Как пишется группа здоровья в справке. С какой группой по физкультуре школьники могут сдавать ГТО

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры, другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения, в том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ - справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели - 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ - дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии - на 1 месяц.

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое, освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно .

Среди специалистов медицинских и образовательных учреждений часто возникают споры по распределению на группы для занятий физическими упражнениями, т. е. в правильности трактовки – медицинские либо группы здоровья.

Распределение на медицинские группы для физического воспитания осуществляется на основе данных о состоянии здоровья, физического развития, общей физической подготовленности и тренированности подростков. В соответствии с существующим «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» школьники и учащиеся, основываясь на результатах медицинского освидетельствования распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Специальная группа, в свою очередь, подразделяется на подгруппы: физкультурную (а) и лечебную (б). Каждая медицинская группа характеризуется по объему и интенсивности физических нагрузок.

Основная группа выполняет программу по физическому воспитанию в полном объеме. В ходе занятий используются все виды физических упражнений: гимнастические, игровые, спортивно-прикладные, трудовые. Предусматриваются занятия спортом. Интенсивность выполнения упражнений разнообразная, вплоть до максимальной. Методика проведения занятий групповая, малогрупповая, индивидуальная. В данную группу направляются лица со средним, выше среднего и высоким уровнем физического развития, без отклонений, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но имеющими нормотоническую реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Подготовительная группа выполняет программу по физическому воспитанию в том объеме, который указывает врач со знаниями врачебного контроля, основываясь на результатах первичного медицинского освидетельствования, а в ряде случаев и результатах углубленного обследования. В ходе занятий используются все виды физических упражнений. Интенсивность выполнения упражнений субмаксимальная. Расширение объема и увеличение интенсивности нагрузок решается врачом, который руководствуется результатами дополнительного или повторного медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий разнообразная.

В подготовительную группу направляются лица с ниже-средним уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий, но имеющих отклонения в состоянии здоровья. При этом тип реакции сердечно-сосудистой системы у них должен быть преимущественно нормотонический.

Специальная группа: подгруппа А - в данной подгруппе не предусматривается выполнение общей программы по физическому воспитанию. Используются все виды упражнений. Ограничение по интенсивности нагрузки определяется по результатам медицинского освидетельствования и углубленного обследования. Методика проведения занятий малогрупповая либо индивидуальная. К подгруппе А относятся лица с низким уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, но без выраженных нарушений функции со стороны пораженных органов либо систем. Реакция сердечно-сосудистой системы преимущественно нормотоническая, возможны элементы патологической.

подгруппа Б - основная форма проведения занятий - лечебная гимнастика. Используются, главным образом, гимнастические и элементы спортивно-прикладных упражнений. Нагрузка, строго дозированная, подбирается с учетом результатов углубленного обследования и медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий - индивидуальная. В данную подгруппу направляются лица со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, с выраженными нарушениями функций со стороны пораженных органов либо систем. Тип реакции сердечно-сосудистой системы может быть как нормотонический, так и патологический. Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется на основании результатов повторных и дополнительных обследований.

Лица, перенесшие заболевание или травму, временно освобождаются от занятий по физическому воспитанию на установленные сроки (приложение 1, 2, 3). Однако при этом не исключаются занятия физическими упражнениями в определенных формах лечебной физкультуры.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Приложения к приказу МЗ РФ №1346н определяющим физкультурные группы.

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после травм

Название повреждения

Сроки, дни

Переломы костей нижних конечностей:

40-60 дн. со дня снятия иммобилизующей повязки;

5-6 месяцев.

Стопы – со стоянием отломков, не нарушающих свода и рессорную функцию

2-3 мес. со дня снятия гипсовой повязки

Стопы – со стоянием отломков, нарушивших свод и рессорную функцию

Переломы костей верхних конечностей:

Предплечья

Кисти и пальцев

45-60 дн. со дня перелома

45-60 дн. со дня снятия иммобилизации

30-45 дн. со дня перелома

Компрессионные переломы в грудном и поясничном отделах позвоночника

10-12 мес. со дня перелома

Растяжение связочного аппарата голеностопного сустава:

1 ст. – с микронадрывами связок

2 ст. – с выраженными повреждениями связок

3 ст. – с отрывом от кости

7-10 дней после повреждения

Растяжение и ушибы коленного сустава:

Без гемартроза и без повреждения связок

С незначительным кровоизлиянием в сустав, небольшим повреждением связок

С гемартрозом и повреждением связок

10-14 дней после повреждения

Не ранее 45 дней.

После операции удаления минисков коленного сустава

90-180 дн. после операции

Вывих локтевого и плечевого суставов

30-60 дн. со дня вывиха

Растяжение лучезапястного сустава

7-30 дн. со дня повреждения

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после острых инфекционных заболеваний

Название повреждения

Сроки, дни

Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная)

Ангина флегмонозная

Аппендицит острый

После операции (протекавшей без осложнений) по поводу аппендицита

Бронхит острый

Ветряная оспа

Острое воспаление придаточных полостей носа

Пневмония

Гастроэнтериты и др. острые расстройства ЖКТ

Грипп – катаральная, желудочно-кишечная, нервная формы:

А) легкой и средней степени тяжести: высокая температура не более 4-х суток, отсутствие резко выраженных местных явлений

Б) более тяжелые (высокая температура дольше 5 суток, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации)

Дизентерия

Дифтерия

Воспаление почек (о. нефрит)

Острые и подострые заболевания (заразные и незаразные) кожи и слизистых оболочек, не вызывающие резких болезненных явлений, ограничения движений (чесотка, стригущий лишай)

Острое расширение сердца (вследствие спортивных или иных напряжений)

Отит (острый)

Плеврит сухой

Плеврит экссудативный

Ревматизм острый

скарлатина

Миокардит острый

Тонзиллоэктомия

Аденотомия

Вскрытие перитонзиллярного абсцесса

Резекция носовой перегородки

Радикальная операция на височной кости

грыжесечение

Сотрясение мозга

Примерное распределение на медицинские группы для выполнения программы по физическому воспитанию

Заболевания

Медицинские группы

Основная

Подготовительная

Специальная

Острая пневмония (бронхит)*

+ (на диспансерном наблюдении)

Хронический бронхит*

Бронхиальная астма*

+ (при стойкой ремиссии)

Туберкулез легких*

+(при снятии с диспансерного учета)

Перенесенный миокардит*

Врожденные пороки клапанного аппарата*

Приобретенные пороки клапанного аппарата

После хирургического лечения пороков сердца

Кардиотонзилогенный синдром*

Хронический гастрит, энтерит, колит

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

+ (при стойкой ремиссии)

Опущение внутренних органов

Хронический нефрит, пиелонефрит

Сахарный диабет

Ожирение

Грыжесечение, аппендэктомия, переломы опорно-двигательного аппарата

Сколиозы: Iст.

II, III, IV ст.

Параличи, парезы, гиперкинезы

Хронический тонзиллит компенсированный

декомпенсированный

Синуситы

Аномалии рефракции (миопия, гиперметрония)

Варикозное расширение вен нижних конечностей

* Для лиц с указанной патологией возможен переход в другую медицинскую группу с учетом результатов, полученных в ходе дополнительных и повторных углубленных обследований.

Кто не мечтал в свое время об освобождении от физкультуры. В школе и в университете одногруппники всегда с легкой завистью смотрели на тех, у кого была справка освобождение от занятий по физкультуре. Всем отлично известно, что просто так такую справку получить не получится. Разве что после простуды или гриппа участковый терапевт может дать на неделю или на две освобождение. Но неприятность в том, что после этого нужно будет нагонять программу. Вдобавок к этому, есть подготовительная группа по физкультуре (ПГФ) и специальная, разница между которым достаточно большая. Далее мы остановимся поподробнее на этом.

Все здоровые дети на занятиях по физической культуре относятся к основной группе. Если же есть какие-либо нарушения здоровья, тогда ребенку назначается ПГФ или специальная. Последняя характеризуется полным отсутствием физических нагрузок, но нужно учитывать, что дети из такой группы не могут иметь по физкультуре за год наивысший бал. Об этом также нужно помнить и тем, кому была назначена ПГФ, которая в идеале должна проявляться как освобождение от сдачи некоторых нормативов. Обычно к ним относятся прыжки, кувырки, бег на выносливость. Но все это строго индивидуально и зависит от поставленного врачом диагноза. Кроме этого, преподаватель или школьный учитель должен давать меньшую нагрузку.

Каким же образом можно получить такое освобождение? Если имеет место какое-либо острое или хроническое заболевание лечащим врачом выписывается медицинская справка о болезни , в конце которой содержатся рекомендации относительно ограничения физических нагрузок. Но если у вас есть какие-то трудности с получением такой справки традиционным образом, тогда специальная или ПГФ может быть получена вами или вашим ребенком с нашей помощью.

Момент, на который также стоит обратить внимание, это размытая характеристика освобождения, которое дает подготовительная группа по физкультуре для школьников или студентов. Не смотря на то, в отношении детей, которым назначена именно эта группа, часто преподаватели и учителя игнорируют рекомендации врачей или в погоне за сдачей норматив, могут не уследить текущее состояние организма ребенка. Заботливые родители, наблюдая такую картину, понимают, что подготовительная группа по физкультуре их детям не подходит и часто обращаются к нам, чтобы мы помогли оформить именно спецгруппу. Ведь поскольку в эту категорию попадают дети со сниженным физическим резервом, к примеру, после перенесения болезни, то задача учителя - вернуть постепенно такого ребенка в основную группу. Предполагается, что до этого момента любая стрессовая физическая нагрузка категорически исключена. Но не всегда учителя помнят об этом и подготовительная группа по физкультуре наравне с основной сдает нормативы.

Такое положение вещей ни в коем случае нельзя допускать. Поскольку преподаватель должен либо полностью освобождать ребенка от сдачи нормативов, либо же установить такую норму, которую ребенок с рекомендованными ограниченными возможностями, мог сдать. Таким образом, не исключается получение наивысшего балла по физкультуре. Все это очень индивидуально и зависит от состояния здоровья ребенка и личности преподавателя. Если вашему ребенку была назначена подготовительная группа по физкультуре, а вы хотите иметь спецгруппу, тогда мы сделаем для вас справки, которые позволят ее получить. Если же и подготовительной будет достаточно, то мы с радостью выполним вашу просьбу.

В любой школе есть предмет, который нравится практически всем учащимся, - это уроки физкультуры. В зависимости от физиологического, а также физического состояния детей распределяют по физкультурным группам здоровья, которых всего три: основная, подготовительная и специальная.

Формирование

Детский доктор учреждения образования формирует группы для занятия физкультурой на основании заключений и рекомендаций врачей-специалистов, которые принимают участие в медицинском профилактическом осмотре детей. При этом берется во внимание:

  • наличие заболевания;
  • его стадия;
  • выраженность болезни;
  • риск развития осложнений.

При необходимости ребенка направляют на дополнительные виды обследований или на консультацию к докторам врачебно-физкультурного диспансера. Дети, которые не прошли медицинский профилактический осмотр, не допускаются к занятиям физической культурой.

Группы здоровья взрослого населения

Граждане, достигшие 21 года, подлежат обязательной диспансеризации, которая проводится с целью раннего выявления и предупреждения некоторых опасных болезней, определения уровня физической активности, а также собирается информация о наличии вредных привычек у индивида. После прохождения соответствующих видов обследований, которые зависят от возрастной категории, определяют группу здоровья. Четких критериев распределения по физкультурным группам здоровья у взрослых не определено. Индивидам, отнесенным ко второй группе здоровья, рекомендуются регулярные занятия лечебной физкультурой. Далее, принимается решение о направлении пациента к врачам-специалистам - это уже второй этап диспансеризации.

Критерии для деления на группы здоровья

После прохождения медицинского осмотра всем детям, в зависимости от их состояния, присваивается группа здоровья. Основанием для включения в ту или иную группу являются данные, полученные по результатам обследований и заключений врачей-специалистов. Основными критериями являются:

  • генетические факторы (анализируется и обобщается информация, полученная от законных представителей ребенка и его близких родственников);
  • антропометрия и физическое развитие;
  • сопротивляемость организма.

По мере взросления ребенка группа здоровья может изменяться, их различают пять:

  • первая - это здоровые индивиды;
  • вторая - практически здоровые, т.е. дети с небольшими функциональными отклонениями;
  • третья - в стадии компенсации. Наблюдаются выраженные нарушения, которые проявляются при обострении основной патологии;
  • четвертая - субкомпенсация. В этом случае имеется сбой функций органов, которые поражены заболеванием;
  • пятая - декомпенсация. К этой категории можно отнести детей со статусом "инвалид".

В зависимости от уровня здоровья, физического развития и подготовленности, а также функциональных возможностей определяют группу по физкультуре.

Группы здоровья для занятий физической культурой

В амбулаторной карте ребенка обязательно ставится отметка, к какой физкультурной группе здоровья он отнесен:


Факторы, которые учитываются при определении физкультурной группы

Определение функциональных возможностей организма индивида имеет значение при определении физкультурной группы здоровья школьников, а особенно сердечно-сосудистой системы. Для этого применяют пробы с физической дозированной нагрузкой. Во время ее проведения фиксируется:

  • артериальное давление;
  • пульс;
  • цвет кожи лица;
  • дыхание;
  • потоотделение;
  • изменение самочувствия и другие признаки утомления.

Сопоставляя все факторы, оценивают реакцию организма и уровень физической подготовки. Полученные результаты обрабатываются и анализируются вместе с результатами обследований и заключением специалистов. Далее детский доктор определяет физкультурную группу здоровья у детей.

Основная группа по физкультуре

К ней относят детей с первой и частично со второй группой здоровья. Это ребятишки, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и обладающие согласно возрастной категории соответствующей физической подготовкой. А также дети, имеющие функциональные, т. е. несущественные отклонения состояния здоровья (астенические проявления в легкой степени, избыточная масса тела, аллергические реакции и др.) и не отстающие от своих сверстников. Несовершеннолетние, приписанные к основной физкультурной группе здоровья, выполняют в полном объеме все учебные программы по физкультуре, они могут заниматься в спортивных секциях, принимать участие в турнирах, праздниках, спартакиадах и соревнованиях. Тем не менее не следует забывать и о некоторых противопоказаниях к занятиям спортом. К примеру, при близорукости не рекомендуются прыжки с трамплина на лыжах, тяжелая атлетика и некоторые другие виды спорта.

Подготовительная группа по физкультуре

К этой физкультурной группе здоровья относят детишек, отстающих от своих сверстников в физическом развитии и имеющих несущественные отклонения в состоянии здоровья. К примеру, после перенесенных острых заболеваний, а также при их переходе в хроническое течение. Занятия в этой группе помогут поднять физическую подготовку до необходимого уровня. Несовершеннолетние занимаются вместе с детьми основной группы, однако при этом им категорически противопоказаны чрезмерные нагрузки.

3 физкультурная группа здоровья

К этой группе причислены дети, которым по состоянию здоровья требуется занятие физкультурой по специальной программе.

К ней относят детишек, у которых имеются выраженные отклонения в состоянии здоровья, носящие обратимый (первая подгруппа, или она еще обозначается буквой А) и необратимый характер (вторая подгруппа - В). Рассмотрим более подробно каждую из них:

  • Первая (А). Несовершеннолетние, отнесенные к этой подгруппе, имеют временные или постоянные отклонения в состоянии здоровья. Им требуется ограничение интенсивности и объема физической нагрузки. Детям рекомендовано выполнение упражнений по специальным индивидуальным программам, которые разработаны совместно с медицинскими работниками. Регулярные физические занятия вместе с лечебно-профилактическими мероприятиями могут существенно улучшить состояние ребенка, и его могут перевести в подготовительную группу. Однако это возможно только после медицинского заключения, выданного после врачебного обследования.
  • Вторая (В). В этой подгруппе занимаются дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья. Некоторым из них требуются значительные ограничения интенсивности и объема физических нагрузок, а также выполнение индивидуальных и специальных лечебных упражнений под контролем медицинского работника. Их выполнение возможно в учреждении здравоохранении или дошкольном (школьном) образовательном заведении. При достижении определенных результатов некоторых деток могут перевести в подгруппу А.

Освобождение от физкультуры

В некоторых случаях ребенок не в состоянии посещать уроки физкультуры по состоянию здоровья. Основанием для этого является официальный документ, полученный в поликлинике по месту жительства ребенка. Справка медицинского работника об освобождении от физкультуры выдается:

  • Единолично лечащим доктором. На срок от двух до четырех недель после перенесенных нетяжелых заболеваний, таких как острые респираторные вирусные инфекции, ангины, пневмонии и другие.
  • По решению врачебной комиссии медицинской организации. На период более месяца после тяжелых патологий (заболевания печени, желудка, туберкулез и др.), оперативных вмешательств или травм (ушибы мозга, переломы). Освобождение от физкультуры может быть выдано и сроком на весь учебный год по медицинским показаниям. На специальную комиссию в поликлинику представляется выписной эпикриз из стационара и заключение медицинского работника, вписанное в амбулаторную карту ребенка с соответствующими рекомендациями. На основании представленных документов врачебная комиссия принимает решение, результаты которого доводятся до законного представителя ребенка. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.

Правильно подобранный комплекс упражнений и регулярные занятия, независимо от того, к какой физкультурной группе здоровья отнесен ваш ребенок, помогут держать все мышцы тела в тонусе и правильно развиваться.

Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную. Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года. Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД.

На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп.

К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального разерва и индивидуальных наклоннностей им рекомендуются занятия определнным видом спортав спортивных кружках и скциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд.

При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. так например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.

К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничесния физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителяфизической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного 9хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению торетических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Родители должны систематически контролировать участи детей во всех лечебных, профилактических, валеологических мероприятиях. нельзя этих обучающихся оставлять без внимания учителей физ.культуры и руководства образовательного учреждения.

Используемые материалы:

  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

    В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

    Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

    Характер функционирования основных функциональных систем организма;

    Степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

    Уровень физического развития и степень его гармоничности.

    Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

    1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

    2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

    3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

    4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

    5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

    Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

    Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

    После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

    Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

    На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

    К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

    К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

    К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

    К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.

    Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

    К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

    Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

    В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.

    Таблица 13

    Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

    Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).

    Таблица 14

    Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания

    Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.

    Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.

    Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

    Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

    Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

    Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

    Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.