение заболеваемости в данной местности или появление нескольких случаев заболевания, ранее не встречавшихся в данной местности. Можно говорить об эпидемии дизентерии, если из каждой 1000 населения города заболели 25-30 человек, и об эпидемии холеры или чумы, если в городе появился хотя бы один случай данного заболевания.

Необычно большую эпидемию, охватывающую многие области, страны и континенты, называютпандемией . Так, например, известны пандемии гриппа, сыпного тифа в 1918-1920 гг., холеры в 70-х годах прошлого столетия.

Для предупрежденияраспространения инфекционных болезней необходимо знать конкретные условия возникновения каждого случая заболевания. Это достигается регистрацией и учетом всех случаев инфекционных болезней. Получив извещение (карту экстренного извещения, сообщение по телефону), эпидемиолог организует эпидемиологическое обследование очага и намечает план мероприятий, направленный на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Он включает: выявление всех источников инфекции, механизма передачи данной болезни и возможных путей дальнейшего ее распространения, конкретные мероприятия дня обезвреживания источника инфекции, разрыва путей передачи инфекции и защиты восприимчивого коллектива .

Неспецифические факторы защиты. Иммунитет у детей

Организм человека обладает рядом средств, защищающих его от болезнетворных микробов. Здоровая кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, покрытые особыми клетками, имеющими постоянно двигающиеся кнаружи реснички (мерцательный эпителий), механически задерживают микробов на своей поверхности. Кроме того, губительное влияние на них оказывают химические вещества, выделяемые кожей и слизистыми оболочками. Одно из таких веществ - лизоцим. Оно хорошо изучено и обнаружено на коже, в слизи носа, слюне, слезной жидкости, кишечном соке, грудном молоке. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. В полости рта, носа, кишечника, влагалища постоянно присутствуют безвредные для человека микробы, которые также препятствуют размножению болезнетворных микробовВ случае, если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Однако и тут организм не остается безоружным, так как в сыворотке крови постоянно присутствует специальное защитное вещество алексин (от греч. alexin - защищаю) - особые клетки крови, в частности лимфоциты, захватывающие и переваривающие микробов, и др. Эту способность лимфоцитов впервые наблюдал выдающийся русский ученый И. И. Мечников. Он назвал эти клетки фагоцитами (пожирателями), а само явление захватывания и пожирания микробов -фагоцитозом .

Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными -антигенными - свойствами. Иммунитет - это очень сложный процесс, в образовании которого принимает участие ряд органов и тканей: вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные образования в кишечнике, ряд клеточных элементов крови и др.

Иммунитет, возникающий в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов или их ядов, носит название естественного, активного. Он достигается с помощью сложной системы взаимосвязанных защитных механизмов организма. Один из таких основных механизмов - образование так называемыхантител в ответ на проникновение в организм болезнетворных микробов или их ядов (токсинов). Антитела относятся к белкам (глобулинам), поэтому их образование тесно связано с общим белковым обменом организма, на который влияют функциональное состояние отдельных органов и тканей, гормоны, нервная система, особенности питания, факторы внешней среды. Этим объясняется различная степень способности к борьбе с болезнями у разных людей.

Они борются только с теми микробами, в ответ на присутствие которых в организме они образовались. Нейтрализация микробов антителами происходит разными способами: склеиванием, осаждением, растворением. В результате микробы и их яды обезвреживаются, человек выздоравливает, приобретая послеинфекционныйестественный иммунитет (невосприимчивость), предохраняющий его впоследствии на продолжительное время, а иногда и на всю жизнь от данной болезниИногда здоровые, закаленные люди, подвергаясь воздействию небольшого количества микробов или их ядов, не заболевая, приобретают к данным возбудителямбытовой иммунитет .

Невосприимчивость к тому или иному инфекционному заболеванию можно создать иискусственным путем , вводя в организм здорового человекавакцину (убитые или ослабленные микробы),анатоксин (ослабленный яд микробов),сыворотку крови предварительно иммунизированного против данной болезни животного или переболевшего этой болезнью человека.

При вакцинации - введении ослабленных или убитых микробов, а также их ядов организм, не заболевая типичной болезнью, активно вырабатывает против нее антитела. Такой вид искусственного иммунитета носит названиеактивного .

При введении сыворотки крови, содержащей готовые антитела, организм в их выработке активного участия не принимает. Такой вид иммунитета называетсяпассивным .

На образование активного иммунитета уходит несколько недель; пассивный иммунитет проявляется через несколько часов после введения сыворотки. Активный иммунитет сохраняется продолжительное время, а пассивный всего 2- 3 недели после введения сыворотки. Сыворотки чаще всего вводят для быстрого обезвреживания микробов и их токсинов, когда человек уже заболел или контактировал с больным.

Иммунопрофилактика у детей

Для профилактики наиболее опасных и часто встречающихся заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста на базе поликлиник и дошкольных учреждений проводится вакцинация с целью создания искусственного (приобретенного) иммунитета.

Все вводимые вакцины делят на 2 группы. К первой относятся прививочные материалы: живые, но ослабленные микроорганизмы, лишенные вирулентных свойств (против туберкулеза, полиомиелита, эпидемического паротита, кори), ко второй - препараты, которые называют убитыми вакцинами (коклюшная, дифтерийный анатоксин). Вакцинный препарат, изготовленный на основе одного вида микроорганизма или одного токсина, называетсямоновакциной . Сложные препараты, состоящие из двух, трех или более моновакцин, называютсяассоциированными вакцинами . К их числу относится широко применяемая для иммунизации против коклюша, дифтерии и столбняка адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС).

В настоящее время вышел приказ Минздрава РФ от 27.06.01 № 229 «0 национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям». В соответствии с национальным календарем прививок в Российской Федерации проводится вакцинация против следующих заболеваний: вирусного гепатита В, туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи .

Все поствакцинальные осложнения подразделяются на местные и общие.

Общая реакция характеризуется недомоганием и повышением температуры тела: реакция иногда имеет некоторое сходство с симптомами той болезни, против которой были сделаны прививки.

Местная реакция выражается в появлении на месте прививки припухлости, красноты и болезненности, иногда при этом припухают и соседние лимфатические железы.

И общая, и местная реакция обычно быстро проходят и легко переносятся, однако при появлении после прививки болезненных симптомов у ребенка его обязательно следует показать врачу. Консультация с врачом необходима еще и потому, что под влиянием прививки могут обостриться имеющиеся у ребенка хронические заболевания -очаговая реакция (воспаление среднего уха, почек и др.).

Вакцины вводят однократно или многократно в зависимости от типа препарата. Для поддержания стойкого иммунитета в соответствии с календарем прививок проводят повторное введение прививочного материала (ревакцинация).

В период проведения массовых прививок воспитатели должны активно помогать медицинскому персоналу. В каждой группе необходимо провести беседы с детьми о значении прививок для предупреждения инфекционных заболеваний.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Детские болезни отнесены в отдельную группу заболеваний, впервые возникающих в возрасте от рождения до 14 лет. Лишь в исключительных случаях при отсутствии прививок ребенок может их избежать. Однако данный возрастной порог не является гарантией того, что эти инфекции не настигнут человека во взрослой жизни.

В данной статье рассмотрим пропедевтику детских болезней.

Список заболеваний, причины их возникновения

Принято классифицировать детские болезни на две категории. К первой группе относятся заболевания, преобладающие исключительно в детском возрасте:

  • корь;
  • ветрянка;
  • скарлатина;
  • полиомиелит;
  • коклюш;
  • краснуха.

Во вторую группу входят заболевания, встречающиеся и в старшем возрасте:

  • гепатит;
  • менингит;
  • кишечные инфекции;
  • мононуклеоз.

Заражение детской инфекцией происходит при контакте здорового человека с больным, при этом не важно, взрослый это или ребенок. К исключениям относят возраст до года (грудничковый), так как организм ребенка насыщен материнскими антителами, защищающими малыша от патогенных инфекций.

К причинам возникновения болезней относят такие факторы, как:

  1. Контакт здорового ребенка с больным. Довольно часто родители не подозревают о болезни своего ребенка и отправляют его в детский сад или школу. В результате может быть спровоцирована массовая эпидемия детской инфекции.
  2. Низкий уровень гигиены. После посещения улицы или общественных заведений ребенку необходимо с особой тщательностью мыть руки. Особенно это касается посещений детских площадок. Мыть руки также необходимо после контактов с животными и посещения туалета. Помимо этого, перед употреблением необходимо хорошо мыть овощи и фрукты.

Абсолютно каждому родителю необходимо знать, что собой представляют детские патологии, их симптоматику, продолжительность инкубационного периода, средства лечения той или иной болезни.

Рассмотрим симптомы детских болезней.

Краснуха

Распространяется недуг воздушно-капельным путем, через контакт с зараженным человеком.

Симптоматика проявляется в виде умеренной интоксикации. На теле ребенка появляется мелкая сыпь красноватого цвета. К слиянию сыпь не склонна. Происходит увеличение верхних лимфоузлов (в том числе затылочных).

Развитие заболевания: болезнь начинает развиваться, когда организм атакует вирус, содержащий РНК, неустойчивый к факторам внешней среды. Инфекция при попадании внутрь начинает поражать верхний отдел дыхательной системы. Далее происходит проникновение в кровь и поражение лимфатических узлов.

Уже с полугодовалого возраста дети подвержены заражению краснухой. Чаще всего от заболевания страдают дети в возрасте 3-8 лет.

Длительность данного инфекционного заболевания составляет 10-25 дней (чаще - 14-18 дней). В первую очередь появляется сыпь на лице пациента, после чего плавно распространяется на все тело. Затем начинается увеличение лимфатических узлов, температура тела высокая (38 градусов). Через несколько дней сыпь исчезает.

Возможные осложнения проявляются довольно редко, чаще всего провоцируют энцефалит или полиартрит.

В специфическом лечении краснухи нет необходимости. Все что требуется - регулярно давать заболевшему ребенку жаропонижающие средства при высокой температуре. При появлении осложнений требуется госпитализация ребенка. После перенесенной болезни у организма вырабатывается иммунитет, поэтому повторное заражение этой детской болезнью стремится к нулю.

Менингит

Распространяется заболевание при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптоматика проявляется воспалением слизистых оболочек носоглотки - возникает боль в горле, першение, насморк. Температура высокая (39-40 градусов). Через 2-3 дня после заражения на теле начинают появляться пятна геморрагического типа. Затем под кожными покровами начинают появляться небольшие, размером от 2 до 7 мм, кровоизлияния. Возникает кровотечение из носа, тахикардия, одышка. К последним симптомам относится снижение пульса, рвота, потеря сознания. Если заболевание находится в активной стадии, у ребенка есть не более 10-19 часов. При несвоевременной медицинской помощи не исключено наступление летального исхода.

Как развивается заболевание? В организм инфекция попадает через слизистую рта. Затем происходит проникновение в лимфатические узлы, далее - в кровеносную систему. Воздействию вируса подвергается полностью весь организм. Менингококки активно проникают в мозг, вследствие чего возникает его воспаление и развивается менингоэнцефалит.

Медицинская статистика отмечает, что в 87% случаев болезнь поражает детей в возрасте до 6 лет.

Период инкубации составляет 2-10 дней (чаще всего 3-4 дня). При неоказании медицинской помощи ребенку в первые 2-3 дня после появления симптомов, вероятность смертности заболевшего возрастает до 85%.

Менингит может вызвать такие осложнения, как воспаление головного мозга (менингит гнойного типа), смерть.

Терапия менингококковой инфекции производится исключительно в условиях стационара.

Профилактика заболевания предполагает проведение своевременной вакцинации от инфекции.

Какие еще детские болезни бывают?

Корь

Распространяется данное инфекционное заболевание при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптоматика заболевания следующая: у ребенка поднимается высокая температура (до 41 градуса Цельсия), развивается кашель, насморк и конъюнктивит. В первый же день заболевания во рту появляются язвочки, внешне похожие на стоматит. Далее происходит распространение язвочек на лицо в области рта, щек. Ребенок жалуется на болезненные ощущения в области живота, не исключено появление поноса. Снижается или полностью отсутствует аппетит. Это одна из самых частых детских болезней с высыпаниями.

Сыпь и язвочки постепенно распространяются на все тело.

Развивается болезнь следующим образом. В первую очередь корью поражаются слизистая оболочка рта и носа. Далее происходит переход в конъюнктиву глаз. Впоследствии вирус проникает в кровеносную систему, вызывая по всему телу специфическую сыпь.

Данному инфекционному заболеванию подвержены дети и подростки в возрасте от 3 месяцев до 18 лет. По статистике чаще всего болеют дети в возрасте 2-6 лет.

Период инкубации заболевания составляет 8-14, изредка до 18 дней. Первые три дня характеризуются появлением высокой температуры, симптомов простуды, конъюнктивита. Затем начинается высыпание в ротовой полости, в течение 14 часов сыпь распространяется на все лицо и тело. Температура нормализуется, а сыпь исчезает через 8 суток после заражения болезнью.

В результате перенесенной кори могут развиться такие осложнения, как энцефалит, круп, бронхит, пневмония, ларингит.

Лечение пациента проводится в домашних условиях. Необходимо принимать препараты, снижающие температуру, например, «Ибупрофен» или «Парацетамол». При возникновении осложнений пациенту показано лечение в условиях стационара.

К профилактическим мерам относится проведение двукратной вакцинации от кори в возрасте 1 года и 6 лет.

Еще какие детские болезни бывают? Эпидемический паротит (свинка)

Распространяется заболевание при контакте с зараженным человеком, воздушно-капельным путем.

К симптомам заболевания относится увеличенный размер околоушных слюнных желез, лимфоузлы также увеличиваются. Появляется краснота в горле, возникает боль при жевании, поднимается температура.

Заболевание начинает развиваться после попадания вируса на слизистую оболочку носоглотки и ротовой полости, затем инфекция проникает в кровь. Свинка вызывает поражение околоушных слюнных желез, поджелудочной железы, яичек.

Эпидемическому паротиту подвержены дети в возрасте от года до 15 лет. Чаще всего болезнь переносится в возрасте 3-7 лет.

Период инкубации данного заболевания составляет 11-23 дня.

Свинка может вызвать ряд осложнений, например, орхит, панкреатит, энцефалит, менингит.

Лечение осуществляется в домашних условиях. Больному необходимо лежать и принимать препараты для понижения температуры тела, обезболивающие. Также необходимо производить лекарственное орошение рта (например, препаратом «Тантум верде»). При возникновении осложнений ребенка следует перевести на стационарное лечение.

В результате болезни развивается устойчивый иммунитет, вероятность повторного инфицирования исключена.

В качестве профилактики показано вакцинирование в возрасте 12 месяцев и повторно в 6 лет.

Скарлатина

Распространяется эта болезнь детского возраста при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптомами является появление сильной боли в горле, повышение температуры до 38-40 градусов, увеличение миндалин. Не исключено появление рвоты и мелкой сыпи по всему телу. Происходит побледнение носогубного треугольника.

Развитие заболевания происходит по следующей схеме - в первые дни происходит поражение верхних отделов дыхательной системы, затем инфекция проникает в кровь, в результате чего появляется общее недомогание и сыпь на теле, которая начинает пропадать через 5-7 дней.

Болеют скарлатиной чаще всего дети в возрасте 1-10 лет.

Период инкубации занимает 5-7 дней. Недуг начинается остро, симптоматически похоже на ангину.

Скарлатина может спровоцировать такие осложнения, как отит, пневмония, синусит, лимфаденит, миокардит, воспаление суставов.

Терапия заболевания проводится в домашних условиях и предполагает прием антибиотиков на основе цефтриаксона. Следует использовать обезболивающие и антибактериальные спреи, препараты, снижающие температуру. Детей грудного возраста, а также при возникновении осложнений больного необходимо перевести на стационарное лечение.

После заболевания организм приобретает устойчивый иммунитет к скарлатине.

Выводы сделаны на основании детских историй болезни.

Ветряная оспа

Распространяется заболевание в результате прямого контакта с заболевшим, воздушно-капельным путем.

Основными симптомами ветряной оспы являются: повышение температуры до 38 градусов, возникновение по всему телу пятен розового цвета. В течение 4-7 часов сыпь трансформируется в небольшие пузырьки, через одни-двое суток пузырьки покрываются корочкой. Характерен зуд пораженной поверхности кожи.

Развивается болезни в результате поражения верхних дыхательных путей вирусом герпеса. Затем вирус проникает в лимфатическую систему и в кровь. С течением времени возникает в виде сыпи на коже и слизистых. Повышение температуры происходит волнообразно.

Болеют ветрянкой чаще всего дети в возрасте 3-6 лет.

Период инкубации этой детской болезни (на коже после нее могут оставаться характерные ямочки-оспинки) составляет 11-27 дней, в основном - 13-21 день.

Среди осложнений данного заболевания могут наблюдаться стоматит, круп, менингит, энцефалит, пневмония.

Терапия предполагает проведение полосканий ротовой полости антисептиками, точечную обработку сыпи раствором бриллиантового зеленого, прием препаратов, понижающих температуру, применение противовирусных мазей.

Вследствие заболевания организм приобретает стойкий иммунитет, вероятность повторного заражения практически исключена.

В пропедевтике детских болезней представлена еще одна опасная патология.

Полиомиелит

Распространяется полиомиелит воздушно-капельно, а также фекально-орально.

Симптоматика заболевания проявляется в виде высокой температуры, признаков простуды, проблем со стулом, вялости, слабости, телесной раздражительности, мышечной слабости, потливости, сбивчивого дыхания, судорог.

При заражении инфекцией немедленно поражается нервная система, она проникает при этом в спинной мозг. В первые 3 дня держится высокая температура, до 40 градусов, появляются болезненные ощущения в суставах. Затем, через 2-4 дня, у ребенка наблюдаются выраженные проблемы с мимикой, нарушается речь. В период сильного обострения возможны случаи потери сознания. Вся симптоматика детской болезни постепенно утихает через 2 недели.

Полиомиелиту подвержены дети в возрасте 1-6 лет.

Период инкубационный полиомиелита - 1-3 недели.

Данное заболевание способно вызывать довольно серьезные осложнения: искривление суставов и костей, инвалидность, менингит.

Медицине лекарство от полиомиелита не известно, однако своевременная вакцинация способствует эффективному укреплению иммунитета. Период восстановления после перенесенной болезни включает в себя активное применение лечебной гимнастики. При возникновении первичных симптомов полиомиелита ребенка необходимо срочно госпитализировать.

После болезни иммунитет устойчивый. Вероятность повторного заражения исключена. Вакцинация работает эффективно, исключая заражение на 99%.

Продолжаем рассматривать детские инфекционные болезни.

Коклюш

Коклюш распространяется при тесном контакте с зараженным человеком, тип передачи - воздушно-капельный.

При заражении возникают следующие симптомы: ребенка в течение 1-2 недель беспокоит невысокая температура и обычный кашель, который со временем становится приступообразным. Во время приступа кашля ребенок может начинать синеть, в глазах лопаются капилляры.

Болезнь развивается при проникновении инфекции в верхний отдел дыхательной системы. Вирус присутствует там довольно долгий срок - до 1-2 месяцев. Практически сразу провоцируются рецепторы в кашлевой зоне, развивается непрекращающийся кашель, иногда вызывающий рвотные рефлексы. Кашель может сохраняться до 3 месяцев после излечения заболевания.

Коклюшу подвержены дети в возрасте от полугода до 14 лет.

Период инкубации длится от 3 до 15 дней. Болезнь остается опасной для окружающих целый месяц после заражения.

В качестве осложнения может возникнуть пневмония.

Терапия проводится в домашних условиях, необходимо использовать средства против кашля, иногда - антибиотики.

Профилактика коклюша предполагает проведение вакцинации детей до полугода.

Дифтерия

Путь распространения этой детской инфекционной болезни воздушно-капельный и контактно-бытовой.

Среди симптомов - повышенная до 38 градусов Цельсия температура, отечность носоглотки, боль в горле, покраснение миндалин. На следующий день в горле образуется налет, возникает пленка на миндалинах, развивается отечность подкожной клетчатки на шее.

Возбудителем заболевания является бактерия дифтерии, проникающая в верхний отдел дыхательных путей и поражающая горло и лимфатические узлы. Отличительной особенностью дифтерии является появление во рту дифтерийной пленки. На спад болезнь идет через 6-10 дней после заражения. Острая форма заболевания провоцирует возникновение во рту у ребенка множества пленок, сильно отекает горло. Не исключен летальный исход, если не оказана своевременная помощь.

Заболеванию подвержены дети в возрасте 1-13 лет.

Период инкубации составляет 2-11 дней, в большинстве случаев - 3-5 дней.

Среди осложнений - вероятность развития инфекционно-токсического шока, круп.

Терапия предполагает срочную госпитализацию, самолечение в домашних условиях исключено.

Хирургия

Также очень много болезней в детской хирургии.

Все патологии можно разделить на несколько групп:

  • врожденные болезни, то есть это недуги внутренних органов, возникшие из-за сбоев во внутриутробном развитии;
  • родовые травмы;
  • гнойно-воспалительные недуги;
  • ортопедические болезни.

Приведем несколько патологий, которые можно встретить наиболее часто:

  • Врожденная кишечная непроходимость.
  • Острый гематогенный остеомиелит.
  • Водянка половых органов.
  • Пилоростеноз.
  • Эмбриональная грыжа.

Какие еще болезни в детской хирургии встречаются?

  • Врожденный вывих бедра.
  • Флегмона новорожденных — это гнойное воспаление кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей первых недель жизни.

Люди часто интересуются, что такое детская болезнь левизны в коммунизме? Об этом расскажем в конце статьи.

Кишечные инфекции

Довольно часто дети страдают от кишечных инфекций, возникающих в основном в возрасте 1-16 лет. Наиболее распространенными являются:

  1. Дизентерия, характеризующаяся общей интоксикацией и острым поносом. Симптоматика заболевания классическая: рвота, понос, кал со слизью, боли в животе. Лечение проводится противомикробными средствами.
  2. Ротавирусная инфекция. Развивается при нарушении правил гигиены. Спектр ротавирусных инфекций обширен. Симптоматика включает в себя понос, тошноту, боли в области живота, рвоту, высокую температуру. Лечение домашнее или стационарное.

Что делать, чтобы ребенок в детском саду болезни не подхватывал?

Профилактика

Профилактика детских заболеваний предполагает ряд следующих мер:

  1. Изоляция от зараженных детей.
  2. Закаливание ребенка.
  3. Ежедневное проветривание помещений.
  4. Тщательное соблюдение гигиены.
  5. Обеспечение ребенку личных средств гигиены, посуды, постельного белья.
  6. Употребление исключительно кипяченой воды.
  7. Тщательное мытье фруктов, ягод, овощей, предлагаемых в пищу ребенку.
  8. Использование одноразовых носовых платков.
  9. Проведение регулярной влажной уборки в помещении, где проживает ребенок.
  10. Своевременная вакцинация.

Болезнь «левизны»

«Детская болезнь "левизны" в коммунизме» — труд В. И. Ленина, в котором содержится резкая критика тех, кто выступал против большевизма. К болезням детей это не имеет никакого отношения.

Детские инфекционные заболевания всегда возникают неожиданно. Самое важное в таких случаях - правильно диагностировать болезнь и своевременно оказать ребенку медицинскую помощь. Большинство детских инфекций провоцируют серьезные осложнения, именно поэтому терапию необходимо осуществлять под руководством специалиста. Большинства заболеваний можно избежать, если вовремя сделать необходимые прививки.

В младшем детском возрасте иммунная система продолжает формироваться, поэтому детишки подвержены частым заболеваниям. Преимущественно это инфекционные болезни: бактериальные и вирусные. Способствует их возникновению и расширившийся круг общения ребенка: на прогулке с другими детьми или в детском учреждении.

Кроме того, не все детки обучены в этом возрасте правилам гигиены, может остаться еще привычка тянуть в рот различные предметы, игрушки или пальцы. Поэтому большинству детей не удается избежать бактериальных и вирусных болезней.

Наиболее частыми детскими болезнями в раннем возрасте являются инфекции: бесконечные простудные заболевания, кишечные инфекции, грипп, тубинфицирование (тубинтоксикация) и др.

Родителям желательно знать их проявления, что поможет своевременно заподозрить болезнь и обратиться к врачу. Симптомы интоксикации в начале инфекций могут быть сходными, но все-таки есть и специфические проявления.

ОРВИ

По статистическим данным, ОРВИ – наиболее распространенное заболевание у детей, особенно в раннем возрасте в холодное время года. На долю ОРВИ приходится 90% всех инфекций у детей. В среднем в течение года дитя может заболеть респираторной инфекцией до 6-8 раз.

Такая частота обусловлена тем, что организм еще не встречался с вирусом и не выработал антитела к нему. Частые ОРВИ не являются проявлением иммунодефицитного состояния у ребенка, они лишь отражают частоту контакта с источником вирусной инфекции.

Чаще встречаются респираторные инфекции, вызванные вирусами парагриппа, гриппа, аденовирусами, энтеровирусами, риносинцитиальными вирусами. Известно свыше 300 разновидностей возбудителей , причем перекрестного иммунитета между ними нет.

Различные респираторные вирусы поражают клетки слизистой на разном уровне дыхательных путей: риновирус – в полости носа, парагрипп – в трахее и гортани, грипп – в трахее и бронхах. Главной причиной заболевания является недоразвитие иммунной системы: интерферон (вещество, обеспечивающее местную иммунную защиту слизистых дыхательных путей) вырабатывается у деток в меньшем количестве и медленнее, чем у взрослых.

Более подвержены заболеваниям дети, родившиеся и не получавшие грудного вскармливания (то есть не защищенные материнскими антителами к вирусам); ослабленные детки, страдающие гипотрофией, аллергическими заболеваниями.

Заражается ребенок воздушно-капельным путем в общественном транспорте, в магазине, в детском саду. Вирусы содержатся в выдыхаемом воздухе больного, выделяются при кашле и чихании. Инкубационный период (время от инфицирования до начала проявлений болезни) чаще равен нескольким часам, но не более 3 дней.

Симптомами ОРВИ являются:

  • повышение температуры – от субфебрильных цифр до высокой лихорадки (может держаться несколько дней);
  • (из-за нее ребенок становится капризным);
  • боли в суставах и мышцах;
  • ухудшение аппетита;
  • катаральные явления (заложенность носа, першение и боли в горле, кашель, осиплость голоса).

Есть и отличительные особенности в симптоматике, зависящие от вида возбудителя:

  1. При парагриппе меньше страдает общее состояние ребенка, начало болезни обычно постепенное, температура повышается в пределах 37,5 0 С. Характерными отличительными признаками являются заложенность носа, осиплость голоса, сухой грубый («лающий») кашель, а осложнением может быть ложный круп или стеноз гортани, проявляющийся затруднением дыхания.
  2. Аденовирусная инфекция чаще вызывает выраженную интоксикацию (головная боль, вялость, слабость, отсутствие аппетита), высокую температуру и длительную (до 2 недель) лихорадку. Постоянными симптомами этой инфекции являются: насморк (за счет воспаления слизистой в носу), боль в горле (воспаляются небные миндалины, развивается тонзиллит), слезотечение (), множественное увеличение лимфоузлов.

При осмотре выявляются покраснение и увеличение миндалин, гнойное отделяемое из лакун миндалин. Отечность век, покраснение конъюнктивы могут появиться сначала на одном глазу, а затем и на другом, и сохраняются в течение недели и более.

В раннем возрасте при аденовирусной инфекции могут обнаружиться также проявления со стороны пищеварительного тракта: водянистый стул со слизью на протяжении 3-4 дней, в редких случаях и рвота.

  1. Для респираторно-синцитиальной инфекции (РСВ-инфекции) характерно поражение и нижних, и верхних дыхательных путей: на фоне повышения температуры появляются насморк; вначале сухой, а с 3-4 дня с мокротой, кашель; одышка с затрудненным вдохом.

У каждого четвертого ребенка развивается воспаление легких (). Появление синюшности носогубного треугольника и одышки свидетельствует о тяжести течения инфекции и является показанием для госпитализации ребенка. Осложнением может быть также , круп. Течение зависит от возраста: чем меньше ребенок, тем больше риск тяжелого течения. Иммунитет нестойкий, возможно повторное заболевание РСВ-инфекцией по прошествии некоторого времени.

  1. Грипп : из трех основных типов вируса у детей вызывают заболевание чаще вирусы В и С. Отличительными признаками являются преобладание симптомов интоксикации: высокая лихорадка с ознобом, боль в глазных яблоках (жалобы детей «болят глазки»), головная боль, отсутствие аппетита, слабость. Из катаральных явлений отмечается сухой кашель (при поражении трахеи). На 4-5 день он становится влажным.

Детей с ОРВИ должен лечить педиатр. Правильно назначенное лечение снижает риск возникновения осложнений. Госпитализация требуется в случае тяжелого течения болезни. Ребенку рекомендуется постельный режим, обильное теплое питье (соки, отвары сухофруктов и шиповника, чай с лимоном). Это не значит, что малыша нужно силком удерживать в постели. Когда ему плохо, то он и сам будет стремиться полежать. По мере улучшения самочувствия пусть двигается, но активные игры и гимнастику следует исключить.

Детям до 3 лет необходимо медикаментозное лечение. Все лекарственные средства для лечения ОРВИ делятся на 2 группы: и симптоматические средства.

В раннем возрасте применяются (но только по назначению педиатра!) такие противовирусные препараты:

  • Гриппферон (капли в нос) – оказывает противовирусное, противовоспалительное, иммуномодулирующее действие;
  • Виферон (ректальные свечи, мазь для носа);
  • Анаферон для детей – гомеопатическое средство в виде таблеток для рассасывания (малышам таблетку нужно растворить в 1 ст.л. воды);
  • Ремантадин и Реленза для лечения гриппа;
  • Гроприносин – активизирует иммунитет и препятствует распространению инфекции.

Противовирусные препараты оказывают наибольший эффект при назначении с первого дня болезни.

Антибиотики на вирус не оказывают действия. Они назначаются при тяжелом течении болезни, ослабленным детям при угрозе наслоения бактериальной инфекции, так как в 10% случаев вирусная инфекция осложняется в результате развития бактериального заболевания.

Симптоматическое лечение заключается в устранении проявлений респираторного заболевания. Температуру ниже 38 0 С снижать не следует: при лихорадке интерферон, подавляющий размножение вируса, в организме вырабатывается быстрее. Снижая температуру, угнетают тем самым защитные реакции самого организма. Только при предрасположенности к фебрильным (то есть при повышении температуры) судорогам снижают и более низкую температуру (выше 37,5 0 С).

В качестве жаропонижающих применяются препараты, содержащие Ибупрофен и Парацетамол (Нурофен, Эффералган-бэби, Панадол-бэби). Аспирин детям противопоказан. При заложенности носа назначаются Отривин-бэби, Назол-бэби и др., но не более, чем на 5 дней. При воспалении в горле спреи до 2 летнего возраста лучше не применять из-за риска развития спазма бронхов. Если удастся научить ребенка полоскать горло, то используется полоскание раствором фурацилина или хлорофиллипта, а также настоем ромашки.

Для избавления от сухого кашля важно обеспечить малышу питье в достаточном количестве и увлажнять воздух. Для облегчения отхождения мокроты при влажном кашле используются муколитики. В раннем возрасте (с 2 лет) можно применять Амброксол (Лазолван, Амбробене), Бромгексин в сиропе, АЦЦ.

Эффективными в борьбе с кашлем являются ингаляции. Их удобно проводить при помощи (прибор для ингаляций, удобный для использования в домашних условиях; как пользоваться небулайзером, читайте ). При нормальной температуре можно применять горячие ножные ванны, после чего ноги нужно как следует вытереть и насыпать в носки порошок горчицы (можно оставить на ночь).

Ларингит


Ларингит у детей раннего возраста может проявляться не только кашлем, но и затруднением дыхания.

Воспаление гортани (ларингит) – достаточно частое заболевание в раннем возрасте. Разновидностью его является круп или стенозирующий ларингит, который может развиться на фоне респираторной инфекции или иметь аллергическую природу.

Частота возникновения крупа объясняется анатомическими особенностями: в области голосовых связок легко возникает отек слизистой, поэтому при воспалении, при накоплении слизи, рефлекторном спазме мышц затрудняется прохождение воздуха при вдохе.

Наиболее часто круп возникает у малышей в 2-3 года при парагриппе, но его могут вызвать и аденовирусы и риносинцитиальные вирусы. Предрасполагающими факторами являются избыточный вес тела и аллергические проблемы у ребенка.

Признаками крупа (который может развиться ночью) являются осиплость голоса или полная его потеря, «лающий» кашель, затрудненный вдох, беспокойство ребенка. При появлении симптомов крупа нужно без промедления вызывать «скорую помощь».

Тактика родителей до приезда врача:

  • следует успокоить малыша, обеспечить доступ влажного воздуха и обильное питье;
  • дать жаропонижающее средство (если есть высокая температура);
  • восстановить дыхание через нос с помощью капель.

Развитие крупа является показанием для госпитализации ребенка в стационар, где могут применять: ингаляции с расширяющими бронхи средствами, муколитиками; вводить и кортикостероиды в зависимости от выраженности крупа.

Энтеровирусная инфекция

К часто встречающемуся заболеванию у малышей в первые 3 года жизни относится также инфекция, вызванная энтеровирусами. Вирус очень устойчив во внешней среде, выделяется из организма больного и вирусоносителя при кашле и разговоре, а также с испражнениями.

Заражение возможно воздушно-капельным путем, контактно-бытовым (через игрушки и др. предметы), фекально-оральным путем (через пищу и воду) при несоблюдении гигиенических правил. Инкубационный период равен 2-10 дням.

Начало инфекции острое. Лихорадка высокая, может быть волнообразной. Инфекция характеризуется симптомами поражения респираторных и пищеварительных органов на фоне явлений интоксикации. Так как вирус размножается в лимфоузлах, то отмечается увеличение их на шее и в подчелюстной области.

Одним из признаков болезни является сыпь на коже верхней половины туловища и рук в виде пятен красного цвета или пузырьков. Сыпь исчезает спустя 4-5 дней, оставляя легкую пигментацию.

Характерным является поражение различных внутренних органов с развитием таких форм инфекции:

  • ангина при поражении ротоглотки (с высыпанием на слизистой пузырьков с жидким содержимым, которые вскрываются с образованием язвочек, покрытых белым налетом);
  • конъюнктивит при поражении глаз (покраснение слизистой, слезотечение, светобоязнь, припухлость век);
  • миозит при поражении мышц туловища или конечностей (болезненность в области этих мышц);
  • энтерит при поражении слизистой кишечника проявляется жидким стулом обычного цвета без слизи и крови на фоне лихорадки или без нее;
  • в сердце возможно поражение разных отделов: сердечной мышцы (с развитием ), внутренней оболочки и клапанов (эндокардит), или всех оболочек (панкардит); проявлением будет учащение сердцебиений, боли в сердце, падение давления, нарушение ритма;
  • поражение нервной системы приводит к развитию (воспаления оболочки мозга) или энцефалита (воспаления вещества мозга), признаками которых являются интенсивная головная боль, многократная рвота, судороги, возможны также параличи и потеря сознания;
  • поражение печеночных клеток вызывает развитие гепатита, симптомами которого будут , боли в области правого подреберья, тошнота, лихорадка, слабость.

Специфических средств для лечения энтеровирусной инфекции нет, проводится симптоматическое лечение, назначается диетотерапия. Принимаются меры по предупреждению обезвоживания, назначается дезинтоксикационная терапия. Длительность заболевания до 2 недель.

Коклюш

Вакцина АКДС спасет от коклюша

Эта бактериальная инфекция вызывается коклюшной палочкой. Заражение воздушно-капельным путем происходит при тесном контакте с больным, которым может стать и взрослый, так как иммунитет после вакцинации отмечается только в течение 5-10 лет. Особенно опасен коклюш для деток до 2 лет. Распространенность болезни снизилась за счет плановой , но все же она часто регистрируется в связи с отказом некоторых родителей от вакцинации ребенка.

Инкубационный период равен в среднем 5 дням. Начало заболевания острое. Симптоматика напоминает ОРВИ: невысокая температура, сухой кашель, самочувствие страдает мало. Диагностировать коклюш на этом этапе сложно.

Но постепенно состояние малыша ухудшается, кашель становится приступообразным, спазматическим. Во время приступа личико ребенка приобретает красно-синюшную окраску. Интенсивность приступов нарастает, во время приступа может наступить временная остановка дыхания (апноэ).

Часто возникающие приступы кашля приводят к нарушению кровообращения, включая мозговое. В конце приступа может быть рвота или выделение комка стекловидной слизи.

При тяжелом течении ребенка госпитализируют. Лечение включает антибиотикотерапию (Аугментин, Азитромицин, Эритромицин, Рулид), кислородотерапию, успокаивающие, противосудорожные, противоаллергические препараты, муколитики (разжижающие мокроту), иммуномодуляторы. При тяжелом течении применяются кортикостероиды.

Лечение коклюша – процесс очень длительный. Приступы кашля продолжаются даже после губительного воздействия на бактерию коклюша антибиотика, что связано с поражением кашлевого центра токсинами возбудителя.

Возникновение приступа может спровоцировать любой раздражитель. Поэтому следует обеспечить малышу спокойную обстановку (исключить стрессы), пищу давать измельченную, небольшими порциями. Очень важными являются прогулки ранним утром у водоема, а в квартире – обеспечение притока свежего влажного воздуха.

Скарлатина

Скарлатина – это острая бактериальная инфекция, которая вызывается стрептококком, характеризуется появлением ангины, сыпью, симптомами интоксикации, лихорадкой и возможным развитием аллергических и гнойно-септических осложнений. Заболеваемость выше в осенне-зимний сезон. После болезни развивается стойкий иммунитет.

Болеют обычно дети после 2 лет, заражаются они чаще в детском саду, где могут возникать вспышки и эпидемии. Болезнь обычно передается контактным и воздушно-капельным путем, но не исключен и пищевой путь инфицирования. Больной ребенок опасен для окружающих с 1 по 21 день включительно. Инфекция может передаваться через третье лицо (когда с заболевшим контактирует не сам ребенок, а, например, родитель, который затем передает инфекцию своему ребенку).

Инкубационный период равен 3-7 дням. Начало болезни острое, малыш становится вялым, появляется головная боль, быстро нарастает лихорадка с ознобом (температура достигает 39-40 0 С), может появиться рвота. В первые же сутки болезни появляется мелкоточечная ярко-розового цвета сыпь на фоне покраснения кожи.

Преимущественная локализация высыпаний – на боковых поверхностях туловища, в естественных кожных складках (подмышечных, паховых, ягодичных), на лице. Характерны для скарлатины одутловатость лица и бледный носогубный треугольник, где сыпи не бывает; лихорадочный блеск глаз; ярко-красные губы.

Обязательным проявлением скарлатины является : увеличенные миндалины и мягкое небо ярко-красные, на поверхности и в лакунах миндалин гной. Подчелюстные лимфоузлы увеличены и болезненны. Типичные изменения отмечаются на языке. Сначала он обложен, со 2-3 дня начинает очищаться, приобретая к 4-му дню характерный вид: ярко-красный, с выступающими сосочками («малиновый язык»).

При тяжелом течении болезни может возникать возбуждение ребенка, бред, судороги, что свидетельствует о поражении ЦНС. Высыпания удерживаются около недели и исчезают (без пигментации). На 2-3 неделе от начала болезни отмечается шелушение кожи. Характерный симптом скарлатины – пластинчатое шелушение на ладонной поверхности кистей и на стопах.

Осложнения инфекционно-аллергического характера со стороны почек и сердца у детей раннего возраста возникают редко. Может развиться пневмония. Бактерионосительство может сохраняться до месяца после перенесенной болезни или дольше (при наличии хронического воспаления в носоглотке).

Лечат детей со скарлатиной обычно дома, обеспечивая ребенку изоляцию (в отдельной комнате на 10 дней) и отдельную посуду. Постельный режим назначается до 10 дней для предупреждения осложнений. Рекомендуется механически и термически щадящая диета (протертая теплая пища), обильное питье. Госпитализируют детей с тяжелой формой болезни.

Медикаментозное лечение включает:

  • антибиотикотерапию (основа лечения): используются антибиотики пенициллинового ряда (внутрь или внутримышечно), а при их непереносимости – макролиды (Эритромицин, Сумамед и др.) – длительность курса и дозы определяет врач;
  • противоаллергические препараты (Цетрин, Супрастин, Тавегил и др.);
  • витаминотерапию;
  • местное лечение: полоскание горла настоями ромашки, шалфея, календулы, раствором фурацилина.

В ясли ребенок допускается через 22 дня с момента заболевания. После скарлатины отмечается пожизненный иммунитет.


Краснуха

Вирусное не тяжелое инфекционное заболевание с воздушно-капельным путем инфицирования. Болеют дети старше года, так как раньше их защищали полученные от матери антитела. Контагиозность вируса не высокая, поэтому заражение происходит лишь при тесном контакте с больным.

Инкубационный период равен 2-3 неделям. Уже в конце этого периода отмечаются легкое недомогание и увеличение затылочных, задне-шейных и околоушных лимфоузлов (отличительный признак краснухи).

Начало инфекции острое с умеренного повышения температуры. На слизистой ротовой полости появляются розовые пятна. Затем появляется сыпь на лице. Очень быстро, в течение первого дня болезни, она распространяется по всей поверхности тела, может сопровождаться легким .

Сыпь обильная, больше всего элементов ее на спине и ягодицах ребенка, а на ладонях и подошвах их не бывает. Высыпания имеют вид пятен, несколько возвышающихся над поверхностью кожи. На лице сыпь имеет склонность к слиянию.

На 3-ий или 4-ый день сыпь бледнеет и бесследно исчезает. Может остаться незначительное шелушение. Увеличение лимфоузлов сохраняется около 2-х недель. Атипичные формы болезни протекают без высыпаний, но заразный период при этом не сокращается.

При краснухе проводится симптоматическое лечение (жаропонижающие средства, противоаллергические препараты, обильное питье). Прогноз обычно благоприятный, осложнения возникают крайне редко. Заразный период равен 2 неделям (за неделю до высыпаний и неделю после).

Ветряная оспа


Характерным признаком ветряной оспы является пузырьковая сыпь по всему телу.

Инфекция распространяется фекально-оральным путем через воду, пищу, предметы быта, игрушки, грязные руки (некоторые дети в этом возрасте продолжают все совать в рот). Отмечается сезонный подъем заболеваемости в летне-осенний период.

Клинические проявления ОКИ у деток младшего возраста имеют много общего, независимо от вида возбудителя:

  • острое начало болезни;
  • симптомы интоксикации (подъем температуры, недомогание, слабость, отсутствие аппетита);
  • кишечная дисфункция (тошнота, рвота, жидкий стул);
  • боли в животе.

Отличаться может характер стула:

  • обильный, водянистый – при ОКИ, вызванной вирусами и условно-патогенной микрофлорой;
  • скудный, с примесью слизи и прожилками крови – при дизентерии;
  • обильный, типа болотной тины – при сальмонеллезе и т.д.

При ротавирусной инфекции часто отмечаются катаральные проявления в виде насморка, кашля. Для дизентерии характерным симптомом являются ложные позывы к испражнению.

Почти 70% случаев ОКИ в младшем возрасте имеют легкую и среднетяжелую степень. При тяжелом течении вследствие частой рвоты и обильного стула может развиться обезвоживание организма.

Диагноз врач ставит, основываясь на клинических проявлениях и результатах исследования (бактериологический посев кала и рвотных масс, серологический и иммунологический анализ крови).

Легкие формы ОКИ могут лечиться на дому. Среднетяжелые и тяжелые формы требуют врачебного наблюдения, внутривенного введения растворов с целью дезинтоксикации и восполнения потерь жидкости и минералов, поэтому дети лечатся в стационаре.

Лечение ОКИ включает:

  • постельный или полупостельный режим;
  • диета: исключаются свежие фрукты и овощи, бульоны, свежая выпечка и соки; вводится кормление небольшими порциями (но часто), рекомендуется употребление кисломолочных продуктов, слизистых супов и каш;
  • регидратация (восстановление до нормы водно-солевого баланса): введение растворов в виде питья (Регидрон, Глюкосол, Оралит, морковно-изюмный отвар, настой ромашки) или капельное введение специальных растворов в вену (при тяжелом течении). Объем необходимой жидкости определяет врач в зависимости от степени обезвоживания и возраста ребенка.
  • антибактериальные и противовирусные препараты, их дозировку и длительность лечебного курса должен подобрать тоже врач (чаще применяются Нифуроксазид, Эрсефурил, Виферон);
  • энтеросорбенты (способствующие выведению токсинов из организма) – Смекта, Полифепам, Энтеросгель (после 2 лет);
  • восстановление нормальной микрофлоры кишечника: используются пробиотики ( , Бифиформ, Бифидумбактерин, Энтерол);
  • симптоматическое лечение (жаропонижающие средства, ферментативные препараты и др.).

Аффективно-респираторные приступы (АРП)

Об АРП говорят в том случае, когда малыш буквально «заходится» в плаче, замирает на вдохе, губы синеют, а дыхание кратковременно (на 30-60 сек.) прекращается (апноэ). Возникает спазм мышц гортани, и такие приступы напоминают ларингоспазм. Кроме «синих» приступов бывают и «белые», которые развиваются в ответ на боль и имеют сходство с обмороком: малыш бледнеет, пульс резко замедлен или кратковременно исчезает.

Единичные АРП, как проявление сильных отрицательных эмоций, в раннем возрасте отмечаются у каждого четвертого вполне здорового ребенка, а у 5% детей они повторяются многократно.

Появлению АРП способствует недостаток кальция в организме, что приводит к спазму гортани. При синдроме повышенной нервной возбудимости повышается вероятность возникновения приступов. Не исключается и наследственная предрасположенность к их появлению.

Обычно АРП возникают на 2-3 году жизни. Частота приступов разная, от нескольких в день до одного в год. Возникают они рефлекторно и потом могут исчезнуть бесследно, являясь возрастной особенностью. Но такого ребенка необходимо показать и психологу.

Исследованиями доказано, что АРП одинаково часто возникают и у капризных малышей со склонностью к истерии, и у детишек с нормальным поведением. Наблюдение детского невролога необходимо, чтобы исключить неврологическую и кардиологическую патологию. Появились также данные о связи АРП с заболеваниями крови.

Тактика родителей при АРП у ребенка:

  • во время приступа взять ребенка на руки, не паниковать;
  • для восстановления дыхания нужно похлопать дитя по щекам, помассировать ушные раковины, обтереть лицо холодной водой;
  • некоторые дети быстрее успокаиваются, если их оставить и отойти;
  • попробовать отвлечь ребенка каким-либо действием, не акцентируя внимание на его поведении;
  • не потакать прихотям малыша и не оберегать его от негативной эмоции, следует учить его управлять эмоциями.

Медикаментозного лечения обычно не требуется. При повторяющихся АРП следует воспользоваться помощью психолога.

Глистные инвазии (гельминтозы)

При наличии остриц детей беспокоит выраженный зуд в области заднепроходного отверстия, особенно сильный ночью. Во сне дети расчесывают кожу в области промежности, яйца остриц попадают малышу под ногти, что служит причиной повторного самозаражения.

Существуют общие признаки гельминтозов:

  • снижение аппетита;
  • повышение слюноотделения;
  • дефицит веса тела при правильном питании;
  • частая тошнота, рвота;
  • боли в животе (обычно приступообразные, в области пупка);
  • вздутие живота;
  • неустойчивый стул (поносы и запоры);
  • бледность кожных покровов;
  • повышенная утомляемость;
  • аллергические проявления на коже;
  • беспокойный сон;
  • беспричинное повышение температуры 37,1- 37,5 0 С;
  • неуравновешенность и капризы.

При аскаридозе черви вследствие миграции в организме могут вызывать очаги воспаления легочной ткани, что проявляется приступообразным сухим кашлем, одышкой, бронхоспазмом и даже кровохарканьем. Характерны также кожные аллергические проявления по типу крапивницы, .

Боли в животе могут быть столь сильно выраженными, что имитируют острую хирургическую патологию («острый живот»). А массивная инвазия аскаридами может вызвать или закупорку желчевыводящих путей и желтуху.

При инвазии власоглава одним из симптомов болезни является анемия или разной локализации отеки.

Осложнениями энтеробиоза часто бывают рецидивирующий вульвовагинит (воспаление влагалища) у девочек, недержание мочи, экзема околоанальной области, аппендицит.

Дети с гельминтозами входят в группу часто болеющих (ОРЗ, стоматиты, пиодермии и др.). Нередко развиваются неврологические проявления: головная боль, головокружения, навязчивые тики (шмыганье носом, мигание, гримасничание).

Подтвердить диагноз можно анализом испражнений на яйца глистов, соскоба из складок перианальной области (на острицы). Иногда исследование приходится повторять неоднократно.

В лечении гельминтозов применяются химиопрепараты, гомеопатические средства, фитопрепараты. Противоглистными свойствами обладают лук, гранаты, тыквенные семечки, грецкие орехи.

Из медикаментозных препаратов чаще применяется Вермокс (Мебендазол). Эффективными препаратами являются также Дифезил, Квантрель. Но самолечением заниматься не следует. Каждый препарат имеет как показания, так и противопоказания. Назначать лечение должен педиатр или инфекционист.

Резюме для родителей

Основными заболеваниями у детей с года до 3 лет являются инфекции вирусные или бактериальные. Ребенок в этом возрасте начинает ходить в детский сад, увеличивается число контактов, поэтому уберечь от заболеваний дитя не так просто.

Иммунная система у малыша еще продолжает формироваться. Немаловажное значение имеет грудное вскармливание и передача материнских антител ребенку. Укрепить детский организм можно закаливанием.

Важно, чтобы родители строго соблюдали правила гигиены и прививали гигиенические навыки детям с самого раннего детства. Родители должны знать признаки наиболее распространенных детских болезней, чтобы своевременно обратиться за помощью к врачу. Самолечение опасно!

К какому врачу обратиться

Если малыш заболел, необходимо обратиться к педиатру, а при тяжелом состоянии (некупирующаяся лихорадка, многократная рвота, сонливость ребенка и нарушение сознания, быстро распространяющаяся кожная сыпь и другие выраженные симптомы) необходимо вызвать «Скорую помощь». Вероятно, ребенок будет нуждаться в лечении в инфекционном отделении.

Дополнительно могут потребоваться консультации профильных специалистов в зависимости от пораженных органов. Так, при миокардите больного осматривает кардиолог, при менингите, энцефалите - кардиолог, ларингоспазме, отите - ЛОР-врач. Гастроэнтеролог, пульмонолог консультируют пациента при развитии гепатита и пневмонии соответственно.

Если ребенок болеет простудными заболеваниями чаще 6 раз в год, ему может быть необходима консультация иммунолога.

1 , среднее: 5,00 из 5)