Кариес у детей. Когда нужно обращаться к стоматологу? Методы профилактики кариеса у детей

По статистике, зубы у трети российских детей начинают портиться сразу после прорезывания. Родители склонны винить экологию, некачественную воду, генетику. При этом они сквозь пальцы смотрят на повседневную гигиену полости рта. Стоматологи убеждены – только правильная профилактика в разы снижает риск кариеса и других стоматологических заболеваний.

Причины появления кариеса у детей

Беспечность родителей, нежелание обучить малышей правилам ухода за ротовой полостью и активно участвовать в процессе до 5-10-летнего возраста, оборачиваются стоматологическими проблемами. Молочные зубы разрушаются быстро, что приводит к страданиям. При этом не все зубные единицы стоматологу удается сохранить.

Кариес (дырка, дупло) – наиболее частая причина жалоб на зубную боль. По происхождению он бывает инфекционным (при воздействии на зубы патогенной микрофлоры) и дистрофическим (нарушение обмена веществ, неполноценное питание). В детском возрасте к нему приводят:

  • генетика – склонность родителей к зубным патологиям передается детям;
  • анатомия зубов – при больших щелях и при скученности зубов частички пищи трудно вычистить, что приводит к образованию налета и разрушению эмали;
  • недостаток фтора и кальция, витаминов;
  • сниженный иммунитет;
  • богатый углеводами рацион;
  • искусственное вскармливание;
  • патогенная микрофлора, которая развивается при некачественной гигиене или передается от взрослого с больными зубами.

Особенности профилактики кариеса у детей разного возраста

Различают эндогенные и экзогенные способы профилактики детского кариеса. Задача первых – насытить организм ребенка микроэлементами, повысить реминерализирующие качества слюны. С этой целью стоматологи советуют рациональное питание, поливитамины в межсезонье, твердые фрукты в ежедневном рационе.

Экзогенные меры предусматривают защиту полости рта от внешних факторов – бактерий, зубных отложений. С этой целью важно обучить малыша технике чистки зубов, подобрать щетку (со средней жесткостью, Х-образным расположением и разной длиной щетины).

У младенцев и дошкольников

Во время планирования беременности мамам важно вылечить все стоматологические заболевания. Это снизит риск обострений кариеса и других патологий в период беременности, предотвратит передачу инфекции новорожденному. Впоследствии меры профилактики сводятся к следующему:



У детей школьного возраста

Особенно часто кариес поражает зубки в возрасте 5-12 лет, в период их смены. Необходимо подобрать хорошую щетку и пасту против кариозных поражений. Минералы в ее составе укрепят эмаль, а специальные компоненты предотвратят образование зубных отложений. Если врач порекомендует электрощетку, не стоит отказываться. Она эффективно устраняет налет и вредоносные микроорганизмы. Ребят в школьном возрасте нужно приучать к использованию зубной нити.

У подростков

После полной смены зубов предотвратить кариес позволит здоровый образ жизни, тщательная гигиена и профилактические процедуры в клинике (по рекомендации стоматолога). Подросткам показано запечатывание углублений зубов, что носит название герметизация фиссур.

Другая популярная процедура в стоматологии – применение аппликаций специальными гелями с фтором и кальцием (например, Tooth Mousse от GC, Япония). Они рекомендованы при молочных и постоянных зубах. Качественный гель защищает эмаль, повышает ее способность противостоять кариесогенным бактериям. Использовать можно в клинике и на дому.

Эффективные методы профилактики

Первичная профилактика кариеса у детей заключается в мероприятиях, которые позволяют предотвратить заболевание. Вторичная подразумевает ранее выявление источника инфекции, защиту соседних зубных единиц. В возрасте интенсивного роста костной ткани (8-11 лет) врач может назначить кальций и фтор в таблетках, например, Витафтор.

Правильное питание и защита зубов от сахара и кислот

Сладости – один из соблазнов, который подстерегает малышей на каждом шагу. Углеводы и сахар – питательная среда для бактерий ротовой полости. Они вырабатывают кислоты, которые монотонно разъедают зубную эмаль. Наиболее вредны для зубов 20 минут после еды. Это время называют кислотной атакой, и рекомендуют всегда чистить зубы или использовать жевательную резинку после приема пищи.

Сладости не должны занимать много места в рационе детей. Вместо них стоит использовать продукты, которые помогут уберечь эмаль:

  • вода – препятствует пересыханию полости рта, снижает активность патогенной микрофлоры;
  • овощи, фрукты, ягоды, зелень – мягко снимают налет;
  • орехи – содержат полезные зубам аминокислоты;
  • травяные чаи – источник ценных микроэлементов;
  • морепродукты, морская рыба, водоросли – включают фосфор, йод, аминокислоты.

Подбор щетки и пасты, гигиена

Нужно правильно прививать ребенку гигиенические навыки с младенчества, подавая личный положительный пример.

Щетку следует подбирать по возрасту, в идеале, с круглой рабочей головкой. Ее задняя ребристая поверхность удалит налет с щек и языка во время чистки. Внешний вид (яркая расцветка, изображение любимого персонажа) будут побуждать ребенка к процедуре.

При выборе паст следует также опираться на возраст малыша и особенности средства. Гелевая продукция является гигиенической, не содержит абразивов. Ее применяют в возрасте 1,5-3 года. Лечебно-профилактические пасты советуют детям от 3 лет. К отбеливающим можно переходить по достижении 8-10-летнего возраста.

Серебрение и фторирование зубов

Если целостность эмали не нарушена (стоматолог диагностировал кариес в стадии белого пятна), эффективна процедура серебрения без бормашины. Ее достоинства: безболезненность, быстрота, отсутствие вредного воздействия на организм, возможность проводить грудничкам. К недостаткам метода относят потемнение эмали и неэффективность для стадии темного пятна, дупла.

Фторирование предупреждает кариес, замедляет разрушение поврежденного зуба и противостоит переходу инфекции на соседние коронки. Процедура заключается в обработке зубов фторсодержащими средствами. Контактируя с эмалью, они выделяют ионы фтора, что приводит в итоге к образованию кристаллов фторида кальция. Покрытие позволяет укрепить и защитить эмаль от разрушительной микрофлоры.

Герметизация фиссур

В основу метода положен факт, что у зубов человека индивидуальные размеры и углубления. После запечатывания промежутки становятся значительно мельче, что предотвращает скопление пищи. В качестве материала для процедуры используются силанты – композиты с фтором. Ими покрывают поверхность зуба, где средства растекаются и качественно заполняют фиссуру. Процедура особенно важна для зубов под номером 6 и 7.

Особенности деонтологии и этики ортодонта при лечении детей

На этапе обучения в медицинском вузе уделяется особое внимание важности понимания азов этики и принципов медицинской деонтологии – важного аспекта при подготовке грамотного ортодонта, которому придется взаимодействовать не только с ребенком, но и с его родителями. Принципы деонтологии (учении о профессиональном долге медработника) и этики зафиксированы в ряде международных конвенций. Они перекликаются с постулатами Гиппократа и выступают основными в ортодонтическом лечении.

Кариес способен проявиться уже через некоторое время после прорезывания молочных зубов, то есть в возрасте 10 месяцев. По статистике к школьному времени более 60% детей успевают полечиться у стоматолога. Распространение заболевания связано как с внутренними причинами, так и с внешними. Среди первых главная роль принадлежит структурным нарушениям тканей зубов, заложенных еще во внутриутробном периоде. Корректировать ошибки природы можно воздействуя на внешние факторы, то есть, проводя профилактику кариеса. Приступать к этому никогда не рано. Существуют методы, способные уберечь ребенка от возникновения раннего вида заболевания – бутылочного кариеса. С появлением все большего количества постоянных зубов меры профилактики должны быть усилены включением в нее новых методов.

Навигация

Что стоит сделать для здоровья зубов малыша, если он еще не родился

Как бы странно ни звучало, но позаботиться о состоянии зубов будущего ребенка мать должна еще в период беременности . Правила, которые ей придется выполнять, просты и необременительны, но их нарушение может аукнуться малышу разрушением молочных зубов . Иногда оно достигает такой степени, что приходится их удалять намного раньше положенного срока , что влечет множество проблем уже с постоянными. Это неправильный прикус из-за скученности зубов, дефекты речи, комплексы и, конечно, кариес в еще более сложных формах .

Важнейшим элементом профилактики является достаточное поступление в организм матери минеральных веществ. Ведь будущие ткани зубов начинают формироваться именно в этом периоде.

Будущей мамочке необходимо всего лишь:

Профилактика кариеса у младенцев и дошкольников

Не все родители верно оценивают важность поддержания здоровья молочных зубов. Между тем, ухаживать за ними необходимо уже при первом их появлении. А за деснами малыша и того раньше. Особенно это касается детей-искусственников, которые лишены такого важного фактора защиты, как грудное молоко.

По утрам и вечерам десны ребенка необходимо протирать влажной стерильной марлечкой, намотанной на палец, чтобы снять пищевой налет, избавить полость рта малыша от благоприятствования бактериям.

Обрабатывать необходимо и первые молочные зубк и. Но для их очищения существуют специальные средства в виде резинового приспособления, надеваемого на палец матери . Оно сделано из силикона , имеет небольшие гладкие щетинки , которые не поцарапают и не повредят малышу .

С взрослением ребенка и появлением у него большого количества зубов меры профилактики кариеса расширяются и включают в себя:

  • Корректировку питания с уменьшением количества сахара во всех видах и преобладанием полезных продуктов. Чем позже малыш узнает вкус сладостей, тем здоровее буду его зубы;
  • Обучение качественному уходу за ротовой полостью. Ребенку необходимо объяснить, что чистить зубы следует 2 раза в день щеткой и пастой, предназначенными для его возраста. Нужно показать ему правильные движения средства гигиены по поверхностям зубов. Он должен привыкнуть ополаскивать полость рта после каждой трапезы с использованием специальных средств, которые также должны соответствовать возрасту. А пока малыш недостаточно хорошо справляется со всем этим, родителям стоит помогать ему или, по крайней мере, контролировать. Чистить зубы щеткой можно уже с 1,5-2 лет, предлагая это ребенку как игру;
  • Регулярные визиты к стоматологу. Они нужны для профилактического обследования и профессиональной чистки с удалением твердого налета. Под ним может обнаружиться начальная форма кариеса, которую реально вылечить без пугающего использования бормашины. Необходимо постараться, чтобы ребенок не боялся и врача;
  • Прием препаратов для восполнения недостающих зубам элементов. Это делается только по назначению стоматолога в случаях дефицита фтора, кальция. Существуют таблетированные средства, которые размешивают в жидкости и принимают внутрь;
  • Восстановление эмали составами, предназначенными для наружного применения. Этот профессиональный метод проводят с дошкольного возраста по показаниям. Существуют специальные гели, лаки, которые врач наносит на поверхности зубов ребенка с помощью кисточки или использованием кап. Эти средства содержат минеральные вещества, фтор, способные проникнуть вглубь тканей, тем самым укрепив их и сделав более неуязвимыми для кариеса. Чтобы эффект был полным и длительным, их чередуют.

Герметизация фиссур

Методика позволяет предохранить от кариеса моляры и премоляры и представляет собой «запечатывание» фиссур. Это выемки на жевательных поверхностях органов . Иногда они бывают такой формы и глубины, что вероятность появления в них кариеса практически стопроцентная. Поэтому их закрывают особыми материалами. Процедуру допустимо проводить сразу после прорезывания зубов, если эмаль достаточно прочная . Но обычно герметизацию фиссур делают с 6 лет . При слабой эмали стоматолог предварительно назначит курс укрепляющих препаратов внутрь , а также обработку поверхностей защитными лаками , а саму процедуру проведет без протравливания поверхности и с использованием стеклоиономерных герметиков . Могут быть применены и композиты.

Существуют два способа герметизации фиссур:

  1. Неинвазивный, то есть без препарирования зубов;
  2. Инвазивный. Фиссуры раскрывают с использованием бормашины.

В первом случае последовательность операций такова:

  • Зубы освобождают от налета и остатков пищи, защищают от слюны и высушивают;
  • На обрабатываемые поверхности наносят ортофосфорную кислоту, которую затем смывают дистиллированной водой;
  • Зуб снова высушивают и вводят в фиссуры герметический материал в жидком виде. Его делают твердым с использованием специальной лампы. Излишки герметика удаляют.

Процедура укладывается в 20-40 минут и не вызывает болевых ощущени й. Результат стоматолог проконтролирует через 3-6 месяцев , а при качественном исполнении герметизации фиссур ее хватит на срок от года до 5 лет . Эмаль в выемках на жевательной поверхности зубов защищена от неблагоприятного внешнего воздействия, а также дополнена соединениями фтора , входящими в состав запечатывающего средства .

Особенности профилактики кариеса в подростковом возрасте

У 12-17-летних эмаль еще продолжает формироваться , поэтому риск возникновения кариеса велик, как в младшем возрасте. Методы его профилактики аналогичны тем, что проводят у дошкольников . Но подросткам можно пользоваться зубной пастой с фтором , чего в младшем возрасте делать нежелательно. По-прежнему актуальны правильная и достаточная гигиена, питание, минерализующие составы и обработка фиссур герметиком . Подростки также могут пользоваться ирригаторами, флоссами и ершиками для очистки полости рта . Этому их обучит стоматолог.

Большинство зубов к подростковому возрасту постоянные. Если часть из них растут криво, гигиенические процедуры проводятся недостаточно хорошо. Чтобы предохранить зубы от кариеса иногда необходимо убедить подростка заняться выпрямлением, то есть надеть брекеты или выбрать другой способ для этого. Речь не только о внешней привлекательности, но прежде всего о профилактике заболевания.

Профилактика кариеса и питание

Это аспект имеет значение в любом возрасте. Если родители действительно хотят уберечь зубы детей от кариеса, стоит придерживаться следующих правил:

Зачатки постоянных зубов закладываются уже при внутриутробном развитии и далее развиваются у малыша в среднем до 6 лет – времени прорезывания первого постоянного зуба. И если будущая мама заботилась о личной гигиене, правильно питалась, то новорожденный малыш получил хороший шанс иметь здоровые зубы. Правильное грудное вскармливание, регулярная гигиена полости рта и профилактика кариеса в раннем возрасте, а также регулярное посещение стоматолога – все это позволят ребенку к школьному возрасту иметь здоровые зубы. Далее именно в пределах школьного возраста происходит основная естественная смена зубов. Особенно важным является в этот период профилактика кариеса, укрепление зубной эмали и ортодонтологические наблюдения за правильным формированием прикуса и всего зубного ряда.

Комплекс мер по сохранению здоровья зубов

Прежде всего, профилактика возникновения кариеса зубов у детей школьного возраста заключается в комплексе мер, направленных, с одной стороны, на устранение факторов риска самого возникновения кариеса, а с другой стороны – это ряд мер по укреплению, минерализации зубной ткани. Не маловажным фактором предотвращения заболеваний кариеса будет укрепление общего здоровье всего организма школьника. Занятие физкультурой, здоровое питание, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе – все это составляющие полноценного здорового образа жизни. При этом санитарное просвещение и гигиеническое воспитание в школьном возрасте очень важно.

Школьный врач стоматолог

В данном случае очень важна работа врача детского школьного стоматолога. Именно школьный детский стоматолог должен грамотно донести родителям и детям, насколько важны профилактические обследования зубов и своевременное лечение кариеса. В принципе в настоящее время в школах предусмотрены целые лечебно-профилактические программы. Участие в них нестрого обязательно и решение об участии в этих программах, конечно, принимать родителям. Если Вы примете решение отказаться от услуг школьного стоматолога, то советуем непременно найти хорошего детского стоматолога, так как в любом случае здоровые зубы – это результат правильного подхода к лечению и профилактическому наблюдению за их здоровьем.

Укрепление зубной эмали

Ну а для того, чтобы улучшить здоровье самой зубной эмали и зубной ткани рекомендуется в целях профилактики проводить реминирализационную терапию, принимать препараты кальция и фтора. Именно непрочная, деминерализированная эмаль дает основу для развития кариеса. Однако любой прием лекарственных препаратов должен быть непременно одобрен врачом детским стоматологом. Перед этим школьнику обязательно должно быть назначено диагностическое обследование. Никогда не занимайтесь самолечением. А так же будьте осторожны в выборе лечебных зубных паст. Их так же должен подобрать Вашему ребенку врач детский стоматолог.

У школьников также особенным образом должен быть сбалансирован рацион питания. Особое значение имеют кальций, фтор и другие, важные для здоровья зубов микроэлементы. Очень важно поступление этих веществ, как внутрь организма, так и особое значение имеет внешнее укрепление эмали. Покрытие зубов фторлаком или специальными фторсодержащими составами может быть настоятельно рекомендовано специалистами детскими стоматологами в этом возрасте. Ведь практикующими стоматологами в области детской стоматологии давно замечено, что в среднем прорезывание постоянных зубов у современных детей происходит в более ранние временные сроки. Эмаль не успевает быстро окрепнуть и сформироваться, и поэтому ее укрепление показано практически всем. При этом любое действие по укреплению эмали зубов у ребенка лучше проводить под наблюдение квалифицированного детского врача стоматолога. А это значит, что перед началом укрепляющих процедур врач обязательно проведет правильную чистку зубов, а далее назначит комплексное диагностическое обследование и саму процедуру проведет уже с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка.

Детская ортодонтия

Еще одной особенностью формирования зубного ряда в этот период является возникновение различных патологий, связанных с зубочелюстными деформациями. Однако и устранение любых патологий именно в этот период представляется наиболее оперативным. Единственным минусом может стать необходимость ношения специальных корректирующих устройств, способствующих формирования нормального прикуса и препятствующих искривлению зубного ряда. И дело не только в эстетическом эффекте в период ношения этих приспособлений, дело в затруднении очищения зубов. Именно в этот период следует уделить особое внимание регулярной, тщательной гигиене ротовой полости. Особое значение имеет наблюдение в данном случае у хорошего квалифицированного врача ортодонта . Итак, правильная своевременная санация полости рта, выявление развития кариеса на самых ранних стадиях, проведение процедур укрепления зубов с помощью специальных стоматологических препаратов и процедур – все это способствует предотвращению кариеса у детей школьного возраста на самых ранних стадиях.

Алябьева Дарья - 11 «а» класс

Тема проекта: «»

ЦО №1430, 11 «а» класс

Аннотация

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Цель исследований

Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

  1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
  3. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
  4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкиной. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
  5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

Выводы

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Форум юношеских талантов:

Соревнование молодых исследователей

программы “Шаг в будущее” в Центральном

федеральном округе РФ,

Московская открытая конференция

школьников “ НТТМ Москва 2011 ”

ПРОЕКТ

«Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста»

Научные консультанты: д.м.н., профессор Прохончуков Александр Алексеевич

Научный руководитель: Алябьева Наталья Михайловна – учитель ИИТ

Москва, 2011

Тема проекта: « Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста »

ЦО №1430, 11 «а» класс

Аннотация

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Цель исследований

Методы проведения исследования

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

Результаты проведения исследования

  1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
  3. Д «Здоровые зубы».
  4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
  5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

Выводы

Основная часть

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Один из путей предупреждения стоматологических заболеваний - правильная чистка зубов.

Цель исследований

Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

Задачи исследований

  1. Ознакомиться с методами профилактики заболеваний полости рта.
  2. Ознакомиться с методами правильной чистки зубов.
  3. Разработать санитарный урок гигиены полости рта.
  4. Провести обследование с помощью методов оценки гигиены полости рта по индексу гигиены Федорова-Володкиной.

Актуальность проблемы

По данным ВОЗ 92% населения Земного шара не умеет чистить зубы.

Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта.

Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта.

Научная статья

Введение. Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Материалы и методы. В рамках проекта был проведено обучение и тестирование учащихся вторых классов Центра образования №1430. Учащиеся в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему: «Здоровые зубы». Затем проведено обследование по индексу гигиены по Федорову-Володкиной . Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели, а затем через месяц было проведено повторное обследование. Для работы использовался анализ социологический, технический, медицинской и научной литературы по диагностике и лечению заболеваний полости рта с использованием математического и социалогического методов.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными.
Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45º к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Вывод. При отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания пародонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

Практическая часть

  1. Тема обучения профилактике стоматологических заболеваний актуальна для учащихся школ. По данной тематике был произведен полный информационный обзор, как библиотечного материала, так и Интернет материалов. Изучены достижения и перспективы. Самые интересные, с нашей точки зрения, аспекты представлены в мультимедийном обучающем пособии.

Обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» создано в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, картинок, видео. Данное пособие может использоваться для профилактики и обучению навыкам гигиены полости рта.

  1. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта. План и ход урока представлен в приложении 1.
  2. Д ля учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
  3. Проведено обследование учащихся в группе наблюдения и в группе сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели было проведено повторное обследование. В качестве теста гигиенической очистки зубов используют окраску губной поверхности шести нижних передних зубов йод-йодидно-калиевым раствором (калия йодид – 2 г; йод кристаллический – 1 г; вода дистиллированная – 40 мл).

Количественную оценку производят по пятибалльной системе:

окрашивание всей поверхности коронки зуба – 5 баллов;

окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба – 4 балла;

окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба – 3 балла;

окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба – 2 балла;

отсутствие окрашивания поверхности коронки зуба – 1 балл.

Разделив сумму баллов на число обследованных зубов, получают показатель гигиены полости рта (индекс гигиены – ИГ).

Расчет производят по формуле:

ИГ= Ки (сумма оценок каждого зуба) / n

где: ИГ – общий индекс очистки; Ки – гигиенический индекс очистки одного зуба;

n – число обследованных зубов [обычно 6].

Качество гигиены полости рта оценивают следующим образом:

хороший ИГ – 1,1 – 1,5 балла;

удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла;

неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла;

плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла;

очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов.

При регулярном и правильном уходе за полостью рта индекс гигиены в пределах 1,1–1,6 баллов; значение ИГ 2,6 и более баллов свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за зубами.

Рис.1. Определение индекса гигиены по Федорову-Володкиной.

Результаты обследования, проводимые после проведения урока «Здоровые зубы» показал, что хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 13 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 4 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 3 ребят. (Рис. 2)

Рис.2. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения сразу после проведения санитарного урока.

В группе сравнения в день проведения санитарного урока было также проведено обследование учащихся. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 1 человека. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 2 ребят. (Рис. 3).

Рис.3 . Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения в день проведения санитарного урока в группе наблюдения.

Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе наблюдения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 5 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 11 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят. (Рис. 4).

Рис.4. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения через 2 недели.

Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе сравнения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 человек. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 6 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 7 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 4 ребят. (Рис. 5).

Рис.5. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения через 2 недели.

Выводы. В результате проведения обследования можно утверждать, что дети в группе сравнения и в группе наблюдения не умеют правильно чистить зубы. В среднем у ребят зафиксирована плохая оценка гигиены полости рта.

После проведения санитарного урока «Здоровые зубы» учащиеся группы наблюдения научились (не все!) правильно чистить зубы. Хотя есть дети с неудовлетворительным ИГ, но плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят.

Выводы и заключение

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

Список литературы

  1. Стоматология детского возраста под редакцией Т.Ф. Виноградовой. Москва, 1987.
  2. Руководство по терапевтической стоматологии под редакцией А.И. Евдокимова. Москва, 1967.
  3. Бажанов Н.Н. Стоматология. Москва, 1984.
  4. Рыбаков А.И., Платонов Е.Е. Терапевтическая стоматология. Москва, 1968.
  5. Рожновской А.В. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. 2007.
  6. www.rusmg.ru.
  7. www.stomatolog-24.narod.ru.

Приложение 1. План и ход санитарного урока «Здоровые зубы».

Тема урока: Здоровые зубы.

Цели урока:

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Развитие познавательных интересов, навыков гигиены полости рта, самоконтроля.

Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения

Задачи урока:

  1. Рассказать учащимся о строении зуба;
  2. показать учащимся значение правильного ухода за зубами для здоровья, рассказать о роли пищи для сохранения зубов здоровыми, о пище, вредной для здоровья зубов.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор,
компьютеры, тест.

План урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление изученного материала

Итог.

Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие, объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся.

Объяснение нового материала. На доске нет темы урока.

Просмотр презентации к уроку.

[Слайд 1]. Сейчас нам предстоит разгадать загадку, а разгадав ее узнаем ключевое слово, это и будет тема урока.

Ребята, а у вас болели зубы?

[Слайд 2].Просмотр фрагмента мультфильма: «Храбрая птичка Тари».

[Слайд 3] Ребята. Какие сказки вы знаете, в которых у главного героя болят зубы?

Стихотворение Б.П.Корнилова (отрывок).

После просмотра мультфильма проводится краткая беседа о том, что дети знают об уходе за зубами, умеют ли они ухаживать за зубами, о пище, которая полезна или вредна для зубов.

[Слайд 5]. Строение зуба.

[Слайд 6]. Индивидуальная гигиена.

– это тщательное ежедневное удаление с поверхности зубов и десен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.

[Слайд 7]. Правильная чистка зубов.

Зубы необходимо чистить после каждого приема пищи. По данным Всемирной организации здравоохранения 92% населения Земли не умеет чистить зубы.

[Слайд 8]. Зубные пасты.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Фториды увеличивают устойчивость зубов к кислотам, которые образуются после приема пищи. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют процессу формирования эмали зубов. Регулярный массаж десен активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение в тканях десны.

[Слайд 9]. Всем ребятам следует помнить, что для поддержания стоматологического здоровья и предупреждения стоматологических заболеваний необходимы:

  1. эффективная гигиена полости рта;
  2. ограничение потребления сахарсодержащих продуктов;
  3. использование фторидов;
  4. регулярное посещение стоматолога.

Подведение общего итога урока. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

Домашнее задание. Подводятся итоги. Повторяются правила ухода за зубами.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Занятие
Из чего состоят зубы?

Из эмали, дентина, цемента и полости зуба – пульпы, представляющей собой соединительную ткань.

Эмаль – самая твердая из всех тканей организма, на 95% она состоит из неорганических веществ. Основная масса зуба – дентин. Дентин коронки (часть зуба, выступающая над десной) покрыт эмалью, дентин корня – цементом. Цемент по твердости занимает третье место. В нем больше органических веществ (32%) и меньше неорганических (68%). Между корнем зуба и костью челюсти есть узкая щель, заполненная плотной тканью – периодонтом. Эта зубная связка сложена из пучков волокон и густо пронизана нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами. Одним концом пучки внедряются в цемент корня, другим – в стенку лунки. В результате зуб словно подвешивается и одновременно фиксируется в своем ложе.

Ткани зуба (эмаль, дентин, цемент, пульпа), зубная связка – периодонт, кость челюсти и десна очень тесно связаны друг с другом. Поэтому поражение эмали может сказаться на дентине, пульпе и далее на периодонте, кости челюсти. Более того, не исключено, что оно затронет органы, которые, казалось бы, никакого отношения к зубам не имеют. Больные зубы дают толчок развитию в организме человека различных заболеваний. Боль, нарушение основной функции жевательного аппарата и другие отрицательные факторы вызывают спазматические явления в желудке и кишечнике, сказываются на процессе пищеварения. Дальше страдают уже нижележащие отделы кишечника, печень и др. Очаг воспаления в зубе буквально кишит микроорганизмами. От того, с какай интенсивностью размножаются бактерии и «поставляют» свои токсины в организм, зависит и просто общее самочувствие. Человек может жаловаться на быструю утомляемость, отсутствие аппетита, плохой сон, головные боли и др.


Кариес

Самой распространенной патологией зубов, особенно в детском возрасте , является кариес.

Кариес – это патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором в результате деминерализации и размягчения твердых тканей зуба образуется дефект в виде полости.

Поражение зубов кариесом у детей и подростков зависит от общего состояния организма (особенно наличия соматических заболеваний в период созревания тканей зуба), наследственности, характера питания, степени ухода за полостью рта, возраста, медико-географических и бытовых условий жизни.


Как развивается кариес? В ослабленном по той или иной причине организме нарушается обмен веществ, что тут же сказывается на составе и свойствах слюны и твердых тканей зубов, степени их минерализации. Не встречая никакого сопротивления, микробы начинают интенсивно размножаться. Они закрепляются в виде мягкого зубного налета, продукты их жизнедеятельности растворяют эмаль, и на столь благодатной почве патологический процесс набирает силу.

Особенно часто кариес поражает детей и взрослых, перенесших инфекционные или хронические заболевания, так как у них угнетается естественная сопротивляемость организма. Кроме того, у людей с ослабленным иммунитетом мягкий зубной налет образуется куда быстрее.

Особенно чувствительны зубы к негативным воздействиям в момент прорезывания. Поверхность только что прорезавшегося зуба еще не затвердевшая. Она мягче, чем поверхность зуба, который уже давно находится во рту. Минерализация эмали происходит в течение трех лет после прорезывания под воздействием содержащихся в слюне минеральных веществ, пищи и фтора. В этот начальный период зуб чрезвычайно подвержен разъедающему действию кислоты, образующийся в результате потребления сахаросодержащей пищи и напитков, то есть деминерализации.

Если у ребенка молочные зубы сохраняются здоровыми, это создает наилучшие условия для развития постоянных зубов. Они поддерживают необходимое для более крупных постоянных зубов пространство и не переносят обильное количество кариесогенных бактерий на легкоуязвимые прорезывающиеся зубы. При этом в будущем возникает меньше необходимости пломбировки и ортодонтического лечения (лечения по исправлению прикуса).


Как предотвратить развитие кариеса?

Роль питания в профилактике кариеса

Адекватное питание является обязательным условием нормального роста детей и подростков, их гармоничного физического и нервно-психического развития, обеспечивает устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Сбалансированность питания детей оказывает достоверно положительное влияние на формирующиеся ткани постоянных зубов.

Ведущее место в профилактике кариеса у детей традиционно принадлежит кальцию, фосфору и фтору. Лучше если они поступают в организм из продуктов питания.

Кальций присутствует в разных продуктах, но его усвояемые формы содержатся преимущественно в молоке и молочных продуктах.

Фосфором наиболее богаты молоко и молочные продукты, яйца, мясо животных и рыба. В бобовых, хлебобулочных и крупяных продуктах фосфор тоже находится, но в малоусвояемой форме.

Основным источником фтора считается питьевая вода. Поэтому в районах, где питьевая вода бедна фтором, на водопроводных станциях осуществляется фторирование воды. В большинстве районов Архангельской области в питьевой воде содержится недостаточно фтора и вода не фторируется. В качестве источников фтора, кроме воды, можно рассматривать чай, рыбу, орехи, печень, баранину, телятину, овсяную крупу.

Необходимо помнить, что окончательное созревание постоянных зубов происходит в полости рта в течение некоторого времени после прорезывания. Минеральные компоненты, необходимые для созревания зубов, в это время поступают из слюны, а функция слюнных желез зависит от многих факторов, важнейшим из которых также является рациональное питание.

Подобрать соответствующий рацион питания помогут врачи. Родителям же необходимо следить за соблюдением режима питания и потреблением ребенком углеводов.


Пища, вредная для зубов

Общим компонентом в продуктах, вредных для зубов, является сахар. Бактерии используют углеводы для питания и построения матрицы зубного налета, конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вызывают деминерализацию эмали.

При этом более важна частота приема сахара, чем общее его количество. Повышенная концентрация сахара в полости рта сохраняется после приема пищи в течение 20–40 минут. Это время используется микрофлорой зубного налета для утилизации углеводных остатков, обладающих кариесогенным действием.

Особенно вредны твердые и липкие сладости, которые прилипают к поверхности зубов на длительное время. Прохладительные напитки – это настоящий сахарный сироп. В одной бутылке лимонада емкостью 300 мл содержится примерно 20 кусков сахара. Напитки типа «Кола», кроме высокого содержания сахара, имеют еще и повышенную кислотность. Чем кислее пища или напиток, тем активнее происходит растворяющий зубы процесс деминерализации.

Важно, чтобы сладости съедались сразу после основного приема пищи. Очень вредно, если ребенок ест конфеты и другие сладости в промежутках между приемами пищи, так как это способствует увеличению образования зубного налета и росту в нем агрессивной по отношению к тканям зубов микрофлоры.

Полноценное, разнообразное питание, включающее молочные продукты и исключающее избыток углеводистой пищи, очень важно для профилактики кариеса зубов.


Для профилактики кариеса при употреблении сладкого необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Соки и кисло-сладкие газированные напитки следует пить через трубочку.

  2. Употребление сладостей лучше ограничить десертом в конце трех основных приемов пищи , после которых возможна чистка зубов.

  3. Если после приема сладостей (или любой другой пищи) чистка зубов невозможна, следует прополоскать рот чистой водой.

  4. Не стоит есть и пить сладкое после вечерней чистки зубов перед сном.
Самоочищению полости рта способствует жесткая пища, которую следует употреблять в качестве последнего блюда, после сладкого, между приемами пищи. Рекомендуется, например, съесть яблоко, морковь. При этом происходит также тренировка зубочелюстной системы.

Слюна обладает защитными свойствами против кариеса зубов. Мощным стимулятором секреции слюнных желез является грубая волокнистая пища, особенно кислая, кисло-сладкая. Стимулирует секрецию слюнных желез также жесткая сухая пища (сухари, сухое печенье).

Родителям необходимо помнить, что с психологической точки зрения важно корректировать режим питания не с негативных позиций («Не ешь конфеты перед сном!»), а с позитивных («Съешь конфету на десерт после ужина и сразу почисти зубы»).
Главным компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта.

Личная гигиена полости рта является наиболее простым и доступным методом предупреждения заболеваний зубов и полости рта и оздоровления организма в целом. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты, входящие в состав средств гигиены , обогащают ткани зубов и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта.

Прививать навыки по уходу за полостью рта нужно с детства. В семье у каждого человека должна быть отдельная зубная щетка.
Чистить зубы ребенок должен обязательно утром, после завтрака, и вечером, перед сном в течение 3минут с использованием зубной пасты.
Предметы и средства гигиены полости рта
Зубные щетки – основной инструмент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен.

Зубные щетки отличаются:


  • размером головки

  • свойствами волокон

  • формой щеточного поля головки и расположением пучков

  • жесткостью

  • дизайном ручки.
Размер головки зубной щетки

В настоящее время детям рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми можно легко манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зубной щетки должен быть 18–25 мм.

Свойства волокон

Для изготовления зубных щеток используют преимущественно синтетические волокна, этот материал по своим свойствам более предпочтителен, чем натуральная щетина.

Форма щеточного поля головки

Щетки, у которых щетинки расположены на разных уровнях, удаляют налет более эффективно, чем плоские. Щетинки собраны в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое расположение позволяет лучше очистить все поверхности зубов. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, проникая в зубодесневую борозду, удаляют налет из пришеечной области. Часто зубные щетки снабжены индикатором – двумя рядами пучков волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для замены щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2–3 месяца при ежедневной двухразовой чистке зубов.

Жесткость щетки зависит от состава волокна, диаметра и длины щетинок. Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие. Важно, чтобы жесткость щетки соответствовала особенностям полости рта. Жесткие щетки могут травмировать десну и способствовать стиранию твердых тканей. Щетки средней жесткости и мягкие имеют более гибкие щетинки, лучше очищают десневую бороздку и межзубные промежутки. При выборе жесткости щетки нужно руководствоваться собственными ощущениями и наблюдениями, а также советом стоматолога.

Дизайн ручки

Форма ручки зубных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, но длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальное удобство при чистке зубов.


Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодорирующим и освежающим действием и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего. Зубные пасты условно делятся на гигиенические и лечебно-профилактические.

Гигиенические пасты предназначены для очищения и освежения полости рта и не содержат выраженных лечебных и профилактических добавок. Их могут использовать люди со здоровыми зубами и пародонтом. Детские гигиенические пасты обладают хорошими вкусовыми качествами за счет приятных отдушек, в которые входят различные эфирные масла и пищевые эссенции.

Лечебно-профилактические зубные пасты кроме известных компонентов включают активные добавки, обладающие лечебными и профилактическими свойствами. Это могут быть различные растительные препараты, биологически активные вещества, витамины, макро- и микроэлементы, аминокислоты, ферменты и др.

Зубные пасты, содержащие ферменты, относятся к средствам гигиены с высоким очищающим действием, они растворяют мягкий зубной налет, остатки пищи, никотиновый налет, улучшая тем самым гигиеническое состояние полости рта.

Солевые зубные пасты содержат различные соли и минеральные компоненты, которые улучшают кровообращение, стимулируют обменные процессы в пародонте и слизистой оболочке полости рта, вызывают усиленный отток тканевой жидкости из воспаленной десны. Соли способствуют растворению слизи, откреплению микроорганизмов с поверхности зубов, препятствуют образованию мягкого зубного налета.

В состав большинства отбеливающих зубных паст вводят диоксид кремния высокой концентрации, полирующие компоненты и вещества, препятствующие образованию твердых зубных отложений. В период прорезывания у детей постоянных зубов не рекомендуется использовать отбеливающие зубные пасты.

Количество зубной пасты размером с горошину достаточно для разовой чистки зубов. Если зубная паста является фторсодержащей, необходимо контролировать, чтобы ребенок не глотал ее.

Какую конкретно пасту выбрать для Вас и Вашего ребенка – подскажет врач-стоматолог.

Детей до двух лет приучают пользоваться зубной щеткой без пасты, показывают, как надо полоскать рот во время чистки зубов и после еды. Когда основные правила будут усвоены, можно выдавать пасту. Зубной порошок лучше не применять, так как он содержит слишком много абразивных веществ.


Зубные нити

Обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг.

Флоссы (зубные нити) предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки поверхностей зубов.

Только благодаря флоссам можно полностью удалить остатки пищи и налет с боковых поверхностей зубов, куда не проникает щетка и где остатки пищи разлагаются, издавая соответствующий запах.

Флоссы изготавливают из специального синтетического волокна . Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, пропитанными фторидом натрия или ментоловой пропиткой.

Способ применения зубных нитей

Нить длиной 35–40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных и больших пальцев) между контактными поверхностями зубов, стараясь не травмировать десневые сосочки. Потом нить выводят, прижимая ее к поверхности зуба. Последовательно производят очищение контактных поверхностей каждого зуба. Каждый промежуток чистится новым участком флосса.

Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами, начиная с 9–10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.
Чистка зубов

Существует много способов чистки зубов: метод Леонарда, метод Рейте, метод Смита-Белла, метод Стилмана, метод Басс, метод Чартера, метод Фонеса. Каждый из этих методов выбирается с учетом состояния зубов и пародонта и рекомендуется врачом-стоматологом. Как правило, людям со здоровым пародонтом рекомендуют чистить зубы стандартным методом.


При стандартном методе чистки зубной ряд условно делят на 6 сегментов (группа моляров, группа премоляров и группа фронтальных зубов). Зубы начинают чистить с левых моляров верхней челюсти по направлению к центру. Сначала на верхней челюсти, затем на нижней челюсти. Зубные ряды разомкнуты. Каждую поверхность зубочелюстного сегмента надо очищать8 – 10 движениями щетки разных вариантов. На очищение всех поверхностей зубов нужно затратить 300–400 движений зубной щеткой, что составляет примерно 3 минуты. Стандартный метод чистки зубов предусматривает выполнение движений зубной щеткой в определенной последовательности. При нарушении последовательности движений зубной щеткой зубной налет может перенестись в межзубные промежутки.
Перед чисткой зубов необходимо вымыть руки и вымыть зубную щетку теплой водой.

Важно! Необходимо, чтобы ребенок запомнил, что зубную пасту лучше не глотать, особенно если она содержит соединения фтора.
Алгоритм стандартного метода чистки зубов:


  1. Разделить зубной ряд на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы.

  2. Расположить зубную щетку под углом 45 градусов к поверхности зубов (зубные ряды разомкнуты).

  3. Чистить зубы верхней челюсти с вестибулярной (наружной) поверхности подметающими движениями сверху вниз, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа (от левых верхних моляров до правых верхних моляров).

  4. Чистить зубы верхней челюсти с небной поверхности подметающими движениями сверху вниз.

  5. Чистить жевательную поверхность зубов верхней челюсти возвратно-поступательными движениями.

  6. Чистить зубы нижней челюсти с вестибулярной (наружной) поверхности подметающими движениями снизу вверх, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа (от левых нижних моляров до правых нижних моляров).

  7. Чистить зубы нижней челюсти с язычной поверхности подметающими движениями снизу вверх.

  8. Чистить жевательную поверхность зубов нижней челюсти возвратно-поступательными движениями.

  9. Завершить чистку зубов широкими круговыми движениями щеткой вдоль сомкнутых зубных рядов слева направо с захватом зубов и десен.

После чистки зубов щетку надо промыть под струей воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета, зубной пасты.

Хранить зубную щетку нужно так, чтобы она могла высохнуть. Не следует укладывать зубную щетку сразу после использования в футляр.

Обновлять зубную щетку следует весной, летом, осенью и зимой (т.е. каждые три месяца).

После чистки зубов не следует забывать о чистке языка. Его можно почистить щеткой или специальной ложкой.
Нужно акцентировать внимание родителей на том, что если они показывают ребенку, как нужно чистить зубы или проверяют его навыки, то щетку увлажняют, а зубную пасту не используют, так как она ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта.
Показать ребенку, как правильно чистить зубы можно, например, соорудив модель челюсти из кубиков.
Внимание! Если ребенок проходит курс ортодонтического лечения и у него в полости рта имеется съемный или несъемный аппарат – это затрудняет уход за зубами. Родители в этом случае обязаны получить инструкции у врача-стоматолога по специфике проведения гигиены полости рта, используемых специальных средствах ухода (многоуровневые и/или малопучковые щетки, ершики, флоссы и др.).
Наиболее распространенные у детей ошибки при чистке зубов:


  • Преобладание горизонтальных движений при чистке всех поверхностей зубов

  • Чистка только наружной поверхности (со стороны щек и губ)

  • Недостаточное количество движений при чистке.

Применение жевательных резинок

Жевательные резинки с сахарозаменителями могут отчасти нейтрализовать производство кислот, активизирующихся в налете в связи с приемом пищи и удалить остатки пищи. Однако использование жевательных резинок не может заменить полноценную механическую чистку зубов. К тому же существуют побочные действия применения жевательной резинки, например, жевание стимулирует выделение желудочного сока, поэтому оно может быть полезно только при наличии в желудке субстрата для переваривания, т.е. только сразу после приема пищи.

Жевательные резинки можно использовать сразу после еды и жевать не более 10 минут.
Кто ответственен за здоровье зубов ребенка?

Моторные навыки детей развиваются с возрастом, поэтому ребенку до определенного момента обязательно необходима помощь родителей в проведении гигиены полости рта.

Ребенок обязательно должен 2 раза в год проходить профилактический осмотр полости рта и получать своевременное лечение. Именно стоматолог расскажет о том, какая зубная щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в каждом конкретном случае для эффективного ухода за полостью рта.

А одним из главных факторов успеха в привитии ребенку позитивного отношения к проведению гигиены полости рта является пример родителей.


Еще раз необходимо подчеркнуть, что здоровье человека зависит от слаженности работы всех органов. Значительная роль принадлежит и зубам. Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Правильно расположенные зубы украшают лицо человека. Зубы принимают участие в формировании звуков, отдельных слов и разговорной речи. Разрушенные зубы являются причиной не только неприятного запаха изо рта, но и, являясь очагом инфекции, могут стать причиной серьезных заболеваний сердца, суставов, почек, желудочно-кишечного тракта и т.д.

Предупреждение же болезней зубов и полости рта является, в свою очередь, профилактикой общих заболеваний.


Литература

В.С. Иванов, Г.И. Вишнякова «Дороже жемчуга». – М.: «Советская Россия», 1987, 80 с. (Искусство быть здоровым).

Ж.Г. Муравянникова «Профилактика стоматологических заболеваний». Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 384 с.

Л.Ю. Орехова, С.Б. Улитовский «Стоматология профилактическая». – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005, 272 с.

Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. /Под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. – М.: Медицинское информационное агентство, 2003, 766с.

Л.С. Персин, В.М. Елизарова, С.В. Дьякова «Стоматология детского возраста». Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003, 640 с.

Т.Н. Терехова, Т.В. Попруженко «Профилактика стоматологических заболеваний». – Минск «Беларусь», 2004, 524 с.

Н.В. Курякина «Стоматология детского возраста». Медицинское информационное агентство, Москва, 2007, 631 с.