Навязчивые состояния у детей. Как избавиться от синдрома навязчивых движений. Правильное поведение родителей

Ритм современной жизни очень динамичен, а поток информации настолько бурный, что и взрослые, и дети часто пребывают в состоянии хронического стресса.

Детям приходится труднее – их психика еще не окрепла настолько, чтобы без последствий справиться с влиянием тревожащих отрицательных факторов.

Как средство защиты, возникает невроз навязчивых состояний у ребенка и невроз навязчивых движений, как одна из его составляющих. Другими проявлениями такого расстройства могут быть страхи и навязчивые мысли.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Невроз навязчивых движений, или обсессивно-компульсивное расстройство – систематическое непроизвольное выполнение человеком определенных действий.

Ребенок или взрослый воспринимает их добровольными, однако подобные движения производятся не по собственной воле, а как безотчетные защитные действия для ослабления внутренней тревоги при навязчивом состоянии.

Сложность в том, что тревожащие мысли при выполнении ритуальных навязчивых движений отступают ненадолго, чтобы потом вернуться с еще большей настойчивостью, провоцируя новые навязчивости.

Возникает замкнутый круг: человек с таким расстройством повторяет ставшие привычными движения снова и снова, при каждой ошибке, вызвавшей напряжение, и навязчивые состояния становятся все более частыми.

Причины

Лечение невроза навязчивых движений у детей невозможно без правильного определения причин расстройства, которые устанавливаются при тщательном обследовании ребенка.

Выделяют 3 основных группы факторов возникновения и развития неврозов навязчивых состояний у детей:

Биологические Наследственная склонность, патологии при внутриутробном развитии и в родах, перенесенные болезни, хроническое недосыпание, умственное или физическое перенапряжение.
Психологические
  • Недостаточная слаженность функций нервной системы, процессов торможения и возбуждения, особенности природного темперамента ребенка и соответствующий темп его деятельности. Попытки родителей «идти против природы» приводят к высокому психоэмоциональному напряжению у детей.
  • К примеру, ребенку-холерику противопоказаны множественные табу и ограничения, препятствующие двигательной активности, яркому и свободному проявлению чувств и эмоций. В условиях неоправданно жестких «рамок» его активность становится еще более бурной, «взрываясь» внешними проявлениями гиперактивности.
  • С ребенком-флегматиком проблему могут вызвать насильственные попытки ближайшего окружения ускорить темп его действий. Эффект при этом возникает противоположный ожидаемому – ребенок не только «тормозит» еще сильнее, но и становится зажатым, упрямым, замкнутым.
  • Ситуации, сопровождавшиеся сильным испугом, или любые другие обстоятельства, травмировавшие психику ребенка.
Социальные
  • нежеланность рождения, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • отсутствие или недостаточный объем эмоциональных связей с матерью, ее холодность, нестабильные проявления характера, быстрая смена настроений;
  • затрудненный контакт с отцом, который много работает или сознательно сдерживает эмоции;
  • раннее прерывание матерью декретного отпуска и выход на работу с перепоручением ухода за ребенком бабушке или няне;
  • стремление матери иметь ребенка, соответствующего всем ожиданиям общества, ее чрезмерная обеспокоенность о соблюдении социальных норм, жесткая принципиальность, требовательность в выполнении правил поведения и общения с окружающими, отсутствие гибкости;
  • трудности адаптации при начале посещения детсада, особенно в возрасте до 3 лет;
  • стрессы при переездах, перемене обстановки, привычного уклада и окружения – например, при продолжительной болезни и пребывании в больнице без матери, поездках на лето к деревенским родственникам или в оздоровительный, спортивный или языковой лагерь для детей;
  • конфликтные ситуации, ссоры в семье;
  • развод родителей.

Симптомы

Невроз навязчивых движений у детей дошкольного возраста и младших школьников может проявляться:

При эмоциональном перенапряжении
  • не проходящими в течение долгого времени тиками: двигательными – наморщивание кожи на лбу, частые моргания, подергивание одним или обоими плечами, повороты шеи, постукивание ладонью по столу, бедру или колену, притопывания, и респираторными – покашливание, втягивание носом воздуха, «хмыканье»;
  • машинально выполняемыми действиями – обгрызание ногтей и кожи вокруг них, покусывания пальцев, ковырянье в носу, посасывание воротничка или манжета, кручение пуговиц и других предметов, наматывание на палец пряди волос, выщипывание ресниц и бровей и тому подобные неприятные движения.
При фобиях – навязчивыми страхами
  • замкнутых пространств;
  • грязи и микробов;
  • воды;
  • высоты;
  • темноты;
  • предметов, которые могут поранить – острых, горячих.

У подростков при неврозе навязчивых состояний наблюдаются те же симптомы, но преобладают тики и навязчивые страхи – устных ответов в классе и публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, удушения пищей при еде, внезапных болезней и смерти и другие.

Возникает заболевание чаще всего у 5-9-летних детей.

Лечение невроза навязчивых движений у детей

Невротическое расстройство с навязчивыми движениями у детей достаточно легко корректируется, но проблема решается не одним назначением медикаментов, а комплексно – сочетанием лекарственной и поведенческой терапии. Цель лечения – уменьшение патологических проявлений или полное избавление от них.

При возникновении навязчивых движений у ребенка в первую очередь нужно получить консультацию детского невролога и психиатра.

Если расстройство возникло вследствие разбалансированности нервной системы, ее повышенной возбудимости, то в некоторых случаях потребуется использование фармакологических препаратов, а также средств народной медицины и гомеопатии.

Такое лечение должно быть краткосрочным: его основная цель – облегчение состояния ребенка в остром периоде болезни.

Базовыми методами в лечении неврозов навязчивых состояний являются психотерапевтические – поведенческая терапия, применяемая детскими психологами. Ее особенности:

  1. В основе лежит создание ситуаций, когда ребенок под контролем специалиста непосредственно сталкивается с чем-то пугающим, чтобы снять тревогу и отсрочить момент обострения заболевания.
  2. Для избавления от потребности в совершении навязчивых движений специалисты систематически и последовательно обучают ребенка с навязчивостями адекватному выражению эмоций, умению «гасить» внутреннюю тревогу, уместным способам проявления агрессии.
  3. Иногда дети с неврозом навязчивых состояний просто «не помнят», как в норме следует выполнять какое-либо действие. В этом случае полезно общение: наглядный пример ровесников, родителей, учителей помогает адекватно воспринимать ситуации и выбирать необходимые формы поведения.
  4. Обязательная составляющая психотерапевтической работы – взаимодействие с родителями для выявления и устранения источника тревожности у ребенка, оздоровления психологического климата в семье, коррекции методов воспитания. Совместные усилия специалистов и родителей успешно помогают детям преодолеть трудный период и полностью избавиться от симптомов заболевания.

Не следует перекладывать всю ответственность на профессионалов – родителям тоже нужно приложить усилия, чтобы быстрее справиться с навязчивостями у ребенка.

Важно также проинформировать об особенностях здоровья и возможных поведенческих проявлениях ребенка школьных учителей или воспитателей в садике, чтобы избежать негативных замечаний в его адрес и поддразниваний ровесников.

При появлении тревожных симптомов оттягивать с лечением нельзя – если невроз навязчивостей не вылечить вовремя, он переходит в хроническое состояние и корректируется гораздо сложнее.

Профилактика

Профилактические действия для избежания невротизации необходимо проводить и с детьми, вылечившимися от невроза, - для дальнейшего восстановления, и с абсолютно здоровыми – для предупреждения патологии.

Источником невроза у детей часто являются психологические травмы, которые потом теряются в глубинах подсознания и дети даже не помнят о них, но проблема остается и приводит к навязчивым состояниям.

Поэтому нужно с особой внимательностью отследить травмирующие факторы, и постараться не допускать их влияния на еще не сформировавшуюся детскую психику.

Чтобы научить ребенка без ущерба справляться со стрессом в сложных ситуациях, родителям нужно развивать и воспитывать его с рождения, прививая умения и навыки:

  • преодоления трудностей и опасностей;
  • выдержки и терпения;
  • настойчивости и трудолюбия.

Уже в раннем детстве малыша следует приучать к опрятности и аккуратности, выполнению гигиенических правил, систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Психологические нюансы профилактики:

  1. Похвала – тонкий инструмент воспитания, необходимо использовать его взвешенно и адекватно достижениям ребенка. Недопустимы как чрезмерная восторженность, и, как следствие, постоянное ожидание ребенком восторгов от окружающих, неуверенность и обиды в случае отсутствия похвал, так и отсутствие реакции или принижение успехов ребенка.
  2. Нельзя постоянно дергать детей, напоминая об их недостатках, и требовать безупречного послушания – так ребенок станет ведомым, замкнутым и безынициативным, напряженно ожидающим подсказок и замечаний от взрослых.
  3. Запреты и ограничения следует использовать в случае реальной потребности в их введении и с обязательным объяснением ребенку причин и необходимости таких мер.
  4. Крайне важный момент – своевременное установление и поддержание близкого эмоционального контакта с ребенком, создание доверительных отношений с ним. Возможность в любое время обратиться к родителям с мучающим вопросом, от трудностей в выполнении домашнего задания до сложностей первой влюбленности, даст возможность разрешить его до возникновения глубоких проблем и не допустить продолжительного стресса и ушедших «вглубь» негативных эмоций.

Помните: первоосновой и залогом здоровой психики у детей является эмоциональное благополучие, доброжелательная обстановка и атмосфера в семье.

Такие повторяющиеся мысли (навязчивые идеи, или обсессии) и действия (компульсивные побуждения) не поддаются контролю, могут мешать нормальной жизни и в конечном счете нарушать нормальную жизнь семьи. Примерно у одной трети или даже половины всех детей, которых затронуло заболевание, обсессивно-компульсивные нарушения начинают проявляться в детстве и подростковом возрасте.

Дети с поведением навязчивого невроза могут слишком усердно мыть руки или чистить зубы. Они могут довести себя до состояния постоянной перепроверки своих действий, чтобы убедиться, что с утра они положили в сумку выполненное домашнее задание или обед. Они могут проделывать несколько раз определенный ритуал, возможно, входить и выходить из комнаты определенное количество раз. Они могут дотошно наводить порядок на рабочем столе, а после этого заново переставлять все предметы либо испытывать беспокойства, связанные с микробами, грязью, преступлениями, насилием, болезнью или смертью, в чрезмерно драматической форме.

Один врач лечил ребенка с навязчивым неврозом, которого мучили мысли о разрушительном торнадо. С 6 лет этот ребенок проверял синоптические карты по телевизору и постоянно спрашивал мать, не слышала ли она каких-либо предупреждений о надвигающемся торнадо.

Обсессивно-компульсивное поведение восьмилетнего мальчика начало проявляться в виде частого мытья рук и вскоре обострилось до постоянного чувства страха вероятности пожара или несчастного случая. По 6-8 часов в день он проверял электрические розетки и выключатели света в доме, постоянно мыл руки со щеткой и проявлял другие признаки навязчивого поведения.

Даже в раннем возрасте такие дети зачастую осознают, что их поведение кажется странным, но если они начинают пытаться контролировать его, как правило, их охватывает чувство сильного беспокойства, и они возвращаются к своим прежним привычкам, чтобы почувствовать облегчение. Осознавая, что их поведение отличается от других, такие дети обычно стараются скрыть его от членов семьи и друзей. У многих детей такое странное поведение продолжается в течение многих месяцев, прежде чем кто-либо заметит их странности.

Почему эти дети без конца выполняют одни и те же действия? Большинство детей на этот вопрос отвечают, что они просто не знают, зачем это делают. Специалисты, исследующие причины синдрома навязчивых состояний, описывают их как нейробиологические нарушения, которые зачастую встречаются среди членов одной семьи.

Симптомы и признаки синдрома навязчивых состояний

  • навязчивые действия: навязчивое мытье рук, контролируемые действия, повторение определенных движений;
  • мысли: навязчивые страхи, руминация (умственная жвачка), повторный ход мыслей.

Возможно усиление проявлений вплоть до навязчивых ритуалов.

Значительное отрицательное влияние на повседневную жизнь пациента.

Клинические проявления пациент воспринимает как нелепость, но в некоторых случаях пациент бывает не в состоянии подавить навязчивые действия или мысли.

Методика лечения синдрома навязчивых состояний

Если у вашего ребенка проявляется компульсивное поведение, поговорите с педиатром, который может направить вас к детскому психиатру или психологу. Терапия поведения действует эффективно в отношении многих детей, зачастую уменьшая их восприимчивость к традиционным действиям. К примеру, ребенку, которого слишком сильно беспокоит грязь или он испытывает к ней неприязнь, который моет руки помногу раз в день, могут нанести на руки грязь и не дать возможности сразу же помыть их. Сначала ребенка это сильно напугает и ему сложно будет с этим справиться. Но в конечном счете он осознает, что худшие его страхи не столь губительны, как ему казалось, и что он вполне может обойтись и нерегулярным мытьем рук. Десенсибилизация - специализированная методика, которая должна проводиться только квалифицированным профессионалом в области психического здоровья.

Врач также поможет взглянуть на страхи ребенка в перспективе («Торнадо происходят здесь не чаще, чем каждые 30 лет или около того, и ни разу оно не было слишком сильным; твое беспокойство не стоит того, что на самом деле может произойти»).

Специалисты пришли к выводу, что такой класс лекарственных препаратов, как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, помогают уменьшить симптомы заболевания. Эти и другие лекарственные средства являются важной частью современного подхода лечения. Как и другие психотропные препараты, эти лекарственные средства должны выписываться только для лечения соответствующих симптомов и требуют пристального наблюдения детского психиатра или педиатра, который знаком с этими препаратами и их потенциально серьезными побочными действиями.

Поведенческая терапия: изучение методов уклонения, негативные упражнения, контроль мыслей, систематическая десенсибилизация, конфронтация и недопущение определенных реакций.

Терапевтические беседы: обеспечивают доступ к собственному чувственному миру, выявляют агрессивные компоненты навязчивостей, обучают стратегиям преодоления, показывают значение навязчивостей как действий, уменьшающих страх.

Медикаментозное лечение: антидепрессанты, в частности флувоксамин (феварин), сульпирид.

Навязчивый невроз часто встречается у детей разных возрастных групп. Неокрепшая детская психика не может успешно бороться с тревожащими факторами. В настоящее время жизнь насыщена разными событиями, несет много информации, что может способствовать возникновению хронического стресса как у взрослых, так и у малышей. Невроз навязчивых состояний у детей чаще проявляется в виде невроза навязчивых движений.

Навязчивый невроз может встречаться у детей разного возраста

Успешно вылечить невроз невозможно, не установив вызвавшие его негативные факторы . Считается, что развитие невроза у детей обусловливают три основных причины.

Психологические, характеризующиеся недостаточной слаженностью процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга, а также особенностями темперамента малыша:

  • Если ребенок является холериком, то ему противопоказаны ограничения, которые препятствуют двигательной активности и свободному проявлению эмоций. Это может привести к тому, что он станет еще сильнее проявлять свою активность. Все это может способствовать развитию невроза.
  • Если ваше чадо — флегматик, то попытки ускорить его действия также могут привести к развитию невроза. При этом малыш еще больше замедлит свои действия, станет замкнутым, упрямым.
  • Развитию невроза навязчивых движений могут способствовать обстоятельства, травмирующие психику малыша.

Биологические причины: наследственная предрасположенность, перенесенные заболевания, недостаточная продолжительность сна, умственное и физическое перенапряжение.

Социальные причины такие, как:

Иногда эти движения приобретают форму причудливых ритуалов, Дети могут обходить встречающиеся предметы лишь справа или слева. Бывают случаи, когда «малой» перед сном начинает прыгать и при этом делать определенное количество прыжков. Этим он защищает себя от страха оказаться в темноте.

Существует множество и других навязчивых движений, которые логически невозможно объяснить, и с повторением которых сами дети не в состоянии справиться. Такие движения без соответствующего лечения не исчезают.

Наряду с этим невроз почти всегда сопровождается плохим аппетитом, снижением работоспособности, бессонницей, плаксивостью. Над ребенком с неврозом навязчивых движений ровесники часто подтрунивают, а это еще больше травмирует психику малыша.

Лечение

Невроз навязчивых движений у детей нельзя оставлять без соответствующего лечения . Перед обращением к врачу родителям рекомендуется присмотреться к своему малышу и попытаться определить причину необычного поведения. В случае, когда ее выяснить не удается, то надо необходимо привести его к психологу, иногда требуется помощь психотерапевта.

Лечением невроза должен заниматься психотерапевт

Используются следующие методы лечения:

Поведенческая терапия

Считается основным методом лечения, особенностями которой являются:

  • обучение умению избавляться от внутренней тревоги, что помогает отвыкнуть от навязчивых действий;
  • создание ситуации, в которых малыш под контролем психолога встречается с тем, что его пугает – это помогает ликвидировать тревожное состояние и отдалить обострение болезни;
  • взаимодействие психотерапевта во время лечения с родителями малыша для того, чтобы определить источник тревоги и устранить его, а также целью улучшения семейных взаимоотношений, исправления методов воспитания;
  • бывают случаи, когда дети с симптомами невроза не представляют, как выполняются те или иные действия в норме — разрешению этой проблемы могут способствовать наглядные примеры матери и отца, учителя, ровесников.

Медикаментозное лечение

При очень запущенных случаях невроза навязчивых движений у детей потребуется лечение с помощью лекарств, обладающих успокаивающим и антидепрессивным действием таких, как:

  • персен;
  • циннаризин;
  • мильгамма;
  • пантогам;
  • глицин;
  • сонапакс;
  • аспаркам.

Эти препараты назначает врач. Самостоятельно их применять нельзя, поскольку они по-разному проявляют свое действие на центральную нервную систему.

Лечение народными средствами

При лечении детского невроза навязчивых движений народные средства используется в дополнение к основной терапии. Необходима консультация врача. Успокоительным действием обладают:

Отвары из пустырника, валерианы, мелиссы .

Настой из овсяных зерен . Его готовят таким образом: надо взять полкилограмма сырья, промыть, затем залить одним литром воды. Кипятить на небольшом огне до того момента, как зерна наполовину сварятся. После этого настой процедить и положить чайную ложку меда. Давать малышу по 1 стакану ежедневно.

Медовая вода . Для ее приготовления надо размешать столовую ложку меда в стакане теплой воды. Давать ребенку пить перед тем, как он ложится спать. Избавляет от бессонницы, снимает раздражительность.

Хорошо помогает принятие ванн перед сном с добавлением мяты, лаванды, морской соли.

Проводить мероприятия, способствующие оздоровлению:

  • больше бывать с ним на природе;
  • летом давать малышу бегать босиком;
  • включать музыку — пусть он танцует;
  • чаще давать бумагу, карандаши, краски, чтобы больше рисовал;
  • читать сказки перед сном, что очень отвлекает от негативных мыслей;
  • устраивать праздники для ребенка – они приносят радость и гасят тревогу;
  • готовить совместно с малышом какое-нибудь кушанье, которое он любит.

Все это очень помогает ему выплеснуть негативную энергию.

Особенности поведения родителей при навязчивом неврозе:

  • необходимо больше времени и внимания уделять вашему чаду;
  • стараться узнать, что тревожит малыша, и постараться это ликвидировать;
  • нельзя упрекать за навязчивые движения, вместо этого надо поговорить с ним о тревожащей ситуации;
  • никогда не ругать за навязчивые движения;
  • стараться мягко ограничить время пользования компьютером и просмотра телевизора, переключить внимание малыша на какое-нибудь другое интересное занятие.

Профилактика невроза навязчивых движений

Меры по предупреждению возникновения невроза надо проводить как со здоровыми детьми, так и с ребятами, вылечившимися от невроза. Дети могут не помнить о психологических травмах, которые явились причиной развития патологического процесса. Но в подсознании они остаются и приводят к навязчивым состояниям.

Поэтому очень важным является выявление негативных факторов и их своевременное устранение. У малыша психика не такая, как у взрослых – она еще не сформировалась, и детям очень сложно противостоять тревожащим ситуациям.

В связи с этим его надо учить справляться со стрессом. Это достигается правильным воспитанием малыша с самого рождения:

  1. Необходимо прививать ему такие качества, как умение преодолевать трудности, не паниковать при опасности, учить терпению и выдержке.
  2. С раннего детства надо учить малыша выполнять правила гигиены, быть аккуратным, опрятным — это должно стать его привычкой.
  3. Необходимо воспитывать ребенка настойчивым и трудолюбивым.
  4. Приучать к занятиям физкультурой, спортом.

Если малыш усвоит указанные качества, то это будет его защитой от стрессов и связанных с ним болезненных расстройств нервной системы.

Необходимо приучать ребенка к занятиям физкультурой

Некоторые особенности профилактики неврозов

Родители, учителя должны правильно контактировать со своим чадом:

  1. Необходимо создавать доверительные отношения для того, чтобы малыш мог всегда обратиться к родителям с любым вопросом. Это будет препятствовать возникновению продолжительного стресса.
  2. Хвалить ребенка надо адекватно его достижениям, поскольку чрезмерно восторженное отношение приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать похвалы, и в случае ее отсутствия станет обижаться. Принижать успехи также нельзя.
  3. Если его надо в чем-то ограничить или вообще запретить что-то делать, необходимо обязательно объяснить ему причины этого.
  4. Чтобы малыш не стал безынициативным, нельзя все время напоминать ему о недостатках.

Комаровский о неврозе навязчивых движений у детей

Е.О.Комаровский – известный педиатр, писатель, имеет богатый опыт работы. Наиболее известной является его книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». У Комаровского есть большое достоинство – умение доступно объяснить любой маме, как сохранить здоровье ребенка, данное от природы.

Основные принципы Комаровского очень простые:

  • одевать ребенка по погоде;
  • играть с ним в подвижные игры на свежем воздухе, что способствует появлению хорошего аппетита;
  • если малыш не хочет есть – не заставлять его;
  • закалять ребенка, чаще гулять с ним на свежем воздухе;
  • поддерживать дома температуру не больше 22 градусов.

По мнению доктора Комаровского, невроз навязчивых движений представляет собой расстройство психической деятельности и не является болезнью. Никаких органических изменений при нем не наблюдается. Основная причина развития невроза — травмирующий психику ребенка фактор . Навязчивые движения являются обратимым расстройством, и при ликвидации негативных воздействий состояние малыша нормализуется.

Эмоциональное благополучие важно для психического здоровья ребенка

Если родители своевременно установят, что тревожит их ребенка, и устранят эти факторы, навязчивые движения могут прекратиться. Однако это сложная задача, поэтому в любом случае надо обязательно обращаться к детскому психиатру.

Необходимо постоянно помнить, что здоровая психика у ребенка напрямую связана с доброжелательной обстановкой и эмоциональным благополучием в семье.

Данные виды патологии всегда связаны с эмоциональным состоянием ребенка и являются нарушением нервной системы.

Спровоцировать неврозы могут не только ярко выраженные факторы, но и ситуации, которые взрослые могут посчитать незначительными.

Терапия таких состояний зависит от индивидуальной клинической картины состояния здоровья ребенка и стадии прогрессирования патологии. О лечении неврозов навязчивых движений у детей поговорим в статье.

Описание и характеристика

Невроз представляет собой собирательное название группы заболеваний, сопровождающихся расстройствами психического плана .

Патологический процесс нарушает соматическую нервную систему, вызывает вегетативные дисфункции и проблемы эмоциональной этиологии.

Заболевание имеет обратимый характер и может развиваться на фоне чрезмерных переживаний, длительного чувства тревоги, повышенной утомляемости и иных факторов, негативно воздействующих на психику.

Откуда берутся?

Причинами возникновения неврозов у детей могут стать многочисленные внутренние и внешние факторы.

Провоцируют патологию атмосфера, в которой воспитывается ребенок, пережитые стрессовые ситуации и некоторых врожденные нарушения, связанные с работоспособностью нервной системы.

Самой распространенной причиной неврозов считаются психологические травмы, возникающие однократно или регулярно.

Последствия негативного воздействия такого фактора закрепляются у ребенка на длительный срок и становятся причиной возникновения специфической реакции не только на раздражитель, но и независимо от него.

Причинами развития неврозов могут стать следующие факторы:


Какие бывают?

В медицинской практике неврозы подразделяются на множество разновидностей, но в детском возрасте может возникать только часть из них.

Большинство болезней обладает характерными симптомами, но в некоторых случаях их признаки могут напоминать плохие привычки .

Например, отдельной разновидностью неврозов являются привычные патологические действия.

В данном случае ребенок может раскачивать туловище при засыпании или в любое другое время, покусывать кончики пальцев, раздражать руками половые органы, грызть ногти или постоянно перебирать волосы.

Виды неврозов, чаще всего встречающихся в детском возрасте:

  1. Невроз тревоги или страха (ребенок может бояться оставаться один, испытывать страх темноты, в некоторых случаях данные состояния сопровождаются нарушением сознания и возникновением галлюцинаций).
  2. Неврастения или невроз (заболевание чаще всего встречается у подростков или детей школьного возраста, сопровождается патология чрезмерной утомляемостью, раздражительностью и нарушением сна у ребенка).
  3. Невротический энкопрез (заболевание диагностируется в большинстве случае у мальчиков дошкольного и школьного возраста, сопровождается заболевание непроизвольными испражнениями).
  4. Невротический энурез (психические расстройства сопровождаются непроизвольным , которое в большинстве случаев возникает преимущественно в ночное время суток).
  5. Нервная (данная патология относится к числу неврозов, связанных с критичным нарушением аппетита у детей, спровоцировать такое состояние могут не только психологические факторы, но и чрезмерное кормление малыша в грудном возрасте).
  6. Невротическое (заболевание начинает проявляться в процессе развития речи ребенка, причиной его возникновения могут быть многочисленные внешние и внутренние факторы).
  7. Ипохондрический невроз (заболевание чаще всего диагностируется у подростков, проявляется патология в виде страха определенных заболеваний и чрезмерной обеспокоенностью ребенка собственным здоровьем).
  8. Невротические тики (патология может проявиться в любом возрасте, но в группе риска находятся мальчики дошкольного возраста).
  9. Нарушение сна невротического типа (заболевание сопровождается бессонницей, разговорами во сне, лунатизмом и другими состояниями).

Особенности невроза навязчивых движений

Невроз навязчивых состояний в большинстве случаев выявляется у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Сопровождается такое состояние различными видами фобий, нарушением движений, повышенной возбудимостью, вегетативными и сенсорными расстройствами.

Особенностью данного заболевания является сочетание страхов с определенными двигательными отклонениями.

При возникновении страха ребенок может осуществлять следующие действия :

  • покашливание;
  • моргание глазами;
  • имитация насморка;
  • кивание головой;
  • причмокивание;
  • щелканье пальцами;
  • накручивание волос на палец.

Симптомы и признаки

Проявление невроза у ребенка зависит от формы и стадии заболевания. Для каждой из разновидностей характерны определенные признаки .

При возникновении нескольких тревожных симптомов необходимо в кратчайшие сроки провести обследование и установить причину появившихся психоэмоциональных нарушений.

Благодаря своевременной диагностике невроза увеличиваются шансы на полное выздоровление маленького пациента.

Симптомами невроза у детей могут быть следующие состояния:


Диагностика и исследования

Диагностика неврозов у детей затруднена из-за особенностей эмоционального состояния пациентов данной возрастной категории. На протяжении длительного времени родители могут принимать признаки данного заболевания за капризы ребенка.

Данный фактор становится причиной не только поздней диагностики болезни, но и затруднения его терапии.

При наличии подозрений на невроз специалисты назначают комплексное обследование маленькому пациенту, которое включает в себя различные процедуры и дополнительную консультацию у профильных врачей.

При диагностике невроза у детей используются следующие процедуры:

  • осмотр ребенка логопедом, неврологом и педиатром;
  • консультация психиатра, детского психолога и психотерапевта;
  • психологический анализ жизни ребенка;
  • анализ рисунков;
  • оценка общего состояния здоровья;
  • проведение беседы с родителями.

Чем опасны?

Неврозы не относятся к числу смертельно опасных заболеваний, но увеличивают риск летального исхода ребенка по причине его нестабильной психики .

Главными последствиями заболеваний этой группы является серьезное нарушение адаптационных свойств и депрессивных состояний. В детском возрасте неврозы могут проявляться в виде раздражительности или страхов.

Постепенно данные состояния будет обостряться . Во взрослом возрасте они превратятся в фобии и могут стать причиной чрезмерной агрессии по отношению к окружающим.

Методы лечения

Как лечить невроз у детей? Терапия неврозов подразумевает сочетание нескольких методик. Ребенку обязательно назначаются занятия с психологом . На основании клинической картины состояния здоровья маленького пациента, специалист подбирает определенные методы лечения.

Медикаментозная терапия в большинстве случаев подразумевает прием общеукрепляющих препаратов, но при наличии некоторых диагнозов специалисты используют сильнодействующие медикаменты.

Дополнить курс можно народной медициной.

Психотерапия

Лечение неврозов с помощью приемов психотерапии показывает хорошие результаты . Схема терапии подбирается в индивидуальном порядке. В некоторых случаях психологи проводят сеансы не только с маленькими пациентами, но и их родителями.

Такая необходимость возникает, если врач выявляется причины невроза у малыша, связанные с его воспитанием или социальными факторами. Длительность лечения зависит от индивидуальной клинической картины состояния здоровья ребенка.

Психологи используют следующие методики при лечении неврозов у детей:

  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • аутогенная тренировка;
  • арт-терапия;
  • гипноз;
  • групповые занятия для улучшения коммуникабельности ребенка.

Препараты

Медикаментозная терапия неврозов должна проводиться только под контролем специалиста. Некоторые препараты при неправильном их применении могут снизить эффективность других методов лечения, которые применяются к ребенку.

Например, антидепрессанты не назначаются при наличии возможности контролировать состояние малыша с помощью занятий с психологом.

Транквилизаторы используются только при запущенных стадиях неврозов.

При неврозах ребенку могут быть назначены следующие препараты :

  • средства из категории фитопрепаратов (настойка валерианы, добавление в ванну при купании успокаивающих масел и настоек);
  • препараты для общего укрепления детского организма (витаминные комплексы, средства на основе калия и кальция, витамины С и В);
  • средства группы антидепрессантов (Сонапакс, Элениум);
  • транквилизаторы (Седуксен, Триоксазин);
  • ноотропные препараты (Ноотропил, Пирацетам).

Народные средства

Использование народных средств при лечении неврозов у детей необходимо согласовывать с врачом. При подборе рецептов альтернативной медицины важно исключать наличие у малыша аллергии или пищевой непереносимости отдельных компонентов.

В качестве основного способа лечения неврозов народные средства не используются. Главной целью их применения является дополнительное благоприятное воздействие на психическое состояние маленького пациента.

Примеры народных средств, используемых при лечении неврозов:


Дополнительная терапия

При лечении неврозов у детей хорошими результатами обладают такие приемы, как терапия с помощью животных , игротерапия и сказкотерапия . В первом случае контакт с кошками, собаками, лошадьми или дельфинами оказывает благоприятное воздействие на психику малыша.

Животные способны выработать у ребенка определенные качества, желание заботится о них и как следствие — повышение их самооценки. Методы игры и сказок обладают аналогичными свойствами.

Дополнительно при лечении неврозов могут использоваться следующие процедуры :

  • гипноз;
  • электрофорез;
  • электросон.

Поведение родителей

Лечение неврозов у детей может занимать длительное время. Эффективность терапии во многом зависит от поведения родителей.

Если предписания врачей выполняются, но ошибки в воспитании не будут исправлены, то облегчение состояния маленького пациента произойдет лишь на время. Устранение невроза любого типа — совместный труд врачей и родителей .


Профилактика

В большинстве случаев причины неврозов заключаются в ошибках родителей при воспитании детей или создании для них определенных условий жизни .

Профилактика данной патологии подразумевает конкретные действия со стороны взрослых. Родители должны осознавать степень ответственности и контролировать собственное поведение.

Частые ссоры в семье, постоянные наказания детей или занижение их самооценки являются распространенными причинами неврозов, но спровоцировать их может и чрезмерная опека малышей.

Мерами профилактики неврозов у детей являются следующие рекомендации:

  1. Исключение чрезмерной опеки ребенка и навязывания ему собственных страхов.
  2. При наличии подозрений на развитие у ребенка любой формы невроза, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к врачу.
  3. Своевременное и полноценное лечение соматических заболеваний у детей.
  4. Предотвращение чрезмерной умственной и физической нагрузки, не соответствующей возрасту ребенка.
  5. Выработка у ребенка терпения и выдержки с самого раннего возраста.
  6. Воспитание ребенка в спокойной атмосфере и благоприятных жилищных условиях.
  7. Тщательное продумывание тактики воспитания ребенка (исключение агрессивности, чрезмерных наказаний и снижения самооценки малыша с самого раннего возраста).

Большинство неврозов в детском возрасте удается излечить, но только при наличии своевременной диагностики и комплексного лечения недуга под контролем специалистов. Чем раньше родители проведут обследование, тем больше будет шансов на благоприятные прогнозы.

Неврозы гораздо легче предотвратить, чем устранять, поэтому родителям необходимо создавать для детей максимально комфортные условия жизни. В противном случае имеющаяся патология останется неизлеченной и приведет к осложнениям.

Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

У детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают расстройства центральной нервной деятельности, к которым приводят длительные стрессы, возникающие на фоне конфликтов в детском коллективе или в кругу семьи. Под синдромом навязчивых движений подразумевается патологическое состояние, для которого характерны повторяющиеся непроизвольные движения, которые ребёнок не может контролировать.

У некоторых малышей эти движения могут нести кратковременный характер, а для некоторых они переходят в разряд привычки. Если родители малыша дошкольного и младшего школьного возраста столкнулись с данным синдромом, им стоит ознакомиться с потенциальными факторами возникновения патологии, а также методами борьбы с нервным расстройством.

Причины и группа риска

В группу риска по заболеваемости данным синдромом попадают те малыши, которые ежедневно подвергаются воздействию стрессов разной степени интенсивности. Так как организм каждого малыша индивидуален, последствия пережитого малышом нервного потрясения могут иметь непредвиденный характер.

Кроме того, у детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается незрелость нервной системы, в результате чего малыш не способен в полной мере справляться с отрицательным эмоциональным ударом. В качестве основных причин формирования данного синдрома у детей относят:

  1. Психологические травмы различного генеза. Даже в том случае, если сложившаяся ситуация не является проблемой для взрослого человека, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста она может перейти в настоящую психологическую драму. Медицинские специалисты выделяют закономерность между развитием синдрома и склонностью малыша к истерическому поведению или депрессивным состояниям. На психоэмоциональное состояние ребенка в любом возрасте оказывает влияние обстановка в кругу семьи, поэтому родителям необходимо позаботиться о создании комфортного психологического микроклимата;
  2. Еще одной потенциальной причиной возникновения данного неврологического расстройства в детском возрасте является резкая смена жизненного распорядка или окружающей обстановки. Расстройство нервной деятельности нередко возникает при смене дошкольного учреждения или школы, а также при переезде в новое жилище. К такому состоянию предрасположены избалованные малыши, которые редко слышат от родителей слово “нет”;
  3. Наследственная предрасположенность к заболеваниям нервной системы или психики играет не последнюю роль в вопросе появления данного синдрома у ребенка. Если один из родителей имел в детстве расстройство психоэмоциональной деятельности, то с определенной долей вероятности аналогичная проблема постигнет ребёнка.

Симптомы

В силу отсутствия знаний и опыта многие родители затрудняются в распознавании синдрома у ребенка. Кроме того, неопытный родитель может принять данное состояние за проявление других соматических патологий. Одним из заболеваний, с которым часто путают данный синдром, является так называемый нервный тик, который представляет собой непроизвольное сокращение мышечных волокон. Этот симптом легко заметить при подергивании мимической мускулатуры у ребенка, к тому же он не зависит от психологического состояния ребенка.

Если малыш испытывает психоэмоциональный дискомфорт, то о развитии синдрома навязчивых движений говорят такие признаки:

  • Частое моргание;
  • Привычка грызть ногти;
  • Скрежет зубами;
  • Привычка щелкать пальцами;
  • Подергивание верхней или нижней губой;
  • Частое поворачивание головы;
  • Накручивание волос на палец, ручку или карандаш;
  • Беспричинное покашливание;
  • Причмокивание;
  • Осуществление взмахов кистями рук.

Вдобавок ребёнок может иметь привычку выдергивать волосы у себя на голове, дуть на руки перед тем как сесть за стол, а также совершать другие непроизвольные движения. Главным отличительным признаком данного синдрома от других неврологических расстройств является поминутное регулярное повторение одного из перечисленных движений. Игнорирование данных симптомов может привести к травматизации ребенка, порче одежды или имущества.

Лечение

Перед тем как обратиться к медицинскому специалисту за квалифицированной помощью, родителям малыша следует понаблюдать за ребёнком и удостовериться в том, что малыш страдает именно синдромом навязчивых движений. Если психоэмоциональное состояние ребенка связано с теми или иными проблемами в кругу семьи, то родителям необходимо создать для малыша максимально комфортные психологические условия.

После того как ребёнок будет обследован у детского психиатра и получит консультацию психолога, ему будет назначена соответствующая медикаментозная терапия, в состав которой входят антидепрессанты и седативные препараты.

Родителям ребенка категорически запрещено практиковать самостоятельный подбор препаратов и схем лечения малыша, так как подобные эксперименты приведут к ухудшению общего самочувствия и развитию дополнительных заболеваний. В ходе подбора лекарственной терапии медицинские специалисты стараются выбирать те группы и наименования лекарственных средств, которые не будут вызывать у ребенка апатию и сонливость.

В список часто используемых лекарственных средств при синдроме навязчивых движений входят такие медикаменты:

  • Глицин;
  • Сонапакс;
  • Циннаризин;
  • Пантогам;
  • Аспаркам;
  • Персен;
  • Мильгамма.

Перечисленные медикаменты мягко воздействуют на организм ребенка, восстанавливая работу центральной нервной системы и нормализуя баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Препараты из группы антидепрессантов используются при тяжелом течении синдрома навязчивых движений. Принимать их можно только с назначения врача. В начальной стадии развития неврологических расстройств ребенку показаны занятия с психологом, нормализация образа жизни и питания, а также коррекция окружающего эмоционального фона.

Помочь справиться с хроническим нервным напряжением ребенку дошкольного и младшего школьного возраста можно и в домашних условиях, если речь идет о начальной стадии синдрома навязчивых движений. С этой целью нужно воспользоваться такими советами:

  • Для нормализации психоэмоционального состояния и улучшения сна ежедневно давать ребенку на ночь 1 ст. л. меда, предварительно растворенного в 250 мл теплой воды. А как наладить сон грудного ребенка до года, вы узнаете в статье по ссылке ;
  • В равных частях необходимо смешать траву пустырника, корни валерианы, траву мелиссы, плоды боярышника и цветки календулы. 1 ст. л. ложку полученной смеси заливают 300 мл кипятка и настаивают в термосе в течение 2 часов. Готовое средство процеживают и дают ребёнку по 1 ст. л. 3 раза в день независимо от приема пищи;
  • Успокоиться перед сном помогает теплая ванна с добавлением отвара мяты и лаванды. Также можно использовать хвою и сделать . Готовые сборы для приготовления добавок к ваннам можно приобрести в аптечных отделениях или фитоаптеках.

Детям, склонным к эмоциональной неустойчивости, необходимы занятия спортом, рисованием, лепкой из глины, танцами и другими видами активной деятельности.