Инновационные методы реабилитации: технология биоуправления

Изменения, происходящие в общественной жизни страны, обуславливают необходимость обновления, корректировки, улучшения деятельности учреждений социального обслуживания по предоставлению населению необходимых ему услуг.

Позитивные изменения этой деятельности возможны либо при значительном наращивании ресурсов всех видов (экстенсивный путь развития), либо при условии активного использования более эффективных технологий, апробированных или инновационных (путь интенсивного развития). Ключевым должно стать внедрение в практику обслуживания инновационных методов и форм работы, позволяющих решать поставленные задачи более оптимально.

Инновационная деятельность в сфере социального обслуживания - одна из современных тенденций развития социальной работы в России. Она направлена на использование научных исследований и разработок для расширения и обновления технологий оказания помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, улучшения качества предоставляемых им услуг, обеспечения доступности в пользовании социальными услугами.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и прочих мероприятий, которые в своей совокупности и приводят к тем или иным инновациям.

По мнению Е.И. Холостовой, инновационные технологии - это деятельность, направленная на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

В отличие от инновационных, рутинные реабилитационные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Одной из разновидностей социальных инноваций являются инновации в социальной работе. Их можно определить как сознательно организуемые нововведения или новые явления в практике социальной работы, формирующиеся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменившимся социальными условиями и имеющими целью эффективное позитивное преобразование в социальной сфере.

Основной целью внедрения в практику социальной реабилитации инвалидов инновационных форм является включение индивида в социальную сферу, интеграция в общество, приобщение к труду, к искусству.

К эффективным терапевтическим методам для больных с различными заболеваниями относится иппотерапия. Иппотерапия - это лечебная гимнастика на лошади. Это лечение без боли, без страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов.

Еще в глубокой древности было замечено, что езда верхом и общение с лошадьми благотворно сказывается на больных и раненых. Профессионально этот феномен стали использовать за рубежом во второй половине ХХ столетия. Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения на лошади для лечения и реабилитации некоторых категорий инвалидов были предприняты в начале 1950-х гг. в ФРГ, странах Скандинавии, а затем в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польше и Франции.

В последние годы в указанных странах иппотерапия (терапевтическая верховая езда) используется в системе комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Иппотерапия стала полноправной составляющей в реабилитации инвалидов (и детей, и взрослых) со страшным диагнозом - церебральный паралич - и другими, не менее коварными болезнями. В России этот метод сравнительно недавно встал на службу медицине.

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. При ходьбе лошади ее мышцы массируют тело сидящего на ее спине человека. Такой массаж, тепло лошади и ритм ее шагов способствуют появлению новых реакций у инвалида. Эмоциональная связь с животным, требующая активной мобилизации физических и психических ресурсов, и условия езды на лошади поднимают активность, настроение больных, способствуют достижению самостоятельности. При проведении занятий ритм обучения навыкам верховой езды соотносится со способностями и возможностями клиента.

При этом обязательными принципами иппотерапии являются:

  • - безопасность (рядом всегда врач или инструктор);
  • - умеренность;
  • - доступность для клиента усваиваемых упражнений;
  • - исключение насилия над животными.

Главный итог занятий верховой ездой - повышение качества жизни. Нормализуется поведение, развиваются психомоторные навыки, в целом - улучшается социальная адаптация.

В личностном плане занятия позволяют повысить самооценку, улучшить самоконтроль, способствует повышению общительности, дисциплинированности, уверенности в себе, концентрации внимания.

В психомоторном плане занятия нормализуют тонус мышц, улучшают ориентировку во времени и пространстве.

Таким образом, иппотерапия как метод реабилитации занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и служит естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата.

Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы метод арт-терапия. Арт-терапия - это лечение искусством, лечение посредством художественного творчества.

Термин "арт-терапия" стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. На практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека.

Как самостоятельное направление в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий своей истории. 1960-1980-е гг. оказались решающими в становлении арт-терапевтического направления. Большие изменения в деятельности арт-терапевтов произошли в последние 10-15 лет.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.

Основные функции арт-терапии:

  • - катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
  • - регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)
  • - коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Ценность данного метода состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне изучать и анализировать разные чувства клиента. Существует несколько вариантов использования этого метода:

  • - использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
  • - побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
  • - использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;
  • - творчество самого специалиста - лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом.

Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми.

Однако можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы - индивидуальной и групповой арт-терапии.

В настоящее время арт-терапия в щироком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением, иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями).

Одним из приоритетных, инновационных направлений в реабилитационной работе с людьми с инвалидностью является организация групп взаимной поддержки. Данная форма работы с молодыми инвалидами возникла в рамках Движения Независимой жизни, заимствована из зарубежного опыта и в российской практике осуществляется всего лишь несколько лет.

Движение Независимой жизни основано на философии взаимной поддержки. Ее смысл - создание своей собственной среды. Люди, которые образуют эту среду, задействованы во всех сферах деятельности движения. В основе взаимной поддержки лежит обмен опытом, то есть, человек, обладающий личным опытом, связанным с инвалидностью, хочет помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате взаимного обмена опытом человек получает информацию, которая может помочь ему решить личные проблемы. Взаимная поддержка может происходить как в индивидуальной форме (индивидуальное консультирование), так и в форме групп взаимной поддержки (ГВП). Одно из основных правил ГВП - не давать советов.

Советы часто выражают субъективное отношение к проблеме, что может вызвать неприятие со стороны того, кому советуют. Напротив, делясь опытом и не навязывая решений, можно помочь любому из участников группы самостоятельно разобраться в своих проблемах. В итоге, человек сам принимает решение, делает выбор.

При проведении ГВП важную роль играет ведущий. Он задает определенные правила и следит за их соблюдением, не дает отходить от темы и способствует плодотворному обмену опытом между участниками.

В процессе проведения ГВП происходит:

  • - установление доверительных, доброжелательных отношений;
  • - установление новых знакомств;
  • - обмен основной информацией (взаимная консультация).

Группа взаимной поддержки - это действие, имеющее четко определенное начало и окончание, цели, задачи, принципы и методы достижения этих целей и решения задач.

Хорошим показателем того, насколько удачно проходят занятия в группе, является стабильность ее состава, желание участников встречаться еще.

Здоровье человека оценивается не только на физическом, но и на психическом и социальном уровне. Совокупность показателей всех этих уровней здоровья объединяется в понятие "качество жизни человека".

Эрготерапия (в буквальном переводе - оккупационная терапия) занимается улучшением качества жизни людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Нарушение здоровья - это физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма. Человек утрачивает привычные физические возможности, оказывается неспособен выполнять обычные повседневные действия, из-за этого приходит ощущение неполноценности и зависимости от других людей. Возникает чувство подавленности, безысходности, наблюдается возникновение неврозоподобных изменений личности, депрессивных реакций, затрудняются межличностные отношения. У человека очень высока потребность по возможности удовлетворять хотя бы часть основных жизненных потребностей, независимо от других людей.

Эрготерапия - комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него физических ограничений. Повседневная деятельность включает в себя самообслуживание (уход за собой), трудовую деятельность, досуг и связанные с этим межличностные отношения. Участие в повседневной деятельности позволяет человеку удовлетворять природные потребности, приобретать навыки и умения, необходимые для преодоления жизненных проблем, достигая чувства удовлетворенности и значимости, является важным компонентом в социальной адаптации человека.

Повседневная деятельность людей осуществляется в определенной социальной и культурной среде. Нарушение повседневной деятельности может повлиять на способность человека исполнять социальные обязанности. Термин "занятость" (occupation) в контексте эрготерапии характеризует различные виды деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл.

Анимало- или пет-терапия давно и успешно практикуется во многих странах мира. Собака поводырь (кинологотерапия) - уникальное средство реабилитации инвалидов по зрению.

Самостоятельность, приобретенная с помощью собаки-поводыря, помогает незрячим людям найти работу, друзей, увлечения, получать образование, справляться с повседневными бытовыми проблемами. Замечательная способность собак запоминать дорогу, по которой шли, отыскивать путь к дому, известна и используется людьми давно. И сейчас основная задача собаки-поводыря - запомнить постоянные маршруты и водить по ним своего слепого хозяина, не давая сбиться с пути. Другая задача - сделать путь слепого безопасным.

Реабилитация инвалидов с помощью собак-поводырей позитивно влияет и на эмоциональное состояние незрячих. Важно, что собака - жизнелюбивое и активное существо - помогает преодолеть психологические трудности, возникающие у людей, потерявших зрение. Собака-поводырь служит связующим звеном между слепым человеком и миром зрячих людей. Привлекая к себе благожелательное внимание окружающих, она побуждает их внимательнее относиться к проблемам своего хозяина.

Государственная политика изоляции от общества людей, имеющих те или иные отклонения в физическом, сенсорном, умственном развитии, привела к тому, что большинство из них в самом прямом смысле оказались на обочине и даже в кювете общественной жизни.

Пришла пора поиска и активного внедрения всех возможных методов реабилитации российских инвалидов. Один из них - танцы на колясках.

Впервые танцы на колясках как метод реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата появились в 60-х гг. прошлого века в Великобритании. Как новый вид спорта, они начали развиваться в Нидерландах, и уже в 1985 г. проходит первый чемпионат Европы по спортивным бальным танцам на колясках. Охватив всю Европу, танцы на колясках пришли в Азию и Америку. Сейчас в мире более 5 тысяч человек в 4-х десятках стран занимаются танцами на колясках как на любительском, так и на профессиональном уровнях. Наибольшую популярность на сегодняшний день они приобрели в Нидерландах, Японии, Польше, Белоруссии.

Танцами на колясках занимаются в разных формах: это и одиночный танец (SINGLE DANCE) - когда танцует один человек, сидящий в коляске; и дуэтный танец (DUO DANCE) - танцуют два партнера в колясках; и комбинированный танец (COMBI DANCE) - когда танцор в коляске в паре с танцором-неинвалидом; и танец в ансамбле (GROUP DANCE) - несколько танцоров в колясках или совместно с партнерами не в колясках. Немало и разных стилей таких танцев: современный танец и балет, народный и бальный, латиноамериканский и европейский. Танец на колясках можно увидеть на сценах, на дискотеках и на паркете, когда проводятся спортивные соревнования.

В умах россиян всего десять лет назад танец и инвалидная коляска были понятиями несовместимыми. Однако, в 1997 году в Санкт-Петербурге, неожиданно для всех, появился спортивный клуб, названный "Танец на колесах".

Совершенствование существующих и создание новых эффективных форм и методов, повышающих резервные возможности инвалидов, является в настоящее время актуальной проблемой. Использование неординарных методов в реабилитации развивает творческие способности инвалидов, формирует иную психологию, развивает аналитическое мышление, саморегуляцию поведения, изменяет оценочную деятельность окружающего мира. Все это является благоприятной средой для успешной интеграции инвалида в общество, развития его внутреннего потенциала, увеличивает возможности самореализации.

К таким неординарным методам и относится танцевально-двигательная терапия. Спортивные бальные танцы, по мнению А.В. Царик, обладают уникальными возможностями в формировании гармоничного духовного и физического развития любого человека. Это одновременно спорт в искусстве и искусство в спорте. Поэтому здесь, как нигде, проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношений и поведения людей. Систематические занятия спортивными бальными танцами развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему виду элегантность, что немаловажно для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Систематическая физическая нагрузка восстанавливает ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, приводит к исчезновению двигательных расстройств. Нормализация функции осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций, которые, например, искажают нормальную походку после травмы нижней конечности и др.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма молодого инвалида.

Сегодня инвалиды начали пробовать свои силы на спортивных аренах, добиваясь просто немыслимых результатов. Физическая культура и спорт становятся важнейшим фактором социализации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Спортивные танцы на колясках являются одним из видов адаптивной физической культуры и спорта и становятся сегодня одним из важнейших, а иногда - единственным условием всесторонней реабилитации, адаптации и социализации российских инвалидов.

Итак, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Особую актуальность приобретает программа развития комплексной реабилитации инвалидов. Она предусматривает социальную защищенность и предоставление им широких возможностей для восстановления утраченных функций, трудоспособности, роста личностного потенциала, интеграции в общество.

В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов, усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам, применение различных технологий в реабилитации инвалидов, как традиционных, так и инновационных.

Резюме: Инновационные технологии реабилитации детей -инвалидов помогают всесторонне развить возможности ребенка, а также социализировать его к окружающей среде и обществу

Сегодня, когда диалектика общественного развития обусловлена созданием новых социальных установок и новой социальной политикой, а также формированием нового социального мышления, социальная работа приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности. Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации (от лат. innovation -введение в практику нового).

Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующее на отдельном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

По сфере общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно — духовной сфере, в социальной структуре.

По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т. д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие, социальные инновации и т. д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменение потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так был создан и получил распространение «телефон доверия», с помощью которого оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьироваться в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально- экономические и психологические.

К первой группе относят, прежде всего, острый дефицит финансирования нововведений, недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременному явлению). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых -социально — психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения; изучение мнения работников организаций с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

Социальной базой, субъектами социальных нововведений являются инноваторы. А. И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса основания и внедрения новшества); по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы; по предмету инновационной деятельности — инноваторы — разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.

Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся социальные процессы.

Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так получили распространение следующие инновационные терапевтические технологии:

1. Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме.

На этих свойствах искусства базируется арттерапия, для эффективной реализации которой необходимо знать ее основные личностно-реабилитационные возможности.

Лица, профессионально осуществляющие арттерапию, специально подбирают художественные произведения — картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения.

Основными функциями арттерапии являются:

1. Компенсирующая. С помощью восприятия произведений искусства или активной художественной деятельности могут быть компенсированы неразрешимые проблемы реабилитируемого.

2. Развивающая. В этом случае восприятие искусства или активная художественная деятельность ориентированы на развитие навыков, уже имеющихся у субъекта реабилитации, но не используемые им в нужной мере.

3. Обучающая. В этом случае арттерапия используется с целью формирования у субъекта новых навыков, которыми он ранее не владел.

Только при отчетливом представлении реабилитационных функций арттерапия может быть использована эффективно.

2. Библиотерапия — метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача — лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения больному конфликтных, неврозоподобных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному.

3. Музыкотерапия — использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях — улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больных, если она не соответствует его эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.

4. Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия.

О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с античных времен.

Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Лошадь возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя (и восприниматься окружающими) полностью зависимыми членами общества. Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом.

В сущности, иппотерапия — есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. При лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный.

При лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозом, остеохондрозом позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический. Ипподромы в городах Казани и Набережных Челнах предоставляют услуги по лечебной верховой езде.

Верховая езда требует от инвалида концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Использование этого метода в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:

1. облегчает снятие заторможенности;

2. уменьшает чувство тревоги;

3. организует адаптацию к реальному пространству и времени;

4. способствует достижению самостоятельности.

Игровая терапия, как один из видов инновационных технологий реабилитации детей — инвалидов

Чтобы понять детей, найти подход к ним нужно взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Еще в xv в. Ж.Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, психолог должен обратиться к этому концептуально — экспрессивному миру. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игровая терапия — это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Она менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт, что позволяет распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми аффектами.

Игровая терапия оказывается эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Она эффективна как помощь при коррекции селективного мутизма, агрессивности в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей;

при коррекции затруднений в чтении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей, развития детей с ограниченными возможностями и др.

В организации терапевтического процесса А.И. Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого — то логического результата.

1. Диагностическая функция

заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, имитированной ими самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, как бы говоря ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова».

2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение. Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.

3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

Ф. Франк подчеркивал, что игра для детей — способ научится тому, чему их никто может научить. Это способ исследования организаций в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах и людях.

В этой связи представляется необходимым подчеркнуть различие между понятиями: «обучающая функция игры» и «обучающие (развивающее — направленные) игры». А когда мы стремимся быстрее развить у ребенка ассоциативное и абстрактное, логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные техники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка с целью его обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность.

А. И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии:

— игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;

— выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес ребенка;

— руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;

— спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации;

— соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей, игра не комментируется взрослым.

Принципы осуществления игротерапии:

— Коммуникативность, (равноправные дружеские отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок-хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения).

— Недирективность в управлении игровым процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс;минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

— Установление фокуса игрового процесса на чувствах и переживаниях ребенка необходимо добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

А.А. Сухова,

ФГУ « ГБ МСЭ по Республике Татарстан », г. Казань

- 84.58 Кб

Новой мерой социальной поддержки инвалидов стало внедрение услуги «тревожная кнопка». Услуга «тревожная кнопка» - это технология предоставления системы экстренной социально-медицинской помощи инвалидам, осуществляемой с привлечением специализированных служб скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, милиции и других служб, в течение 24-х часов в сутки. Посредством связи с диспетчерами центра обработки вызовов, имеющими медицинское и социальное образование, осуществляется связь, как на дому, так и вне дома.

Услуга «тревожная кнопка» рассчитана, в первую очередь, на защиту и поддержку одиноких людей, а также тех, кто в течение дня остается один, когда их родные уходят на работу. Наличие «тревожной кнопки» не требует присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для человека с ограниченными возможностями. Система позволяет человеку нажатием всего одной кнопки в любое время связаться с оператором-врачом и получить консультацию медицинского, социального и бытового характера.

Инновационность технологии «тревожная кнопка» заключается в системном подходе организации и предоставления самой услуги, в использовании современных информационных технологий, в применении отечественных разработок. Кроме того, инновацией является реализация принципов государственно-частного партнерства, обеспечивающих экономичную, оптимальную по затратам и качеству экстренную социально-медицинскую помощь населению. Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так получили распространение следующие инновационные терапевтические технологии: Арттерапия 15 - способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме .

Лица, профессионально осуществляющие арттерапию, специально подбирают художественные произведения - картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения. Основными функциями арттерапии являются:

1. Компенсирующая. С помощью восприятия произведений искусства или активной художественной деятельности могут быть компенсированы неразрешимые проблемы реабилитируемого.

2. Развивающая. В этом случае восприятие искусства или активная художественная деятельность ориентированы на развитие навыков, уже имеющихся у субъекта реабилитации, но не используемые им в нужной мере.

3. Обучающая. В этом случае арттерапия используется с целью формирования у субъекта новых навыков, которыми он ранее не владел .

Только при отчетливом представлении реабилитационных функций арттерапия может быть использована эффективно. Библиотерапия - метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего больному пути разрешения конфликтных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному .

Музыкотерапия - использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях - улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больных, если она не соответствует его эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой .

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия 16 . Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Лошадь возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя полностью зависимыми членами общества.

Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом. В сущности, иппотерапия - есть не что иное, лечебной физкультуры, где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Верховая езда требует от инвалида концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Использование этого метода в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты: облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги, организует адаптацию к реальному пространству и времени, способствует достижению самостоятельности .

Игровая терапия 17 , как один из видов инновационных технологий реабилитации детей - инвалидов. Чтобы понять детей, найти подход к ним нужно взглянуть на ребенка с точки зрения развития. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игровая терапия - это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Она менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт, что позволяет распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми аффектами

Применение новых технологий социального обслуживания получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к человеку, имеющему инвалидность, основанному на уважении к нему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение инновационных технологий позволяет существенно повысить эффективность и результативность реабилитации, добиться заметных преимуществ перед другими поставщиками и, тем самым, повысить свою конкурентоспособность на рынке реабилитационных услуг.

Инновационные технологии реабилитации инвалидов могут отражать различные аспекты системы и процесса реабилитации: организационные, управленческие, технологические, технические и т.п. Но их суть одинакова – они относятся к категории нововведений, опирающихся на достижения науки и техники в области реабилитации инвалидов.

Нововведения приводят к позитивным качественным изменениям в системе и процессе реабилитации, позволяют более рационально и эффективно использовать материальные, экономические, социальные и иные ресурсы.

Эволюция инноваций в области реабилитации инвалидов представляет собой системный процесс. Простой переход от идеи к новой реабилитационной услуге развивается по линейной траектории движения от нового знания к новому продукту. Системный процесс включает в такой переход дополнительные промежуточные элементы и обратные связи: внешнюю среду, взаимодействия между людьми, взаимодействия людей со средой, организационные взаимодействия, перекрёстные взаимодействия и т.д.

Инновационные технологии предоставления реабилитационных услуг, являясь составной частью инновационной стратегии реабилитации инвалидов, тесно взаимосвязаны с другими областями этой стратегии: инновационными продуктами, организацией, процессами, инновационным маркетингом. Инновационные технологии реабилитации инвалидов должны внедряться в практику поэтапно. Слишком высока цена возможных рисков. В этом смысле разумный консерватизм является лучшим спутником социальных инноваций. На первом (подготовительном) этапе одним из необходимых условий внедрения инноваций является установление партнёрских отношений с клиентами реабилитационных учреждений, для которых создаются инновации. Это предусматривает вовлечение инвалидов, членов их семей, попечителей, общественные организации в качестве соинноваторов, которые сотрудничают в процессе внедрения новых реабилитационных услуг с руководителями реабилитационных учреждений, разработчиками инноваций, участвуют в работе коллегиальных органов, взаимодействуют с персоналом и т.д.

Другим важнейшим условием, формируемом на подготовительном этапе, является готовность реабилитационного учреждения к инновационной деятельности. Это предполагает, прежде всего, готовность руководителей, сотрудников, персонала учреждений квалифицированно осуществлять инновационную деятельность, а также формирование рабочей среды, обеспечивающей внедрение инноваций. Руководители реабилитационного учреждения должны формировать инновационный стиль работы, задавать тон и определять направления инновационной деятельности, формировать «прокладывающие путь» кросс-функциональные 18 мультидисциплинарные команды. С этой целью в реабилитационном учреждении должна быть создана корпоративная архитектура нормативных документов, обеспечивающих его инновационное развитие. Структура корпоративной архитектуры может включать оформленные надлежащим образом политику учреждения, уставные документы, регламенты, положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты, программы, планы, порядки, методики, модели, нормативно-справочную информацию. Сотрудники-инноваторы и персонал учреждения должен быть наделён определёнными обязанностями и полномочиями, закреплёнными в указанных документах.

Рабочая среда реабилитационного учреждения должна состоять из процессов, практик и систем, поддерживающих инновации, иметь корпоративную культуру, воспринимающую инновации, как очевидную необходимость для развития учреждения, опираться на участие сотрудников и персонала в реализации поставленных целей и их осознанную поддержку этой деятельности. После подготовки почвы, для того, чтобы «зёрна инноваций» проросли, можно приступать ко второму этапу (инновационной диагностики). На этом этапе необходимо спрогнозировать и предусмотреть возникновение возможных проблем, связанных с конкретным нововведением, процессами, условиями и средой его внедрения, определить пути их решения.

Третий этап (внедрения) предусматривает реализацию нововведения в рамках чётко очерченной схемы. Такая схема одновременно должна быть и достаточно гибкой, перенастраиваемой, предусматривать возможность оперативной корректировки реабилитационного воздействия в зависимости от информации, поступающей по каналам обратной связи (результаты измерений, социологических опросов, ситуационных факторов и т.п.). На четвёртом этапе (оценки ближайших и отдалённых последствий) проводят окончательное сравнение полученных результатов и поставленных целей, осуществляют заключительные корректировки, утверждают нормативный документ, регламентирующий внедрение инновации, по возможности, в установленном порядке юридически закрепляют авторские права. Безусловно, предлагаемый алгоритм внедрения инновационной реабилитационной технологии, является примерным и может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий и особенностей деятельности реабилитационного учреждения. Возможная средняя продолжительность реализации такого алгоритма может составлять от одного до трёх лет.

Важной задачей специалистов по социальной работе является внедрения в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологических процедур. Использование новых эффективных методов социальной работы с людьми с ограниченными возможностями позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося. Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации. Не следует прекращать поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у человека с ограниченными возможностями не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холостова, Е.И.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии [Текст]: / Е.И. Холостова.- М.: МГСУ, 2003.- 310 с.

2. Маренков, Н.Л. Инноватика [Текст]: учеб. пособие. – / Н.Л. Маренков.- М.: Ком. Книга, 2005.- 304 с.

3. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами [Текст]: дис. д-ра соц. наук: / Дятченко Леонид Яковлевич.- М.,2002.- 274 с.

4. Иванов, В.Н. Социальные технологии [Текст]: учеб. пособие /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев - М.: Муниципальный мир,2004.- 345 с.

5. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Текст]: принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. №181

6. Дэндрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений [Текст]: / Г.Л. Дэндрет. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 310с.

7. Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 27 июля 1992 г. №802

8. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 25 марта 1993 г. №394

9. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 1 июня 1996 г. №1011 (с изм. от 27 апреля 2000 г.).

10. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» [Текст]: №927 от 12 августа 1994 г.

Описание работы

Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время численность инвалидов в России приближается к 13 млн. чел. (около 9% населения) и продолжает расти. Работа с людьми с ограниченными возможностями относится к категории сложнейших аспектов в социальной работе и предполагает особое внимание и социальную защиту со стороны государства. Необходимость совершенствования системы социального обслуживания, улучшение качества услуг на основе учета специфических потребностей клиентов, расширения рынка социальных услуг при помощи внедрения в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологий - все это позволит сделать жизнь инвалидов максимально комфортной и незави-симой.
Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ 7
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
2.1 Традиционные технологии социальной работы с людьми с
ограниченными возможностями 11
2.2 Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

ПЛАН.

1 .Мультидисциплинарный подход как основополагающий принцип

теории и практики реабилитации детей с ограниченным возможностями .

2. Специфика методологии реабилитационного процесса. Традиционное и инновационное в сфере реабилитационных технологий.

3. Концепция интерактивного подхода к работе с родителями как приоритетное направление методологических изысканий.

4. Долгосрочная эффективность - основной критерий целесообразности метода. Составляющие эффективности.

Введение.

Мультидисциплинарный подход и специфика методологии реабилитационного процесса.

Современная жизнь сложна и динамична. В нашу повседневность прочно вошли телевидение, телефон, компьютер, мобильная связь, множество бытовых приборов. Еще 20 лет назад мы не могли и предположить, что появится сотовый телефон, а мир опутает Интернет. Человечество шагает в будущее семимильными шагами. Однако у любой медали две стороны. Расплатой за прогресс становится ухудшение экологической ситуации, увеличение числа техногенных катастроф, появление новых, ранее не встречавшихся заболеваний, а также снижение общего уровня здоровья населения.

В России следует учитывать еще и влияние неблагоприятных социально-экономических факторов, а также состояние постоянного психоэмоционального стресса, испытываемого большинством граждан нашей страны, независимо от социального положения и благосостояния. Неуверенность в завтрашнем дне, материальные проблемы, тревога за судьбу детей - вот только малая часть опасений современных россиян. Все это не могло не отразиться на демографической ситуации, причем не только на количественной составляющей, но и, если так можно выразиться, на ее количественной стороне. Все меньше рождается детей, не имеющих проблем со здоровьем и развитием, все раньше у детей и подростков выявляются такие заболевания, о которых педиатры 20-30 лет назад и не слышали. Диагноз «язвенная болезнь» в 10-12 лет сейчас уже никого не удивляет. Такая же неутешительная статистика и по заболеваниям бронхо-легочной, мочеполовой и других систем организма. Нарушение опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопие и т.п.) встречаются у 7 из 10 школьников. Частота детской инвалидности в России за последнее десятилетие возросла вдвое, соответственно и количество детей «группы риска» увеличилось в несколько раз. На первый взгляд эти проблемы носят чисто медицинский характер, однако врачи воздерживаются от столь односторонней категоричности, т.к. обладают значительным объемом информации о многообразии факторов, оказывающих влияние на организм человека и его здоровье.

Здоровье человека - это интегральный показатель, отражающий взаимодействие самого организма и различных факторов окружающей среды, как естественных, так и искусственных. При наличии тех или иных нарушений включается механизм адаптации, т.е. совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования индивидуума в конкретной ситуации развития. У детей с ограниченными возможностями этот механизм нарушен и для нормальной жизнедеятельности им требуется помощь взрослых. Комплекс мероприятий, имеющих целью восстановление здоровья и трудоспособности, возврат к активной жизни (по возможности), т.е. реабилитация, показана как детям с ограниченными возможностями, так и детям часто болеющим или группы риска. В последнем случае реабилитационная программа дает возможность избежать инвалидности. Специфика реабилитационного воздействия предполагает всемерное соблюдение основополагающего принципа – принципа мультидисциплинарного подхода или, иначе говоря, комплексности.

Феномен реабилитации состоит в том, что трудно выделить ведущий компонент, от которого в конечном итоге зависит эффективность процесса. Это видно даже в профессиональной терминологии. Достаточно редко встречаются термины медицинская, педагогическая, социальная и другая реабилитация, но медико-социальная, социо-культурная, психолого-педагогическая, художественно-творческая, социо-бытовая и т.д. прочно вошли в теорию и практику реабилитологии. Вопреки устоявшемуся мнению, медицинская программа реабилитации – лишь начальное звено в системе оказания помощи, поскольку заболевший человек, естественно, нуждается прежде всего в медицинском наблюдении, однако все другие направления: психолого-педагогическое, социально-экономическое и пр. проводятся наряду с медицинской, в прямой связи с ней и в дальнейшем выходят на первый план.

Мультидисциплинарность выражается и в том, что в системе реабилитации работают специалисты самых различных профилей: врачи, психологи, педагоги, социальные работники, юристы, представители творческих профессий, специалисты в области ЛФК и массажа, дефектологи, логопеды и даже строители и архитекторы, от которых зависит проектирование и возведение объектов удобных для жизни людей с ограниченными возможностями. Кроме того, им свойственна высокая профессиональная компетентность не только в своей области, но и в смежных специальностях. Так, например, педагог не просто владеет общей методикой, но и методикой обучения ребенка с той или иной патологией, учитывает особенности нозологии, а также адаптирует различные методики с учетом структуры дефекта. Психолог не только работает со страхами, но и знает, для какого заболевания характерны те или иные их виды, как работать с психосоматической патологией и т.д. Врач же, в свою очередь, владеет навыками психологической помощи пациенту, умеет вести обучающие семинары. Таких примеров множество и они подтверждают тезис о целесообразности комплексного подхода к проблемам реабилитации как единственно верного с точки зрения эффективности, особенно в сочетании со строгим соблюдением принципа индивидуальности воздействия.

Особое значение в коррекционно-восстановительной работе имеет выбор методов работы. И именно в этом вопросе наиболее ярко проявляется мультидисциплинарность подхода. Все многообразие медицинских, педагогических, психологических, социальных и других технологий не только нашло достойное место в практике реабилитации, но и тесно переплелось и взаимообогатилось.

Специфика методологии реабилитационного процесса парадоксальна по сути своей. С одной стороны специалист в выборе методов строго ограничен особенностями патологии индивидуума, с другой стороны – неограниченность возможностей для профессионального творчества, поиска новых путей и методов на основе мультисистемного подхода. Так, например, если ребенок страдает ДЦП средней тяжести, то, как правило, овладение любыми графическими навыками (будь то письмо или рисование) с помощью традиционных методов весьма проблематично. Структура дефекта такова, что нарушен сам механизм движений, особенно тонкомоторных. Но это не значит, что ребенок с таким недугом будет лишен возможности изложить свои мысли на бумаге или выразить себя в изобразительном творчестве.

Учитывая уровень развития современных технологий, нами была разработана программа по обучению детей с ДЦП печатанию на компьютере, т.к. работа с клавиатурой и мышью несравнимо проще с точки зрения кинетики тонкомоторных навыков, нежели письмо. Что касается рисования, то здесь помогает широкое использование нетрадиционных методов: пальчиковое рисование, рисование тычком, клеевой кистью, использование штампов и трафаретов, техника коллажа и т.п., кроме того, эта деятельность носит яркую арт-терапевтическую направленность.

За годы работы сотрудниками центра был накоплен уникальный научно-практический материал, получивший высокую оценку наших коллег по всей стране.

Опыт внедрения инновационных технологий психолого-педагогической реабилитации в МУ РЦ «Радуга».

Особое внимание в своей работе мы придаем не только сохранению и углублению проверенных методик, но и внедрению новых высокоэффективных технологий. Самой актуальной на данный момент является группа методик, которые условно можно назвать реабилитационные экотехнологии. Общим моментом для всех них является использование коррекционно-восстановительного и оздоровительного потенциала природных объектов во всем многообразии их проявлений. Гарденотерапия, анималотерапия, ландшафтотерапия, «сенд-плей» терапия – вот лишь некоторые из экотехнологий. Общение с природой – естественная потребность человека, забывая об удовлетворении которой он ставит под угрозу свое физическое и психическое здоровье. Взаимодействие с природными объектами дает мощный развивающий импульс, стабилизирует психо-эмоциональное состояние, помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь состояния умиротворения и гармонии.

Как показывает опыт нашей работы, одной из самых интересных и доступных методик является гарденотерапия . Это целое направление в социально-трудовой реабилитации в основе которого лежит приобщение детей с ОВ к работе с растениями. Плоды этой работы имеют ярко выраженный наглядный характер. К сожалению, климат нашей страны не позволяет выращивать растения в открытом грунте круглый год, хотя именно это наиболее желательно. Однако не меньший интерес представляет работа с комнатными растениями, рассадой овощных и цветочных культур, использование растительных компонентов в дизайне интерьера. Единственным залогом эффективности гарденотерапевтических мероприятий является строгое соблюдение двух правил:

1.Растения должны отвечать следующим требованиям:

    абсолютная безопасность;

    простая агротехника;

    достаточно короткий период вегетации (от всходов до результата);

    ярко выраженный практический и эстетический эффект.

2.Возможность использования в различных видах деятельности.

Практика показала, что дети с легкой физической недостаточностью, дефектами сенсорных анализаторов, элементами аутизма очень чутко воспринимают сигналы о состоянии растений, чувствуют их потребности, тщательно и заботливо ухаживают за ними. Кроме того, многообразие растительного и природного материала позволяет ребенку получить бесценный сенсорный опыт. Совершая манипуляции с семенами, шишками, корой, мхом, веточками и прочими объектами он не просто развивает тактильные анализаторы, но воздействует на биологически активные точки, которыми богата кожа кистей рук. Таким образом, происходит стимуляция коры головного мозга и одновременно ведется работа по профилактике ряда заболеваний, что способствует общему оздоровлению организма. Это особенно важно для часто болеющих детей и детей группы риска, а также тех, кто по каким-то причинам не может применять традиционные формы закаливания.

Вокруг этого направления легко организовать дополнительную работу как прикладного, так и оздоровительного характера: занятия флористикой, конструирование из природного материала, различные подвижные и развивающие игры, оформление интерьера, введение элементов фито- и ароматерапии (при отсутствии противопоказаний).

Давно известно о целительной силе общения с животными. В настоящее время сложилась целая система оздоровления через непосредственный контакт с «братьями нашими меньшими» - анималотерапия. Еще в 70-е годы прошлого столетия американскими учеными был доказан факт положительного влияния общения с дельфинами на детей с аутизмом. Дельфины стали для ребенка «мостиком к исцелению», дали импульс к преодоления недуга. Подобный опыт существует и в нашей стране, только роль дельфинов взяли на себя лошади. Метод получил название «иппотерапия». Он дает стойкий положительный эффект при работе с детьми, страдающими ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Мы проверили это на собственном опыте. Некоторое время у нас была возможность заниматься иппотерапией на стадионе «Строитель». Дети с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата получили мощный заряд положительной энергии, наметился явный прогресс в их развитии. Однако, по ряду объективных причин занятия были временно приостановлены, но при первой же возможности мы возобновим их.

Общение с животным стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться и трудиться, дает возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка. При этом самым ценным личностным сдвигом, происходящим в процессе реабилитации, можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть болезнь, осознание своей полноценности.

Особо ценным в анималотерапии признается возможность ребенка приобрести личный опыт проявления доброты, великодушия, сочувствия. Ребенок с особыми образовательными потребностями, лишен возможности проявлять эти чувства в повседневной жизни, т.к. по определенным причинам он, как правило, окружен опекой взрослых, которая зачастую оказывается чрезмерной. Это крайне отрицательно сказывается на психическом благополучии ребенка, без которого резко снижается результативность коррекционно-восстановительных мероприятий. Нами замечено, что дети, общающиеся с животными, дают лучшую динамику показателей эффективности реабилитации, чем дети лишенные этой возможности. Причем это наблюдение касается и психолого-педагогического, и медицинского, и социального аспекта реабилитации.

В литературе встречаются данные о том, что животные каким-то образом оздоравливают то место, где находятся. В частности приводятся ссылки на эксперимент французских ученых. Суть его состояла в следующем. Собаку поместили в изолированное помещение, атмосфера которого была заражена болезнетворными объектами (вирусы, бактерии, грибки и т.п.). Через некоторое время бокс открыли. Собака была жива и абсолютно здорова, в то время как все возбудители болезней погибли, и воздух стал практически чистым. Вообще давно известно, что в домах, где держат животных, болеют значительно реже.

Сравнительно недавно была выделена в самостоятельный вид психотерапевтического воздействия ландшафтотерапия. В основе метода лежит использование созерцания естественных ландшафтов для стабилизации психо-эмоционального состояния и активизации творческих способностей индивидуума. Для работы мы используем не только естественные ландшафты, но и их фото- и видеоизображения, а также компьютерные версии. Хотя, конечно же по силе воздействия они не сравнятся с натуральными природными видами, где задействуются все анализаторы организма, включая зрение,обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат. Ландшафтотерапия может применятся для решения широкого круга задач – не только психотерапии и психокоррекции, но и психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, улучшения психологического климата в семьях и различных малых группах, велики ее возможности в укреплении и восстановлении здоровья, т.к. гармоничное сочетание природных факторов имеет мощный оздоровительный потенциал.

Не менее эффективной в стимуляции развития ребенка может быть «сенд-плей» - терапия или «песочная терапия». Ее принцип был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Сейчас она используется в самых различных целях. Песок может помочь в развитии мелкой моторики, в коррекции звукопроизношения, в обучении грамоте и счету. Но самое главное, «песочные» творения ребенка расскажут о его внутреннем состоянии, конфликтах и противоречиях больше, чем любые расспросы. Играя с песком, ребенок может разрешить какие-то свои проблемы, «отыграть» острые ситуации да и просто снять напряжение. Оказывается, что, создавая картину из песка и разыгрывая различные сюжеты, человек (независимо маленький или большой), переносит на «песочный» лист ландшафт своего внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.

Мы используем удивительные возможности песка на прогулках в теплое время года, а в скором времени планируем создать условия для круглогодичной работы с песком в помещении.

Большое значение в работе педагогов и психологов нашего центра имеет использование законов видеоэкологии – науки об организации визуального пространства человека. Для психики любого человека, особенно ребенка, губительны однородные видимые поля (черно-белая клетка, горошек, повторяющиеся рисунки на здании, окна в многоэтажке и пр.). Они могут вызвать приступы немотивированной агрессии даже у очень спокойного человека. Поэтому взрослые должны позаботиться о том, чтобы детей окружала как можно более разнообразная среда, богатая предметами на которых может остановиться взгляд. Это во многом способствует профилактике неврозов и неврозоподобных состояний у детей и стимулирует их познавательное развитие. Из этого следует, что интерьер любого учреждения, а тем более, детского, не имеет права быть скучным и однообразным, и за это отвечаем мы - взрослые.

В нашем центре вся визуальная среда организована с учётом законов видеоэкологии. Нет однообразных интерьеров, агрессивных видимых полей, стены украшают изделия художественно-прикладного творчества, созданные руками детей и сотрудников.

Оформление центра несет на себе не только эстетическую нагрузку, но и является важным звеном в процессе комплексной реабилитации. Так, например, в холле у кабинета врача висит тактильное панно, сделанное руками детей из природного и бросового материала. Гречка, скорлупа фисташек, детали из солёного теста, кусочки ткани, клеёнки, тесьмы – вот лишь некоторые элементы из которых изготовлена картина. Оригинальное цветовое решение, разность фактур, интересный сюжет привлекают внимание ребёнка, стимулируют его познавательную и двигательную активность, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Исследуя панно, ребенок не только получает положительные эмоции, но и обогащает свой сенсорный опыт.

Немалую роль играет внешняя среда в создании положительного психоэмоционального настроя и налаживании доверительных отношений между сотрудниками и посетителями центра. Вся атмосфера дышит теплом и домашним уютом, а дома, как известно, и стены помогают. Это отмечено не только нами, но и многочисленными посетителями и гостями из различных уголков нашей страны и из-за рубежа.

Реабилитация – процесс сложный и многогранный. От слаженной работы всех его составляющих зависит в конечном итоге долгосрочный результат. Но специалисты не могут находиться с ребенком постоянно, поэтому огромное значение мы придаем привлечению родителей к активному участию в коррекционно-восстановительной работе. Обучение методикам, подбор литературы, семинары-практикумы, консультации, дни открытых дверей – это лишь некоторые формы работы с родителями. Нами была разработана и внедрена программа «Интерактивные методы в работе с родителями». В ее основе лежит принцип активного взаимодействия с родителями и быстрое решение возникающих проблем организации работы. Трудности, запросы, пожелания родителей отслеживаются на всех этапах реабилитационного процесса, что помогает гибко реагировать на изменение ситуации и вносить необходимые коррективы. Интерактивность понимается нами как прямой диалог с родителями в режиме обратной связи. Основной метод работы в этом направлении – анкетирование. Нами была разработана особая форма анкеты, которая так и называется «Обратная связь». Анализ первых результатов обнадеживает. Родители охотно идут на контакт, высказывают свои пожелания и предложения, обозначают круг вопросов, интересующих их и, что, особенно приятно предлагают помощь в оформлении центра, проведении культурно-досуговых мероприятий. На основании анкет нами были сделаны выводы о наиболее эффективных методах работы. Самыми непопулярными оказались общие родительские собрания, а самыми приемлемыми консультации и обучающие занятия. Эти сведения помогли внести коррективы в планирование работы с родителями. Они стали не пассивными созерцателями работы специалистов, а активными, заинтересованными участниками процесса от которых в значительной степени зависит результат реабилитации.

Показателем работы любого специалиста, а тем более, целого коллектива, служит высокая эффективность в конечном результате. Но есть немало примеров того, когда достижения ребенка без соответствующей работы со стороны родителей сводились к нулю. Родители были просто не готовы к тому, чтобы прикладывать усилия к дальнейшему процессу развития и закрепления полученного результата. Особенно это заметно при работе с детьми с ограниченными возможностями. Нашу задачу мы видим в том, чтобы создать у родителей устойчивую мотивацию к поддержанию и сохранению здоровья ребенка, а также созданию такой мотивации у самого ребенка.

Нам хотелось бы привести слова одного из пропагандистов здорового образа жизни: «Основной потребностью человека является потребность быть здоровым, только, к сожалению, осознается она тогда, когда удовлетворить ее уже нет никакой возможности». Задача врачей, педагогов, психологов, просто людей думающих о будущем детей пробудить в общественном сознании стремление осознать значение основополагающей потребности - быть здоровым. Это в конечном итоге и будет показателем долгосрочной эффективности нашей с вами работы.