Правильное питание и предупреждение избыточного веса у школьника. Научный проект "проблемы лишнего веса у детей"

Избыточное питание (тем более ожирение), возникнув в дошкольном возрасте, сохраняется и у школьников. В особенности ожирение снижает двигательную активность, физическую и умственную работоспособность, нарушает функцию органов, например, сердца и печени. Создает благоприятный фон для возникновения некоторых болезней (диабет).
Полнота (избыточное питание) – это не признак здоровья, как ошибочно думают некоторые родители. Избыточное питание порождает обменные нарушения в организме ребенка, облегчая возникновение ряда заболеваний.
Основными причинами такого расстройства гармоничного развития ребенка школьного возраста, как ожирение, являются употребление чрезмерно калорийной пищи (за счет углеводов и жиров) и недостаточная двигательная активность, в результате которой энергетические затраты организма снижаются. Наследственный фактор, как причина ожирения, играет даже меньшую роль по сравнению с двумя выше названными факторами.
В период подготовки ребенка к школе необходимо устранить избыточность питания. Уменьшить его полноту, хотя бы до верхней границы нормальной по возрасту массы тела (веса). Это достигается путем диеты, ограничивающей калорийность потребляемой пищи и усилением двигательной активности. В диету включаются молоко и молочнокислые продукты, нежирное мясо, рыба, творог, в равных соотношениях, животные и растительные масла, кроме того, овощи: капуста, морковь, огурцы, тыква, помидоры, свекла, репа, умеренное количество картофеля, а также фрукты и ржаной хлеб (не более 300 г. в день). Исключается белый хлеб, сдобные, мучные и кондитерские изделия, сахар, мед.
Питание детей 5-разовое, употребление не должно превышать возрастные нормы. Снижается количество жиров, в основном животного происхождения, а растительных жиров меню должно содержать 15-25 гр. в день.
В комплексном лечении ожирения большую роль играет как общая, так и лечебная физическая культура. Физическая культура повышает расход энергии за счет усиления распада жировых веществ, улучшает работоспособность ребенка. При организации занятий физической культурой обращают внимание на упражнения для крупных мышц и мышц брюшного пресса. В комплекс физических упражнений включаются ходьба и бег. Интенсивность и длительность физических упражнений увеличивают постепенно. Широко используются плавание, спортивные игры, учитывающие возраст и пол ребенка.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Видео:

Полезно:

Статьи по теме:

  1. Вопрос ожирения с возрастом встает особенно остро, когда человек переходит на размеренный образ жизни. Кроме...
  2. Ожирение родителей является преобладающим фактором риска ожирения детей. Семейные факторы, включая социально-экономический статус, играют важную...
  3. Проблема избыточного веса В последнее время появилось очень много людей, борющихся с лишним весом. На...

Врачи не устают повторять, что ожирение - настоящая война, где только один враг, но при этом бесчисленное количество жертв. Данная проблема современности усугубляется тем, что на «поле боя» оказываются дети.

Согласно статистике, в США каждый второй ребёнок страдает избыточным весом, каждый пятый - ожирением. В странах Западной Европы эти цифры меньше, но они неуклонно растут. Заболевание уже выходит за рамки наследственной предрасположенности. Всё чаще среди основных причин называется гиподинамия и злоупотребление фастфудами и трансжирами.

Причины

Как и у взрослых, ожирение у детей трудно поддаётся лечению. Для того, чтобы терапия была успешной, необходимо сначала выяснить причины заболевания. Для этого врачи собирают анамнез и проводят всевозможные лабораторные исследования.

К наиболее распространённым факторам, провоцирующим избыточный вес, относят:

  • избыточное поступление калорий;
  • гиподинамия;
  • наследственная предрасположенность;
  • нарушение обмена веществ;
  • опухоль гипоталамуса, гемобластоз, травмы черепа;
  • нейроэндокринные заболевания: гиперкортицизм, гипотиреоз;
  • недосыпание;
  • отсутствие режима дня;
  • длительный приём глюкокортикоидов, антидепрессантов;
  • генные мутации;
  • хромосомные и другие генетические синдромы: Прадера-Вилли, Альстрема, Кохена, хрупкой Х-хромосомы, Дауна, псевдогипопаратиреоз.

Все эти факторы риска нужно своевременно выявить, чтобы начать необходимое лечение. К сожалению, родители зачастую тянут до последнего, пока ожирение первой степени не обернётся третьей со всеми осложнениями и последствиями для жизни и здоровья.

Симптомы

Клиническая картина заболевания тесно связана с возрастными особенностями ребёнка. Так что на отдельных этапах его жизни симптоматика может быть разной. Как правило, признаки ожирения развиваются по нарастающей, т. е. проявляются с каждым этапом всё ярче.

Дошкольный возраст:

  • избыточный вес;
  • сильные аллергические реакции;
  • дисбактериоз;
  • запоры.

Младший школьный возраст:

  • избыточный вес;
  • чрезмерное потоотделение;
  • одышка при ходьбе и физических нагрузках;
  • деформация фигуры из-за появления жировых складок в области живота, бёдер, ягодиц, рук и плечей;
  • повышенное давление.

Подростковый возраст:

  • ярко выраженные вышеописанные симптомы;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение менструального цикла у девушек;
  • головокружение, частые и сильные головные боли;
  • отёчность конечностей;
  • ноющая боль в суставах;
  • депрессивное, подавленное состояние;
  • осознанная изоляция от сверстников.

В подростковом возрасте заболевание выходит на новый уровень, охватывая не только физиологию, но и психологическое состояние ребёнка. Избыточный вес не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками. Нередко это приводит к дезадаптации, асоциальному поведению и даже аутизму.

Диагностика

Заметив у своего чада первые признаки заболевания, не нужно надеяться, что это временно, такое бывает у всех, всё это возрастное и скоро пройдёт. Нужно как можно быстрее обратиться к эндокринологу, который поставит правильный диагноз и даст соответствующие рекомендации.

Сбор анамнеза:

  • вес при рождении;
  • возраст начала ожирения;
  • динамика роста;
  • наличие сахарного диабета II типа и сердечно-сосудистых заболеваний;
  • неврологические жалобы: головные боли, проблемы со зрением;
  • психомоторное развитие;
  • рост и вес родителей.

Объективные данные:

  • андрогензависимая дермопатия: гирсутизм, жирная себорея, акне;
  • артериальное давление;
  • окружность талии;
  • распределение жировой клетчатки по частям тела;
  • рост;
  • стадия полового развития.

Лабораторная диагностика:

  • биохимический анализ крови;
  • липидограмма;
  • УЗИ печени для определения её ферментов;
  • глюкозотолерантный тест для определения инсулинорезистентности;
  • вот какие гормоны сдать нужно будет на анализы: тиреоидные, кортизол, АКТГ, лептин, паратгормон, проинсулин, пролактин, ЛГ, ФСГ, СССГ, тестостерон, антимюллеров гормон, СТГ;
  • суточный мониторинг артериального давления.

Инструментальные исследования:

  • биоимпедансометрия;
  • МРТ головного мозга;
  • офтальмологическое обследование;
  • полисомнография;
  • УЗИ брюшной полости;
  • ЭКГ, ЭХО-КГ.

Молекулярно-генетические исследования:

  • определение кариотипа;
  • поиск генных мутаций.

Консультации специалистов:

  • врач ЛФК;
  • гастроэнтеролог;
  • генетик;
  • гинеколог;
  • диетолог;
  • кардиолог;
  • невропатолог;
  • отоларинголог;
  • психолог;
  • эндокринолог.

Не нужно пугаться, что при подозрении на ожирение бедного ребёнка прогонят через все эти исследования и анализы. После сбора анамнеза врач сделает предположения, какие факторы стали причиной заболевания и назначит только те диагностические методы, которые необходимы для подтверждения диагноза.

Возрастные особенности

В связи с тем, что жировая ткань в организме формируется с разной интенсивностью, различают стадии детского ожирения, связанные с возрастными особенностями:

  • у детей до года происходит первое наращивание жировой ткани и ожирение не диагностируется;
  • 1-3 года - критический период, когда родители и родственники перекармливают малыша сладким - это первая стадия, когда могут проявиться симптомы заболевания;
  • 3-5 лет - рост жира стабилизируется, редко наблюдаются проблемы с весом;
  • 5-7 лет - вторая критическая стадия, характеризующаяся ростом жировых отложений;
  • 8-9 лет - у детей школьного возраста в начальных классах редко отмечаются проблемы с весом, так как активная жизнь, физкультура, уроки позволяют им расходовать достаточное количество калорий;
  • 10-11 лет - тоже относительно спокойный этап, но здесь родителям очень важно подготовить подростка к предстоящему половому созреванию и привить ему здоровые пищевые привычки;
  • 12-13 лет - именно в этом возрасте в подростковом организме происходят серьёзные гормональные изменения в связи с половым созреванием, что нередко становится толчком к набору лишних килограммов.

Зная критические периоды в жизни ребёнка, родители могут внимательнее отнестись к проблеме избыточного веса именно на данных этапах. Это позволит всё исправить на начальных стадиях, когда болезнь ещё не запущена.

Классификация

У медиков существует не одна классификация детского ожирения: по этиологии, последствиям, степеням и т. д. Чтобы родителям не блуждать в них, достаточно владеть минимальной информацией.

Во-первых, заболевание может быть:

  • первичным - обусловленным наследственностью и врождёнными патологиями;
  • вторичным - приобретённым вследствие неправильного питания и гиподинамии.

Во-вторых, есть специальная таблица, которая поможет определить ожирение у ребёнка по индексу массы тела (ИМТ), который рассчитывается по формуле:

I (ИМТ) = M (вес в килограммах) / H 2 (рост в метрах).

  • I степень

Небольшой избыточный вес у ребёнка не вызывает у родителей тревоги. Они даже радуются его прекрасному аппетиту и упитанным щёчкам. К диагнозам педиатров относятся несерьёзно, апеллируя всегда хорошим самочувствием своего чада. На самом деле ожирение 1 степени легко вылечить занятиями спортом и правильным питанием. Но из-за такого поведения взрослых это происходит крайне редко.

  • II степень

Болезнь постепенно прогрессирует, что приводит к ожирению 2 степени. На этом этапе появляются одышка и повышенная потливость. Дети мало двигаются и часто пребывают в плохом настроении. Начинаются проблемы с физкультурой в школе и социальной адаптацией в классе.

  • III степень

На данном этапе болезнь уже вовсю себя проявляет, так что её трудно не заметить. Начинают болеть суставы ног, повышается давление, колеблется уровень сахара в крови. Ребёнок становится неуравновешенным, раздражительным, впадает в депрессию.

Так что определить степень ожирения в домашних условиях могут и сами родители. Это позволит своевременно обратиться за врачебной помощью.

Норма и патологии

Кроме степеней, выявить избыточный вес позволит таблица по возрасту, где, согласно данным ВОЗ, собраны патологические значения массы тела. Для мальчиков и девочек параметры будут разные. К тому же их ещё надо корректировать в зависимости от роста.

Вес девочек 1-17 лет, согласно ВОЗ

Вес мальчиков 1-17 лет, согласно ВОЗ

Если ребёнок очень высокий, допускается чуть увеличить параметры, данные в таблице.

Лечение

Родителям и самому ребёнку придётся в обязательном порядке пройти «Школу ожирения». Так медики называют комплекс мероприятий по коррекции пищевого поведения и адекватной физической нагрузке. Это мотивационное обучение считается основой терапии. Именно там излагаются во всех подробностях клинические рекомендации для лечения патологии.

Питание

Прежде всего при детском ожирении назначается диетотерапия, составленная, согласно столу №8 Певзнера. Без неё лечить данное заболевание невозможно.

Специальная диета для детей с ожирением по Певзнеру рекомендует включать в их рацион следующие продукты в таком объёме:

  • хлеб (грубого помола или отрубной) - до 170 гр в день;
  • кисломолочные продукты до 1,5% жирности - 200 гр;
  • (минимум картофеля) - 220 гр;
  • курица, индейка, нежирное мясо и рыба - 180 гр;
  • , гречневая и ячменная каши - 200 гр;
  • овощи в неограниченном количестве, приготовленные любым способом;
  • несладкие фрукты- 400 гр;
  • чай, узвар, свежевыжатые соки - в любом количестве.

Примерное меню при ожирении 2 степени

При первой степени рацион можно разнообразить мёдом, более жирными молочными продуктами, сладкими фруктами, жареными блюдами. При 3 степени растительное масло и любые послабления в еде исключаются.

  • уменьшение размеров порций;
  • режим дробного 5-разового питания;
  • ужин - за 3 часа до сна;
  • обильное употребление обычной воды;
  • полное исключение фастфуда, чипсов, снеков, газировки.

Детские диетические блюда:

  • творожно-банановый десерт;
  • свекольно-морковная запеканка;
  • пастила из сухофруктов;
  • ленивый суп с фрикадельками;
  • мясное суфле;
  • творожные сырники;
  • куриные котлеты в пароварке и другие.

Рецепты

  • Мясные фрикадельки на пару

150 гр нежирной говядины очистить от сухожилий и плёнки, прокрутить 2-3 раза через мясорубку. Сварить столовую ложку риса, охладить, вмешать в фарш. Снова пропустить через мясорубку, добавить четверть отварного яйца и 5 гр сливочного масла. Всю массу взбить блендером. Скатать небольшие фрикадельки, выложить их на сковороду, тонко смазанную маслом, залить холодной водой, кипятить 10 мин.

  • Овощной суп

Нашинковать 2 небольшие и 2 стебля сельдерея. Измельчить луковицу. Смешать нарезанные овощи, добавить 100 гр белой фасоли, разрезанные на половинки 4 помидорки черри. Залить 500 мл овощного или куриного бульона. Варить после закипания полчаса. Приправить по вкусу морской солью. Перед подачей добавить немного нежирной сметаны.

  • Кексы

Измельчить в блендере 1 банан среднего размера и горсть миндаля. Смешать их с натёртой морковью. Добавить 200 гр овсяных хлопьев, 10 мл мёда, 20 мл лимонного сока. Заполнить получившейся массой формочки, поставить в морозильник. Через 2 часа переместить их в холодильник на час. Подавать к чаю.

Физические нагрузки

Не обходится лечение ожирения у детей и без адекватной физической активности. Она предполагает:

  • ежедневные занятия спортом не менее 1 часа (если больше - только приветствуется);
  • большую часть подобных занятий лучше посвятить ;
  • игры;
  • состязания;
  • поездки;
  • оздоровительные мероприятия;
  • различные комплексы .

Медикаментозное лечение

Из-за возрастных противопоказаний большинства препаратов медикаментозное лечение заболевания ограничено.

В определённых случаях, по показаниям специалистов, ребёнку могут назначить следующие лекарства:

  • Орлистат - разрешён с 12 лет, помогает жирам всасываться в тонком кишечнике;
  • - назначается с 10 лет при сахарном диабете II типа.

Применение таких препаратов, как Октреотид, Лептин, Сибутрамин, гормон роста, ограничивается клиническими и научными исследованиями и не рекомендуется для лечения детского ожирения.

Согласно исследованиям, диетология, физкультура и медикаментозная терапия имеют невысокую эффективность. В связи с этим в некоторых странах детское ожирение лечится хирургическими методами. Однако клинические испытания показали, что применение бариатрии у детей и подростков (если сравнивать с взрослыми) сопровождается многочисленными послеоперационными осложнениями, низкой комплаентностью, частыми рецидивами в наборе веса. В РФ проведение подобных операций для лечения ожирения у тех, кому меньше 18, запрещено.

Профилактика

Родители должны знать, в чём заключается профилактика детского ожирения:

  • полная информированность о правильном питании;
  • грудное вскармливание до 6 месяцев;
  • двигательная активность;
  • занятия спортом;
  • постоянный контроль над ИМТ, своевременное выявление малышей с этим показателем более 10 в возрасте 2-9 лет;
  • привитие здоровых пищевых привычек;
  • прогулки на свежем воздухе.

Если всё это претворять в жизнь с самого раннего возраста, у детей и подростков никогда не будет диагностировано ожирение.

Осложнения

Самое страшное во всём этом - чем грозит данная патология. К сожалению, родители не всегда представляют всю опасность заболевания. А между тем последствия могут быть самыми серьёзными - вплоть до летального исхода (при 3 степени).

Среди самых распространённых осложнений:

  • апноэ;
  • артериальная гипертензия;
  • гинекомастия;
  • гиперандрогения;
  • дислипидемия;
  • желчнокаменная болезнь;
  • задержка или ускорение полового развития;
  • патологии опорно-двигательной системы: остеоартрит, болезнь Блаунта, спондилолистез;
  • нарушения углеводного обмена: инсулинорезистентность, нарушение толерантности к глюкозе, гликемии натощак;
  • ожирение печени: гепатоз и стеатогепатит - самые распространённые состояния у детей;
  • относительный андрогеновый дефицит;
  • сахарный диабет II типа;
  • заболевания ЖКТ: воспаление поджелудочной железы, гастрит, геморрой, запоры;
  • печёночная недостаточность;
  • психические заболевания, психосоциальные расстройства;
  • снижение мужской репродуктивной функции, женское бесплодие в будущем.

Родители должны понимать, что дети, страдающие ожирением, - несчастны. Поэтому их основная задача - не допустить такого развития событий, а если это уже случилось, сделать всё, чтобы вылечить ребёнка. Чем раньше взрослые спохватятся, тем больше шансов на выздоровление и благополучную жизнь у него будет в будущем.

Большинство родителей придерживается ошибочного мнения о том, что лишний вес у ребенка сам «уйдет» к старшим классам. Взрослые одобрительно реагируют на повышенный аппетит своего чада, однако, через некоторое время с удивлением отмечают, что ребенка имеется избыточный все.

Диетологи настоятельно рекомендуют обращать внимание на тревожные симптомы ожирения, так как они вполне могут свидетельствовать о более серьезных заболеваниях. Своевременное избавление от лишних килограммов в школьном возрасте значительно упростит будущее ребенка.

Почему школьник набирает вес?

В том случае, когда было обнаружено, что ребенок резко начал набирать вес, поступив в школу, необходимо срочно выяснить причину и принимать определенные меры для решения этой проблемы. С медицинской точки зрения существует четыре причины, по которым школьник начинает набирать вес.

1. Наследственный фактор. Наука доказала, что ребенок с 40% вероятностью унаследует ожирение, если один из родителей страдал этим недугом. Риск иметь избыточный вес увеличивается до 80%, когда ожирение страдали оба родителя.

2. Нарушение работы гормонов надпочечников и щитовидной железы.

3. Неправильное питание. При поступлении в школу ребенок может начинать употреблять в большом количестве вредные продукты - гамбургеры, пирожки, пирожные, чипсы, сухарики, сладкие газированные напитки и прочее.

4. Гиподинамия - малоподвижный образ жизни. Он характерен для большинства современных детей, которые много времени проводят за компьютером и телевизором. Именно поэтому его организм не успевает израсходовать все калории, которые им съедаются.

Методы лечения

1. Правильное питание. В рационе ребенка необходимо заменить все «быстрые» углеводы на продукты с нормальной калорийностью, которые содержат большее количество витаминов и полезных микроэлементов. Ребенок больше есть овощей, фруктов, постного мяса, нежирной рыбы и кисломолочных продуктов. Рекомендуется готовить для него блюда в вареном или тушеном виде.

2. Физические нагрузки. Следует обязательно увеличить физическую нагрузку для ребенка - он не должен много времени сидеть за компьютером или спать. Физическая активность подразумевает частые и долгие пешие прогулки, пробежки, утреннюю зарядку и плавание.

Начинать заниматься спортом можно вместе с ребенком, таким образом контролируя его. Главное, делать это постепенно, чтобы не отбить желание и не навредить сердечно-сосудистой системе, которая у него еще не достаточно крепкая. Спортивные секции и танцевальные кружки не только поспособствуют похудению, но и укрепят иммунитет, повысят самооценку у школьника.

3. Психологическая поддержка. Многие психологи сходятся во мнении, что причиной ожирения являются проблемы эмоционального характера. Постоянные стрессы, вызванные трудностями в школе либо взаимоотношениями с одноклассниками, побуждают ребенка есть больше, чем необходимо.

В таком случае, справиться с проблемой школьнику поможет психолог, он может обратиться к школьному специалисту, либо сходить вместе с родителями на прием в поликлинику.

В любом случае, когда у ребенка имеются серьезные проблемы с весом, необходимо обратиться к эндокринологу, который проведет анализы и обследования. У него могут иметься нарушения эндокринного характера, поэтому диета и физические нагрузки окажутся малополезными.

ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС У ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИИ

Шачнев Родион Михайлович

студент I курса педиатрического факультета СтГМУ, РФ, г. Ставрополь

Email : elena _ shachneva @ mail . ru

Кучерко Надежда Ивановна

научный руководитель, старший преподаватель кафедры гигиены СтГМУ, РФ, г. Ставрополь

В настоящее время одной из актуальных проблем здоровья школьников является проблема избыточного веса. Некоторые факторы риска избыточного веса являются управляемыми: стрессы, нерациональное питание, низкая физическая активность.

Решить любую медицинскую проблему на социальном уровне означает понять характер и природу распространения заболевания в тех или иных группах населения. Определить его связь со множеством физических, химических, биологических, психосоциальных факторов, пути его массовой профилактики.

Новизна моей работы заключается в превращении школьников из объекта исследования здоровья и заботы в субъект профилактической и экологической работы, активации ответственности учеников за свое настоящее и будущее здоровье.

Участники научно-исследовательской работы:

· школьное объединение «Санпост»;

· НОУ школы;

· медперсонал Центра здоровья Советского района;

· педагогический коллектив школы;

· родительская общественность.

Цель работы: Изучение причин избыточной массы тела и коррекция массы тела учащихся.

Объект исследования: Масса тела учащихся.

Гипотеза: Масса тела зависит от образа жизни и питания. Избыточная масса тела поддается коррекции.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Исследовать массу тела учащихся.

3. Выявить причины избыточной массы тела учащихся.

4. Определить методы коррекции избыточной массы тела учащихся.

Проблема: Причины и коррекция избыточной массы тела учащихся.

Методы:

1. Аналитический отбор материала .

2. Измерение массы тела аппаратом.

3. Вычисление массы тела.

4. Опрос учащихся.

5. Метод статистического анализа.

II . Теоретическая часть .

1. Проблемы избыточного веса учащихся.

Более четверти российских детей страдают от лишнего веса. Специалисты НИИ питания РАМН озвучили результаты исследования, касающегося распространенности ожирения и избыточной массы тела среди российских школьников. Выяснилось, что около 20 % детей имеют избыточный вес, а более 5 % страдают ожирением различной степени. Общая численность детей с избыточным весом в США превышает 12 миллионов человек. По сравнению с 1970-ми гг. уровень заболеваемости ожирением среди детей 10-12 лет утроился.

В нашей стране проблема ожирения детей еще не достигла таких масштабов, как в США и странах Западной Европы, полагают в НИИ питания. Однако тревожные тенденции уже прослеживаются.

Проблема избыточного веса у детей с каждым годом углубляется, приобретая катастрофические размеры в развитых странах во всём мире! Полнота и ожирение вызывают у ребенка множество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной детской гипертонии, связано с диабетом II степени, увеличивает риск развития коронарной болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, несущие весовую нагрузку, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По мнению некоторых экспертов, наиболее серьезными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы!

2. Чем опасен избыточный вес?

Избыточный вес - это первый шаг к ожирению - серьезному, хроническому, многофакторному заболеванию. Это не только избыточное накопление жировой ткани в организме и не только косметический дефект. Ожирение сопряжено с нарушениями, затрагивающими: опорно-двигательную систему (артрозы), желудочно-кишечный тракт (панкреатит, холецистит, желчекаменная болезнь), сердце (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь), сосуды (варикозная болезнь), половую систему (бесплодие).

Избыточный вес ускоряет старение организма, ухудшает качество жизни. Избыточный вес составляет основу эмоциональной неудовлетворенности, заниженной самооценки. Это дополнительная нагрузка на сердце, поскольку каждый килограмм жировой ткани содержит 300 километров капилляров, через которые сердцу надо прокачать кровь. Это нагрузка на позвоночник, которая провоцирует развитие остеохондроза и остеопороза позвоночника, что нарушает иннервацию различных органов и со временем приводит к разнообразной патологии.

3. Причины избыточного веса учащихся.

Причину ожирения можно сформулировать одной фразой, это нарушение (ослабление или замедление) обмена веществ, когда энергии, в виде калорий, поступает в организм больше, чем тратится (сгорает). Но это уже вторичная причина. Традиционная медицина считает, что первичных причин вызывающие ожирение четыре:

Нерегулярное, гиперкалорийное питание с высоким содержанием жиров и легкоусвояемых углеводов. Питание вне дома (фаст-фуд), переедание.

Недостаточная подвижность и малая физическая активность (недостаточные физические нагрузки).

Нарушение режима сна, труда и отдыха.

Малоподвижный образ жизни, занятия на компьютере, отсутствие спортивных нагрузок.

4. Здоровое питание

Школьные годы - это не только постоянная умственная нагрузка, но и время активного роста, поэтому для нормального развития ребенка необходимо следовать нескольким правилам.

Первый закон здорового питания: соответствие между калорийностью пищи и энергией, которую организм расходует. Энергетическая ценность жиров в 2 раза выше, чем белков и углеводов. Жиры являются строительным материалом организма. Жирные кислоты участвуют в синтезе соединений регулирующих механизмы иммунитета, аллергии. Однако употребление жиров животного происхождения (насыщенных) приводит к ожирению, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому их следует ограничивать. Растительные жиры (ненасыщенные) богаты жирными кислотами омега-3 и омега-6, их потребление способствует профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, благотворно действует на ткани организма. Потребность организма в жирах могут удовлетворить 2 столовые ложки растительного масла в день и 3 порции рыбы в неделю.

Белки - важнейшие компоненты пищи. В организме человека белки расщепляются на аминокислоты, из которых организм синтезирует необходимые ему белки. Но по содержанию аминокислот животные белки (мясо, рыба, яйца) более цены чем растительные, так как содержат незаменимые аминокислоты. Полноценные белки присутствуют и в растительной пище - бобовых, орехах, семечках.

Углеводы. Функции углеводов в организме в основном сводится к снабжению энергией. Они находятся в растительной пище - крахмал, глюкоза, фруктоза. Мука, крупы, макароны, - содержат в основном крахмал, а фрукты и овощи - простые сахара. Рафинированный сахар приводит к диабету, ожирению, кариесу, сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому необходимо ограничивать продукты с его содержанием. Норма потребления простых углеводов в день - 50 г.

Клетчатка или пищевые волокна, в организме практически не перевариваются, но существенно влияют на процессы: переваривания, усвоения и эвакуации пищи и поддержания микрофлоры кишечника. Содержатся в овощах, фруктах, «неочищенных» зерновых.

Второй закон здорового питания. Организму необходимы витамины и микроэлементы, которые участвуют в различных процессах метаболизма. Они содержатся в различных продуктах: мясо, молоко, зерновые, овощи и фрукты.

Принципы рационального питания:

1. Энергетическое равновесие.

2. Сбалансированность питания по воздержанию основных пищевых веществ.

4. Ограничение в рационе простых углеводов (сахаров).

5. Повышенное потребление овощей и фруктов

6. Использование цельнозерновых продуктов.

7. Снижение потребления поваренной соли.

5. Определение индекса массы тела (ИМТ или индекс Кетля).

Оценка наличия избыточного веса и определения степени ожирения проводится в соответствии с рекомендациями Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) на основании определения нескольких показателей:

Индекс массы тела (ИМТ или индекс Кетля) рассчитывается по формуле:

ИМТ = Вес (кг) / Рост (м2).

Например: масса тела человека = 80 кг, рост - 1,8 м.

ИМТ = 80 кг / (1,8 ´ 1,8) м2 = 80 кг / 3,24 м2 = 24,69 кг/

Таблица 1.

Классификация степени ожирения (ВОЗ):

III . Практическая часть.

1. Обследование учащихся на предмет избыточной массы тела.

Работу по изучению проблемы избыточного веса учащихся я проводил на базе Центра здоровья ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» детская поликлиника с 1 декабря 2013 года по 5 сентября 2014 года, который проводит скрининг детского населения по выявлению нарушений здоровья, тщательное обследование и проведение мероприятий направленных на снижение риска возникновения ССЗ и коррекции избыточного веса. В Центре здоровья имеется зал ЛФК и кабинеты инструментального обследования, бассейн.

В выполнении работы мне оказывала помощь заведующая Центром здоровья Цховребова Вера Петровна врач высшей категории.

Свою работу я начал с исследования массы тела учащихся 10х классов нашей школы.

Исследования массы тела производилось на аппарате АБС-01 «Медас», который осуществляет исследование состава тела.

Результаты исследования массы тела представлены в виде таблицы.

Таблица 2.

Индекс массы тела обследованных школьников

Исходя из результатов исследования, я определил, что среди учащихся 10х классов избыточный вес наблюдается у 6 учащихся, что соответствует 13,9 % ,ожирение у 3 учащихся, что соответствует 9,3 % от числа обследованных учащихся, таким образом, проблема избыточного веса среди учеников нашей школы существует и нуждается в профилактических мероприятиях.

Мы провели круглый стол и анонимное анкетирование.

2. Анкетирование учащихся исследуемой группы.

Я провел анкетирование учащихся с избыточным весом.

Таблица 3.

Анкета

Вопрос анкеты

Ответ

Сколько приемов пищи в день?

Соблюдаешь ли ты режим питания?

Состав пищи: супы, мясо, рыба, сыр, колбаса, сосиски, каши, макароны, овощные салаты, молочные продуктыи др?

$11. часто:

$12. иногда

Как часто ты употребляешь бутерброды, фаст-фуды, газированные сладкие напитки, сладости, мучные изделия?

А) один раз в день

Б) несколько раз в день

В) 1-2 раза в неделю

В какое время бывает последний прием пищи?

Занимаешься ли ты спортом?

Сколько времени проводишь в день за просмотром телевизора и компьютером?

Что ты знаешь о рациональном питании?

Доволен ли ты своей внешностью, хотел бы ты похудеть?

Испытываешь ли ты эмоциональный дискомфорт из за лишнего веса?

Готов ли ты для снижения веса

А) пересмотреть свое питание;

Б) заняться физическими упражнениями?

По результатам анкетирования, я определил основные причины развития избыточной массы тела у учащихся (все учащиеся соматически здоровы, т.к. на диспансерном учете не состоят).

Причины развития избыточной массы тела у исследуемой группы учащихся:

· нерациональное питание;

· избыточное употребление углеводов;

· малоподвижный образ жизни;

· слабая информированность о здоровом питании.

Из 9 учащихся осознают наличие избыточной массы тела и хотели бы похудеть все 9, пересмотреть питание и заняться физическими упражнениями готовы 9 учащихся.

3. Самостоятельное определение массы тела группой испытуемых учащихся.

Работу с испытуемой группой учащихся я начал с объяснения расчета индекса массы тела (ИМТ или индекса Кетля). Каждый ученик самостоятельно вычислил для себя ИМТ по формуле: ИМТ = Вес (кг) / Рост (м2).

Таблица 4.

Расчет ИМТ и оценка массы тела

Участник эксперимента

рост

Индекс массы тела

Оценка массы

тела

Испытуемый «А»

Ожирение 1 степени

Испытуемый «Б»

Избыточный вес

Испытуемый «В»

Ожирение 1 степени

Испытуемый «Г»

Избыточный вес

Испытуемый «Д»

Избыточный вес

Испытуемый «Е»

Избыточный вес

Испытуемый «Ж»

Ожирение 1 степени

Испытуемый «З»

Избыточный вес

Испытуемый «И»

Избыточный вес

Так же мы изучили калорийность продуктов питания, сбалансированность питания, правильный режим питания.

4. Определение правил для желающих снизить свою массу тела.

Изучив литературу, я предложил испытуемым несколько правил, которых следует придерживаться для уменьшения массы тела:

1. Питание должно быть сбалансированным: 55-70 % углеводов (предпочтение цельнозерновым продуктам), 10-15 % белков, 20-30 % жиров.

2. Снизить калорийность пищи: исключить жареные и жирные блюда.

3. Исключить из рациона продукты, богатые углеводами: конфеты, сдобную выпечку, чипсы, сухарики, газированные напитки.

4. В рационе питания должно быть много овощей и фруктов.

5. Необходимо употреблять продукты с высоким содержанием белка нежирные сорта рыбы, мяса, курицу, яйца, творог.

6. Соблюдать режим питания: 6.00-9.00 - завтрак, 11.00-14.00 - обед, до 19.00 - ужин, вечером можно выпить кефир или молоко.

7. Правильно распределять калорийность рациона: завтрак - 30 %, обед - 45 %, ужин - 25 %.

8. Перекус может иметь место, но должен быть здоровым: фрукты, сок, зерновой батончик, салат, кисломолочные продукты, орехи.

9. Исключить употребление шоколадных батончиков, чипсов, сухариков, газированных напитков.

10.Увеличить физическую нагрузку: заняться спортом, отказаться от поездок на транспорте, использовать пешие прогулки.

11.Ведение дневника питания.

Все правила активно обсуждались, в их пользу были приведены неоспоримые доказательства, в результате чего был сделан вывод: данным правилам необходимо следовать не только для уменьшения массы тела, но и для сохранения здоровья в целом!

5. Физические нагрузки, способствующие расщеплению жира и сохранению мышечной массы.

Физические нагрузки за счет увеличенного расхода энергии приведут к расщеплению жировой составляющей массы тела, что приведет к ее уменьшению.

График физических нагрузок для участников.

Бассейн (плавание) - 3 раза в неделю

Велотренажер - 2 раза в неделю.

Аэробика - 2 раза в неделю.

Прогулки - ежедневно.

Таблица 5.

Таблица расхода калорий при различных видах физической активности

6. Мониторинг.

В процессе мониторинга производилось:

1. Анализ дневников питания участников.

2. Отслеживалась регулярность посещений бассейна, занятий на тренажерах.

3. Питание в школьной столовой и буфете.

4. Контрольное взвешивание.

5. Беседы по питанию и уровню физической активности.

Мониторинг осуществлялся каждые 2 недели в течение первых 3 месяцев, а последующие 6 месяцев 1 раз в месяц.

Участники «Д» и «И» выбыли из группы исследования, по причине нарушения в питании, нерегулярного посещения тренажерного зала и бассейна и отсутствии мотивации. Дальнейшие наблюдения мною проводились по оставшимся участникам (3 мальчика и 4 девочки).

Таблица 6.

Итоговая таблица мониторинга

Участник эксперимента

Оценка ведения дневника питания

Посещение занятий в бассейне

Посещение тренажерного зала

Питаний в школьной столовой

Масса

тела

Испытуемый «А»

Испытуемый «Б»

Испытуемый «В»

Испытуемый «Г»

Испытуемый «Е»

Испытуемый «Ж»

Испытуемый «З»

Таблица 7.

Сравнительная итоговая таблица индекса массы тела

Участник эксперимента

ИМТ начальный

ИМТ итоговый

Испытуемый «А»

30,5 (ожирение)

28,6 (избыточный вес)

Испытуемый «Б»

26,1 (избыточный вес)

22,8 (нормальный вес)

Испытуемый «В»

30 (ожирение)

28,7 (избыточный вес)

Испытуемый «Г»

26,3 (избыточный вес)

23,85 (нормальный вес)

Испытуемый «Е»

27,7 (избыточный вес)

26,7 (избыточный вес)

Испытуемый «Ж»

30,5 (ожирение)

29,13 (избыточный вес)

Испытуемый «З»

26,3 (избыточный вес)

24,2 (избыточный вес)

В результате проведенной работы, за 6 месяцев, 2 учащихся «Б» и «Г» достигли ИМТ нормальный вес. У учащихся «А» и «Ж» показатель ИМТ «ожирение» изменился до ИМТ «избыточный вес». Учащиеся: «В», «Д», «Е» и «З» остались в показателях ИМТ «избыточный вес», но ИМТ снизился. Улучшилось физическое и психологическое состояние учащихся.

IV . Выводы.

Выдвинутая гипотеза: «Масса тела зависит от образа жизни и питания. Избыточная масса тела поддается коррекции» подтвердилась. Доказана актуальность проблемы лишнего веса среди учеников 10 класса МОУ СОШ № 2. В ходе анонимного вопроса учащихся выявлены проблемы избыточного веса, которые наблюдаются у 23,2 % учащихся 10 классов школы.

1. Причинами избыточного веса являются: избыточное питание и недостаточная двигательная активность.

2. Избыточная масса тела поддается коррекции за счет рационального питания и увеличения двигательной активности.

Практическое значение моей работы:

1. Повышение информированности учащихся о проблеме лишнего веса и риска развития заболеваний: атеросклероза, гипертонической болезни, почечно-каменной болезни, сахарного диабета, заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний ЖКТ.

2. Активизация личного участия в формировании здорового образа жизни.

3. Обучение самодиагностики и профилактики малоподвижности, неправильного питания.

4. Формирование нового взгляда на мир, заключающегося в бережном отношении к своему здоровью и формированию нового экологического мышления.

5. Материалы работы использованы в школьном курсе изучения ЗОЖ, для привлечения внимания учеников к проблеме возникновения избыточного веса у школьников и способов ее решения.

В процессе изучения данной проблемы были подготовлены: беседа «Здоровое питание», презентация «Движение это жизнь», заседание НОУ по теме: «Углеводы насыщают, белок дает силы, жир производит жир».

Список литературы:

  1. Байтимирова Э. «Здоровый образ жизни. Вопросы теоретической и практической медицины» Уфа, 2010 г.
  2. Гаджиев Р.С. «Образ жизни подростка в условиях крупного города», Здравоохранение РФ, 2008 г.
  3. Дитриев А.Н. «Ожирение и метаболический синдром», Екатеринбург, 2001 г.
  4. Жеребик В.М. «Уровень жизни населения», М. ЮНИТИ, 2002 г.
  5. Ладнова Г.Г., Истомина А.В. «Фактическое питание и витаминный статус школьника Орловской области», «Гигиена и санитария» 2001 г. № 3.
  6. «Политика в области здорового питания в России» «Международная конференция. Вопросы питания» - 1997 г. - № 2, - с. 44-47.

Совсем недавно считалось, что лишний вес у детей — это проблема Америки или стран Европы. Поскольку в этих государствах велико пристрастие к блюдам быстрого приготовления (фастфуду). Однако, к сожалению, сейчас и в нашей стране с этим вопросом дела обстоят неблагополучно: всё чаще и чаще можно встретить детей с избыточным весом. Поэтому мы в скором времени рискуем «догнать и перегнать» заграницу по этому показателю.

На самом деле ожирение — проблема, которая в большинстве случаев берет свое начало в детстве. Поскольку это не только сложности подбора одежды по размеру в детском отделе, но еще и насмешки в школе, а также риск развития многих заболеваний по мере взросления.

Немного статистики…

В США каждый третий ребенок страдает от лишнего веса, в Европе — каждый пятый, у нас пока ещё — каждый шестой. Как видите, тенденция наблюдается довольно грозная.

Когда бить тревогу?

Для детей и подростков не существует универсальной формулы, по которой можно определить соответствие веса тела по отношению к возрасту. Для этого используются центильные таблицы . Они представляют собой схемы, по которым можно сравнить показатели вашего ребенка с показателями других детей того же пола и возраста.

Чтобы понять, как по ним работать, представьте себе выстроившихся в шеренгу сотню детей на уроке физкультуры:

* стоящие в начале шеренги — великаны, опережающие своих сверстников;

* находящиеся ближе к центру соответствуют средневозрастным нормам;

* стоящие в конце строя — самые маленькие, отстающие от сверстников.

В центильных таблицах это отображается следующим образом:

  • если вес вашего малыша находится в пределах от 25 до 75 центилей, то это норма
  • когда вес меньше этих показателей, то у него недостаток массы тела
  • если вес больше, то, возможно, у ребенка избыточная масса тела.

Когда показатели больше или меньше средних, обязательно обратитесь к врачу! В приведенных таблицах по вертикали указан возраст ребенка, а по горизонтали — центили (3, 10, 25, 50, 75, 97).

Каковы причины лишнего веса у детей?

Согласитесь, чтобы справится с любой проблемой, необходимо найти «корень зла» и лишь затем приступать к кардинальным мерам. Лишний вес у детей — не исключение.

Заболевания, которые могут привести к избыточному весу у ребенка

* Эндокринная патология . Нарушения работы щитовидной железы (понижение функции) и половых желез, сахарный диабет и другие.

* Травмы головы, иногда даже опухоли головного мозга (пролактинома).

* Наследственная предрасположенность.

Доказано, что в семьях, в которых родители имеют худощавое телосложение, риск развития у ребенка ожирения составляет всего 8%. Тогда как при ожирении одного родителя этот показатель равен 40%, а обоих — более 80%. Это связанно с тем, что наследуется ген, который способствует накоплению жира в адипоцитах (жировых клетках).

Хотя, вероятно, такая склонность связанна ещё и с тем, что в этих семьях имеется пищевая традиция, которая складывается годами:

Отдается предпочтение высококалорийной пище,

Преувеличенно относятся к понятию «порция»,

Особенности приготовления пищи,

Поэтому, возможно, речь не всегда идет о нарушениях на генетическом уровне.

Однако наиболее часто к избыточному весу у детей приводят:

* Психологические факторы. Дети, точно так же, как и взрослые, склонны «заедать» свои проблемы. И не важно, что это: незаслуженная плохая отметка в школе, трудности переходного возраста, семейные неурядицы взрослых, несчастная любовь, экзамены или нежелание идти в ненавистную школу. В этом случае еда становится эквивалентом душевного комфорта.

* Пристрастие к компьютерным играм и телевизору — это бич современного поколения. Поскольку сейчас для наших детей подвижные игры не всегда интересны. Они хотят поскорее пройти очередной уровень в игре, получить новую виртуальную жизнь и так далее.

И, к сожалению, родители сами иногда виноваты в этом, поскольку включают малышу мультик, будучи заняты. И их тоже можно понять, поскольку жизнь из года в год всё дорожает и дорожает.

* Любовь к фастфуду. Не секрет, что большинство наших детей обожают чипсы, картошку фри, пиццу, гамбургеры. Оно и понятно, ведь блюда действительно вкусные.

А между тем, в них большое содержание опасных жиров и консервантов, которые приводят к увеличению уровня холестерина. В результате у ребенка могут развиться некоторые заболевания.

Вместо нормальной еды дети часто отдают предпочтение сладкому и газированным напиткам.

* Нарушение режима питания. Пожалуй, эта причина берет свое начало ещё с той поры, когда кроху просят поесть, сопровождая присказками да уговорами в духе «ложечку за папу, ложечку за маму…», пока он не съест всё, даже если упорно отказывается.

Малыша немного постарше заставляют съесть определенную порцию, награждая за это чипсами или сладеньким. В результате ребенок привыкает кушать больше, чем требует его организм.

К тому же, начав посещать школу, ребенок не всегда плотно завтракает или может вообще отказаться от завтрака. Однако потом в школе с радостью и вредом для себя же перекусит чипсами, сухариками, шоколадными батончиками, а вечером уже плотно поужинает.

Избыточный вес — опасность для всего организма

Особенно опасны лишние килограммы в доподростковом возрасте, поскольку начинается гормональная перестройка организма ребенка, у него формируются мышцы и скелет. Поэтому если в этом возрасте ребенок перестает активно двигаться, а отдает предпочтение компьютерным играм, то ни к чему хорошему это не приведет.

Лишние килограммы «бьют» практически по всем органам и системам, угрожая формированием тяжелых заболеваний по мере взросления ребенка.

* Сердце и сосуды. Повышение артериального давления, развитие сердечной недостаточности, артериосклероз, стенокардия.

* Пищеварительная система. Панкреатит (воспаление поджелудочной железы), холецистит (воспаление желчного пузыря), склонность к запорам. Иногда жир откладывается в печени и замещает нормальную печеночную ткань, приводя к печеночной недостаточности.

* Эндокринная система. Недостаток гормона поджелудочной железы, отвечающего за усвоение сахара (инсулина), приводит к развитию сахарного диабета второго типа.

* Кости и суставы. Из-за избыточного веса увеличивается нагрузка на кости и суставы. В результате деформируются кости скелета и разрушаются суставы.

* У девочек с лишним весом выше риск бесплодия.

* Нередко наблюдаются расстройства дыхания во время сна : апноэ (эпизоды остановки дыхания), храп.

* Психоэмоциональная сфера. Ребенок, страдающий от лишнего веса, не всегда может разделить со сверстниками многие развлечения, связанные с физической активностью. Он часто слышит в свой адрес насмешки от сверстников, ведь дети порой бывают очень жестоки. В результате он замыкается в себе, у него появляется масса детских комплексов или может развиться даже депрессия.

Лишний вес у ребенка — дело всей семьи

Если на ваш взгляд у вашего ребенка лишний вес, то прежде чем предпринимать какие либо действия, обязательно обратитесь к врачу, чтобы исключить медицинскую проблему.

К тому же, не каждый ребенок, у которого имеется небольшой избыточный вес, страдает ожирением. Ведь иногда у некоторых детей структура тела несколько выше средних показателей. Поэтому необходимо учитывать соответствие роста и веса на определенном этапе развития ребенка. Именно это и сделает доктор: рассчитает индекс массы тела.

Итак, если медицинская проблема исключена, то в ваших силах многое изменить. Но во всём процессе должна участвовать вся семья. Ведь трудно объяснить ребенку, почему всем сегодня можно побаловать себя сладеньким, а ему полагается только безвкусная каша на воде.

Однако не переусердствуйте. Поскольку ребенок должен расти и развиваться , что невозможно без поступления в организм всех необходимых питательных веществ, а также дополнительных калорий.

Поэтому у детей в борьбе с лишним весом имеются некоторые особенности:

* Если у ребенка до семи лет нет проблем со здоровьем, то цель лечения — поддержание веса на определенном уровне, чтобы по мере взросления килограммы перешли в сантиметры.

* После семи лет рекомендуется снижать вес постепенно: не более 400 грамм в неделю или до 500 грамм в месяц. В зависимости от исходного веса. Поэтому какие-либо «новомодные» диеты для детей не приемлемы. Если уж и придерживаться определённой диеты, то только той, которую порекомендовал врач.

Однако вы сможете помочь своему ребенку сами, следуя некоторым советам.

Организуйте правильно питание

* Пресеките «кусочничество» для всех членов семьи. То есть для всех всё должно быть строго: завтрак, обед, полдник, ужин. Причем постарайтесь, чтобы за столом собиралась вся семья, ешьте не спеша, расскажите, как прошел день или поделитесь своими планами на ближайшее будущее.

Однако, чтобы малыш не чувствовал себя одиноко в перерывах между едой, на столе должны быть фрукты (апельсины, яблоки). Чтобы он мог только один раз между основными примами пищи перекусить.

* Отдайте предпочтение овощам и фруктам . Поскольку они не только кладезь витаминов и многих «полезностей», но еще и источник клетчатки, которая дает насыщение.

* Постарайтесь исключить «вредности» или хотя бы их ограничить: чипсы, сухарики, крекеры, печенье, замороженные продукты, сладкие напитки и полуфабрикаты.

* Конечно, нельзя совсем обойтись без «вкусностей», поэтому изредка балуйте малыша ими.

* Старайтесь не использовать еду как наказание или награду.

* Пресеките все приемы пищи перед экраном монитора компьютера или телевизора . Поскольку чувство насыщения наступает намного позднее, если ребенок отвлекается. В результате он съедает намного больше.

Причем, этот пункт касается всех членов семьи!

* Старайтесь красочно оформлять стол : нарезайте красиво овощи, фрукты, хлеб и так далее.

* Ограничьте до минимума походы с ребенком в кафе и рестораны (особенно с едой быстрого приготовления). Поскольку в такой пище содержится большое количество вредных жиров, быстрых углеводов и консервантов.

* Постарайтесь «обманывать» организм ребенка : подавайте еду в небольших тарелках. Таким образом, создается впечатление, что еды много. Постепенно ребенок привыкнет к небольшим порциям, а, повзрослев, сам станет ограничивать себя в еде.

* Ограничьте в рационе ребенка продукты с содержанием быстрых углеводов: макароны, белый хлеб, рис белый стандартный, мармелад, картофель в мундире, сахар. Поскольку, попав в желудок, они сразу усваиваются организмом.

* Отдайте предпочтение методам приготовления пищи, которые наиболее полезны для ребенка. К примеру, вместо того, чтобы пожарить цыпленка, лучше испеките его в духовке или сварите.

Увеличьте физическую нагрузку и уровень активной деятельности

! Приложите усилия к тому, чтобы ребенок максимально двигался. Прекрасно подойдут для этой цели активные игры: салочки, прятки, прыжки через скакалку, катание на роликах.

! Ограничьте время нахождения перед телевизором или экраном монитора компьютера до двух часов в день.

! Вместе занимайтесь тем, чем нравится вашему малышу, подавая собственный пример: походы в лес, плаванье в бассейне, прогулки в парке.

! Позвольте ребенку самому выбрать вид спорта , которым он хочет заниматься, а также дни недели для тренировок. Поскольку если он не будет получать удовольствия от занятий, то всё может закончиться довольно плачевно: «заеданием» стресса и диваном.

! Подавайте собственный пример: купите себе абонемент в бассейн или тренажерный зал.

! И, наконец, самое главное — всегда хвалите ребенка за любые достижения: будь то вынесенное ведро мусора или отличная игра в футбол!

Конечно, проблема лишнего веса у детей должна решаться не только в отдельно взятой семье, но и на уровне муниципальных властей. Поскольку необходимо правильно организовать питание в школах и детских садах, открывать и поддерживать финансово спортивные секции для детей. Но, к сожалению, чаще всего родители в одиночку стараются справиться с этой проблемой. А задача эта — не из легких.

Однако, в ваших силах помочь ребенку гармонично развиваться физически и психоэмоционально, а также формировать правильные пищевые привычки. Ведь это даст вашему малышу возможность в будущем поддерживать здоровый вес, несмотря на колебания гормонов (особенно в подростковом возрасте), а также позволит легче вступить во взрослую жизнь.

врач-ординатор детского отделения